Исследуется задача о построении оптимального маршрута на плоскости в случае неоднородной среды и выделении логистических зон. Критерием оптимальности считается стоимость транспортировки груза. Получены описания оптимальных траекторий в виде ломаных. Рассмотрен случай неоднородной среды, которая представляет собой две полуплоскости, в каждой из которых затраты на транспортировку груза по участку единичной длины постоянны. При этом свойства полуплоскостей различаются между собой, что соответствует встречающимся в транспортной логистике ситуациям, когда граничат две области с различными характеристиками. Доказана теорема о структуре оптимальных траекторий, соединяющих две точки. Установлено, что в случае, если две точки лежат в различных полуплоскостях, траектория имеет вид ломаной из двух отрезков, которые образуют угол, заданный формулой, определенной по закону Снелиуса. Выделено сингулярное множество – совокупность точек на плоскости, из которых исходят две или более оптимальные траектории. Приведен иллюстративный пример построения логистических зон обслуживания и построен график функции, определяющей минимальную стоимость транспортировки груза до базы. Для моделирования примера использован программный комплекс, основанный на оптико-геометрических аналогиях при построении волновых фронтов в неоднородной среде. При визуализации результатов в виде карты линий уровня функции цены транспортировки груза до базы построены ветви сингулярного множества, на котором эти линии теряют гладкость. На границе базового множества найдены характеристические точки (псевдовершины), отвечающие за зарождение ветвей сингулярного множества.
Вестник Гуманитарного университета
2024. — Выпуск 3
Содержание:
Рассмотрены вопросы участия профессиональных сообществ в процессах активизации регионального экономического развития. Предложена авторская классификация факторов, характеристик и задач профессиональных сообществ, значимых для отраслевого развития. Определены приоритетные инструменты, способствующие включению сообществ в разработку и принятие экономических решений. Работа выполнена на материалах отрасли и сообществ железнодорожного транспорта. Рассмотрена деятельность некоторых профессиональных сообществ железнодорожной отрасли, дана ее краткая характеристика с указанием вклада в развитие отрасли. Проведены контент-анализ, библиографическое исследование, наблюдение, по результатам которых выявлены основные аспекты деятельности профессиональных сообществ железнодорожной отрасли. Определено участие профессиональных сообществ как феномена в современной экономической жизни. Также указывается на необходимость его дальнейшего изучения, отсутствие сформированного единого понимания термина «профессиональное сообщество» и важность выявления многих практических аспектов профессиональных сообществ как инструмента влияния на экономическое развитие региона. Определены задачи, которые могут реализовать профессиональные сообщества для усовершенствования развития не только отдельной отрасли, но и региональной экономики в целом.
Ключевые слова
Работа Алексеева «Общие дозволения и общие запреты в советском праве» (1989) является продолжением опубликованной ранее «Структуры советского права» (1975). Общие дозволения (ОбД) и общие запреты (ОбЗ) – общие регулятивные начала права – определяющим образом влияют на содержание и структуру права, на всю правовую систему и представляют собой явление, которое кроется в глубинных основах социальности и регулятивной культуры. ОбД и ОбЗ – самостоятельные, особые субстанциональные правовые явления, которые принадлежат к глубинному пласту механизма правового регулирования. Ученый выделяет властно-императивные и автономные дозволения: уровень свободы в обществе определяется ограниченностью первых и защищенностью последних. Природа социального строя определяется тем, кто, какие субъекты и в каком объеме имеют юридические права, выражающие эти два главных дозволения. Правовая специфика зарождающегося юридического регулирования проявляется в дозволениях и субъективных правах. Объем общих дозволений и субъективных прав зависит от характера политического режима. Свобода поведения рассматривается как главное значение термина «право». Право нацелено на регулирование общественных отношений, которое выходит, в том числе и при ОбЗ, на субъективные права, связано с ними: право потому и право, что говорит о правах, что является воплощением юридической свободы поведения участников общественных отношений. Вместо предписывающе-запретительной направленности право и его понимание в науке должны развиваться в направлении гуманистически (а не бюрократически) организованной регулирующей системы, в которой центральным пунктом являются субъективные права. Анализируемая работа показывает, что фундамент гуманистической концепции права, всесторонне развитой ученым позже, был заложен еще в советский период его творчества.
