Торговые связи, культурный обмен, войны и конфликты приводят к возникновению коммуникации между разными народами и обществами, неизбежно вызывая языковые контакты. Языковые контакты понимаются как разнообразные изменения, языковые явления одного из двух или более языков (разновидностей), вызванные продолжительным общением в посредственной, непосредственной, устной или письменной форме между говорящими на этих языках (разновидностях). В статье анализируется процесс становления, формирования русско-китайского пиджина во взаимодействии России и Китая. Выявляются причины возникновения русско-китайского пиджина; рассматривается социальное пространство существования русско-китайского пиджина; выявляются особенности русско-китайского пиджина, этапы его становления, формирования и исчезновения. Автор приходит к выводу, что кяхтинский русско-китайский пиджин и харбинский русско-китайский пиджин как результаты долгосрочных и частых контактов китайского и русского языков являются продуктом общения между китайскими и русскими народами. Харбинский пиджин был бытовым языком и охватывал разные слои населения, кяхтинский – возник и существовал на уровне материальной культуры, выполняя коммуникативную функцию. Методологическую основу исследования составляют системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, ретроспективный подходы.
Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки
2017. — Выпуск 3(old)
Содержание:
В статье рассматриваются понятия имиджа с точки зрения разных авторов, его видовое разнообразие и основные компоненты. В результате исследований специалистов (С. А. Камболов, И. П. Тихонов, Е. Б. Перелыгина и другие) была выстроена структура формирования имиджа, а также разработана модель имиджа социального работника с использованием элементов структурно-функциональной модели имиджа социального работника С. А. Камболова. Авторами была предпринята попытка показать структуру индивидуального имиджа социального работника как основу формирования профессионального имиджа. Показано значение имиджа в профессиональной деятельности социального работника. Представлен анализ исследования, цель которого – выявление роли имиджа в профессиональной деятельности социального работника. Отражены основные выводы и результаты исследования, а также приведены рекомендации по повышению уровня имиджа социального работника. В ходе работы было выявлено, что имидж играет важную роль и оказывает положительное влияние на профессиональную деятельность социального работника. Хорошо продуманный имидж социального работника помогает повысить доверие и устранить преграды, возникающие между ним и его клиентами.
Ключевые слова
Предметом анализа данной статьи является понимание современного общества как «общества спектакля». Цель статьи – показать «театральность» общества потребления, исследовать процессы театрализации, роль социальных иллюзий, явление социального амплуа, соотношение реального и символического. Исследуются феномены коммодификации, избыточного и демонстративного потребления, прослеживается влияние социальных иллюзий на формирование ценностных ориентаций и морально-этических установок общества постмодерна. Автор рассматривает процессы виртуализации, подмены реального ирреальным, подлинного – вымышленным, анализирует роль социальных иллюзий в формировании мифологем, всё больше приобретающих статус онтологических. Проблематика статьи несёт в себе элементы научной новизны и актуальности. Сформировавшиеся идеологемы и виртуальные практики оказались востребованными обществом потребления, в котором социальность приобрела театрализованные черты. «Общество спектакля» стирает границы между свободой и несвободой, формирует искажённые взгляды и представления, создаёт образ человека «играющего», жизнь приобретает черты социального маскарада, в котором социальные маски сменяют одна другую. В этих явлениях, а также в процессах манипулирования массовым и индивидуальным сознанием важную роль играют PR-технологии, о которых также речь идёт в статье.
