+
Г. ТУКАЙ И Н.А. НЕКРАСОВ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ И МЕЖЛИТЕРАТУРНЫЕ ДИАЛОГИ
стр.7-18
В статье устанавливаются типы диалогических отношений между произведениями Г. Тукая и Н.А. Некрасова, относящимися к жанрам инвективы, послания и к «мемориальной» лирике. Сделан вывод о том, что сходное по форме и функциям (принципы организации субъектной сферы, жанрово-стилистические особенности) не является таковым по своим истокам и природе. В лирике Г. Тукая, в отличие от творчества Н.А. Некрасова, проявляются иные принципы художественного обобщения. Индивидуальное и типическое, единичное и единое располагаются на одном уровне и находятся в отношениях соответствия и совпадения. Поэтика стихотворений Н.А. Некрасова связана с иерархией этих аспектов художественного содержания, расположенных на разных уровнях. В субъектных структурах, которые складываются в лирике Г. Тукая, проявляются особенности развития личного начала в татарской литературе этого периода, характерная для данного типа культуры логика смыслопорождения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ ПАМЯТИ
стр.19-27
В работах по литературоведческому источниковедению, которое во многом остаётся на позициях позитивистской науки, вплоть до нашего времени распространены утверждения, что мемуарист должен быть достоверным и стараться избегать ошибок. Современные работы по нейрофизиологии выстраивают новую концепцию памяти, согласно которой воспоминания постоянно «переписываются» мозгом вне зависимости от установки на добросовестность их автора. В статье рассматриваются новые методологические проблемы, которые возникают перед литературоведением в этой ситуации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДИАЛОГ «СВОЕГО» И «ЧУЖОГО» В АМЕРИКАНСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ В.Г. КОРОЛЕНКО
стр.28-43
Крылов Вячеслав Николаевич
Статья посвящена анализу художественных и документально-публицистических произведений В.Г. Короленко, объединённых американской темой. В качестве материала привлекаются как опубликованные, так и не изданные при жизни писателя тексты. Проведённый анализ позволяет видеть в текстах В.Г. Короленко не просто этнографические путевые очерки, а глубокие размышления о двух образах мира - русском и американском, содержащие оценку темпов технического прогресса, идеалов свободы, уважения к личности, отношение к прагматизму, индивидуализму. Исследование показывает, что образ Америки предстаёт в творчестве В.Г. Короленко более объёмным и неоднозначным, чем принято считать для представителя критического реализма. Делается вывод о том, что для В.Г. Короленко впечатления о поездке на выставку в Чикаго в 1893 г. стали основой и для последующего творчества, вплоть до конца жизни.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОРТРЕТЫ ПРОФЕССОРОВ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА XIX ВЕКА В ЗЕРКАЛЕ СТУДЕНЧЕСКИХ МНЕНИЙ
стр.44-54
Сидорова Марина Михайловна
«Студенческий» материал - автобиографическая проза бывших студентов Казанского университета, их воспоминания, песни, стихотворения, книжные автографы - рассматривается в статье как источник сведений о персоналиях профессоров русской литературы Казанского университета. Данный материал дополняет имеющиеся сведения по истории российского университетского образования и истории отечественного литературоведения XIX в.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ И ТАТАРСКАЯ ПОЭЗИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА (к вопросу о межлитературном диалоге)
стр.55-62
Хабибуллина Алсу Зарифовна
