Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки
2015. — Выпуск 1
Содержание:
В статье дается краткая характеристика памятника, основанная на результатах новых исследований. В состав комплекса раннего железного века, расположенного в Карагандинской области, входит большой курган с каменными грядами, находящаяся севернее него цепочка из 37 округлых и овальных небольших каменных сооружений, а также многочисленные менгиры и кольцевидные культовые выкладки. Впервые памятник был открыт и исследован в 1951 г., а в 2012-2013 гг. здесь проводились новые изыскания и реставрационные работы. Были полностью восстановлены все ранее раскопанные объекты, подняты и установлены упавшие менгиры. Проведены новые раскопки. В кургане 11, расположенном в составе северной цепочки, была вскрыта ограбленная в древности дромосная могила, которая содержала кости от скелета мужчины 35-45 лет. Радиоуглеродная дата этого кургана укладывается в период VIII-V вв. до н. э.
Ключевые слова
Анализируются основные документы ЦК ВКП(б), ГКО, СНК СССР, определившие в годы Великой Отечественной войны политику государства в области продовольственного снабжения тружеников тыла, организации условий для дополнительного децентрализованного обеспечения продуктами питания рабочих и служащих оборонных предприятий. Рассматривается разносторонняя работа партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных организаций Урала по созданию собственной продовольственной базы в условиях продовольственного кризиса начального периода войны. В центре внимания автора оперативная деятельность региональных властей, руководителей предприятий по развитию сельских подсобных хозяйств в оборонной промышленности, укреплению их машинно-тракторной базы, оснащению сельскохозяйственным инвентарем, расширению посевных площадей. В статье используются материалы архивов, которые в основном впервые вводятся в научный оборот. Не скрывая больших трудностей, нерешенных проблем, ошибок и неудач в деле создания собственной продовольственной базы уральских промышленных центров, автор в заключении приходит к выводу, что уральцам в тяжелейших условиях начала войны удалось в значительной мере дополнить централизованное продовольственное снабжение трудящихся за счет местных ресурсов, немалую роль в этом сыграли подсобные хозяйства оборонных предприятий. Это благотворно повлияло на производственную активность тружеников тыла, ковавших оружие Великой Победы.
Ключевые слова
В статье представлены результаты рентгенофлуоресцентного анализа изделий из цветного металла средневекового могильника Уелги, датируемый IX-XI вв. В выборку вошли предметы ременной гарнитуры, украшения. Результаты анализа позволяют говорить о наличии серебряных и бронзовых изделий. Большинство серебряных изделий были легированы медным сплавом. Состав бронзовых изделий демонстрирует многокомпонентность. Неравномерный состав примесей, характерный для всех предметов, указывает на то, что изготовители, скорее всего, имели не регулярный доступ к природным источникам сырья и (или) предметы были изготовлены из вторичного сырья.
Ключевые слова
С возникновением и развитием советской уголовно-исполнительной системы, с расширением сети лагерей и колоний ОГПУ - НКВД - МВД СССР появилась своеобразная лагерная субкультура, которую можно охарактеризовать как компенсаторно-творческий механизм адаптации и самореализации личности в экстремальных условиях заключения. В рамках осуществления культурно-воспитательной работы (КВР) в лагерях ГУЛАГа функционировали многочисленные лагерные творческие коллективы. Одним из наиболее ярких исторических феноменов послевоенного этапа в эволюции ГУЛАГа в сфере идеологической и культурно-массовой работы стала деятельность театрально-музыкальных учреждений Северного управления лагерей железнодорожного строительства (СУЛЖДС), занимавшегося возведением Трансполярной железной дороги Чум (Воркута) - Салехард - Игарка.В условиях, когда отлаженный механизм строительства стал давать сбои, а крупный инфраструктурный проект был локализован в зонах с минимальной производственной активностью, театр был оперативно закрыт, как рудимент, случайно сохранившийся от периода бурного развития строительства. Закрытие театра произошло в 1950 году, а через два с половиной года строительство Трансполярной магистрали было полностью прекращено.
Ключевые слова
Исследование проведено руководителем лаборатории «Историческая информатика» Нижнетагильского педагогического института, которая является главным центром осуществления международного проекта «Gedenkbuch: Книга памяти репрессированных российских немцев». Источниками исследования стали электронные базы данных по ИТЛ Тагиллаг, Богословлаг и Бакалстрой - Челябметаллургстрой общим объемом 68 тыс. персоналий, созданные в период 1999-2013 гг. Предварительно, с помощью специально-исторических методов и методов исторической информатики (баз и банков данных, просопографического) проведено изучение истории создания лагерей, условий жизнедеятельности их контингентов, реконструирован социальный портрет трудмобилизованных. В данной статье на основе материалов трех лагерей принудительного труда Урала рассматриваются закономерности и особенности формирования, жизнедеятельности ИТЛ, социального портрета советских немцев-трудармейцев. Путем применения историко-сравнительного метода выявляется типология лагерей принудительного труда, имеющая значение для реконструкции военно-мобилизационной модели экономики.
Ключевые слова
В статье дана характеристика особенностей первой советской женской гендерной модели на первом этапе её развития - в 1920-е гг. Показаны трансформации, происходившие в структуре женской гендерной роли на макросоциальном уровне: в типичных видах деятельности, социальном статусе, содержании распространенных представлениях о женщине. Выявлены различия в подходах к вопросу о женщинах как дополнительном ресурсе военной силы в позициях царского правительства, Временного правительства, Белого движения и Совета Народных Комиссаров. Освещены представления лидера партии большевиков В. И. Ленина о роли женщин в социалистическом перевороте. Описано, как на основе юридического равноправия женщины с мужчиной, закрепленного в советском законодательстве в октябре 1917 г. - 1918 г., происходило реформирование системы брачно-семейных отношений, реализация лозунга освобождения женщины от домашнего хозяйства, осуществление крупных мер по охране материнства и младенчества. В это время с учетом физиологии женского организма создавались особые условия женского труда; вводились льготы для беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, в том числе, отпуск по беременности и послеродовой отпуск; организовывались женские и детские консультации. Установлены общие черты первой советской женской гендерной модели, формировавшейся в 1920-е - первой половине 1930-х гг. Определены отличительными признаками её первоначальной формы 1920-х гг., важнейшими из которых стали наличие женотделов, свобода аборта, отношение к проституции как к социальной болезни и ведение борьбы с ней культурно-просветительными и социально-экономическими мерами, дискурсность женского движения, активное вовлечение женщин в управленческую деятельность. В заключение отмечено влияние политики по охране материнства и младенчества на социальные позиции женщин.
Ключевые слова
Рассматривается проблема культурной и исторической памяти применительно к выставочной деятельности Международного общества «Мемориал». На основе анализа документальных отчетов по выставочной работе из Архива Международного Общества «Мемориал», автор раскрывает направления выставочной работы «Мемориала» с конца 1980-х до начала 2000-х гг.; обращает внимание на специфику коммеморативных практик общественного хранилища. В заключение статьи, автор делает вывод о том, что содержание выставочной работы «Мемориала» объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом. Кроме того, исследование показало, что мемориальские выставки обладают специфическим и чертами, отличающими их от классических музейных или архивных экспозиций: «комплексный подход» к организации выставок позволял сопровождать данные мероприятия вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.
Ключевые слова
В статье проанализированы основные положения текста Е. В. Гришковца «Я так думаю», который был размещен в русскоязычном сегменте Интернета в сентябре 2014 г. С использованием сравнительно-исторического и хронологического методов выявлены некоторые базовые нравственные конструкции, которые используются многими представителями современной художественной интеллигенции России для объяснения линии своего поведения в условиях «украинского кризиса 2014 года». Автор статьи доказывает, что создание таких конструкций связано с определенными историческими традициями отечественной интеллигенции и формированием новой «стратегии выживания» данной социальной группы, в условиях нарастающего в стране кризиса.
Ключевые слова
В статье анализируется эволюция организационной структуры и тактики уральских либеральных комитетов в годы Первой мировой войны. Отмечено, что организационные структуры уральских либералов были фактически в состоянии распада, как и в стране в целом. В целях сохранения связи с массами в условиях третьеиюньской политической системы, они заняли выжидательную позицию. Тактика «решительной оппозиции» была заменена деловым сотрудничеством с правящими кругами. Начавшаяся Первая мировая война внесла определенные коррективы в стратегию и тактику либералов. На широком круге источников, в том числе федеральных и региональных архивов, местной периодики представлены основные течения в либеральных комитетах на Урале в годы войны. Правое крыло кадетов придерживалось идеи лояльности монархическому режиму. Они выступало за отказ от использования нелегальных форм деятельности, каких-либо контактов с левыми партиями и организациями. Левое - настаивало на усилении конфронтации с властью в условиях военного времени и использование не только легальных, но и нелегальных форм работы, не исключались революционные методы.Раскрываются основные направления деятельности уральских кадетских комитетов. Стремление занять лидирующие позиции в растущем общественном и рабочем движении, все более ориентировало их к поиску контактов с демократическими силами. Это облегчало борьбу с существующей властью, но создавало дополнительный шанс к революционной развязке конфликта. Кадеты надеялись, что им удастся удержать ее в конституционном русле. Однако надежды их не оправдались.
Ключевые слова
В статье на материалах Челябинской и Оренбургской областей рассматриваются организационно - управленческие проблемы деятельности территориальных государственных центров по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов накануне и в первые годы «рыночных реформ» в России. Дается оценка результативности их деятельности.
Ключевые слова
На материалах Челябинской области анализируется проблема православной идентификации в период 1985-1997 годы. Для изучения процесса были проанализированы политические предпосылки, а также развитие духовной культуры, которое проявилось в общественном интересе к духовной литературе, музыке, изобразительному искусству, религиозным праздникам и обрядам. Рассматривается деятельность сестер милосердия, работа православной церкви с заключенными и инвалидами. Кроме того, показано, какое большое значение на рост религиозной идентификации играет деятельность священнослужителей, их взаимодействие с органами власти по решению насущных социальных проблем. Раскрывается деятельность епископа Челябинского и Златоустовского Георгия. Рост внимания к религии зафиксирован автором с 1988 г., в этом проявилась идентификация с православием как с частью культуры, этот процесс усилился после принятия религиозного законодательства 1990-х гг.
Ключевые слова
The extant written data provide great evidence to the fact that the activities of the most outstanding Russian chant masters were closely connected with the main centres of Russian medieval music - with the Tsar's and the patriarch's choirs. The sources also lead to the conclusion that the development of the Moscow school as a unique creative trend of the old Russian music took place a bit later than the Novgorod one. A decisive role here was played by the chant masters who were taught in Novgorod the Great [Veliky Novgorod]. Among them one should mention the didascalos and chanter Feodor Krestjanin (the Christian), whose chants became the embodiment of “Moscow singing” for the musical theorists of the late 16 th - early 17 th centuries. Bright author creativity at that time involved in its sphere as ordinary Moscow masters and high reigning persons, the first of whom was the Tsar Ivan the Terrible.
Ключевые слова
The study of peculiarities of creativity in terms of the medieval canon of art is one of the most complex scientific problems. The general principles of creativity were formed over the centuries. The authors of article have examined their effect on the example of the outstanding Moscow raspevschik (chant master) Feodor Krestjanin' works. These universal artistic principles are the melody variability inside the formula, the formula-transformation and formularenovation variabilities, creativity on the base of the archetype, creation chants “similar to” the reference of pattern and others. The scientists have shown originality of refraction of some of these principles in the author's works of master. The researchers used a proprietary developed by them method of structurally formulae analysis of ancient chants. This method requires that you must take into account the author's melodic content of neumatic signs and formulas of the author chants.
