В статье рассматривается вопрос о том, в каком смысле и до какой степени “Учёные записки Казанского университета” являются индикатором становления казанской университетской философии (если учесть, что значительные работы многих её представителей в дореволюционный период были впервые опубликованы именно здесь). Приводится список трудов профессоров и приват-доцентов кафедры философии Казанского университета. Указывается, что хотя у нас и нет оснований говорить о существовании казанской философской школы, но этот список можно рассматривать как выражение широты научных интересов казанских философов и свидетельство того, что философская мысль в Казанском университете достаточно быстро достигла профессиональной зрелости, поднявшись в своих лучших произведениях до общеевропейского уровня.
Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки
2014. — Выпуск 1
Содержание:
В статье анализируется процесс восстановления и развития философской мысли в Казанском университете в советский и постсоветский периоды на материале публикаций в “Учёных записках Казанского университета”. Раскрыта тематика научной деятельности кафедры философии, сделан вывод о том, что “Учёные записки” достаточно адекватно отразили уровень философской мысли учёных Казанского университета в указанный период.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросу о том, насколько модернизация современной системы образования соответствует онтологическим и экзистенциальным аспектам бытия человека. Динамика развития основных трендов образования рассматривается через призму концепции синергийной антропологии. Сделан вывод о том, что только сохранение за образованием антропологической ценности позволяет обеспечить формирование личностей, способных к ответственному социальному бытию.
Ключевые слова
В статье представлен опыт социально-философского обобщения наиболее актуальных проблем, охвативших современные гендерные отношения. На основе событий, произошедших в последнее время во Франции, анализируются причины, особенности и противоречия, связанные с легализацией нетрадиционной сексуальности. Выявлено, что среди социокультурных последствий тех перемен, которые активно развернулись в настоящее время в сфере семейно-брачных отношений, особую озабоченность вызывает разрушение традиционных гендерных диспозиций.
Ключевые слова
Статья посвящена сравнению двух функционирующих в обществе нравственных парадигм: “любви к ближнему”, которая соответствует христианской этической системе, и “любви к дальнему”, провозглашаемой рядом мыслителей. Автор также пытается показать позитивные моменты, характеризующие принцип “любви к дальнему” в понимании Ф. Ницше; доказывает, что данный принцип несёт в себе деятельное, творческое начало, которое позволяет человеку выстраивать свою деятельность в соответствии с идеалами любви, справедливости и гармонии. Подробно рассмотрены такие философские категории, как страдание и сострадание, определяющие жизнь человека в онтологическом плане.
Ключевые слова
В статье рассматривается вопрос о природе медиа и их роли в современном обществе. Вводятся различия между понятиями медиа, медиареальности, массмедиа, исследуется проблематика реального и реальности медиа. Утверждается, что в качестве реального медиа может выступать утопическое как виртуальное в смысле спектра возможностей, ставится проблема искажённости утопии в рамках медиа. Делается вывод о том, что возвращение медиа их предназначения быть посредниками между субъектом и миром, между материей и идеей возможно только через реанимацию утопии путём её практического осуществления.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме осмысления концепции онтологической памяти. В рамках отстаиваемой автором позиции предлагается рассмотрение метафизической традиции проблематизации времени, в основании которой лежит наличие вневременного способа собственного осознания и осмысления прошлого. Через представление четырёх парадоксов памяти осуществляется переход к осмыслению собственного бытия памяти как онтологической памяти, не сводимой к сущностной репрезентации прошедшего настоящего, некоторого эмпирического знания, но являющейся подлинным обоснованием бытия мира.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка всестороннего критического анализа феномена “современного капитализма” в контексте его наличного бытия и дальнейшего диалектического развития. Благодаря синтезу теоретико-методологических компонент социальной философии, политической экономии, философии языка и дескриптивной метафизики выявлены сущностные и специфические черты современного капиталистического общества. Делается вывод о том, что внутренние противоречия самой сущности современного капитализма неизбежно ведут к его скорой элиминации. Ставится проблема нахождения теоретической альтернативы посткапиталистического развития общества.
Ключевые слова
Цель статьи - раскрытие актуального культурно-исторического значения параллаксного метода мышления через обращение к исследованию сублимационного характера мышления. Показано, что феномен сублимации, описанный в его онтологическом значении еще З. Фрейдом, имеет также фундаментальное гносеологическое значение. Сублимационные процессы в ходе исторического развития переходят из бессознательной в рефлексивную форму, которая рассматривается в статье на примерах символического и научно-исторического видов мышления. Сделан вывод о том, что параллаксное мышление может служить способом сохранения и воспроизводства ценностей традиционных обществ в современных секуляризированных условиях.
Ключевые слова
В статье рассматривается понимание творческого процесса с точки зрения восточных учений. Привлекая, наряду с работами западных специалистов в области художественного творчества, концепции буддизма, дзэн-буддизма и даосизма, авторы исследуют онтологические аспекты творчества: “пустотность”, органичность, естественность, нецеленаправленность. Проводится мысль о том, что сущность творчества заключается в погружении в полноту бытия (нирвану, дао), явленную посредством вечности-мгновения художественной реальности.
Ключевые слова
В статье показано, что социальное знание формируется в коммуникативном действии и не может существовать до или вне границ дискурсивного пространства, в котором это действие осуществлено. Утверждается, что воздействие на человека накопленных обществом знаний происходит не потому, что они существуют как гипостазированная сфера “третьего мира”, а потому, что в речевом акте как артикуляции дискурса реализуется перлокутивное воздействие. Дискурс как спаянность текста и контекста (внеязыковой действительности) представляет собой среду социальных схем и норм.
Ключевые слова
В статье характеризуется философская система трансцендентальной мудрости Муллы Садры, которая предлагает теорию первоосновности бытия и его индивидуального единства, оправдывающего наличие множественности в мире и иерархичности проявлений бытия. Показана возможность обоснования экологической этики положениями философской системы Муллы Садры, поскольку его понимание бытия как неделимого целого предполагает стратегию невмешательства в жизнь Природы как манифестацию Всевышнего.
Ключевые слова
В статье рассматривается трансформация профессионального философского дискурса в наши дни. Причинами его преображения были неопределённость положения философии в меняющейся системе высшего образования и новые технологии создания философского текста. Цель статьи - представить некоторые результаты изучения основных следствий данного явления, а именно: процессов переосмысления отношений между риторикой и философией, реабилитации софистики. Взаимное влияние этих двух процессов позволяет оценить, как и насколько изменяется характер современного профессионального философского дискурса. Главным выводом статьи является утверждение о том, что, в сравнении с привычными академическими стандартами, занятия философией в наше время предполагают личное участие автора, открытость аудитории и непредсказуемость результатов.
Ключевые слова
В статье рассматриваются концепции “метафизического индивидуализма” Е.А. Боброва, “живой субъективности” В.И. Несмелова и “заопытного бытия” К.И. Сотонина, представляющие собой попытку объединения традиций трансцендентальной и экзистенциальной философии. Показано, что анализ “неклассических” взглядов Боброва, Несмелова и Сотонина позволяет встроить данных философов в российскую традицию, которая в Казани была исторически представлена творчеством Н.И. Лобачевского, Н.А. Васильева, В.В. Хлебникова.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу произведений античной литературы с точки зрения наличия в них утопических элементов. В ходе исследования сформулированы характерные черты античной социальной утопии, на основании которых выявлены основные предикаты утопии (обязательное наличие автора, поиск идеала в прошлом или будущем, создание собственного языка для нового утопического государства и др.), позволившие сделать вывод о том, что античная утопия может быть названа парадигмой социальной утопии как таковой.
Ключевые слова
В статье на примере двух текстов из агиографии Бориса и Глеба проведён сравнительный анализ логики рассуждений древнерусских авторов при разрешении проблемы взаимоотношения дьявола и помыслов человека. В этой связи рассматривается, как в анализируемых житиях представлена роль дьявола в формировании злодейских намерений князя Святополка. Как логическое следствие из фактически противоположных решений, предложенных в этих произведениях, возникают и различные возможности ответа на вопрос о свободной воле человека: является ли она последовательно свободной или ограниченной в своей свободе (в частности, действием злых сил).
Ключевые слова
В статье рассматривается феномен культурной идентичности с позиций неокантианского учения Г. Риккерта. Философия ценностей Риккерта представлена как попытка непротиворечивого сочетания трансцендентализма и историзма. Автор стремится показать концепцию культурных ценностей Риккерта в сопоставлении с философией Канта, с одной стороны, философией жизни В. Дильтея и Г. Зиммеля - с другой, с позицией М. Вебера - с третьей. Уяснение этого историко-философского контекста, оказавшего влияние на учение Г. Риккерта, позволяет оценить эвристический потенциал его идей, который, по мнению автора, не исчерпан и может служить одним из источников преодоления кризиса современной западной культурной политики.