В статье рассматривается диалог творчества М.Ю. Лермонтова с произведениями татарских поэтов начала XX в. Ш.М. Бабича, Дардеменда. Данный аспект исследования определяется положением о том, что Восток для М.Ю. Лермонтова был не только темой, достаточно полно проявившейся в его творчестве: в самой структуре сознания поэта были такие основы, которые типологичны восточной эстетике и культуре. Именно эта соотнесённость М.Ю. Лермонтова с важнейшими концептами восточной культуры обусловила возникновение межлитературного диалога, который анализируется в работе на уровне мотива пути и странничества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОЭТИКА ЗИМЫ В ПОЭЗИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И Н.А. ЛЬВОВА
стр.63-68
Бакиров Ринат Альбертович
В статье в сопоставительном аспекте рассматривается развитие темы зимы в оде Г.Р. Державина «На рождение в севере порфирородного отрока» и поэме Н.А. Львова «Русский 1791 год. Зима». На основе анализа образной и идейной структуры данных произведений делается вывод об их антагонистической природе. Обосновывается преимущественно масочный характер львовской поэмы в противовес стилистически цельным произведениям Державина. Литературная маска рассматривается как основной художественный принцип всего творчества Львова.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Женский портрет в прозе М.М. Хераскова
стр.69-78
Васильев Сергей Анатольевич
В статье анализируются стилевые особенности такого характерного для прозы М.М. Хераскова вида художественных описаний, как портрет, и прежде всего женский. С опорой на современное филологическое понимание специфики и функций литературного портрета в романистике писателя выявляются черты, которые связывают словесный образ с образом зрительным, в частности с характерными для культурной эпохи XVIII века живописными аллегориями и присущими им штампами. Другая черта авторского стиля М.М. Хераскова, проявляющаяся в прозаическом портрете, состоит, как правило, в неповторимом функционировании каждого, особенно развернутого, описания женщины.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
УСАДЕБНЫЙ ТЕКСТ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И ПОЭТОВ ЕГО КРУГА
стр.79-84
Доманский Валерий Анатольевич
В статье рассматриваются произведения Г.Р. Державина, в первую очередь его поэма «Евгению. Жизнь Званская», а также стихотворения поэтов львовско-державинского кружка с точки зрения оформления в них усадебного идиллического хронотопа. Отмечается, что Державин создал завершённый усадебный текст с типичными для будущих подобных текстов топосами и локусами. Утверждается, что данный усадебный идиллический хронотоп будет определять предромантические и отчасти романтические усадебные тексты в XIX веке.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ИДЕЙ ГЕРАКЛИТА И ПУШКИНСКИХ ОБРАЗОВ С СЕМАНТИКОЙ ОГНЯ В КНИГЕ СТИХОВ Ф. СОЛОГУБА «ПЛАМЕННЫЙ КРУГ»
стр.85-100
Евдокимова Людмила Викторовна
В статье показаны особенности взаимодействия философских и литературных реминисценций в одном из символистских неомифологических текстов - книге стихов Ф. Сологуба «Пламенный круг». Автор утверждает, что философские идеи Гераклита в сологубовской книге стихов нередко выражаются опосредованно, через мифологизацию лейтмотивных пушкинских тропов с семантикой огня, горения и экспликацию их скрытого содержания. Проводимые философами ХIХ века параллели между учением Гераклита и древнегреческими мистериями находят отражение в мистериальном аспекте «огненных» образов, которые в книге Сологуба связаны с символистской концепцией магического искусства, создающего новую художественную реальность как аналог мирового универсума.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Н.М. КАРАМЗИНА И Г.Р. ДЕРЖАВИНА: КЛАССИЦИЗМ ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМ?
стр.101-107
Аннотация В статье рассматривается образ Наполеона в творчестве Н.М. Карамзина и Г.Р. Державина. Карамзин, посвятивший Наполеону достаточно много публикаций в своём литературно-политическом журнале «Вестник Европы», первоначально интересовался психологическим характером и восхищался разнообразными талантами Бонапарта, в чём проявляется сентименталистское внимание к индивидууму. Он изображает Наполеона как героя сентиментализма с присущей ему чувствительностью и рефлексией. Державин, напротив, ещё задолго до 1812 г. в ряде произведений предрекал падение Наполеона, используя апокалипсическую символику и литературную условность. В годы Отечественной войны Карамзин фактически сближается с Державиным и свою ненависть к узурпатору выражает в стилистике классицизма, наиболее разработанной в то время для воплощения гражданской тематики.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА XVII - XVIII вв.: НОВЫЕ ТРАКТОВКИ
стр.108-114
Кирпичникова Анна Андреевна
В статье анализируются новые интерпретации переходного периода в русской литературе рубежа XVII - XVIII вв. Особое внимание уделяется точке зрения А.И. Иваницкого, который для характеристики указанного периода использует термин барочный классицизм, а также концепции ученых (О.М. Буранка, А.Г. Гокиной и П.А. Ефимовой), обозначавших данный период термином предклассицизм. Среди основных черт барочного классицизма называются приобретение типично классицистическими образами нового смысла, осуществление рационально-государственного порядка в игровой форме, а среди основных черт барокко - его переходность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА СЕМЬИ В ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
стр.115-123
Комар Наталья Геннадьевна
Статья посвящена проблеме семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В свете авторитетных в науке концепций и оценок нравственно-этического содержания произведения исследуются образные и сюжетные особенности поэмы в отношении их соответствия или расхождения с образными и сюжетными особенностями древнерусской литературы. Предметом сравнительного анализа являются такие произведения древнерусской литературы, как «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве»; привлекается также роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Делается вывод о том, что отображённые в поэме реалии XIV века служат преимущественно историческим фоном, выражающим миросозерцание, чуждое культуре Древней Руси.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» (на материале первой главы)
стр.124-139
Синцов Евгений Васильевич
В первой главе «Евгения Онегина» выявлен процесс формирования «философскоподобных» смыслов. В их основу А.С. Пушкин положил сложные и противоречивые отношения главного героя с бытом. Зависимость от него и попытки Онегина утвердить свою индивидуальность в круговерти повседневности порождают целый ряд художественных проблем, близких к философским размышлениям о смысле и цели человеческого существования, о счастье и его источниках, о ценностях истинных и ложных, об их способности наполнить жизнь подлинным или иллюзорным смыслом. В статье доказывается тезис, что такого рода художественно-философские идеи организуют внутреннее художественное единство первой главы, превращая ее в экспозицию «Евгения Онегина» как философского романа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЗАСТОЛЬНЫЕ ПЕСНИ Н.М. ЯЗЫКОВА: РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ Г.Р. ДЕРЖАВИНА И Д.В. ДАВЫДОВА
стр.140-145
Соболева Анна Александровна
Целью статьи является рассмотрение жанра застольных песен в творчестве Н.М. Языкова. Сравнительный анализ застольных песен этого поэта и созданных ранее произведений Г.Р. Державина и Д.В. Давыдова позволяет выявить сходные темы и проследить их развитие. Патриотические мотивы, которые являются ведущими у названных поэтов, находят различное воплощение. Державин поэтизирует отечественные обычаи, детально описывая национальный быт. Лирический герой Давыдова - сражающийся за Родину отважный воин, для которого пир становится продолжением битвы. В ранних произведениях Языкова застолье студентов символизирует возможность свободно мыслить и говорить, а в более поздних стихотворениях - готовность сражаться за Отечество, причём речь идёт не о военном, а об идеологическом сражении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
М.В. САБАШНИКОВА КАК ПОЭТ: ЦИКЛ «ЛЕСНАЯ СВИРЕЛЬ»
стр.146-153
Софьина Анастасия Валерьевна
Объектом исследования в статье стал первый опубликованный цикл стихотворений М.В. Сабашниковой «Лесная свирель». Комплексный анализ стихотворений, входящих в цикл, даёт возможность сформировать представление о поэтическом мире Сабашниковой периода 1906-1907 гг. В результате исследования выявляются индивидуальные особенности и типические черты эпохи, нашедшие отражение в поэтике изучаемого автора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СИМВОЛ В СМЕНЕ КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ
стр.154-162
Шараков Сергей Леонидович
В последние десятилетия в отечественном литературоведении усилился интерес к символическим структурам в составе художественного текста. Появление множества интерпретаций символов выявило проблему субъективизма, произвольности истолкования. В статье предлагается подход, позволяющий ввести в практику интерпретации критерии научной достоверности. Утверждается культурно-историческая специфичность символа в культурах Античности, Средневековья и Нового времени. Анализируется культурно-историческое содержание и категориальное окружение каждого из указанных типов символизации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ТЕМА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА «ЛЮБОВЬ К ТРЁМ ЦУКЕРБРИНАМ»
стр.163-170
Бобылева Анастасия Леонидовна
В статье рассматривается влияние современных технологий и Интернета на роман Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Анализ осуществляется на проблемно-тематическом, сюжетно-композиционном, стилевом уровнях с точки зрения включённости в современный компьютерный дискурс. Исследуются характер интертекстуальных связей, система образов и языковые особенности романа, специфика которых позволяет сделать вывод о том, что информационные технологии являются не только предметом художественного изображения, но и фактором воздействия на поэтику романа. Прослеживается, как современные виды интернет-коммуникаций влияют на повествовательную стратегию автора и рецепцию читателя.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РУССКИЙ МИФ В СЛАВЯНСКОМ ФЭНТЕЗИ
стр.171-180
Бреева Татьяна Николаевна
В статье рассматривается специфика и механизм конструирования русского мифа в славянском фэнтези рубежа XX - XXI вв. Анализируется социополитический контекст, провоцирующий актуализацию русского мифа, раскрываются варианты его презентации и особенности моделирования. Конструирование русского мифа происходит по трем основным магистральным линиям. Во-первых, в славянском фэнтези пересматривается система традиционных национальных идентификаторов. Во-вторых, происходит построение нового пантеона национальных героев, в связи с чем активизируются владимирский и олеговский нарративы. В-третьих, широко представлен процесс национальной реидентификации, основой которого выступает ревизия национальных авто- и гетеростереотипов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОВЕСТЬ А. ЖИТИНСКОГО «ВНУК ДОКТОРА БОРМЕНТАЛЯ» КАК СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ «БУЛГАКОВСКОГО ТЕКСТА»
стр.181-191
Васильева-Шальнева Татьяна Борисовна
Целью статьи является раскрытие одной из составляющих литературного явления «булгаковский текст». Повести М. Булгакова «Собачье сердце» (претекст) и А. Житинского «Внук доктора Борменталя» (сиквел) исследуются с использованием сравнительно-сопоставительного и типологического методов. Это позволяет раскрыть палимпсестную природу повести А. Житинского, выявить социокультурный план и игровую стратегию миромоделирования в произведении. Результатом исследования является вывод о наличии в сиквеле аннигиляции устойчивых понятийных блоков, трансформирующей наполнение внешних и внутренних атрибутов быто-бытийных доминант применительно к новому временному контексту.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КОНЦЕПТ ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ ДИНЫ РУБИНОЙ
стр.192-199
Зиятдинова Диана Дамировна
Статья посвящена анализу концепта Восток, формируемого в построссийской прозе Дины Рубиной, в контексте проблемы конструирования репрезентативного образа Израиля. Получая в творчестве писательницы вариативную реализацию, концепт Восток распадается на два микроконцепта: арабский Восток и еврейский Восток. Сферой репрезентации «чужого» Востока становится ориенталистский дискурс, тогда как «свой» Восток формируется в первую очередь через дискурс повседневности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ВНУТРЕННИЙ СЮЖЕТ ЦИКЛА Ю.В. БУЙДЫ «ОСОРЬИНСКИЕ ХРОНИКИ»: К ВОПРОСУ О ДИАЛОГЕ С ДОСТОЕВСКИМ
стр.200-214
Прохорова Татьяна Геннадьевна
В статье в аспекте диалога с Ф.М. Достоевским анализируются шесть рассказов из цикла Ю.В. Буйды «Осорьинские хроники». Установлено, что внутренний сюжет цикла связан с философской проблематикой произведений Достоевского (свободы и несвободы, преступления и наказания, страсти и сладострастия), с типами его героев, феноменом карамазовщины, с мотивом «порога», с актуализацией пророческих предчувствий писателя. Диалогические связи с прозой Достоевского также проявляется через аллюзии, детали, нарративные приемы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«ЦЫГАНОВЫ» ДАВИДА САМОЙЛОВА: ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА
стр.215-228
Скворцов Артём Эдуардович
Статья посвящена анализу поэмы «Цыгановы» Д. Самойлова - одного из крупнейших русских поэтов второй половины ХХ в. (1920-1990). Произведение рассматривается на фоне историко-культурного контекста. С помощью историко-литературного и интертекстуального способов анализа поэтического текста выявлены первоисточники поэмы, благодаря чему открывается возможность постичь художественный замысел произведения и воспринять его глубинный смысл.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СВОЕОБРАЗИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО ДИСКУРСА В РОМАНЕ М.Ю. ЕЛИЗАРОВА «БИБЛИОТЕКАРЬ»
стр.229-238
Статья посвящена анализу советского дискурса в романе М.Ю. Елизарова «Библиотекарь» (2007), лауреата премии «Русский Букер» (2008). В работе применяется комплексный метод исследования, соединяющий в себе дискурсивный, культурно-исторический, структурно-семантический и концептуальный методы анализа. Советский дискурс рассматривается через его соотношение с национальным русским дискурсом, также представленным в романе и вступающим с советским в конфликт. Конфликт реализуется в криптологическом сюжете посредством знакового для постмодернистской литературы образа библиотеки. Национальный дискурс воплощается в феминном начале, а советский дискурс - в маскулинном. В результате делается вывод, что, несмотря на введение сакрального образа Богородичного Покрова, призванного объединить советскую утопию в её авторском понимании с национальной традицией, заявленный в повествовании Союз Небесный остаётся неосуществлённым.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА МЕЖДУ МОДЕРНИЗМОМ И ПОСТМОДЕРНИЗМОМ: ЭНТОНИ БЁРДЖЕСС И ГРЭМ СВИФТ
стр.239-245
Хабибуллина Лилия Фуатовна
В статье рассматриваются романы Э. Бёрджесса «Конец всемирных новостей» и Г. Свифта «Водоземье» как переходные явления от модернистской циклической концепции истории с её тяготением к мифологизации и субъективизации истории к постмодернистской, для которой характерны демифологизация и деконструкция исторических нарративов. Для обоих авторов библейские мифы становятся концептуальной основой их произведений, а способ структурирования текста обеспечивает этим авторам уникальную позицию «между» модернизмом и постмодернизмом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОППОЗИЦИЯ СВОЁ - ЧУЖОЕ В РОМАНЕ ДЖУЛИИ ОЦУКИ «БУДДА НА ЧЕРДАКЕ»
стр.246-253
Хованская Екатерина Сергеевна
В статье анализируется роман американской писательницы японского происхождения Джулии Оцуки «Будда на чердаке». С точки зрения взаимодействия своего и чужого рассматриваются основные рамочные компоненты (символика заглавия, семантика эпиграфов), особенности пространственно-временной организации, соотношение глав, характер повествования. Делается вывод о системообразующей функции оппозиции своё - чужое в данном произведении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТРАДИЦИИ АФРОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРСИВАЛЯ ЭВЕРЕТТА
стр.254-260
Щепачева Инна Владимировна
В статье ставится цель выявить особенности и тенденции афроамериканской литературы, проявившиеся в наиболее известных романах ведущего американского писателя Персиваля Эверетта: «Глиф» (1999), «Американская пустыня» (2004). Посредством анализа сюжетных линий, образов главных героев, тематики и проблематики романов показано, как Персиваль Эверетт использует и трансформирует основные традиции творчества афроамериканских писателей предыдущих поколений. П. Эверетт видоизменяет традиционный для афроамериканской литературы образ трикстера, обыгрывает имена главных героев, создаёт своеобразную пространственную характеристику в романах.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Несмелова О.О., Карасик О.Б. Американистика на постсоветском пространстве. Рецензия на книгу: Денисова Т.Н. Про літературу США. Вибрані статті українського американіста часів Незалежності
стр.261-264
Несмелова Ольга Олеговна, Карасик Ольга Борисовна
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ... (к юбилею Ямиля Галимовича Сафиуллина)
стр.265-271
Аминева Венера Рудалевна, Хабибуллина Алсу Зарифовна, Нагуманова Эльвира Фирдавильевна
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
К ЮБИЛЕЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДА
стр.272-274
Пашкуров Алексей Николаевич
Загружаем данные из библиотечной системы...