Ключевые слова
На данном отрезке исторического пути России академическая юридическая наука может и должна предлагать новые социальные практики для адаптации в технологичном мире, вызывающем состояние тревожности и неопределенности. Парадигма юридической науки, гармонично сочетающей лучшее из традиционной и гуманистической практик образования, должна сделать акцент на умении договариваться, а не конфликтовать. Получить результат «выигрыш = выигрыш» в любом конфликте, в любой сфере, развивая правовую культуру, поможет внедрение в юридическое образование основ такого уникального инструмента, как медиация.
Ключевые слова
В статье рассмотрена современная стратегия социально-экономического развития России в контексте ее влияния на преобразование предпринимательского законодательства. Показано ее методологическое значение, проанализированы основные направления ее реализации в предпринимательско-правовой сфере, представлена актуализация концепции развития предпринимательского законодательства в условиях санкционного давления западных государств и сделаны в связи с этим выводы.
Ключевые слова
В данной статье разберем, как Конституционный Суд РФ рассмотрел вопрос преюдиции в банкротных спорах, попутно разрешив старый доктринальный спор об объективных пределах преюдиции, а также вопрос обратной силы нормы Гражданского кодекса РФ, позволяющей снижать ростовщические проценты.
Ключевые слова
Статья рассматривает специфику понимания субъекта внутри концепции ситуационизма, представленных Ги Дебором и коллективом авторов под псевдонимом Тиккун. В ходе исследования автор подчеркивает сходства и различия ситуационизма с другими философскими направлениями, где проблема автономии субъекта становилась особенно острой. Исследование показывает, что в ходе своих исследований Тиккун применяет к критике субъекта множество философских подходов XX века, фундируя в своих ключевых концептах работы Г. Гегеля, Х. Арендт, М. Хайдеггера, Ж. Делёза и пр. К этим концептам относится «Блум» и «Девушка», в ходе анализа которых Тиккун показывает, как они характеризуют субъективацию и десубъективацию человека в современной жизни, которая обозначена как Спектакль, т. е. состояние поглощения культуры логикой капитализма. Идеи ситуационизма призваны проанализировать модусы человеческого существования, который вытесняет остальные способы бытия субъекта, и показать, как субъективность человека сохраняется лишь в той мере, в какой Спектаклю и капитализму необходимо сохранить управление над отдельным индивидом. В ходе исследования автор приходит к следующим выводам: 1) «Блум» в ситуационизме является обозначением субъекта, неспособного к формированию устойчивых форм существования в силу отчужденности от самого себя, общества и культуры; 2) «Блум» существует в мире без трансцендентальных ценностей, поскольку мир Спектакля признает только этику престижа или пользы; 3) современный человек распадается на слабого субъекта и сильный образ, поскольку культура капитализма внедрила в культуру чрезмерно сильный инструмент отчуждения.
Ключевые слова
Достижения современной эпохи зачастую являются источником различных вызовов, угроз и опасностей, которые негативно влияют на ментальную безопасность. Гибридная реальность – это смешанная реальность, основанная на виртуальном (цифровом) и реальном (физическом) мирах. Осмысление феномена гибридной реальности и гибридных войн как ее следствия и их влияния на ментальную безопасность современного человека является задачей современной философской антропологии, которая стремится раскрыть как механизмы процесса формирования и действия вызовов ментальной безопасности, так и способы ее обеспечения и защиты в условиях гибридной реальности. При этом важно, чтобы вызовы ментальной безопасности не достигали высокого уровня риска причинения ущерба человеку, его психике и сознанию. Ключевыми объектами ментальных атак выступают духовно-мировоззренческая сфера и ноосфера, обеспечение благополучия которых входит в исследовательскую сферу философской антропологии.
Ключевые слова
Выстраивание культурных практик развития и формирования личности человека в новой социально-цифровой гибридной среде становится новым вызовом. В статье рассматривается проблема влияния процессов цифровизации, характерных для современных условий, на формирование отношений привязанности в диаде мать – дитя на этапе раннего онтогенеза. Особенности социальной ситуации развития современных детей описывается понятием цифровой социализации. Отмечен дефицит научных исследований влияния условий цифровой социализации в периоды раннего онтогенеза. В этот возрастной период формируется фундамент дальнейшего психического развития человека, соответствующий культурному становлению: адаптационные возможности, предпосылки отношения к себе, контуры отношений с другими людьми, речевое развитие, эмоциональные качества, предпосылки интеллекта, способность к ментализации и рефлексии, позволяющие дифференцировать и интегрировать внешнюю объективную и внутреннюю субъективную реальность. Развитие этих функций на ранних этапах развития само становится механизмом, условием и фактором последующего психического развития и социализации в периоды детства, отрочества и взрослости. Поставленная на основе анализа рисков цифрового технологизированного мира задача сохранения человеческой культуры и предотвращения антропологической деградации выглядит в одной из своих проекций как необходимость сохранения и поддержания в цифровом мире реальных теплых и вовлеченных отношений матери и младенца, обеспечивающих формирование базиса отношений человека к другим, к себе и к миру.
Ключевые слова
В статье на материале массовых изданий для женщин реконструируется идеологический проект женщины-матери, борющейся за мир во всем мире. Анализ материалов происходит в аспекте трактовки этого проекта как феномена постконфликтной культуры 1970-х годов, которая формировалась под влиянием предшествующей практики осмысления итогов Великой Отечественной войны, определившей отношение к новым военным конфликтам этого периода. Проектирование человека понимается не только как реализация конкретного проекта, но и как деятельность, направленная на осмысление и описание будущего в теориях антропологической направленности в различных областях гуманитарного знания, как различного рода практики изменения человека, репрезентированные в культуре. Выявлены противоречащие друг другу тенденции: с одной стороны, женщину ориентировали стать еще более современной, свободно реализующей себя (в том числе как активной участницы борьбы за мир) в условиях развитой поддержки со стороны государства; с другой стороны, был реактуализирован традиционный смысл материнства, вновь понимаемый как неотъемлемое качество женственности. Проектирование женщины-матери рассматривается на четырех уровнях – концептуализация военных конфликтов, нравственная оценка войны, визуальные образы матерей, борющихся за мир, и воплощенный идеал.
Ключевые слова
В статье исследуется проблема связи между специфическим опытом участия стран во Второй мировой войне и формированием гражданской идентичности в новых государственных образованиях на примере Югославии. Для проведения анализа учитываются доминирующий партизанский характер войны у балканских народов, политический курс на относительную самостоятельность в рамках социалистического блока в период правления И. Броз Тито, разнородность этнического, религиозного и культурного состава человеческих ресурсов нового государства, специфика формирования киноиндустрии в Югославии. Задачей власти стала установка на единство нового государства. Исходя из этой задачи поддерживались культурные проекты, направленные на конструирование гражданской идентичности, в том числе на уровне человеческих отношений. Рассмотрены этапы развития югославского военного кинематографа, проанализированы моральные, когнитивные, эстетические уровни проектирования человека и гражданской идентичности в 1970-х годах в жанре партизанского кино. Выявлено влияние партизанского кинематографа – образ воина, образ врага, репрезентация насилия – на формирование гражданина поствоенной Югославии.
