+
ИДЕОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
стр.3-7
Цель статьи - выявив сущность и основные социальные функции идеологии, раскрыть ее манипулятивную роль в политических процессах. Было установлено, что идеология, как теоретический уровень общественного сознания, представляет собой, прежде всего, систему идей и ценностей, на основе которых люди осознают и оценивают свое отношение к социальной действительности. Манипуляция в современных политических процессах широко применяется, как на глобальном уровне, так и на уровне конкретного социума, в рамках тоталитарной, авторитарной или демократической политических систем, своеобразие которых определяется господствующей идеологией.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КРИТИКА ПРОГРЕССИЗМА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (К. ЯСПЕРС, М. ХАЙДЕГГЕР, Н. БЕРДЯЕВ)
стр.8-12
Аникеева Е.Н., Таравков К.В.
В статье рассматривается критика со стороны представителей экзистенциальной философии: К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева, - прогрессизма как доктрины о бесконечном совершенствовании социума на основе развития техники, науки, экономики. Актуальность данной темы состоит в том, что нынешнее непростое время глобальных кризисов требует выработки психологического, духовно-нравственного здоровья (не говоря о здоровье физическом), и такая выработка должна философски подкрепляться. Чрезмерное упование на прогресс в виде посюстороннего фактора развития, игнорирование духовных, экзистенциальных основ человека приводит к завышенным самооценкам, искажению стратегий выживания перед лицом глобальных проблем и, в конечном счете, к трагическим последствиям. Прогрессизм, «демонизм техники» (К. Ясперс), связанный с забвением современным человечеством глобальных уроков осевого времени, и «религия прогресса» (Н. Бердяев) являются тотальными заблуждениями/иллюзиями в понимании человека и общества, и потому они основная мишень для критики со стороны экзистенциальных мыслителей. На материале работ К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. А. Бердяева, применяя методы сравнительного анализа, авторы продемонстрировали аспекты критики этими философами убийственной иллюзии прогресса как сциентистской и техницистской доктрины, показали экзистенциальную альтернативу прогрессизму в форме эсхатологии, призвали к трезвой, свободной от прогрессистской иллюзии самооценке собственного духовного состояния. Вариантом прогрессизма в наше время является трансгуманизм с его постулатами о будущем пост-человеке, безудержной вере в NBICS-технологии и трансформации человечества под руководством технократических элит. Авторы статьи приходят к выводу, что экзистенциальная философия в лице рассматриваемых мыслителей отвечает на современные вызовы и требования критики бесчеловечности трансгуманизма, его прогрессистской основы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕРСПЕКТИВЫ КУЛЬТУРЫ, НАУКИ И ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ (КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ)
стр.13-18
Таранова А.Е., Антонова Е.Л.
В статье рассматриваются перспективы культуры, человека и науки в условиях культуры отмены в «парадигме» посткультуры с ее пониманием прогресса. Поскольку в постиндустриальном обществе понятие «техноуклад» становится ведущей единицей измерения достижений культуры, - «технократический» подход к пониманию будущего, в котором культура понимается как «научно-технический» феномен, наука выступает побочным продуктом технологического процесса, который, по сути, превращает человека из субъекта в объект «приложения» технологий. Исключение человека из технологической цепи, по сути, превращает постиндустриальную эпоху в эпоху посткультуры, постнауки и постчеловека.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВЛИЯЕТ ЛИ ЯЗЫК НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ?
стр.19-23
Бажанов В.А., Шевченко И.Г.
