В статье авторы ставили перед собой цель с помощью анализа различных аспектов современного общества обосновать положение, что его доминантным качеством является неопределенность. Проведенное исследование показало, что современное общество характеризуется взаимодействием многих аспектов. В научной литературе сущностная сторона каждого из этих аспектов получила отражение в названии, через которое акцентируется внимание на протекающих в нем тех или иных процессах. Однако наряду со специфическими особенностями аспектов современного общества в каждом из них присутствует существенный элемент неопределенности. Происходящее в системе современного общества взаимодействие элементов порождает синергетический эффект. На основе этого эффекта фактор неопределенности занимает доминирующее положение на современной стадии развития человечества.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия
2022. — Выпуск 2
Содержание:
Рассел начинает с позиционирования себя в качестве реалиста и эмпирика, но заканчивает утверждением о том, что объекты -это логические фикции, сконструированные из элементов чувственного опыта. Куайн делает вывод, что референция и онтология являются относительными, обусловленными нашими собственными способами мышления. Мы не только не можем сказать, что нечто существует; мы не можем даже, строго говоря, сказать, что некто верит в то, что оно существует. Крипке утверждает, что между мной и реальностью существует прямая связь. Мы не отделены от реальности облаком концепций; мы напрямую контактируем с реальностью. У нас есть прямая, непосредственная связь с реальностью, которая не зависит от того, что мы думаем и говорим.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы критики классического историзма в философии постструктурализма в ее основных измерениях: теоретическом, политическом, этическом. Автор исходит из того, что критика сопровождается переходом в пространство смежного дискурса: 1) критика носит непрямой характер, имеет место не теоретическое опровержение классического историзма, а подрыв его метафизических оснований; 2) метафизический фундамент подрывается косвенно, благодаря переносу проблематики в другое измерение, где эта метафизика отбрасывается как излишняя. Подчеркивается, что тактика постоянного ускользания в пространство смежного дискурса позволяет смягчить связанную с историзмом метафизику за счет встраивания ее в проблемное поле, в котором она становится ненужной. Автор отмечает, что основными объектами критики становятся метафизика субъекта и телеологическая история; подрыв одного влечет ослабление другого. Показано, что критика классического историзма в постструктурализме не означает тотального отказа от историзма вообще; глобальный историзм сменяется историзмом локальных актов. Новизна исследования видится в том, что автор демонстрирует, каким образом радикальная критика историзма, предпринятая в постструктурализме, предполагает частичное восстановление в правах метафизики субъекта, что в дальнейшей перспективе может вести к возрождению представлений о транс-исторических сущностях.
Ключевые слова
В статье рассматривается традиционный для европейской и отечественной философских культур вопрос о взаимоотношении философии и медицины в современном социальном контексте. Автор выявляет особенности биоэтической проблематики, которая сегодня становится всё более актуальной для сферы медицины; анализируя критический дискурс в адрес современной врачебной практики, делает акцент на ее дегуманизации, которая связана с процессами технологизации, коммерциализации и инструментализации. Обращение к опыту христианской аксиологии позволяет решить многие острые социальные проблемы как в области медицины, так и в философии.
Ключевые слова
Предметом статьи является анализ процесса становления и эволюции философских взглядов Поля Рикёра, посвященных проблематике исторического познания и исторического опыта. Особое внимание автор уделяет выявлению взаимосвязи антропологии, философской теории метафоры и герменевтической феноменологии как теоретической основы понимания Рикёром исторического нарратива в качестве инструмента освоения темпорального опыта.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка анализа гуманизма как социального и этического феномена в контексте извечной проблемы цели и средств. Неоднозначность и противоречивость гуманизма связаны, по мнению авторов, не только с широтой и многообразием социальных задач, но и с изменениями тенденций и условий социальной жизни. Одна из важнейших экзистенциальных проблем гуманизма есть проблема механизмов и средств реализации его высоких идеалов. Однако именно решение этой проблемы способно стать условием его развития и обновления в современных условиях глобального кризиса.
Ключевые слова
В настоящей статье обсуждается возможность применения для анализа феномена межличностной коммуникации методологии хорошо известного в отечественной социально-гуманитарной науке деятельностного подхода, но уже в его современном, обогащенном наработками новейших исследований по теории управления человеческим поведением варианте. В свете методологической перспективы современного варианта деятельностного подхода выстраивается нетривиальная концепция понимания характера и логики коммуникативных процессов. По-новому осмысляется такой ключевой концепт коммуникативистики, как коммуникативный акт (КА). Исследуется вопрос о структуре КА, выявляются принципы его фреймового наполнения, обсуждаются проблемы семиозиса характерных для КА текстов, а также проблемы артикуляции такого рода текстов в рамках соответствующего КА.
Ключевые слова
Исследование рассматривает подходы итальянского католического философа Дель Ноче (вторая половина XX в.) к проблеме секуляризации и культуры «современности». Главные усилия Д. Ноче были направлены на критику атеизма и марксизма, которые он совместно с фашизмом и либерализмом рассматривал как элементы единой новоевропейской истории и культуры. В этих идеологиях современности он видел действие не только идей рационализма, но и глубокого внутреннего атеизма, а также нигилистических процессов. Здесь он видел значительную угрозу для европейской культуры. Причины зарождения и усиления этих «атеистических» идеологий Ноче видел в секуляризации. Ноче предложил оригинальное объяснение возникновения секуляризации как ключевого феномена европейской культуры. Изначальные причины идей, породивших позже секуляризации, Ноче видел в «новом гнозисе», т. е. в особой интерпретации античного гнозиса, которую предложила христианская (западная) культура с наступлением новой эры. Содержание «нового гнозиса» заключалось в методологическом отрицании первородного греха человечества. При этом Ноче считал «новый гнозис» не ересью, а тем, что методологически предшествует формулированию как ересей, так и догматов. Ноче стремился объяснить ограниченность культуры модерна, выйдя за рамки модерного мышления, но при этом не прибегал к методологии ни постмодернистов, ни антимодернистов. Попытка Ноче в конечном счете не выходит за рамки собственно секулярной, модерной методологии, но делает шаг в эту сторону.
Ключевые слова
В данной статье автор рассматривает развитие миметической концепции в творчестве франко-американского философа Рене Жирара, выделяя три основные темы, сопровождающие исследовательский интерес мыслителя: литературный анализ, фундаментальную антропологию и христианство. В статье рассматриваются основные понятия миметической концепции такие, как мимезис присвоения, метафизическое желание, соперничество. Обозначается влияние предшествующих философских концепций на взгляды Жирара. Рассматривается значение миметической концепции в проекте фундаментальной антропологии, прослеживается связь миметического соперничества и священного насилия. Также автор статьи уделяет внимание теме христианства, послужившей лейтмотивом всей философии Жирара.
Ключевые слова
В статье анализируется специфика экзистенциального письма Сёрена Кьеркегора, использующего спекулятивно-диалектическую форму мысли с одновременным отрицанием за негативным мышлением возможности адекватно отобразить перепетии человеческого существования. С помощью реконструкции структурных отношений между элементами рядов, что стоят за кьеркегоровскими стадиями на жизненном пути, подчеркивается неприемлемость гегелевского концепта развития в качестве схемы, объясняющей переход от эстетика к этику, а от того -к рыцарю веры. Несостоятельность диалектического подхода по отношению к экзистенциальной реальности подкрепляется уяснением того значения, которое закрепляется у Кьеркегора за конфиниумами, отчаянием и абсурдом.
Ключевые слова
В статье акцентируется возвращение феномена социального в искусство XX-XXI вв. в виде художественных практик, ориентированных на социальное взаимодействие. Рассматриваются причины этого процесса, которые, по мнению автора, связаны как с внутренней логикой развития истории искусства, так и с историческими условиями: с различными моментами политических сдвигов. В статье представлен анализ формальных модификаций художественных произведений, вызванных трансформацией определения искусства. В качестве вывода автор предлагает подход к рассмотрению искусства социального взаимодействия с точки зрения социальной философии как альтернативного методологического хода существования искусства в ситуации «всеобъемлющего спектакля».
Ключевые слова
В статье рассматривается попытка разрешения проблемы предметной области, метода и в широком смысле специфики наук о духе, предпринятая основоположником марбургской школы неокантианства Германом Когеном. Критически осмысливается проблематика предметного разделения гуманитарной и естественнонаучной областей знания, начатая В. Дильтеем. Подчеркивается генеалогическая взаимосвязь между когеновской философией культуры и его философской системой. Основной чертой, обособляющей когеновскую интерпретацию проблемы разделения наук на науки о духе и о природе, является умозаключение о несостоятельности диалектической концепции Дильтея, которая постулирует четкую границу между науками «естественными» и «гуманитарными». По замечанию автора, в системе философии культуры Когена выводимы три требования: системность, научность и историчность. Красной нитью в исследовании проходит мысль о том, что философия играет роль маяка для развития каждой из гуманитарных дисциплин в контексте исторических преобразований. Систематическая философия, соединяющая в себе культурообразующие элементы: логику и этику, - как первоначало наук суть также вектор для их рефлективного преобразования и системной цельности в качестве «наук о духе».
Ключевые слова
В статье анализируется проблема выделения субъектов коммуникации, а также процесс порождения самой коммуникации и смысловых интенций. Смысловые коды, субкоды могут участвовать в различных социокультурных обстоятельствах. Сообщение может представлено как некий текст, отличный от предпосылок (абдукций) реципиента. Такими образом возникает смысловая поливалентность текста и он превращается в метанарратив, конституирующий свою смысловую свободу.
Ключевые слова
В ходе исследования автор стремился рассмотреть основные методологические подходы в интерпретации оснований политического лидерства и раскрыть специфику понимания этого феномена в рамках различных концептуальных установок. Многогранность и многомерность феномена политического лидерства обусловили междисциплинарный характер его исследования. Для раскрытия оснований политического лидерства анализировались следующие методологии: морально-нравственный подход, волюнтаристская методология, классовый подход, формационный подход, трансцендентальный подход, методологии психологии личности и социальной психологии, субъектный подход, ресурсный и политологический подходы.
Ключевые слова
В статье проведено исследование эмоционального капитализма как проекта по формированию человека в качестве эффективного потребителя товаров и услуг. Автор обращает внимание на причины формирования фиксированного на себе и своих эмоциях индивида, начиная с возникновения протестантизма. Кроме того, анализируются факторы, способствующие развитию эмоционального капитализма.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема восприятия смерти в философии Фридриха Ницше. Именно Ницше смог изменить базовую оптику переживания окружающей реальности, приковав всё внимание человека к таким маргинальным феноменам, как одиночество, смерть и суицид. Это, в свою очередь, запустило в европейской культуре тотальное стремление к осмыслению, проживанию и изучению реальности смерти, что в дальнейшем повлияло на всю философию экзистенциализма и постмодерн.
Ключевые слова
В статье рассматривается идея всеединства веры в религиозной философии ранних славянофилов А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, с одной стороны, и В. Соловьева - с другой. Трансформация идеи у В. Соловьева тем интереснее, что, являясь на первоначальном этапе своей мыслительной деятельности сторонником славянофильства, впоследствии он изменил свое мировоззрение о личности Бога и веры в него как основной составляющей отечественного бытия на прямо противоположное. В ходе анализа выявляется следующее. Во-первых, оба славянофила оценивают влияние реформ Петра I на переформатирование отечественного менталитета достаточно объективно, отмечая и положительные и отрицательные их последствия. Для В. Соловьева реформы первой четверти XVIII в. носят только положительный характер. Во-вторых, между рассматриваемыми отечественными философами наблюдается серьезное разногласие в подходе к пониманию «всеединства веры». Если для А. С. Хомякова и И. В. Киреевского это объединение всех на основе православного вероучения при сохранении национальных традиций, то для В. Соловьева - это возникновение нового синкретического учения путем объединения всех религий с верой в некий Абсолют. В-третьих, согласно философии славянофилов, Россия в исторической перспективе, через возвращение к истинному православия, должна привести к нему все народы. В философии В. Соловьева она должна прекратить свое существование посредством самопожертвования для осуществления идеи всеединства веры.