Ключевые слова
Автор обращается к творчеству художника В. Н. Челинцовой, которое несет в себе тенденции пластического синтеза языка изобразительного искусства, отмечено поиском единства большого современного стиля и принадлежит в равной степени волжскому и уральскому регионам. Учитывая многообразие творческой направленности художника, вписывая созданные произведения графики, живописи, скульптуры в пространство отечественного искусства ХХ в., автор останавливается на искусстве книги - важнейшем разделе творчества В. Н. Челинцовой, вычленяет в нем ориенталистскую составляющую и ставит проблему изучения художественного и теоретического наследия мастера. В статье вводятся в оборот архивные источники саратовских и челябинских архивохранилищ.
Ключевые слова
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами. Терроризм соответствует предъявляемым к современным новостям требованиям. Наблюдается тесная взаимосвязь между СМИ и терроризмом. Роль государства в формировании повестки дня стала более существенной после событий 11 сентября 2001 года. На сегодняшний день можно говорить о появлении феномена «культурной гегемонии».
Ключевые слова
Реальность «Другого» зависит от того, заключат ли он в себе символы, глубинное, фундаментальное основание которых, оказавшись в социальном сознании человека, выполняет определяющую роль во всех значимых события, преобразуя и изменяя социальное пространство. Парадоксы «Другого» позволяют перенести акцент философии на интерсубъективность, как понятие, выдвинутое и раскрытое, так же как и «Другой», в феноменологическом проекте Э. Гуссерля. «Другой», вбирая в себя множество фиксируемых символов, выступает основанием интерсубъективной идентификации человеческой личности. Визуальные символы «Другого» объявляют себя не в наличии тех или иных навязанных образов и канонов. Реальность «Другого» укореняется в онтологических свойствах человеческой личности, которая нуждаясь в своем собственном признании, создает пространство понимания многочисленных символов «Другого». «Другой» выступает социальным индикатором, позволяющим человеку осознать свое собственное «Я» в социальном пространстве общества.
Объектом данной статьи являются дискурсы утопии дистопии, а предметом - территория, земля созданных литературных миров. Философами изучались социальное целое утопии и дистопии, тело и внутренний мир человека утопии и антиутопии, но территория фактически не попадала в поле зрения исследователей. Между тем, именно территориальное положение нуждается в изучении, а означающие, связанные с локусами утопии и дистопии, не являются «случайными». Роль означающих места, границы, ландшафта, гористой, равнинной местности, нельзя свести к роли фона, на который можно не обращать внимания. Ландшафт, складки, хребты и плато - это условия жизни. Описание локуса утопии и дистопии образует консонанс с описанием человека - обитателя земель. Образ человека - коррелят образа земли.
Ключевые слова
В статье дана характеристика деятельности Челябинского учебного автобронетанкового центра на Урале в начальный период Великой Отечественной войны. Показано, что в первые месяцы войны в местах производства бронетехники создавались центры по совершенствованию мастерства танкистов, что определило в последующем решающую роль Урала в сложившейся системе подготовки танковых экипажей. На примере учебных частей центра показано, что по мере расширения танкового производства и его специализации на Урале, расширялась как география размещения учебных частей центра, так и направления подготовки танкистов.Доказано, что данное формирование превратилось в единый полномочный центр, регулирующий и контролирующий весь процесс подготовки танкистов на Урале от обучения по специальности до отправки маршевых рот, причём, привязанного к планам выпуска боевых машин танковыми заводами в Челябинске, Свердловске, Нижнем Тагиле. В заключении на основании данных о деятельности центра сделан вывод о том, все выпущенные уральскими танковыми заводами боевые машины ушли на фронт с подготовленными экипажами.
Ключевые слова
В данной работе изучается феномен стереотипного мышления: его источники, недостатки и достоинства. Прослеживается формирование политических стереотипов, относящихся как к политическим деятелям, так и к имиджу целой страны. Анализируется различия в восприятии стереотипов индивидуального социального опыта и массового сознания. Также приведены примеры распространенных стереотипов, формирующих имидж России на Западе.