В статье анализируются тенденции развития права в цифровую эпоху, позитивные и негативные последствия правовой цифровизации для общества. Рассматриваются предложения отдельных авторов по hасширению состава субъектов права, признанию правосубъектности электронных лиц, созданных на основе искусственного интеллекта роботов, иных технических устройств, а также высокоорганизованных животных. Высказываются соображения в пользу сохранения «человеческой природы» субъекта права, в качестве альтернативы включения технических устройств в состав субъектов права предлагается юридически признать (конституировать) особую группу (несколько групп) правовых явлений, для которых характерно совмещение признаков субъекта и объекта права (переходные субъект-объектные состояния). Установить для них особый правовой режим, не связанный с признанием их правосубъектности, наделением субъективными правами и юридическими обязанностями. Их «миссия» в праве должна заключаться в осуществлении технико-вспомогательных, исполнительских функций, задач.
Вестник Гуманитарного университета
2023. — Выпуск 4
Содержание:
В статье рассматривается проблематика потенциальной правосубъектности искусственного интеллекта. Автором проанализированы актуальность выбранной темы, причины обсуждения правосубъектности искусственного интеллекта на межправительственном уровне и в научном сообществе. В работе представлен анализ правовых актов, регулирующих разработку и использование «умных» роботов, оснащенных искусственным интеллектом. Автор обосновывает необходимость создания модели правосубъектности, используя формально-юридический метод исследования, так как данный метод позволяет очистить сложившиеся представления о правосубъектности, «вынести за скобки» те характеристики субъекта права, которые не соответствуют предмету юридической науки. Редуцируя все многообразие встречающихся характеристик субъекта права к соответствующим теории права признакам, инвариантным социальным изменениям, автором предложена юридическая конструкция, «идеальный тип» субъекта права. Данная конструкция может способствовать совершенствованию теоретических представлений о субъекте права, а также юридической практики в части правового регулирования потенциальных субъектов права, в частности, искусственного интеллекта. К элементам такой rонструкции отнесены: 1) возможность самостоятельно осуществлять субъективные права и юридические обязанности; 2) возможность нести юридическую ответственность за противоправные поступки; 3) обособленность имущественная и организационная (для коллективных субъектов права); 4) правовая индивидуализация; 5) свободная правовая воля и вытекающие из нее собственные правовые интересы. Автором проанализирован искусственный интеллект в рамках предложенной конструкции. В результате bсследования сделан вывод о несоответствии признания правосубъектности искусственного интеллекта сложившимся в теории права признакам субъекта права и теоретическим конструкциям.
Ключевые слова
В начале статьи отмечается, что ни в энциклопедиях, ни в учебниках по праву не раскрывается понятие «цифровое государство». В этой связи авторы обращаются к анализу научных работ по праву по данной тематике. Предложен алгоритм цифровой эволюции общества, анализ которого показывает, что после создания электронного правительства следует переходить к процессу формирования цифрового правительства, под которым следует понимать важную модернизацию работы органов публичной власти государства, связанную с внедрением и использованием новых цифровых технологий в работе органов государства и местного самоуправления, их взаимодействием при обмене большими данными, цифровыми документами, с госуправлением, а также с установлением постоянной обратной цифровой связи с гражданами и институтами гражданского общества, в целях их вовлечения в обсуждение, а в случаях, установленных законодательством, и в решение важных государственных и муниципальных проблем. Цифровое государство авторы предлагают понимать в двух ипостасях: во-первых, как теорию технологической модернизации страны, а во-вторых, как важный исторический этап в развитии государства, при котором все функции, задачи и услуги государства осуществляются с помощью применения современных цифровых технологий.
