Вестник Гуманитарного университета
2023. — Выпуск 2
Содержание:
Для понимания сути категории «региональный рынок финансовых услуг» в рамках настоящего исследования проведено изучение существующих на данном этапе вариаций определений. С использованием парадигм теории региональной экономики представленные определения классифицированы в зависимости от их содержательного наполнения. По результатам анализа сделан вывод о целесообразности одновременного применения трех парадигм («регион как квазигосударство», «регион как рынок» и «регион как социум») для отражения многогранности исследуемой категории.
Ключевые слова
В современных экономических реалиях важным становится теоретическое и практическое осмысление формирования и развития кластеров, а также организации соответствующих условий для их высокого развития, как в глобальном масштабе, так и в любом отдельно взятом регионе для комплексного решения вопросов, направленных на расширение импортозамещения и формирование благоприятной конкурентной среды, поэтому настоящее исследование направлено на изучение развития региональной кластеризации в АПК с выявлением особенностей для СЗФО. В процессе работы уточнена роль и содержание понятийного аппарата «агропромышленный кластер» в современной российской экономике, изучены становление и развитие процесса формирования кластеров в России и в рамках рассматриваемого региона, с учетом его особенностей и отличительных характеристик, а также выявлены предпосылки для расширения кластеризации в СЗФО и даны соответствующие рекомендации по поводу организации кластеров. Анализ формирования кластеров для рассматриваемого региона в АПК позволил оценить их развитие и определить преимущественные сферы образования подобного рода объединений, а также указать на то, что в современных реалиях кластеризация рассматривается как один из вариантов реализации политики импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности государства. Автор статьи акцентирует внимание на предпосылках развития и формирования кластеров в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, с учетом функциональных особенностей и преимуществ каждого из субъектов округа.
Ключевые слова
Исследуется задача о построении оптимального маршрута на плоскости, который ведет от текущей точки до ближайшего объекта инфраструктуры, например склада, магазина или центра технического обслуживания. Предложены алгоритмы сегментации плоскости на зоны влияния каждого объекта. Выделено характеристическое множество – биссектриса, разграничивающая эти зоны. Получены необходимые условия того, что отрезок является оптимальной траекторией, ведущей к ближайшему объекту. Найдены условия гладкости биссектрисы. Приведен пример построения логистических зон для нескольких объектов и построена функция расстояния до них, определяющая затраты на их достижение.
Ключевые слова
Автор анализирует концепции современных французских правоведов, обращающих внимание на приоритетное положение основных прав и свобод в конституционном праве Франции и иных европейских государств. При этом он отмечает, что традиционный подход к интерпретации конституционных положений об основных правах и свободах, поддерживаемый как доктриной, так и судебной практикой, ограничивает конституционное право и создает для него непреодолимый горизонт, на который ориентируется большинство западноевропейских конституционных судей. Однако, по мнению автора, правовые позиции органов конституционного контроля восточноевропейских стран позволяют сделать вывод о возможности преодоления такого горизонта посредством противопоставления ему базовых национальных ценностей.
Ключевые слова
В настоящей статье исследуются идеологические корни современной либерально-консервативной мысли в России. Автором анализируется творчество ключевых теоретиков российского консервативного либерализма XIX века на предмет осмысления ими концепции прав личности. Работа основывается на анализе основных трудов представителей данного направления общественно-политической мысли, а также на обзоре научной литературы. Автор обращается к политико-правовому наследию М. М. Сперанского, ранних славянофилов, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и А. Д. Градовского, рассматривает, как концепция прав личности менялась и развивалась у различных мыслителей. В результате исследования делается вывод о том, что идея прав и свобод личности в рамках консервативного либерализма не утратила своей актуальности и по сей день. Также результаты исследования могут быть полезны для понимания истории и эволюции российской политической мысли, теории прав человека.
Ключевые слова
Защита интеллектуальной собственности в виртуальном пространстве сталкивается с целым рядом системных интернет-проблем, в число которых входят проблемы юрисдикции, пиринговых технологий, проблема ответственности информационных посредников, идентификации пользователей и т. д. Накопление данных проблем обусловлено тем, что сеть Интернет является динамично развивающимся пространством, в котором постоянно формируются новые процессы и явления, а право в силу своей консервативности зачастую просто не успевает за изменениями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом на нынешнем этапе развития технологий существуют возможности моментального копирования и распространения объектов авторских прав, что позволяет любому нарушению в Сети стать мгновенным и множественным. Определение юрисдикции при защите авторских прав в сети Интернет представляет собой комплексную и крайне сложную проблему. Это связано с отсутствием единых подходов к разрешению проблемы юрисдикции в Сети в разных странах, а также с противоречиями, возникающими между территориальным принципом охраны авторских прав и наднациональной природой интернета. Кроме того, активное использование коллизионных норм применительно к трансграничным авторско-правовым отношениям порождает традиционные для международного частного права проблемы: нечеткость коллизионных привязок, конфликт квалификаций, возможность обратных отсылок. В практике также могут возникать случаи, когда различия в материально-правовом регулировании в законодательстве отдельных стран могут приводить к вынесению диаметрально противоположных решений по спорам о защите авторских прав в сети Интернет. Рассмотрению изложенных проблем и посвящена данная статья.
Ключевые слова
В настоящей статье предлагаются обзор доктринального понимания дефиниции «форс-мажор» – обстоятельства непреодолимой силы – и анализ его влияния на исполнение гражданско-правового договора, а также на возможность/невозможность привлечения субъекта договорных отношений к ответственности за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Содержание статьи основано на рассмотрении актуальной судебной практики не только Верховного суда Российской Федерации, но и арбитражных судов округов, а также разъяснений Торгово-промышленной палаты РФ. Авторами предлагается максимально детальный анализ тех обстоятельств, которые в современных реалиях все чаще становятся объектом правоприменительной практики при рассмотрении арбитражными судами гражданско-правовых споров о нарушении договорных обязательств.
Ключевые слова
Данная статья посвящена анализу категории «правоотношение» в трудах С. С. Алексеева, выделены особенности, сделан закономерный вывод о важности изучаемого явления в настоящее время в связи с изменением предмета правового воздействия. Предполагаем, что не стоит отодвигать индивидуальную волю на второй план по отношению к государственной воле в правоотношениях. В том числе рассматриваются различия между правовыми отношениями и собственно общественными отношениями. Согласно концепции, предложенной профессором С. С. Алексеевым, критерием разграничения общественных отношений и правоотношений может выступать правовое воздействие, а именно его средства и предмет.
Ключевые слова
В статье сравниваются формы комизма, специфичные для двух диахронических систем, одна из которых складывалась и бытовала в 1790–1840-х годах, а вторая – в 1840–1880-х годах. Один из главных показателей романтического смеха – его неотграниченность от серьезного (комические некрологи, смех сквозь слезы, ирония, непреднамеренный комизм, автопародии и т. д.). В целом смех в период романтизма сразу и тождествен и нетождествен себе. В противоположность этому реалистический смех не смешивается с серьезностью, а составляет ее аналог. С одной стороны, смех, подобный серьезному, становится несмешным («Литературное утро» в «Бесах» Достоевского) и компрометирующим чужую комику (заезженные и сомнительные шутки героев Достоевского, Чехова и прочих писателей-реалистов). С другой стороны, смех во второй половине XIX века получает – как аналог деловитого поведения – прагматический заряд и выбирает своей мишенью l‘art pour l’art (искусство для искусства) (поэты «Искры»), а также обрушивается на художественные тексты, в которых средства не соответствуют их цели (стихи капитана Лебядкина). Вне соотнесенности с серьезным аналоговая комика предполагает создание искусственной персоны, вызывающей смех (маска Козьмы Пруткова).
Ключевые слова
Статья посвящена истории превращения темы странствий в эпоху маньеризма из сюжета в метод исследования формальных и смысловых основ творчества. Важно задаться вопросом: почему этот маньеристический путь интересен и востребован сегодня? В центре внимания – взаимодействие эстетических идей эпохи XVI века с новейшими тенденциями мирового художественного процесса. Расколотый, руинированный мир былой ренессансной гармонии принято называть термином «маньеризм». Со второй трети XVI столетия человек впервые почувствовал свое одиночество, богооставленность в рушащемся наивном макете придуманного им земного Эдема. Он обратился к страстным поискам метафизических идей, дающих жизни ценностное наполнение. Эти поиски подобны Одиссее неприкаянных, потерявших свое исключительно хозяйское положение в иерархии космического порядка античных титанов. Не добродетельные герои, а увечный гигант Полифем из «Одиссеи» Гомера, наказанные за свою гордыню гиганты из «Метаморфоз» Овидия стали героями фресок. Вывихи, надлом, корчи атлетических фигур оказались лейтмотивами росписей маньеризма XVI века. В статье этот процесс детально прослеживается. Параллельно ищется обоснование поиска художниками поколения Джулио Романо, Пеллегрино Тибальди, Джорджо Вазари самой манеры высокого искусства, квинтэссенции виртуозного стиля как такового. Странствия в поисках этого стиля мыслятся новой Одиссеей к сущему правды образа. Сегодня эта маньеристическая одиссея интересно проецируется на новейшее искусство. Катастрофическое мирочувствование заставляет расстаться с цинизмом и скепсисом постмодерна, пробиваться к утерянной ценностной, эйдетической основе творчества. Сама техника новейшего формотворчества помогает вспомнить об одиссее маньеристов к перфекционизму универсального стиля, основанного на сложнейшей интерпретации «манеры» старых мастеров. Эти процессы рассмотрены в статье как на примере корифея contemporary art Билла Виолы, так и на примере современных российских художников.
Ключевые слова
В статье исследуются возможности развития конститутивной (генетической) феноменологии. Формулируется идея изоморфизма конститутивной феноменологии ее технократическому корреляту в виде кинетической системы по производству впечатлений. В качестве образца современного кинематографа рассматривается испанский философский фильм «El hoyo» («Яма», «Дыра», «Платформа»). Метафора тотального контроля разворачивается как радикальный онтопоэзис, модернизирующий гуссерлианство темами креативности, импульса и процесса. Структура статьи: 1) ставится проблема перехода статической феноменологии к конститутивной модели, 2) делается обзор авторов работ по конститутивной феноменологии, 3) более подробно рассматривается феноменология Анны-Терезы Тименецки как основного феноменолога-процессуалиста, 4) кинофеноменология представляется как технократический коррелят конститутивной феноменологии, 5) разбирается концептуальное содержание кинофильма El hoyo как примера многослойного феноменологического объекта. Результаты исследования: 1) проанализирован генезис конститутивной феноменологии, 2) оценен вклад Тименецки в конститутивную феноменологию благодаря включению эмерджентных категорий кайрос, пролиферация, творческое воображение, онтопоэзис, 3) проведена аналогизирующая интерпретация конститутивной феноменологии и киноискусства.
Ключевые слова
В статье представлен анализ понятия «художественный образ» посредством модели «Bildobjekt – Bildsujet», предложенной Эдмундом Гуссерлем для понимания специфики образного восприятия. В первую очередь уточняется специфика проведения феноменологического исследования в случае с анализом воспринимаемых объектов – важность для феноменологии их интуитивного усмотрения; здесь же важность реализации установки ἐποχή – основы как феноменологического, так и эстетического восприятия. Далее представлено развертывание концепции «образного сознания» в течение жизни философа: трансформация понимания этого явления, итогом которого является отказ от модели Bildobjekt – Bildsujet. Для уточнения уместности подобного отказа автор далее обращается к философскому проекту Романа Ингардена: важным концептом польского мыслителя в ситуации анализа произведения искусства является идея «многослойности» последнего – наряду с утверждением двойственности его природы (материальный и идеальный пласты произведения). Оба наблюдения Ингардена требуют при этом разработки онтологического плана исследования – хотя и не отменяют методологической феноменологической ориентации на сознание и проведения соответствующих процедур (редукция и ἐποχή). В заключении работы указан предпочтительный характер интерпретации Ингардена в деле исследования художественного образа. При этом отмечается, что такой подход определенно «загрязнен» предпосылками – эстетическими категориями, на которые опирается польский феноменолог, что, однако, предоставляет комплексный подход к эстетическим переживаниям.
Ключевые слова
Данный текст представляет собой экспликацию рассуждений Жана Франсуа Лиотара из книги «Дискурс, фигура» и попытку перевести его оригинальные концепты в пространство современного российского философского дискурса в целом и в эстетические дискуссии в частности. В центре внимания Лиотара «фигура» (фигурное) – не растворяемый дискурсом остаток чувственных впечатлений. Фигурное создается глазом из следов этих впечатлений, оно полно неясностей, сгущений, наложений, его лучшим аналогом является сон. Тем не менее фигурное имеет отношение к истине, которая обнаруживает себя на его поверхности как «чувственное значение». Фигурное отлично от дискурсивного, что не мешает им существовать рядоположно, образовывая симбиозы: дискурсивные фигуры и фигурные дискурсы. Жизнеподобные образы – частный случай фигурного. Появление фигур, знаменуемое соскальзыванием дискурсивного, осмысленного и упорядоченного мира в хаос и бессмыслицу, – всегда событие. Лиотар выделил три разновидности фигур. Фигура-образ видима, имеет контур. Фигура-форма невидима, но способствует видимому. Фигура-матрица – закрытая в себе первичная фантазия, порождающая образы и формы. Фигуры связаны с бессознательным, их создание направляется желанием. Последнее, в форме первичного энергетического потока, непосредственно вовлечено в фигуру-матрицу. Фигура-образ черпает свой материал из жизненных впечатлений и ослабленного желания. В искусстве фигурное выполняет функцию деконструкции дискурса и критики фантазии. Обе функции участвуют в образовании поэтики. Подтверждение своей теории фигурного Лиотар находит в творчестве Пауля Клее.
Ключевые слова
В данной статье автор прослеживает процесс становления новых отраслей эстетического знания: медиаэстетики и мультимодальной эстетики в российской и зарубежной гуманитарных науках, таких как журналистика, литературоведение, педагогика, семиотика. Автор подчеркивает специфику предметных полей медиаэстетики как эстетики «новых медиа» и мультимодальной эстетики как эстетики искусства «новых форм» (гибридизированного, цифрового искусства). Для того чтобы показать научные основания, на которых формируются не только новые предметные поля современной эстетики, но и новые эстетические подходы, позволяющие более точно выявлять и концептуализировать содержание гибридизированных цифровых арт-проектов, автор применяет историко-эстетический метод. Такой метод позволяет прочертить линию исторической преемственности от идей диалога культур и полифонического романа М. М. Бахтина, идеи множественности языков культуры Ю. М. Лотмана к идеям множественности языков и полилога Ю. Кристевой, и от нее к дискурсивной семиотике и мультимодальной грамотности Г. Кресса, и, наконец, к транспозиционной грамматике Б. Коупа и М. Калантцис. В качестве иллюстрации того, как методики транспозиционной грамматики и мультимодальной эстетики помогают понять гибридизированные цифровые арт-проекты, приведен кейс с проектом Т. Махачевой «Дорогие…» (2019). В результате разбора кейса выявлено, как различные способы трансляции информации (модальности) передают множество значений, на их основе возникает множество смыслов, и как интерференции смыслов, производимых различными способами передачи информации, влияют на художественно-эстетические переживания читателей-зрителей-слушателей проекта.
Ключевые слова
В статье исследуются эмоционально-эвокативные возможности арт-медиации как партиципаторной практики и осмысляется роль гендерной составляющей в арт-коммуникациях. Авторы обращаются к опыту VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2021 г.), активно использующей актуальный партиципаторный формат работы со зрителем. Объектом анализа стал процесс арт-медиации, основанный на предложенной авторами методике, заключающейся в выстраивании трехчастной схемы коммуникации и применении ее к анализу гендерно окрашенных арт-объектов, представленных на биеннале. Авторы преследуют двоякую цель – способствовать эстетическому восприятию и смысловой интерпретации увиденного и, с другой стороны, личностной и групповой идентификации зрителей, переосмыслению ими устоявшихся социальных конструктов и ролей. Дискуссионный характер коммуникации создает для ее участников возможность рефлексии собственного эстетического, социального и экзистенциального опыта, его границ и ограничителей – гендерных стереотипов и установок.
Ключевые слова