+
ИСТИННОЕ ЛИЦО ТОТАЛИТАРИЗМА В РАБОТАХ ХАННЫ АРЕНДТ
стр.3-8
В данной статье предпринята попытка критического анализа работ Ханны Арендт о тоталитаризме, а также основных концепций, таких как «История антисемитизма», «Беспрецедентность тоталитаризма», «Банальность зла». Также анализируются восприятие и критика работ и концепций Арендт в гуманитарном дискурсе. На основании анализа делается вывод о значимости ее концепций для социальной философии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КАНТ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: СПОР ИЛИ СОГЛАСИЕ?
стр.9-15
В настоящей статье мы, во-первых, касаемся вопроса о том, может ли кантовская система категорий быть опровергнута с позиции достижений частной науки, к примеру, физики. И, во-вторых, могут ли развиваться сами категории. Обоснование отрицательного ответа на оба вопроса требует анализа оснований, на которых выстраивалась данная система. Одним из принципиальных оснований является набор функций суждений формальной логики, выражающий различные способы связи эмпирического материала. Кантовская теория познания требует разграничения следующих рациональных форм: категория, предикабилия, эмпирическое понятие науки. Категории и предикабилии представляют систему априорных, универсальных и внеисторических структур нашего сознания, эмпирические понятия историчны и не имеют ограничений в своем развитии. «Затравочный образ» (С. Н. Жаров) рассматривается как промежуточное звено между предикабилией и эмпирическим понятием. Однако, поскольку основания логических форм мышления, в частности, суждений, относятся к числу дискуссионных вопросов современной науки, то проблема полноты системы категорий остается открытой. В контексте прояснения данных оснований перспективным представляется деятельностный подход, развиваемый в рамках наук о сознании, биологии, психологии, эволюционной эпистемологии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА": КОНЦЕПТ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
стр.16-22
Гаврилова А.Г., Шурыгина М.А.
Данное исследование преследует своей целью осветить идею сверхчеловеческого, которая плотно закрепилась в ницшеанском контексте, с обращением к экзистенциалистским интуициям. Специфика бытия сверхчеловека отмечена бесконечным преодолением себя, благодаря чему мы видим открывающуюся способность выходить за рамки заданного мира с целью создания своей собственной системы, в сфере которой сверхчеловек конструирует себя. Однако, как выясняется, этот процесс сопровождается осознанием трагедийности своего существования, которое стало следствием его выбора; и путь, на который встает сверхчеловек, не может быть рассмотрен вне акта воления и решимости, которая превозносит его над самим собой и заставляет встретиться с истиной, несущей с собой разрушение, в катарсисе которого сверхчеловек открывает для себя силу витальности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЖАН БОДЕН КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр.23-28
Статья посвящена Жану Бодену, чье становление как философа и политического деятеля приходится на эпоху Возрождения. Перед автором стоит задача показать, что гуманистические идеалы эпохи нашли отражение и в творчестве мыслителя. Им затронуты самые разнообразные проблемы, волновавшие гуманистов. Среди тем, которым Ж. Боден уделял внимание: человек и преклонение перед его разумом, вопросы нравственного воспитания, критика рабства, проблемы государственного устройства, справедливости и веротерпимости, идея прогресса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
стр.29-32
Евстифеева Е.А., Филиппченкова С.И.