Ключевые слова
Несмотря на богатый опыт человечества в сфере защиты авторских прав, система авторско-правовой охраны в сети Интернет функционирует недостаточно эффективно. Это связано с тем, что динамичное развитие информационных технологий намного опережает формирование правовых норм в этой сфере, в связи с чем в настоящее время многие вопросы попросту остаются неурегулированными. Так, охрана авторских прав столкнулась с такими системными проблемами правового регулирования в сети Интернет, как проблема идентификации пользователей, проблема ответственности информационных посредников, проблема гиперссылки, проблема охраны авторских прав в игровом пространстве. Проблемой является и бурное развитие систем искусственного интеллекта, их активное участие в формировании контента и неразрешенный вопрос об авторстве таких произведений. В условиях недостаточной урегулированности на законодательном уровне вопросов авторско-правовой в сети Интернет важную роль в формировании новых подходов к обозначенным проблемам играет судебная практика. Анализу проблем правового регулирования авторско-правовых отношений в сети Интернет и исследованию опыта их разрешения на практике и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова
В статье анализируются проблемы, связанные с применением новых норм трудового законодательства о кадровом электронном документообороте. В рамках дискуссии о праве работника на выбор способа взаимоотношения с работодателем сообщается о необходимости корректировки данного права с возможностью увольнения работника, не согласившегося с переходом работодателя на электронный кадровый документооборот. Обозначена проблема трансформации доказательственной базы по трудовым спорам в суде в связи с легализацией электронных кадровых документов.
Ключевые слова
В данной статье автор рассматривает проблему реализации свободы поиска информации, в том числе и существующей только в электронном виде, и убеждает, что барьеры в предоставлении информации – лишь тени, отбрасываемые нежеланием раскрывать информацию, попытками скрыть ее, страхом, что ее раскрытие разрушит ложное обвинение. Эти тени исчезают при направлении на них света норм Конституции РФ
Ключевые слова
В статье рассматриваются этические аспекты использования цифровых двойников и те вызовы, с которыми сталкивается общество, используя эти технологии. Цифровые двойники представляют собой виртуальные образы реальных объектов и процессов. Их особенность заключается в моделируемой изменчивости, которая обеспечивается за счет их цифровой сущности, что позволяет им гибко реагировать на потребности и желания пользователей. Помимо технических аспектов цифровые двойники играют важную роль в социальной этике. Можно сказать, что цифровые двойники являются не только техническим достижением, но и морально-этической проблемой, которая порождает глубокие философские дискуссии о природе реальности, справедливости и моральной ответственности. В работе используются структуралистский и феноменологический методы, позволяющие за массивом социальных и технических фактов выявить структурные компоненты цифровой реальности. Цифровая реальность с необходимостью порождает цифровые двойники. Захватывая своим существом социальное и человека, симуляционные процессы тотальной цифровизации формируют новые типы связей и отношений – безвременные, внепространственные и беспамятные. Память как базовое свойство человеческого бытия на фоне функциональных особенностей цифровых двойников все больше ставится под вопрос. Диджитал-реальность задает особые формы существования и поведения любого рода объектов в зоне ее действия, изменяя представления о масштабах, расстояниях и сроках. Cложность цифровых технологий, анонимность их бытия для пользователей оставляет современный цивилизационный процесс перед неопределенностью будущего.
Ключевые слова
Искусство в качестве центральной подсистемы духовной культуры испытывает исторически все социокультурные трансформации, изменяясь в соответствии с ними. В современной российской эстетике сложилось понимание искусства как системы взаимодействия трех типов деятельности: художественного творчества, художественного исполнительства и художественного восприятия. Особенности и соотношение этих подсистем определяются развитием цифровых технологий в современной культуре. В развивающейся цифровой художественной культуре происходят радикальные изменения всех субъектов художественной деятельности: место художника занимает нейросеть, медиасреда становится исполнителем, а также и продюсером результата художественного творчества, публику такого искусства составляют пользователи медиа, имеющие навыки контакта с цифровым артефактом. Целью статьи является анализ изменений предмета современной эстетики, определяемых развитием искусства, генерируемого искусственным интеллектом. Перед современной философией искусства возникают затруднения при ответе на вопрос о сущности, художественной и эстетической ценности, новой выразительности и функционировании этого искусства в социокультуре. Проблемы развивающейся эстетики искусственного интеллекта обсуждались в работах западных и российских ученых на рубеже веков, практика цифрового искусства активно рассматривается на эстетических и культурологических конгрессах в настоящее время. Необходимость развития теоретико-эстетического анализа искусства, генерируемого искусственным интеллектом, и нового определения традиционных для эстетики категорий, таких как художественное творчество, художественный образ, язык искусства, ценность художественных артефактов, продиктованы экстенсивным расширением поля нового искусства в культуре. В статье сделан вывод, что ключевой для анализа такого искусства является философская методология, что обусловлено внутренним взаимодействием искусства и философии в истории культуры. Эстетика как философия искусства должна выработать категориальный аппарат для понимания современных феноменов искусства.
Ключевые слова
Предмет исследования в данной статье – социокультурные характеристики Поколения «Альфа», новые риски и возможности, которые появляются у представителей этой генерации. Цель исследования – определить некоторые социокультурные контуры поколения и специфические черты, а также выяснить, правомерно ли говорить об особой специфике «альф» не только с точки зрения относительно новых условий бытования представителей этого поколения в информационном обществе, но и в контексте целого ряда социокультурных и политических событий начала XXI века. Особое внимание уделяется трансформации коммуникативных практик «альф». Киберпространство для этого поколения является более естественной средой обитания, нежели реальная жизнь. Онлайн-общение превалирует над общением вживую. Отмечается не только усложнение (замедление) процессов коммуникации, но и сложности в социальной адаптации, усиление чувства одиночества при, казалось бы, огромном количестве онлайн-контактов. Затрагивается демографический аспект в отношении этого поколения: предполагается, что современные тенденции изменений общественной жизни приведут к высокой вероятности депопуляции населения за счет низкой рождаемости детей и так называемого «синдрома отложенного взросления». В работе также выдвигается предположение о несколько отличном от предыдущего Поколения Z векторе формирования личности российских «альф»: обращение к культурной памяти и традициям, воспитание патриотизма, отход от либеральных ценностей в пользу консервативных и так далее.
Ключевые слова
Статья посвящена описанию изменений тела под влиянием современной техники, понимаемой как агент новоевропейской метафизики. Производится философско-антропологический анализ взаимодействия человеческого тела и компьютерной машины современного типа сквозь призму концепций М. Хайдеггера, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, В. Подороги. Демонстрируется, как именно изменения тела детерминированы в современном обществе техносредой и какие изменения претерпевает тело, оказывающееся парадигматическим объектом компьютерной техники. Показано, что современная техника, вслед за модернистской метафизикой и аксиологией, темпорально и пространственно объективирует тело и направлена на акселерацию процессов, таких как производство, передвижение, информационный обмен, что приводит к трансформациям тела, изначально внеположного модернистской метафизической стратегии. Отдельное внимание в статье уделяется изменениям тела в условиях его постоянных интеракций с цифровой техникой, создающей виртуальную реальность. Освещаются изменения феноменологического переживания тела, дополненного виртуальной реальностью.
Ключевые слова
Вторая статья из цикла публикаций, излагающего результаты очередного оценивания авторской эконометрической модели, посвящена структурному анализу производственного блока модели за 2000–2021 гг. Анализ инвестиционного процесса в России показал его недостаточную активность в сравнении со странами ОЭСР и БРИКС, что затрудняет сокращение разрыва жизненного уровня граждан России в сравнении с более богатыми странами. Расчеты структуры основного капитала отражают его недостаточную социальную направленность (низкую долю жилья) относительно многих стран. Отраслевой и региональный анализ показал сильную неравномерность роста основного капитала по видам экономической деятельности и субъектам Федерации. Так, в период до 2017 года основными его получателями были в первую очередь столичные и нефтегазовые регионы. В структуре занятости заметно снизилась доля сельского хозяйства и обрабатывающих производств, а также образования, но росла в торговле, строительстве. Оценки показали постепенное усиление отрицательной зависимости между ростом занятости и производительностью труда, что может рассматриваться в качестве одного из признаков общего снижения эффективности экономики. Авторами были проведены расчеты роста выпуска, совокупных ресурсов и совокупной производительности, которые показали сильную неравномерность роста этих показателей по видам экономической деятельности и регионам России. Они зафиксировали общее замедление роста совокупной производительности после 2016 года и нарастание отрицательной корреляции между темпами наделения ресурсами и ростом совокупной производительности, как по отраслям, так и по регионам. Данный результат отражает неэффективность аллокации ресурсов в отраслевой и региональной структуре экономики России.
Ключевые слова
Одним из отличительных свойств электроэнергетических систем является одновременность производства и потребления электроэнергии и, следовательно, сохранение баланса электрической мощности в любой момент времени. При этом потребляемая мощность зависит от интенсивности и временнóго распределения производственно-хозяйственной деятельности, которой присуща суточная неравномерность с утренним и вечерним максимумом. Эта особенность процесса потребления энергии существенно удорожает саму энергию, повышая тем самым энергетическую нагрузку на экономику. В статье предложено концептуальное обоснование и методический аппарат сглаживания неравномерности суточного графика электрической нагрузки для отдельного и агрегированного потребителя электроэнергии, проиллюстрирована коммерческая эффективность вложений в организационно-экономические и инновационно-технические мероприятия по сглаживанию на основе оперативно меняющихся цен оптового рынка электроэнергии. Введено понятие и инструментарий квантования экономии на электроэнергии с использованием единичной ячейки. Дана оценка эффекта при появлении в настоящее время новых технологических способов выравнивания графиков в масштабах объединенной энергосистемы Урала.
Ключевые слова
В настоящее время безопасность человека становится остроактуальным вопросом для всего мирового сообщества по причине усиления рискогенности окружающего пространства, спровоцированного множеством новых вызовов и угроз. Особое место в сфере обеспечения безопасности занимает ментальная безопасность. При этом ментальная безопасность и национальный менталитет как свод правил и принципов, направленных на достижение предсказуемого и бесконфликтного совместного существования, представляют собой один из ключевых элементов национальной безопасности в целом. Цель исследования – рассмотрение способов борьбы с социальным насилием в качестве фактора обеспечения ментальной безопасности. В настоящем исследовании были использованы анализ, категоризация, систематизация, сравнение. Нарушение ментальной безопасности имеет долгосрочные негативные последствия для всей нации. Именно поэтому ответ на эту угрозу должен разрабатываться на перспективу. В статье рассмотрены именно такие методы противодействия насилию и повышения ментальной безопасности (пропаганда, возрождение традиционных ценностей, использование возможностей последних технических разработок), которые реализуются в таких сферах, как образование, воспитание и пр. В работе изучен российский и зарубежный опыт социального насилия, а также методы противодействия ему. Отдельный раздел посвящен насилию в школах и способам борьбы с ним. Предполагается, что повышение доверия между членами общества и в связке отношений общество – государство, улучшение адаптационных возможностей населения в условиях неопределенности, а также качественное изменение имиджа страны для отстаивания своей государственности и субъектности на международной арене станут эффективными способами в вопросах борьбы с социальным насилием и обеспечения ментальной безопасности.
Ключевые слова
Личность и творчество академика С. С. Аверинцева не перестает занимать воображение филологов, культурологов, философов, теологов, историков и искусствоведов. Ученый-гуманитарий, обладавший громадным кругозором и необъятным кругом научных интересов, оставил свой индивидуальный след во многих отраслях знаний. Специалист по античной и византийской культурам, С. Аверинцев постоянно занимался и проблемами русской культуры, – то прямо, то косвенно обращаясь к ее изучению, особое внимание уделяя месту русской культуры в мировой культуре, ее диалогу с предшествовавшими ей и смежными с ней культурами – древнееврейской и другими ближневосточными культурами, с античной, и прежде всего древнегреческой, с византийской и западноевропейской культурами. Необходимо отметить своеобразие подхода ученого к осмыслению и анализу тысячелетних культур, которые рассматривались Аверинцевым каждый раз как целое, как гигантские мегатексты, которые в ходе их анализа могут быть «свернуты» исследователем до нескольких емких метафорических формул, которые возможно сравнивать между собой и прослеживать интертекстуальные связи между ними. Выявление подобных обобщающих «микроформул» огромных мегатекстов оказывается возможно только в историческом контексте «большого времени», охватывающего столетия и тысячелетия национальной и мировой истории. Сравнительно-исторический и типологический анализ культурных мегатекстов через их формульные «сгустки» позволял Аверинцеву осуществлять культурфилософские прочтения любых мегатекстов и прослеживать в них иносказательные аллюзии с событиями русской культуры и текущей современности.
Ключевые слова
В статье рассматриваются «экзистенциальные паттерны» романа А. М. Горького «Жизнь Клима Самгина». По мнению автора, в данном панорамном произведении пролетарский писатель отразил целое многоцветие идей, характерных для философии экзистенциализма. В исследовании раскрывается многогранный внутренний мир Клима Самгина, показана специфика его мировоззренческих черт. А. М. Горький в романе предельно остро ставит вопрос о подлинности и квазиаутентичности существования, который пытается разрешить главный герой книги. По мнению исследователя, подобная постановка вопроса сближает произведение русского литератора и работу М. Хайдеггера «Бытие и время», в которой немецкий философ противопоставляет антагонистические экзистенциалы Dasein и Das Man. Автором рассматривается проблема амбивалентной противоположности существования и деятельности в их этическом преломлении. Клим Самгин сознательно предпочитает тактику абсентеизма, тотального отрицания всех возможных альтернатив, не желая вмешиваться в апокалиптическое движение глобального исторического универсума. В работе проанализирована проблема цели и средств ее достижения в рамках диалектики исторического процесса. По мнению исследователя, А. М. Горький заимствует постановку данной этической проблемы не только у Ф. М. Достоевского, которого справедливо считают своеобразным предшественником экзистенциальной философии, но и у Н. А. Бердяева, латентное влияние идей которого отразилось в книге «Жизнь Клима Самгина». Автором разбирается проблема «экзистенциального вакуума» и его последствий, запечатленная в образах Нехаевой, купца Лютова и поручика Трифонова. Экзистенциальный анализ романа позволяет сделать вывод, что творчество А. М. Горького можно рассматривать не только из весьма жестких концептуальных рамок марксизма-ленинизма.
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен эстетизации морали в эпоху новой социальности, характеризующейся, в частности, децентрацией общества и самотрансформацией человека, когда этическая нормативность перестает «работать» и возникает моральный вакуум. Данный феномен исследователи обычно связывают с постмодернистским мировоззрением. Но вопросы соотношения этического и эстетического, в том числе и их взаимопроникновения-отталкивания, возникают задолго до конца ХХ века, и ключевым для понимания моральных трансформаций является, считает автор, анализ категории эстетического. Традиционно эстетизм характеризовался «признанием красоты высшим благом и высшей истиной, а наслаждение красотой – высшим жизненным принципом» (П. Гайденко) и относился к сфере чувственности. Это убеждение, при всей разнице взглядов на возможность проникновения в этическое эстетического у Дидро, Юма, Канта, Кьеркегора и др., было общепринятым. Эмотивизм – крупнейшее движение этической мысли всего ХХ века, в лице К. Л. Стивенсона, А. Айера и др., объявляя основным постулатом прямую зависимость морали от чувств, тем самым обнаружило ее эстетическую подоплеку. Постмодернизм, с одной стороны, как будто развивает идею эмотивизма, фиксируя ситуацию, по словам З. Баумана, «этики без морали», основанной на сиюминутной эмоции, чувственности и чувствительности современного человека. Но есть мыслители, которые за этой сиюминутностью усматривают сущностные процессы, происходящие в современном сознании. Финальная часть статьи посвящена рассмотрению темы «эстетизации жизни» Мишеля Фуко, где эстетизация определяется не наслаждением красотой и потворством желаниям, а аскетизмом и «дисциплиной чувственности».
Ключевые слова
В статье проведено исследование сущности человека в современном мире через попытку объединения философских взглядов Мартина Хайдеггера и Петера Слотердайка. Оба философа рассматривают человеческое существование в контексте технологической эпохи, но с разных точек зрения. Хайдеггер подчеркивает значимость отношения к бытию и находит гуманизм в онтологическом понимании. Слотердайк же представляет современное общество как человеческий парк, где индивидуальность подавляется поверхностным существованием. Анализируется пересечение их идей, выявляются общие темы, такие как влияние технологии и утрата смысла, и обсуждаются индивидуальные особенности их философских подходов. Актуальность статьи и идей философов основывается на разработке ими важных проблем, таких как отчуждение и утрата связи с сущностью (во времена, когда Хайдеггер выдвигал свои идеи, был уже очевиден рост отчуждения между человеком и природой, а также собственной сущностью); технологическая зависимость (распространение технологий и цифровизация вызвали вопросы о влиянии технологий на человеческую природу); технологическая дегуманизация (концепция «человекопарка» описывает современное общество как место, где технологии и медиа отчуждают человека от его сущности, превращая его в пассивного наблюдателя и потребителя). Делается вывод о том, что идеи Хайдеггера и Слотердайка предоставляют ценный контекст для анализа современных вызовов и проблем. Они напоминают нам о необходимости анализировать смысл человеческой жизни в условиях быстро меняющегося мира и борьбы за сохранение ценностей, которые делают нас гуманной частью природы.
Ключевые слова