Ключевые слова
В статье эскизно представлена онтогносеологическая концепция, основу которой составляют тезисы о том, что мир изначально полон смысла, а абсурд появляется в мире вместе с появлением человека; абсурд есть не бессмыслица, а странное сочетание смыслов, и ценность абсурда не только отрицательна, но и положительна: никакая мысль, даже самая строгая, не обходится без вкраплений абсурда. Утверждается, что сугубо рациональными средствами, в рамках преимущественно познавательного отношения к миру от абсурда не избавиться.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению смыслового наполнения терминов масса, толпа и публика исследователями XX века. Ставится проблема наличия противоречий между системами разных исследователей, а также внутри одной концепции. Производится последовательное доказательство отсутствия единой теории масс, поскольку теоретики массового общества исследуют разные понятия и феномены. Анализируются причины некорректного смешения значений терминов толпа, масса и публика.
Ключевые слова
В статье исследуются возможные способы экзистирования человека в обществе потребления в условиях гиперреальности, гиперрациональности, транссоциальности. Автор пытается обозначить формы самоосуществления современного человека, различая традиционные, безотносительные к существующей социальности, до- и внесоциальные способы и новые пути, намечающиеся в ситуации транссоциальности.
Ключевые слова
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения. Делается вывод об оригинальности и новаторстве концепции Черноморца, не лишённой в то же время ряда дискуссионных моментов. Разграничение онтологического и гносеологического аспектов даёт возможность уточнить предположение украинского исследователя об антиметафизичности ареопагитизма.
Ключевые слова
В статье даётся обзор современной дискуссии о роли Интернета в политике. Анализируются основные исследовательские подходы к рассмотрению влияния Интернета на политику, отмечаются проблемы, с которыми сталкиваются государства при внедрении интернет-технологий в деятельность органов власти. Уделено внимание диспуту о влиянии Интернета на современную демократию. Обосновано предположение о том, что Интернет будет оказывать значительное воздействие на политическую систему общества.
Ключевые слова
В статье рассматривается актуальная сегодня для большинства государств проблема сознательного отказа граждан от участия в голосовании. Раскрываются субъективные и объективные причины абсентеизма и возможные его последствия для политической системы государства, проводится различие между случайными и протестными абсентеистами. Исследуется специфика абсентеистических настроений в современной России, анализируются причины низкой заинтересованности граждан в политике. Сделан вывод о решающем влиянии самоотчуждения на уровень политической активности в Российской Федерации.
Ключевые слова
В статье анализируются условия привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к политической ответственности в рамках муниципальной реформы Российской Федерации. В центре внимания автора - проблема разграничения политической и юридической ответственности на муниципальном уровне. Основанием политической ответственности может являться правонарушение, за которое к виновному субъекту уже применены меры юридической ответственности. В отдельных случаях субъекты местного самоуправления несут политическую ответственность за поведение других лиц.
Ключевые слова
В статье представлен результат репрезентативных опросов руководителей НКО г. Нижнекамска, проведённых весной - осенью 2013 г. Были выявленные основные характеристики НКО города: их немногочисленность, локальный характер, малочисленность сотрудников, внутрисекторное сотрудничество, тесная связь с муниципальной властью, ограниченная активность (вызванная политикой патернализма), неудовлетворённость государственной политикой, проводимой в сфере взаимодействия с “третьим сектором”. Сделан вывод о том, что в целом развитие нижнекамского некоммерческого сектора соответствует общероссийским тенденциям.
Ключевые слова
В статье рассматривается предмет такой научной и учебной дисциплины, как этнополитология. Раскрывается соотношение этополитологии и этнополитики, понятий этнонация и нация-государство , нация и народ , гражданская и этническая идентичности . Анализируется влияние этнических групп на политическую сферу жизни общества и воздействие институтов власти на этнические группы.
Ключевые слова
В статье анализируются центральные проблемы физкультурно-спортивной сферы и их восприятие субъектами Российской Федерации при построении целей, функций и задач региональной политики в области физической культуры и спорта. В центре внимания - проблема соответствия концептуальных основ физкультурно-спортивной политики между региональным и федеральным уровнями. Установлено, что низкая эффективность проводимой политики во многом связана с необъективным представлением региональными властями проблем физкультурно-спортивного сектора, что требует решения путём межрегионального сотрудничества.