Ключевые слова
В статье рассматривается двойничество как основание для выделения различных фракций экспериментального искусства, оппозиционно настроенного по отношению к официальной советской послевоенной культуре. Концепт двойничества предлагается в качестве комплементарного к принципу бинарных оппозиций при сохранении бинарной модели организации культурного опыта. Бинарная оппозиция как модель двойничества предстает в качестве тернарной структуры, где промежуточный элемент между крайними, полярными членами является медиатором, задающим контекст их отношений. Двойничество как термин, разработанный в литературоведении, пригодно как для рассмотрения взаимодействия групп экспериментального искусства с советской культурой, выступающей в роли медиатора, так и для исследования отношений различных художественных направлений между собой. В этой связи в работе уделяется внимание анализу трех групп неофициального советского искусства, а именно – «Второго авангарда», нонконформистского искусства и группы «Новых художников». Их репрезентация осуществляется через сопоставление каждой группы с определенным видом двойника. Так, первая пара, которой уделяется внимание, – «Первый авангард» и «Второй авангард», транслирует архетип карнавальной пары. Пара «авангард» – «нонконформизм» воплощает собой тип двойников-антагонистов. Последней группой, к анализу которой обращается автор, является объединение, представляющее ленинградский андеграунд, – «Новые художники». В оппозиции к нонконформизму они репрезентируют собой близнечную пару двойников, так называемый «русский тип».
Ключевые слова
В современной российской хореографической культуре наблюдается развитие неотрадиционалистского направления, где к особо заметному феномену относится танец постфолк. Танец постфолк – одно из танцевальных направлений хореографической культуры конца XX – начала XXI в., в котором автор намеренно включает в лексику, композицию, концепцию произведения элементы народной хореографии, при этом в рамках одного произведения могут коллажироваться характерные танцевальные, движенческие, ритмопластические модели разных этносов. Данное танцевальное направление подразумевает глубокую степень переработки народного материала разных этнических культур, поскольку не только сохраняет известную систему движений, но и обращается к глубинным истокам души народа, его архетипическим основам и сакральным темам, и, самое главное, делает это главной проблематикой своих произведений. Танец постфолк является еще одним способом обращения к прошлому: ведь неоднократное использование художественных приемов повторения и воспроизведения уже процитированных элементов традиции позволяет продуцировать новые, во многом необычные художественные произведения. В данной статье выделяются основные условия бытования танца постфолк, а также определяются его технологические характеристики, среди которых наиболее ярко выделены: кантилена хода, полицентрика, полиритмия, работа с дыханием, заземленность, бытовой (втаптывающий) шаг, работа с разными уровнями, пластическое интонирование, музыкально-песенная основа. Статья намечает культурологический подход к дальнейшему осмыслению феномена «танец постфолк» в научном дискурсе.
Ключевые слова
В рецензии на документальный фильм режиссера из Екатеринбурга Павла Фаттахутдинова дается попытка аналитической интерпретации этой работы. На примерах семей эмигрантов из России, ухавших после революции в Харбин, фильм поднимает острый вопрос о причинах возвращения этих людей обратно на Родину. Опираясь на исторические архивы, фотодокументы, свидетельства современников, очевидцев и непосредственных участников исторических событий, фильм ставит перед зрителями вопросы экзистенциального выбора личной судьбы, принадлежности к народу, природы человеческого предназначения. Множество фактов и событий истории зритель узнает впервые, а режиссер, соединяя исповедальный характер повествования и сухой гражданский пафос темы, достигает эффекта камерного, личностного погружения в те события прошлого, которые остаются и всегда будут настоящими.
Ключевые слова
В статье раскрыты основные идеи докладов, представленных в рамках пленарной сессии и секций II Международного женского форума «Крепкая семья – основа государства» российскими и зарубежными общественно-политическими деятелями, сотрудниками международных организаций, женщинами-лидерами социальных инноваций. Обозначены основные тенденции в сфере демографии и семейной политики в мире и России, раскрыты особенности трансформаций современного института семьи в России и странах Запада, продемонстрирован характер изменения роли женщин в принятии решений на международном и внутригосударственном уровнях. Отмечена уникальность современного российского феминизма, продвигающего идею баланса семьи и социальной реализации в жизни женщины, констатируется повышение роли женского лидерства на международной арене и значительная заинтересованность международных организаций в интенсификации этого процесса.