Ключевые слова
Процессы институционализации современного российского общества отражаются на всех сферах его развития. В современных условиях начинают формироваться новые отношения между социальными группами и национальными общностями, которые требуют своего системного осмысления. Современное постмодернистское познание ищет такие формы осмысления многофакторных явлений, которые бы позволили выйти за рамки традиционных схем и «принятых» дискурсов понимания реальности, поскольку в одной познавательной матрице достаточно сложно описать динамические процессы. В этой связи социальное познание использует различные подходы в рефлексии складывающихся социальных процессов. Одним из таких подходов является подход культурной инкапсуляции, предложенный американским исследователем К. Ренном. Подходы культурной инкапсуляции широко применяются в практике консультирования и терапии для понимания особенностей социального функционирования этнических клиентов в обществе. Данный подход применяется и в социологическом познании при описании взаимодействия различных этнических групп применительно к этнокультурным проблемам. В статье даны подходы к описанию трансформации советской матрицы инкапсуляции, её базовых характеристик, особенностей функционирования и её переход в российскую модель.
Ключевые слова
Объективной стороной функционирования современного общества являются процессы, совокупность которых получила название «глобализация». В силу этого истинно актуальная проблема, попадающая в поле социальной философии, так или иначе касается глобализации, которая в свою очередь весьма не однозначна как на практике, так и в научных дискуссиях. Глобализация – процесс закономерный и вполне естественный на современном этапе исторического развития. Именно в рамках этого процесса происходит интенсификация миграционных потоков, изменяется характер социально-экономического взаимодействия. Сложность и неоднозначность процессов глобализации, широта порождённых ими проблем формируют весьма разнообразные взгляды и подходы. Автором предпринята попытка концептуализировать основания, которые формируют предмет диаспоры как социального явления. Диаспора – совокупность населения определённой этнической или религиозной принадлежности, которое проживает в стране или районе нового расселения. Проведён анализ концепций, расширяющий традиционное определение диаспоры, представленных в работах В. Тишкова, В. Дятлова, А. Милитарева. При исследовании диаспоры следует учитывать, прежде всего, то, что в основе образования подобной общности лежит этничность, поэтому решение вопросов, связанных с существованием диаспоры, может быть только при верном понимании сущности этноса и этничности.
Ключевые слова
Истоки формирования концепции техногенного общественного развития восходят к концу ХХ века в контексте научно-технического развития индустриального социума. В последующие годы наиболее полное обоснование эта теория получила в работах Э. С. Демиденко и Е. А. Дергачевой, представителей научно-философской школы исследований социально-техногенного развития мира, которые подчёркивают, что изучение «индустрии» социально-экономических отношений не позволяет строить стратегические прогнозы глобальных взаимосвязанных изменений в обществе и биосфере. Поэтому они расширяют понимание осуществляемых социальных изменений, подчёркивая, что глобализирующееся техногенное социальное развитие приводит к распространению искусственной среды жизнедеятельности населения (техносферы) преимущественно в городах, нарастанию переходных трансформационных социоприродных процессов. С учётом специфики направленности искусственного развития социумов Е. А. Дергачева вносит уточнения в существующую терминологию, вводит и обосновывает новые понятия «индустриально-техногенное общество», «постиндустриально-техногенное общество», что позволяет расширить возможности философских и научных исследований современных мировых процессов. Как продолжение теории социально-техногенного развития в исследованиях учёного формируется новое направление в изучении международной глобалистики – социотехноприродная глобализация, что появилось на основе изучения процессов интегрированного развития социума, биосферы и искусственного мира, установления новых взаимосвязанных закономерностей развития мира. Такой принципиально новый подход к анализу социальных трансформаций позволяет осознать необходимость развития междисциплинарных научных исследований в мире и России с целью формирования адекватной реалиям программы устойчивого коэволюционного развития.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу направлений исследований региональных культур как способов преломления исторического социокультурного опыта в индивидуальной сфере человека и жизни региональных сообществ, особенностей существования культуры в определённом социальном пространстве. Задачами изучения региональных культур являются: определение механизмов трансляции в них культурного опыта, выявление специфики наличной культурной коммуникации, анализ процессов динамики конкретных региональных культур. Значимым считаем рассмотрение роли региональных культур в становлении российской культуры, при том, что само понятие «российская культура» не является в настоящее время сложившимся и содержательно определённым. Анализ российской культуры как культурной целостности требует выявления её типологических свойств и базовых культурных универсалий, сложившихся в том числе и путём интеграции ценностей региональных культур. Для этого необходим и историко-культурный анализ существования региональных форм культуры и их взаимодействия в Российской империи, СССР, постперестроечной России и понимание того, что является основой целостности культуры как таковой. Теоретический аспект определения содержания российской культуры, её общих смыслов, базовых универсалий, выявление в них роли региональных культур связан с практикой социокультурного прогнозирования и культурной политикой.