В статье представлены результаты социально-психологического исследования по проблеме ценностного выбора студенческой молодежи тверских и московских вузов за 2022-2023 гг. Они актуализируют и проблематизируют тему духовно-нравственного здоровья молодежи. Они также позволяют ответить на вопрос, проступает ли духовно-нравственный горизонт здоровья у студенческой молодежи. Приводятся рациональные основания обеспокоенности приоритетного выбора молодежью ценностей мобильности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЧЕЛОВЕК КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
стр.33-37
В статье рассматриваются различные аспекты трактовки человека и его природы в предфилософских традициях восточносредиземноморского культурного ареала - Египте, Передней Азии, архаической Греции. На их примере демонстрируются механизмы трансформации категорий культуры в будущие объекты философской рефлексии, а также затрагивается вопрос о ближневосточных теоретических источниках раннегреческой философии. Автор показывает, что, несмотря на то что антропологическая проблематика в силу целого ряда факторов не являлась основной линией развития древнегреческой философской традиции на её начальном этапе существования, связанные с ней категории культуры гораздо раньше устойчиво вошли в проблемное поле как греческой, так и ближневосточной мифопоэтики, став, таким образом, одной из скрытых причин последующего обращения греческой философской мысли к теме человека уже в классический период её истории.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ У ОККАМА
стр.38-44
В статье выдвигается предположение, что критика папской доктрины «plenitudopotestatis» и проблема разграничения духовной и светской власти потребовали от Оккама выстроить аргументацию, в которой светская власть потеряла свою сакральность. В ходе анализа ряда положений «Dialogus» было выявлено следующее. Во-первых, Оккам выводит светскую юрисдикцию из церкви и утверждает ее независимость от власти папы. Во-вторых, обряд коронации и помазания теряет свою легитимирующую функцию. В-третьих, из концепции происхождения власти, представленной «Breviloquium», следует, что религиозная принадлежность императора не играет никакой роли для получения власти. В-четвертых, цель светской власти для Оккама не связана с категорией спасения, а существует «pro utilitate communi». В-пятых, Оккам отказывается рассматривать империю в эсхатологическом ключе и наделять ее сакральным смыслом, поскольку цель ее создания была утилитарной, а не религиозной.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ К ВЕРШИНАМ ВЛАСТИ: "ИСТОРИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ" КАК ЭТАП В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОСПРИЯТИЯ НАПОЛЕОНА III
стр.45-49
В статье анализируется политическая философия Луи Бонапарта, выраженная в его написанных в заключении «Исторических фрагментах». Показано стремление политического узника включить свои идеи и поступки во всемирно-исторический контекст. Если он вполне справедливо выступал против поспешных, поверхностных аналогий в истории, то развиваемая им социально-философская концепция оказывается уязвима прежде всего в самой интенции обнаруживать в прошлом подтверждение политических убеждений и пристрастий своего автора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИДЕОЛОГИЯ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ В СОВЕТСКОМ И КИТАЙСКОМ ВАРИАНТАХ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
стр.50-55
Радугин А.А., РАДУГИНА О.А.
В статье идеология представлена как специфическая сфера социальности, а именно - идеологическая социальность. Идеология, как специфическая форма социальности, представляет собой целостную структуру общества, которая не рядоположена со всеми другими структурами, а пронизывает их и определяет характер их функционирования. В обществе функционирует множество идеологических систем, которые различаются по масштабы применения. Наибольшее влияние на мировые процессы оказывали и продолжают оказывать так называемые «глобальные идеологии». Одной из таких идеологических систем является коммунистическая идеология, которая исторически существовала в двух основных формах: идеология построения коммунистического общества в СССР и идеология построения социализма с китайской спецификой в КНР.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СУБЪЕКТА В НЕОКАНТИАНСТВЕ
стр.56-61
Статья посвящена проблеме формирования концепции субъекта в философии неокантианства. Рассматриваются как позиции двух главенствующих направлений: марбургской и баденской школ, -так и идеи отдельных философов, таких как А. Риль и Г. Файхингер. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) несмотря на разные стратегии анализа проблемы субъекта после И. Канта, неокантианство в целом настаивало на идее человека как носителя трансцендентальных идей; 2) неокантианство впервые утвердило культуру (В. Виндельбанд), символ (Э. Кассирер), социальное (А. Риль) или фиктивное (Г. Файхингер) мышление как переосмысление трансцендентальности субъекта в сторону его интерсубъективности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РЕКУРСИЯ КАК СПОСОБ САМООРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
