Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки
2023. — Выпуск 1
Содержание:
Антирелигиозная политика советского периода стала причиной утраты исторической преемственности челябинских староверов прошлого и настоящего. В связи с этим исследования истории общины староверов приобретают важное значение в процессе выстраивания исторической преемственности. Подпольное существование старообрядцев наложило отпечаток на источниковедческую базу, вследствие чего на локальном уровне не сформировался репрезентативный корпус источников. Историография вопроса представлена незначительным количеством публикаций и свидетельствует о фрагментарности исследования истории челябинских староверов. Решение этой проблемы возможно при условии введения в научный оборот новых исторических источников. В статье на основе рукописей Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета исследуется феномен власти у челябинских беспоповцев поморского согласия. Анализируются полномочия участия в богослужении уставщиков и поморских наставников, представленные в сочинениях челябинских староверов-поморцев второй половины XX века. Посредством анализа вероучительных, соборных документов и сочинений старообрядцев сформулированы этапы эволюции бессвященной власти у староверов-поморцев Челябинска. В результате исследования были сформулированы такие этапы трансформации бессвященной власти, как: 1) период наставников-мирян, 2) период власти уставщиков, 3) период женского наставничества. Современное состояние челябинской поморской общины характеризуется возвращением властной институции наставников-мирян. Поэтому исследование этого вопроса не только имеет научную актуальность, но и будет иметь прикладное значение в контексте современного возрождения церковной жизни старообрядцев Челябинска.
Ключевые слова
В статье проанализирован керамический комплекс могильника Троицк-7 с целью выделения групп сосудов с различным функциональным назначением. В качестве основного критерия для разделения сосудов на группы принят их объем. Для вычисления объема сосуд разделялся на ряд более простых геометрических фигур вращения - чаще всего нескольких усеченных конусов, для которых и определялся объем. Анализ объема показал отсутствие четкой стандартизации в размерности. Это хорошо иллюстрируют размытые границы между выделенными группами при учете только размерных показателей. В связи с этим проведен визуальный анализ поверхностей с помощью бинокулярного микроскопа для выявления следов использования. В результате было выделено три группы сосудов, отличавшихся по объему и характеру следов использования на их поверхности. Основным критерием для выделения групп с различным функционалом в бронзовом веке скорее всего будет являться их объем. Посуда изначально использовалась в бытовой сфере, а затем была помещена в погребения в качестве сопроводительного инвентаря. Это заключение не касается федоровских сосудов, которые вероятно являлись ритуальными. Также опробованы возможности метода, позволяющего вычислять объем для сильно фрагментированных сосудов, что открывает возможности для анализа поселенческой керамики.
Ключевые слова
В статье охарактеризована актуальная историография проблемы взаимоотношений города и предприятия в позднесоветском обществе. Целью является анализ степени изученности проблемы, имеющей междисциплинарный характер, задачами - выявление основных историографических полей, в которых нашел отражение объект изучения, характеристика методологической основы исследований, привлеченных источников, полученных выводов. В фокусе внимания оказались российская и зарубежная историография, такие направления как: история бизнеса, историческая урбанистика, социальная история и ее субдисциплины - «новая рабочая история» и история повседневности. Основными методами выступили классификация и сравнение, внимание нацелено не только на эмпирические исследования и кейс-стади, но и на основные дискуссионные и теоретические проблемы историографии. Анализу историографии предшествует общий тезис о необходимости рассматривать взаимоотношения предприятия и города как систему «город - предприятие - человек», в которой основными акторами выступают государство, организации, субъекты, погруженные в институциональную среду. В статье сделаны выводы о том, что позднесоветское общество является наименее изученным периодом при рассмотрении проблемы взаимоотношений города и предприятия. Выбор обозначенной оптики его изучения позволит внести существенный вклад в решение вопроса о специфике феномена «советского», реконструкцию истории советского общества одновременно на нескольких уровнях - в области социально-экономических отношений, городской повседневности и культуры, политико-идеологической сферы.
Ключевые слова
В статье актуализируется важный для истории изобразительного искусства России вопрос генезиса горного пейзажа в истории русской живописи. Актуальность этого вопроса также обусловлена крайне редкими научными публикациями по данной теме. Авторская концепция относительного этого вопроса связывает историю зарождения данного пейзажного жанра с XVIII - началом XIX века. Именно этот период является той точкой отсчета, когда зарождается искусство пейзажной живописи в России. Именно в это время жанр горного пейзажа привлекает внимание русских художников, которые проходят обучение в Италии. Поэтому живопись итальянских и французских мастеров, работающих в стиле классицизма, заметно повлияла на формирование пейзажного жанра в работах русских художников, где горный пейзаж занимает особое место. Однако в истории искусства этой теме не уделяется достаточного внимания. Поэтому основная задача данной статьи заключается в том, чтобы представить краткий обзор процесса становления данного жанра в названный исторический период в России. В качестве исследуемого материала выступает творчество художников: С. Ф. Щедрина, Ф. Я. Алексеева, Ф. М. Матвеева, В. П. Петрова. Методологическая база исследования, наряду с общенаучными подходами и методами, представлена некоторыми методами и приемами герменевтической логики, которая является универсальной методологией для всего спектра наук гуманитарного цикла, что сообщает статье методологическую значимость. Публикация данной работы предполагает в дальнейшем цикл статей, посвященных пейзажной тематике в отечественной живописи.
Ключевые слова
Статья посвящена владельческим знакам, сохранившимся на живописных произведениях и содержащим информацию по различным аспектам, связанным с историей бытования произведений. В публикации приводятся примеры как распространенных, так и редких, уникальных владельческих знаков. Сделана попытка их систематизации, проанализированы источниковедческие возможности их использования при реконструкции истории бытования картин, обозначены особенности владельческих знаков как исторического источника. Данный аспект до сих пор не становился предметом специального изучения, что обусловливает актуальность заявленной темы. Изучение, анализ и расшифровка информации выявленных надписей составили основу содержательных выводов публикации. В результате исследования был сделан вывод о высокой научной ценности владельческих знаков как историко-искусствоведческого источника, который дает сведения наравне с другими письменными документами, что становится отправным пунктом для дальнейшего изучения произведения. Прочтение и изучение подобных надписей также создает основу для более широких научных выводов. В результате исследования были введены в научный оборот ранее неизвестные и неопубликованные владельческие знаки.
Ключевые слова
В статье рассматривается творчество челябинского композитора Елены Михайловны Попляновой. Основное содержание исследования составляет анализ новой версии «Сонаты с двух нот» для домры и фортепиано в исполнительской редакции Марии Александровны Лебедевой. Цель статьи основывается на исследовании данного произведения, в определении тембровых особенностей ансамбля домры и фортепиано. Акцентируется по-новому воплощение музыкальных образов благодаря применению сложных ритмов, скачков, динамических оттенков и использованию всех регистров в сольных партиях инструментов. Одним из важных элементов построения сонаты становятся индивидуальные особенности творческого мышления композитора, которые раскрывают художественный образ лирического и гротескового персонажей. В статье обращается внимание на ритмическую устойчивость, опорой которой становятся специфические артикуляционные и выразительные средства. Раскрыты главные аспекты: характерные черты жанра сонаты, черты концертности, содержание, композиционная структура. И самое главное - исполнение, выполнение задач музыкантом: координация действий рук и звукоизвлечение на домре выходят на первый план. Исполнение всех музыкальных приемов становится одним из основных способов передачи образного содержания «Сонаты с двух нот».
Ключевые слова
В статье рассматривается творчество китайского художника Цзинь Шаньи (р. 1934) - одного из родоначальников масляной живописи в Китае. Творческие эксперименты мастера, знание европейских традиций в области изобразительного искусства, а также освоение русской художественной школы вписали имя Цзинь Шаньи в галерею лучших художников современного Китая. В статье рассматриваются основные направления творчества мастера, упоминаются самые яркие работы в его художественном наследии, анализируются этапы развития таланта. Важным аспектом изучения творчества художника является обращение к его литературным записям, направленным на анализ творческих задач, которые ставил перед собой Цзинь Шаньи. Изучая язык масляной живописи, активно внедряя данную технику в художественное образование своей страны, Цзинь Шаньи сумел рационально переосмыслить и выделить самое ценное в западноевропейской реалистической системе, в российском реализме и западноевропейском модернизме. Важнейший итог его творчества состоит в том, что он постоянно находился в диалоге с национальными традициями Китая. Его собственные художественные исследования привели к появлению нового стиля «неоклассики», который в дальнейшем приобрел широкую популярность в живописном искусстве Китая.