В статье предпринимается попытка показать, что слабая версия гипотезы лингвистической относительности ввиду неизбежного использования естественного языка приложима к сфере научных исследований вообще и для по меньшей мере ряда разделов физико-математического знания. Лингвистическая относительность проявляется в результатах научного поиска через стили мышления, синтаксические и семантические особенности используемых языков, посредством оценки реального авторства и рецепции самого исторического события, связанного с определением действительного автора того или иного результата. Выдвигается предположение о том, что феномен лингвистического детерминизма говорит в пользу невозможности достичь степень абсолютной деантропологизации в последовательном и обстоятельном изложении результатов научного знания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ФИХТЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ "ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМА" Н. О. ЛОССКОГО И С. Л. ФРАНКА: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
стр.24-31
В данной статье осуществляется историко-философская реконструкция влияния концепции идеал-реализма Фихте на становление идеал-реализма русских интуитивистов Н. О. Лосского и С. Л. Франка. В ней выявляется ряд аспектов, которые русские интуитивисты считали заслугой Фихте по отношению к развитию всего философского знания, а также центральные вопросы расхождений концепции «идеал-реализма».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА РЕДУКЦИОНИЗМА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. ЧАСТЬ 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РЕДУКЦИОНИЗМА
стр.32-37
Во второй части настоящего исследования анализируются логические истоки редукционизма. Выделенные в прошлой части направления редукции, «редукционизм снизу» и «редукционизм сверху», раскрываются через призму кантовских категорий и антиномий как естественная склонность природы нашего разума. Таким образом, получают объяснение поразительная устойчивость, широта применения и, по сути, неизбежность упрощающего познания реальности, а следовательно, крайняя сложность его преодоления. В контексте кантовских динамических основоположений затрагивается проблема творческого созидания, синтезирования, сущности. Автор показывает, что, хотя данный синтез в своих истоках неизбежно оказывается случайным и субъективным, однако, при всём исходном разнообразии, разум естественно скатывается по логическим рельсам редукции. Подчеркивается, что логика кантовских антиномий, взятая в качестве опоры для методологического выделения двух видов редукционизма, открывает горизонты для новой постановки проблемы там, где господствуют сложившиеся принятые интерпретации истории философской мысли, от античности до современности. Обоснование пути выхода из тупиков редукционизма осуществляется на основе системного подхода, отказывающегося от сведения объекта исследования к самодостаточной сущности (субстанции) и рассматривающего явления в сложной системе взаимодействий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСМЫСЛЕНИЕ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СТОИКОВ И ТРАНСГУМАНИСТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
стр.38-44
Предметом исследования данной статьи является осмысление смерти человека в философии стоиков и трансгуманистов. Статья раскрывает отношение к смерти поздних стоиков: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, а также отношение к смерти и курс на ее преодоление у трансгуманистов. Автор проводит сравнительный анализ этих двух подходов, обосновывая мысль о том, что реализация трансгуманистического проекта бессмертия может привести к потере сущностных характеристик человека. Актуальность данной статьи автор связывает с бурным технологическим развитием современного мира, в первую очередь в области биомедицинских и информационных технологий. На основе привлечения работ западных и российских исследователей делается вывод, что для любого современного человека, как и для общества в целом, вопрос о перспективах научных исследований в области продления жизни и бессмертия - это вопрос актуального жизненного выбора и актуальной борьбы за будущее.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
стр.45-49
Радугин А.А., Черноусова И.Д.
В статье раскрыта сущность процесса глобализации как фактора проблематизации национальной идентичности. Проанализировано содержание понятия «национальная идентичность». Выявлены наиболее важные характеристики российской национальной идентичности. Показано, какие действия на идеологическом уровне предпринимает руководство страны для формирования российской национальной идентичности в современной России. Рекомендовано разработать и утвердить «Концепцию национальной идентичности России», которая должна быть направлена на защиту непреходящих цивилизационных и национальных ценностей России.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КРИЗИС КАК ИММАНЕНТНОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
стр.50-55
РУЖЕНЦЕВ С.Е., Смирнов А.В.