стр.62-67
Целью исследования является определение значения рекурсии в аутопойесисе (самоорганизации) современного сетевого социума. Предлагается описание рекурсивных механизмов происходящих в мегасистеме сетевого социума в рамках междисциплинарного подхода с опорой на теоретические позиции Н. Лумана, М. Кастельса, Л. Витгенштейна, Н. Хомского, У. Матураны, Ф. Варелы, М. Корбаллиса и Е. Н. Князевой и др. В результате установлено, что механизмы рекурсии определяют себя основополагающими процессами аутопойесиса не только в социально-коммуникативных системах, но и в «системах сознаний» виртуальных субъектов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ
стр.68-73
Представление о времени в социальной философии неразрывно связано с социальными процессами и способами взаимодействия людей с миром. В постсовременном обществе ускорение ритма человеческой жизни и темпа социальных преобразований влияет на восприятие времени. Сокращается разрыв между прошлым и настоящим, значимым становится «личное временя», связанное с персонализацией повседневности и десинхронизацией коллективных форм взаимодействия. В контексте данных изменений необходимым является анализ феноменов вневременности, мгновенного времени, ретро.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОСТГЕНДЕРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ТОТАЛИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ
стр.74-77
В данной статье рассматривается трансформация человека и гендерных образов в сетевом обществе в условиях техно-гуманитарной революции, вызванной цифровизацией. В результате исследования мы пришли к выводу, что постгендерная антропология является продуктом сетевой экономики, образцом трансгуманистического идеала и политическим инструментом тоталитарной демократии, которая использует идеи прогресса и свободы в качестве симулякра для лоббирования своих политических интересов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ П. Л. ЛАВРОВА
стр.78-81
Данная статья посвящена рассмотрению воззрений П. Л. Лаврова в отношении формирования и развития идеального общества. Взгляд на культуру как на воплощение потребности объединяющего философского мышления и реальную действующую силу общества выводит рассмотрение процесса развития личности в новую плоскость. Основным индикатором прогресса является процесс постоянного переосмысления культурных образцов, что видится возможным именно благодаря деятельности личности. Идеальное общественное устройство выступало предметом размышления П. Л. Лаврова. Рассматривается соотношение идеалов личности и идеалов общества в социальной философии П. Л. Лаврова.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИСКУССТВО И РЫНОК: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
стр.82-84
Традиционно искусство воспринимается как автономная сфера, существующая без всякой посторонней цели исключительно для себя. Такое понимание искусства восходит к философии Просвещения и получает теоретическое обоснование в трудах И. Канта. В данной статье предпринята попытка рассмотреть, какие социально-экономические причины сформировали такое представление. Взглянув на предмет исследования с точки зрения социальной философии, авторы проследили влияние потребительской экономики на развитие искусства. В результате сделан вывод, что искусство никогда не было независимой сферой, а произведение искусства на протяжении всей истории укреплялось в статусе товара. В качестве возможного выхода из сложившейся ситуации выдвинуто предложение рассматривать искусство с точки зрения этики как инструмент трансформации социальной реальности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДИСКУРС О СВОБОДНОЙ ВОЛЕ И ЕГО ИСТОКИ В ХРИСТИАНСТВЕ ДО АВГУСТИНА
стр.85-89
В статье рассматриваются вопросы истории развития представлений о свободе в христианской антропологии до V в. н. э., возникновения и синтеза понятий, повлиявших на становление учения Церкви в данной тематике. Особое внимание уделяется влиянию апостола Павла на дальнейшее развитие представлений о свободе человека.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОБОРНОСТЬ И СВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ (НА МАТЕРИАЛАХ ФИЛОСОФИИ В. СОЛОВЬЕВА, С. ФРАНКА, Н. БЕРДЯЕВА)
стр.90-93
Тонковидова А.В., Орлов М.О.
В текстах В. Соловьева, С. Франка, Н. Бердяева присутствует описание светского типа социальности. Онтологическим основанием светской социальности является соборность, проявляющаяся в своем диалектически отрицательном значении. Социальная организация светской социальности названа «муравейником» В. Соловьевым и С. Франком, «сборностью» Н. Бердяевым. Ее чертами являются коллективизм, индивидуализм, утрата свободы, снижение роли личности вследствие утраты образца для ее становления в лице Бога. Это формальное и механическое единство. На основании текстов Н. Бердяева определяются типы личности светской социальности: «истязаемый» человек и «падший» человек. Согласно мыслителям, светский тип социальности сохраняет в себе черты религиозности, что дает основание для дальнейшего становления социальности к новому значению религиозности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова