Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки
2022. — Выпуск 1
Содержание:
В статье на примере Южного Урала реконструируется институт свидетельства, созданный в Советском государстве в процессе регулирования проблем иностранного гражданства во второй половине 1920-х гг. Произведена попытка разделения на категории свидетелей, коррелирующие с соответствующими категориями иностранных граждан, по отношению к которым проводилась работа органов советской власти. В исследовании реконструируется процесс использования услуг свидетелей, во-первых, при процедуре восстановления в правах российского гражданства у граждан, выехавших за границу во время распада Российской империи и пожелавших вернуться; во-вторых, при принятии в гражданство СССР оптантов, проживавших на территории СССР; в-третьих, при признании иностранными гражданами лиц, заявлявших себя таковыми, но не имевших национальных документов. Все перечисленные категории иностранцев нуждались в свидетельских показаниях для последующего принятия в советское гражданство или выселения из пределов СССР. Проанализированы наработки использования административной властью свидетельских показаний в еще не сформированной в 20-е гг. XX в. юридической процедуре «предъявления для опознания», впоследствии вошедшей в Уголовно-процессуальный кодекс. В статье приводятся статистические данные количества ходатайств от иностранцев Троицкого и Челябинского округов о восстановлении в правах российского гражданства; о принятии в советское гражданство оптантов; о признании иностранными гражданами лиц, заявлявших себя таковыми.
Ключевые слова
В статье рассматривается значение и место лиственниц даурских (Larix gmelinii (Rupr.) Rupr.) в культурной памяти города Челябинска. На основе архивных документов реконструируется история появления деревьев в городе, описан исторический контекст, который определяет мемориальное значение лиственниц. Появление деревьев в Челябинске связано с историей русско-японской войны 1904-1905 гг. В годы русско-японской войны город превратился в один из эвакуационных центров, здесь была сформирована сеть военно-медицинских учреждений (лазареты, госпитали, бани, столовые), впервые в своей истории Челябинск приобрел всероссийское значение. Деятельность Челябинской внутренней эвакуационной комиссии была направлена на поддержание благоприятных санитарных условий в войсках, что позволило не допустить возникновения эпидемий и ввоза инфекционных заболеваний в европейские губернии, а также организовать распределение потоков эвакуированных больных и раненых воинов. Семена лиственниц даурских были привезены из Маньчжурии одним из участников войны и посажены около лазарета Красного Креста, который находился под покровительством А. Н. Нарышкиной. Представлена биологическая характеристика вида, условия произрастания деревьев в городской среде, факторы, влияющие на угнетение деревьев, а также аргументация для признания лиственниц «мемориальными деревьями». Лиственницы даурские стали живым памятником этих событий, они свидетельствуют об их масштабности. Для Челябинской области и Челябинска сохранившиеся деревья лиственницы даурской представляют особую ценность и несомненное мемориальное значение: опыт более чем 100-летнего произрастания в центре промышленного города, связь с историческими событиями русско-японской войны, свидетельствующими о вовлеченности города в глобальные события, редкость интродукционного использования.
Ключевые слова
Представлено воздействие союзных и региональных органов власти на кооперативные предприятия Челябинской области на протяжении 50-х гг. ХХ в. С применением институционального метода проанализированы приемы, с помощью которых контрольные инстанции определяли нормы расхода сырья, валовой объем, ассортимент и себестоимость выпускаемых изделий, а также оценивали достигнутый уровень производительности труда, рентабельность и эффективность негосударственного сектора промышленности в удовлетворении повседневных потребностей населения. Показано, что целевое планирование, директивное ценообразование и моральные стимулы в виде «социалистического соревнования» и «стахановского движения», ранее применявшиеся в отношении промысловых артелей, в условиях послевоенных реалий слабо учитывали их возросший потенциал и организационно-экономическую специфику. Жесткое администрирование, которое выражалось в навязывании громоздких и умозрительно-бюрократических схем делового документооборота, не соответствовало складывающейся рыночной конъюнктуре. Предложения кооператоров оптимизировать процедуру утверждения новых образцов товарной продукции, пользовавшейся повышенным спросом, а также предоставить им возможность проведения самостоятельной маркетинговой и сбытовой стратегии, понимания у местного партийного и советского руководства не находили. В результате возникавшие диспропорции не устранялись, что препятствовало дальнейшему развитию коллективного предпринимательства.
Ключевые слова
В статье представлены данные международного экспериментального исследования, посвящённого реконструкции составного лука синташтинской культуры бронзового века Южного Урала. В работе рассматривается глобальный контекст конструктивных особенностей древних луков в период с эпохи неолита до позднего бронзового века. Высокая роль дальнобойного вооружения в жизни синташтинского общества неоднократно отмечалась исследователями. Малоизученными являются процессы производства, прямо влияющие на практику применения оружия, а также проблемы эволюции предметов вооружения. В качестве объекта для реконструкции синташтинского лука был выбран комплекс роговых деталей из кургана 4, ямы 13 могильника Степное (Челябинская область), так как он является наиболее конструктивно интересным и цельным. Используя аутентичные технологии и материалы, авторы статьи смогли создать четыре варианта реконструкции лука до получения наиболее экспериментально обоснованной модели. Данный проект является первой попыткой натурной реконструкции составного лука синташтинской культуры. Анализируемый образец оружия потенциально очень важен для понимания генезиса и эволюции луков степных культур. Он выступает одним из факторов создания особого стиля ведения дистанционного боя, основанного на мобильности и обусловленного открытыми пространствами степи.
Ключевые слова
Статья посвящена характеристике взглядов западных ученых на индустриализацию 1930-х годов. Целью данной статьи является попытка предложить принципиально новую классификацию англо-американской историографии советской индустриализации, проследить основные вехи её развития с учётом современных работ. В статье авторы проводят классификацию по признаку методологии, использованной авторами в своих исследованиях. Вопросы методологии зарубежных работ об индустриализации в статьях и монографиях советских авторов остаются неосвещёнными. Классификация англо-американской историографии обычно проводилась либо по хронологическому принципу, либо по высказанным авторами точкам зрения на основные дискуссионные вопросы по данной теме: насколько успешна была советская индустриализация; какова была роль Сталина и других руководителей СССР в этом процессе; какими методами проводилась индустриализация; какова была роль иностранных специалистов и компаний в этом процессе и т. д. Также авторы дают характеристику основным трудам западных ученых, которые занимались этой темой. Авторы показывают, что в их взглядах преобладала характеристика ошибок и неудач советской индустриализации. В то же время западные ученые, по мнению авторов, не обращали большого внимания на успехи и достижения в проведении индустриализации.
Ключевые слова
В статье исследуются процессы, связанные с динамикой материального положения советской интеллигенции в годы НЭПа. Рассмотрены вопросы государственной политики по повышению уровня жизни интеллигенции, ее формы и методы. Обозначены мотивы отказа представителей властных структур от военно-принудительных методов воздействия на интеллигенцию в пользу мер по материальной заинтересованности интеллектуальных слоев. Власть в 1920-е годы испытывала острую потребность в интеллектуальном труде определенного профиля. Это обстоятельство определило ярко выраженный дифференцированный подход в вопросах материального обеспечения интеллигенции: труд нужных режиму технических специалистов, несмотря на отрицательную реакцию общественности, начинает высоко оплачиваться. В рядах интеллигенции происходит выделение «специалистов» («спецов»): представителей умственного труда, которые продолжали работать по своей профессии (это были специалисты почти исключительно технического направления). «Буржуазным специалистам» была противопоставлена гуманитарная интеллигенция, в профессиональных навыках которой новая власть пока не нуждалась. Только к концу 1920-х годов уровень жизни педагогов, работников культуры и т. п. несколько повысился. В исследовании акцентируется внимание на том, что подавляющее большинство работников интеллектуальных профессий, несмотря на некоторые различия в социальном и материальном положении, к концу 1920-х годов приходит к выводу о необходимости вынужденного сотрудничества с режимом. Сделан вывод, что среди факторов, положительно повлиявших на отношение интеллигенции к советской власти, особое место занимает повышение материального уровня жизни интеллектуалов в 1920-е годы.
Ключевые слова
В настоящей статье рассматриваются художественные особенности продукции Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» (далее - завод «Возрождение») Новгородской области, который был основан в 1966 году как завод по выпуску сувенирной продукции. Рассмотрены основные этапы развития фарфорового производства в Новгороде, творчество отдельных мастеров. Постоянный поиск нового, оригинальность и уникальность изделий, выпускаемых на заводе «Возрождение», способствовали тому, что новые запоминающиеся композиции, сервизы, наборы, мелкая пластика стали неотъемлемой частью повседневной культуры новгородцев 1966-1990-х годов. Ведущую роль на предприятии играли художники - Тамара Александровна Гаврилова и Владимир Владимирович Смоляр, разработавшие стилевую и технологическую концепции предприятия, их творчество рассмотрено в статье более подробно. Целью статьи является искусствоведческий анализ художественного фарфора сувенирного предприятия «Возрождение», выявление особенностей формообразования, декора, тематики произведений. При том что фарфоровый завод «Возрождение» за годы своего существования достиг высокой художественной культуры, а произведения художников новгородской фарфоровой промышленности с большим успехом экспонировались на крупнейших выставках страны и за рубежом, научных публикаций, посвященных изучению истории и анализу фарфоровой пластики, в настоящее время нет.
Ключевые слова
Зарождение книгопечатания способствовало развитию орнаментального оформления древнерусских книг. Взаимовлияние художников-знаменщиков рукописных и печатных книг привело к возникновению и дальнейшему расцвету старопечатного стиля. В нем исполнялись заставки, буквицы и полевые украшения. Статья посвящена орнаментальным украшениям, выполненным одним из выдающихся книгописцев и художников-знаменщиков Федором Басовым в конце XVI в. - начале XVII в. на полях листов рукописей в традициях старопечатного стиля. Преимущественно ими стали изображения, решенные в виде цветов: в центре расположен элемент (фантастическая шишка, плод, сосуд или др.) в листьях на стебле. Автор анализирует их структуру и способы сочетания элементов, отмечает их вариативность. Определяются особенности творческой манеры Федора Басова в сравнении с исполненными мастером орнаментальными заставками, а также с искусством его братьев Стефана и Гаврилы (по прозвищу Иван). Установлено сходство некоторых элементов Федора Басова с украшениями изданий Анонимной типографии и печатной книги «Апостол» (1564 г.) Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Вместе с тем благодаря примененному элементно-структурному методу выявлены авторские компоненты орнаментики в творчестве Федора Басова.
Ключевые слова
В статье приводятся результаты исследования состояния, проблем и факторов, оказывающих влияние на изменение досуговой деятельности современной молодежи. Выявляются наиболее распространённые практики досуга, а также проблемные факторы деструктивного влияния интернета на досуг современной молодежи. Цель исследования - выявление современного состояния и особенностей трансформации досуговой деятельности молодежи. Среди ключевых проблем было определено, что переосмысление подходов к изучению досуговой деятельности обусловлено развитием цифровых технологий, тотальным вовлечением молодежи в медиапространство и репрезентацией досуга в цифровом пространстве; с развитием цифровых коммуникационных технологий подвергается коррозии и само явление «досуговая деятельность», современные технологии предполагают освоение определенных компетенций, направленных на их использование; досуг как возможность для саморазвития теряет свою популярность у молодежи, а стремление к развлечениям, получению сиюминутного удовольствия становится основой для досуговой деятельности. Наши выводы основываются на теоретических и методологических подходах к проблеме трансформации досуговой деятельности современной молодежи под влиянием цифровой среды. Кроме того, в статье приводятся данные самостоятельно проведенных авторским коллективом социологических исследований в период с 2003 по 2020 г. на территории Челябинской области. За основу берутся данные исследований, проведенных в 2019-2020 гг. В декабре 2019 г. проведен контент-анализ публикаций 150 аккаунтов социальных сетей молодежи Челябинской области. В январе - марте 2020 года в ходе личного интервью опрошено 300 респондентов в возрасте от 16 до 30 лет (N = 300), средняя продолжительность беседы - 60 минут. Кроме того, авторами проведен фрейм-анализ кейсов досуговых практик молодежи (N = 28 кейсов). Полученные результаты 2019-2020 гг. сравниваются с некоторыми данными более ранних авторских исследований 2003-2009 гг., что позволяет сделать некоторые выводы о состоянии и особенностях трансформации досуговой деятельности современной молодежи.
Ключевые слова
В статье дается анализ концептов идентичности и солидарности в контексте социокультурного разнообразия. Показывается значимость разработки концептуальных оснований культурной политики и проблемные аспекты их формирования и формулирования, а также сложности их адекватной проекции в сферу культурных практик. В этом контексте критически осмысляется тезис о противопоставленности идентичности и солидарности как взаимоисключающих концептов и явлений. Анализ проблемы их соотношения показывает, что идентичность представляет собой не статичное формирование, а сложный, принципиально динамичный феномен, для которого характерны подвижность, вариативность и множественность проявлений. В современной социокультурной среде происходит процесс постоянного переопределения идентичностей, спектр которых составляет идентификационные свойства субъекта культуры. Такой спектр не противоречит ситуативному объединению людей в общности на основе прогрессистских устремлений, то есть солидарности. Напротив, вариативность, множественность и динамика идентичностей выступают оптимальным условием создания в обществе состояний солидаритета, в рамках которых также возникают специфичные идентификационные процессы. На этих основаниях определяется векторная задача культурной элиты, программирующей содержание культурной политики: выработка оптимальных технологий работы с взаимообусловленными состояниями идентичностей и процессами солидаризации в соответствии с целевыми культурно-политическими установками.
Ключевые слова
В мировой занятости отмечается рост трудовой активности и экономической социализации населения в пенсионном возрасте. Целью исследования является определение региональных особенностей поздней экономической социализации. Материалом исследования послужило проведенное в 2020-2021 гг. анкетирование занятых (трудоустроенных) пенсионеров. Исследована разница отношения респондентов пенсионного возраста к экономическим реалиям в Москве и Челябинске. Результатами стали выводы о том, что работа в Москве гораздо более удовлетворяет респондентов, чем в Челябинске; «творческая составляющая» в работе респондентов Москвы заметно выше, чем в Челябинске. Полученные данные говорят также о заметно большей экономической активности и «включенности» москвичей в экономические процессы. Респонденты Москвы заметно более удовлетворены своей жизнью, заметно более уважительно относятся к позициям активного и целеустремленного экономического поведения человека, чем респонденты Челябинска. Респонденты Челябинска больше обеспокоены сохранностью «своих кровных» и более скрупулезны в подходе к выбору банка при открытии вклада, чем москвичи; гораздо менее уважительны к предпринимательству и заметно менее высокого мнения о предпринимателях; больше хотели бы выделиться среди окружающих своим материальным достатком; менее финансово грамотны; чаще думают о прошлом и о будущем.
Ключевые слова
В настоящей статье рассматривается актуальное литературоведческое понятие - хронотоп; охарактеризованы различные теоретико-методологические подходы к трактовке понятия, в том числе в понимании взаимосвязанных терминов время, пространство, композиция, архитектоника текста, жанровые особенности. Проанализированы теоретические труды, посвященные хронотопу литературного произведения, в том числе рассмотрены исследования, в которых уделяется внимание хронотопу субъективной реальности; в статье сделан вывод, что в литературе данный вопрос теоретически исследован мало. Целью статьи является анализ хронотопа субъективной реальности в романном творчестве современной писательницы Лены Элтанг. Особенности пространственно-временной организации текстов, а также специфика жанра (тексты имеют специфические признаки «романа о романе») и особенности нарратива рассматриваемых романов позволяют говорить о субъективном представлении художественного пространства и времени. В статье последовательно рассматриваются четыре романа автора: «Побег куманики», «Каменные клены», «Другие барабаны» и «Картахена»; в романах Элтанг нарраторы создают тексты: дневники, письма, иногда - художественные произведения; данные тексты, будучи созданными внутри текста романа, представляют собой дополнительную миметическую реальность, существующую дополнительно, сверх романной реальности. Соответственно, пространство и время текстов дробятся, расслаиваются, они сложно измеримы, вследствие чего хронотоп романов условен, относителен. Пространство и время текстов зачастую структурируются сознанием своих романных нарраторов, создающих свои художественные реальности и свои условные миры. Пространство романов становится многоуровневым, многомерным, хронотоп романов необъективен; в статье делается вывод о субъективном хронотопе как ведущем хронотопе романов Лены Элтанг.
Ключевые слова
Вступление в третье десятилетие XXI века, справедливо именуемого цифровой эпохой в силу интенсивного освоения инновационных технологий, выявило немало существенных преобразований в национальном медиапространстве. Трансформации в сфере медиа особенно проявились в последние два - три года, и локдауны COVID-19 сыграли в этих изменениях заметную, но все-таки косвенную роль. В настоящее время четко прослеживается новый медиаповорот, связанный с изменившимися предпочтениями аудитории, что не могло не оказать воздействия как на характер функционирования отечественного медиарынка, так и на деятельность медиаструктур, чьим приоритетом является ведение медиабизнеса. И таких поворотов в медиаиндустрии было несколько, начиная с 1990-х годов. Даже при сопоставлении статистических данных в первом, втором и в начале третьего десятилетий цифрового века можно проследить активную динамику «пульсаций» медиаотрасли, следствием которых является освоение цифровых технологий, порождающих конфликтогенную среду. И это ставит немало вопросов в отношении реструктуризации современных медиасистем. Разбору преобразований последних лет, оказавших воздействие на медиаиндустрию, посвящена данная статья. Ведь трансформации в медиа неизбежно вызывают дискурс среди теоретиков и практиков, обсуждающих тактику и стратегию реформирования. Данные дискуссии протекают в виде разного рода встреч и конференций, ставших признаком сегодняшнего времени. Но проходят они уже не столько в очном, сколько в дистанционном формате. И этот факт еще одно подтверждение ускоренной цифровизации медиарынка. Тем не менее интерес представляет не только фиксация и прогнозирование воздействия цифровых технологий на современные медиасистемы, но и ретроспекция состояния отечественной медиаиндустрии, включая ее поэтапное продвижение в цифровую среду, что позволяет выявить причинно-следственные связи образовавшихся лакун и недостатков на нынешнем этапе.
Ключевые слова
Активное развитие технологий искусственного интеллекта в сфере рекомендательных алгоритмов провоцирует создателей сетевого контента изменять стратегии его производства. Этот процесс особенно ощутим в области сетевого видео вообще и видеоблогинга в частности. В статье осуществляется попытка конкретизировать стратегии реагирования современных аудиовизуальных медиа на требования машинных алгоритмов. На основе анализа процессов, протекающих в англоязычном и русскоязычном секторе YouTube, выявляются как позитивные, так и негативные эффекты этих процессов. С учетом особенностей работы алгоритмов и дешифровки ими различных способов предъявления информации (вербального, визуального, аудиального) рассматривается процесс адаптации сетевого видео не только под требования аудитории, но и под требования машинного интеллекта. Учитываются продиктованные этой потребностью эффекты, связанные с необходимостью производства мультимедийного контента. Рассматривается трансформация композиции произведений и изменение жанровых предпочтений видеоблогеров. Поднимается вопрос о формировании социальных пузырей и связанном с ними процессе деградации информационных запросов аудитории. Делаются выводы о необходимости контроля скорости развития алгоритмов в медиасфере.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу функций графического эквивалента в текстах поэтессы Е. Мнацакановой. Анализ научных работ, посвященных графическому эквиваленту текста, показал недостаточную изученность данного феномена в современной поэзии несмотря на то, что является одним из ключевых инструментов организации визуального пространства страницы и находит воплощение в творчестве таких поэтов, как Г. Сапгир, Вс. Некрасов, Г. Айги, В. Друк, А. Хвостенко, Е. Мнацаканова. В качестве эмпирического материала рассмотрены книги стихотворений Е. Мнацакановой: «Шаги и вздохи: четыре книги стихов» (1982), «Vita Breve: из пяти книг. Избранные работы» (1988), «ARCADIA» (2004), «Новая Аркадия» (2018). В статье представлены следующие варианты воплощения графического эквивалента в текстах Мнацакановой: отточия, подчеркивания, сочетания подчеркиваний и апострофов, иконические знаки. В статье подчеркивается связь графического эквивалента текста и вербальной составляющей текста. Две основные функции, которые выполняет графический эквивалент в стихотворениях поэтессы, - иконическая, характеризующаяся способностью замещать вербальный текст или дополнять его, а в отдельных случаях - иллюстрировать, и интонационно-партитурная, маркирующая интонацию текста.