Ключевые слова
Цель статьи – анализ исторического контекста, в котором формировалось представление об академической свободе в современных США. Большое внимание уделяется реконструкции, с одной стороны, трансформации оснований, а с другой – появлению новых элементов при переносе и адаптации концепции академической свободы в системе высшего образования США в конце XIX – начале ХХ века. Основной объект исследования – Декларация оснований академических свобод и полномочий, написанная в 1915 году по заданию Американской ассоциации университетских профессоров. Декларация, по замыслу авторов, должна была не только отразить теоретические представления о сути академической свободы, но и служить практическим инструментом для разрешения юридических споров в суде в качестве инструмента общего права. В результате переноса на американскую «культурную почву» концепция академической свободы, закреплённая в модели классического германского университета, претерпела трансформацию, в частности, дополнилась представлением о том, что нормы академической свободы могут распространяться на членов профессионального сообщества, высказывающих свою точку зрения по предметам, не связанным с их профессиональной деятельностью в стенах университета. Наибольшему изменению подверглась идея автономности университета как главного основания академической свободы. В Декларации закрепляется представление о том, что основная угроза академической свободе находится не «снаружи», а «внутри» университета, поэтому вместо обсуждения вопросов об автономности университета по отношению к внешним субъектам (государству и т. д.) основной акцент в рамках концепции американской академической свободы следует сделать на формировании «нейтрального» образа университета (менее «закрытый» и менее «независимый», чем автономный; не нарушает сложившейся системы, когда политику университета определяет финансовый комитет; можно дополнить «академическую свободу» представлением о гражданских правах и свободах и т. д.), т. к. это позволит более успешно защищать академическую свободу в суде.
Ключевые слова
Актуальность темы проблематизированного прочтения оригинальной версии философии культуры, созданной Н. А. Бердяевым в первой половине XX века, вызвана необходимостью анализа кризисных процессов, составляющих один из модусов перехода от «современности» к «постсовременности» (не завершённого и в настоящее время). Развернувшийся кризис описан Бердяевым в духе переосмысления подходов И. Канта и Ф. Ницше, что нашло наиболее полное концептуальное воплощение в переработке идеи Новалиса о «новом средневековье». Здесь Бердяев формулирует собственную версию динамического метода (получившего впоследствии название «экзистенциальная диалектика»), сочетающего установку на прояснение вопроса о духовной аксиоматике культуры (её сущность, цель и смысл) с категориальным анализом ряда концептов (например, «возвращение», «путь», «человек» и др.), интерпретируемых с точки зрения экзистенциальной философии. Интеллектуальная модель «нового средневековья», полученная в результате предпринятого Бердяевым исследования «кризиса культуры», включает в себя как формальный (методологический), так и содержательный аспекты. Последний инициирует обсуждение темы явных и скрытых «религиозных войн» в свете поляризации антропологически заданного отношения к смыслу. По мысли Бердяева, к «религиозным войнам» ведёт вторичная онтологизация внутреннего конфликта, который условно обозначен им как конфликт между «христианством» («культура» как «путь возвращения к Богу») и «язычеством» («восходящий тип» антропологической религиозности, «варварство»). Перспектива преодоления деструктивного вектора кризиса культуры связана с раскрытием потенциала свободы, снимающей дихотомию «дня и ночи» в эсхатологической перспективе реализации свободы – творческого самораскрытия личности на путях ответственного смыслополагания.