Ключевые слова
В статье осуществляется анализ социального контекста «новой нормальности» в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Раскрывается сущность и содержание «новой нормальности». Отмечается, что «новая нормальность» является сложным многокомпонентным конструктом, что требует междисциплинарного подхода к ее изучению. С целью выявления социальных характеристик «новой нормальности» в период пандемии были проанализированы статьи в социологических журналах на тему эпидемии коронавируса за период 2020-2022 годов, а также данные опросов общественного мнения. Выявлено, что основными проблемами социологических исследований являются: социальное самочувствие граждан в период пандемии, влияние средств массовой информации на восприятие пандемии, воздействие пандемии на повседневные общественные практики. Сделан вывод, что в период пандемии новая реальность характеризуется трансформацией повседневных практик, способов межличностного взаимодействия, организации труда и сферы услуг с уклоном в цифровизацию. Показано, что изменения носят в основном негативный характер, поскольку сопровождаются ухудшением экономического положения, снижением качества жизни, маргинализацией общественных и индивидуальных повседневных практик, ухудшением социально-психологического самочувствия. Также в статье обозначены дальнейшие перспективы исследования.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу содержания и прагматики памяти о советской космической программе в пространстве современного российского кино. Актуальность проблематики связана с тем, что «космическое» в последние годы вновь становится устойчивым объектом социального воображения и привлекательным сюжетом массмедиа, и воспоминания о советской космонавтике занимают видное место в современной российской культуре. В связи с этим настоящая статья, обращаясь к полнометражным отечественным художественным фильмам 2010-х гг., стремится рассмотреть кинематографические репрезентации советского космического прошлого как практики памяти, исследование которых, выполненное с акцентом на семиотических, нарративных и дискурсивных реалиях фильмов и образов, не нацелено дать ответы относительно достоверности и точности тех или иных интерпретаций прошлого, а предлагает анализ представлений, которые оказываются актуальными в конкретно-исторических условиях социокультурного производства. Материалы исследования показали, что киноистория советской космонавтики располагает двумя фреймами памяти. Героический образ советской космонавтики, воплощенный в специфической формуле художественного исторического кино, производит своего рода реставрацию советского патриотического канона, превращаясь во вдохновляющий символ истории. В другом случае ревизия образов прошлого приводит к высвобождению символических значений, придаваемых советской космической программе, что позволяет кинопамяти стать не статическим снимком версии прошлого, а динамической культурной силой.
Ключевые слова
Авторы придерживаются позиции, что вовлеченность персонала в управление становится трендом менеджмента XXI века. В рамках этой парадигмы ситуация, когда руководство рассматривает сотрудников как объект управления, призванный лишь исполнять приказы, трактуется исследователями как проявление токсичных трудовых отношений. Вместе с тем, в разных странах проявление соучастия персонала в управлении происходит нелинейно и неравномерно. В статье на материалах социологического исследования анализируется состояние и перспективы использования инструментов вовлеченности в управление работников уральского региона. Выявлены противоречивые тенденции: с одной стороны, разные категории персонала в большинстве своем поддерживают необходимость инициатив и нововведений; с другой стороны, наблюдается неверие работников в то, что они могут оказать влияние на проводимые изменения, тем более инициировать их самостоятельно. Примечательно, что не только рабочие, специалисты, но и руководители низовых и средних уровней низко оценивают возможность своего соучастия в этом процессе. Следствием становится снижение ответственности персонала за результаты деятельности организации, имитация использования технологий вовлеченности, снижение доверия к администрации. Исследование позволило определить перспективы использования технологий вовлеченности персонала в принятие решений через организацию проектной и рационализаторской деятельности на предприятии. Те сотрудники, которые имеют возможность участвовать в деятельности по принятию управленческих решений, в большей степени испытывают удовлетворенность работой. Вовлеченность персонала создает предпосылки для трансформации трудовых ценностей от патерналистских и конфронтационных в партнёрские.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу речевых особенностей действующих лиц драматического произведения А. П. Чехова «Три сестры». Проблема роли речевого портрета в создании художественного образа является одним из актуальных направлений филологических исследований. Обзор научной литературы позволяет в качестве базового принять тезис о том, что автор через погружение в обыденность раскрывает сложность и трагичность человеческой жизни. Цель исследования - доказать этот тезис, опираясь на анализ речи персонажей (трех сестер), которая является одной из составляющих их характеров. В статье представлено описание смысловой и стилистической специфики лексикона каждой из сестер. Именно речь выступает репрезентантом личностных характеристик героинь. В пьесе А. П. Чехова мы видим три индивидуальности, причем они воспринимаются как единый образ. Этот факт можно рассматривать как оригинальный художественный прием драматурга. Использование комплекса описательного и аналитического методов при исследовании речевой самобытности сестер Прозоровых дало возможность прийти к заключению о близости разнохарактерных героинь. Эта близость реализуется через набор лексических средств, обсуждаемых вопросов, через обозначение жизненной позиции. Близость трех разных личностей объясняется не только тем, что они представители одной семьи, но и тем, что объединенный образ помогает драматургу высказать свою позицию и заставить читателя и зрителя задуматься о вечных вопросах жизни.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу современных цифровых политических плакатов и интернет-мемов как феноменов, демонстрирующих растущие функциональные возможности в условиях информационной войны, репрезентирующих актуальные темы и нарративы новостной повестки в социальных медиа и имеющих высокий уровень эмоциональной выразительности. В ходе исследования контента социальных медиа (ВКонтакте, Telegram) был осуществлен анализ более 100 цифровых политических плакатов и интернет-мемов, посвященных современным политическим процессам. На их основе была сформирована выборка из 28 медиатекстов с учетом их коммуникационного эффекта (частота представленности на цифровых платформах) и осуществлена систематизация тематики по 10 блокам. При исследовании медиаэффектов применялась технология визуального нейромаркетинга (айтрекинговые технологии) и онлайн-опрос. Респондентами выступали молодые люди в возрасте от 18 до 22 лет. Исследование осуществлялось с применением основных положений когнитивного подхода при изучении медиаэффектов в рамках двух взаимосвязанных моделей: агенда-сеттинг (agenda-setting) или «установление повестки дня», фрейминг (framing) - анализ содержания и формы подачи информации. Основные результаты исследования позволили выявить ключевые паттерны внимания и области интереса респондентов («изображение», «текст»), а также отношение к предложенным стимулам.
Ключевые слова
Рецензируемая коллективная монография, опубликованная в 2021 г., посвящена различным аспектам деятельности апостольского нунция в Германии Эудженио Пачелли, будущего папы римского Пия XII (1939-1958). Основным источником послужили отчеты, практически ежедневно направляемые им в Рим и относительно недавно ставшие доступными для широкого круга исследователей. Авторами и редакторами монографии выступают участники проекта «Kritische Online-Edition der Nuntiaturberichte von Eugenio Pacelli (1917-1929)», который осуществляется под руководством известного немецкого историка Хуберта Вольфа, профессора Мюнстерского университета. Спектр изучаемых ими тем достаточно широк: от сложного процесса создания отчетов нунция до участия Пачелли в публичных мероприятиях и в консультировании римской курии по самым разным вопросам. Делается вывод, что представленные в книге статьи наглядно демонстрируют огромный исследовательский потенциал донесений нунция как источника по истории Ватикана и Веймарской республики. Актуальность и значимость данного труда невозможно переоценить, поскольку он, без сомнения, является существенным вкладом в изучение биографии самого противоречивого папы XX в.
Ключевые слова
В статье дается комплексный и системный разбор коллективной монографии, посвященной различным ракурсам изучения чтения молодежи - как в универсальном измерении, так и с опорой на материалы региональных социологических исследований (Челябинск, 2022 г.). Автор подробно анализирует структуру работы (главы и параграфы монографии), обозначает актуальные вопросы, связанные с анализом студенческой аудитории читателей, реализацией их запросов и читательских интересов в традиционной книжной культуре и цифровой реальности. Автор статьи указывает на оригинальность подходов и новизну полученного материала, теоретическую и практическую ценность результатов и выводов осуществленного исследования. Акцентируется внимание на выявлении ключевых стратегий, используемых для продвижения практик чтения и популяризации книг в читательских интернет-сообществах. В заключение делается вывод о востребованности материала монографии для образовательных структур, библиотек, разнообразных институтов, регулирующих развитие читательских практик в современной России и мировом сообществе.