В статье предпринята попытка осмысления происходящих сегодня кризисных процессов через призму понятийно-концептуального аппарата А. А. Зиновьева. Анализируя разнообразные проявления современного глобального кризиса, авторы приходят к выводу, что его сутью и одновременно причиной является рассогласование целей общественного развития и используемого для достижения этих целей набора средств и методов. Инверсия целей и средств ведет к перманентной дезорганизации всей социальной жизни. Важной стороной кризиса и одновременно механизмом его купирования выступает имитация демократических институтов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОХРАНЕНИИ ЖИВОГО НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ
стр.56-60
В условиях укрепления технико-технологической стороны жизни и деятельности человека обостряется проблема сохранения живого начала в человеке, которое можно определить как непосредственное сцепление в единство всех природных и социокультурных свойств человека, всякий раз органично и спонтанно воспроизводящееся в уникальной форме. Автором выделяются основные черты живого начала в человеке: спонтанность, непосредственность, органичность, открытость, целостность. В статье отмечается, что при решении обозначенной проблемы необходимо применение экогуманистического подхода, целью которого является достижение оптимальности в соотношении значимого различного (или даже противоположного), компромисса и антиредукционизма в отношениях человека и техники, антропологического и технического, естественного и искусственного.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ЭТНОС"
стр.61-67
В статье анализируются различные подходы к определению понятий «этнос» и «этническая общность», акцентируется внимание на сравнительной характеристике таких подходов, как конструктивизм, инструментализм, социокультурный и многофакторный.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФИЛОСОФИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ: АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМОБЫТНОГО ФИЛОСОФСКОГО СУБЪЕКТА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ (ПО А. А. РОИГУ)
стр.68-70
Статья посвящена рассмотрению позиции одного из наиболее видных представителей философии освобождения А. А. Роига по вопросу формирования автохтонной формы философского сознания в Латинской Америке. Раскрываются эмпирический и аксиологический аспекты становления этого сознания, а также освещается множественный или коллективный его характер. Анализируя взгляды аргентинского философа, мы последовательно показываем все особенности саморефлексии континентального философского субъекта Латинской Америки.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НРАВСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ МАРСИЛИО ФИЧИНО
стр.71-74
Статья посвященаМарсилио Фичино, основоположнику Платоновской академии во Флоренции. Перед автором стоит задача показать, что нравственная проблематика не просто привлекала философа, нравственным уставом регламентировалась жизнедеятельность академии, кроме того, тема нравственности всплывала, когда мыслитель описывал природу человека. В предлагаемой Фичино концепции мудреца просматривается нравственный идеал эпохи Возрождения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДИАЛЕКТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ОТ "ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ" К "ОБЩЕСТВУ ПЕРЕЖИВАНИЙ"
стр.75-78
В статье рассматриваются этапы развития потребительского сознания, обусловленные переходом от «товаропроизводящей» экономики к экономике «впечатлений и услуг». Отмечается, что общество переживаний выступает закономерным этапом развития общества потребления, который согласно логике диалектического мышления, оставив для реализации эмоций необходимые материальные ресурсы, пересматривает их пункт назначения. Если эмоциональная составляющая потребительского общества детерминирована приобретением желаемых товаров, то в обществе переживаний внимание акцентируется на приобретении впечатлений. Показывается, что необходимой основой для формирования общества потребления и общества переживаний выступает информационная сфера, которая выполняет функцию как глобального смыслового и коммуникативного пространства, так и инструмента самопрезентации людей.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АНТРОПОЛОГИЯ МИГЕЛЯ ДЕ УНАМУНО
стр.79-81
Мигель де Унамуно в своем кардинальном труде «О трагическом чувстве жизни» («Del sentimiento tragico de la vida», 1913) разрабатывает антропологию, где возникает представление о конкретном человеке «из плоти и крови» (со всеми присущими ему проблемами, страданиями и радостями, в конечном итоге, всем сокровенным в своем существе) и вместе с этим забота о смерти и бессмертии, поскольку эта забота является более чем разумной или пережитой, что подразумевает всех конкретных людей, таким способом порождая универсальность в унамуновской антропологии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПАФОС ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА
стр.82-86
В статье анализируется роль личности в деле совершенствования земного бытия в философской системе Н. А. Бердяева. Для философа представляется невозможным продолжение существования мира таким, каким он был прежде, настало время духовного единства, основанное на общей цели преобразования мира. Была определена миссия личности, которую Н. А. Бердяев, провозгласив сотворцом Бога, призвал к не просто искренней вере и христианскому смирению, а к активному «напряжению духа», преодолению всего природного в себе для обнаружения того божественного, бессмертного начала, которое позволит сделать мир и самого себя такими, какими их задумывал Бог.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова