В статье рассматривается специфика социально-философского анализа воспроизводства социальных качеств населения, которая позволяет выявить сущностные характеристики, раскрыть природу социальных качеств, обосновать актуальность аксиологических контекстов современного состояния воспроизводства социальных качеств населения в современном обществе. Выясняется, чем социально-философское исследование воспроизводства социальных качеств населения отличается от демографического и социологического. В ходе исследования предпринята попытка дать авторское определение понятию «воспроизводство социальных качеств населения» - процесс созидания и возобновления производства совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих общественно-определённых характеристик личности или социальных групп. Процесс воспроизводства социальных качеств населения обеспечивает социокультурную преемственность в обществе, характеризуется изменчивостью, цикличностью и относительной устойчивостью. Воспроизводство социальных качеств населения и его естественное воспроизводство являются частями единого процесса воспроизводства населения, который представляет собой не только совокупность процессов рождаемости, смертности, миграции, но и формирование, сохранение, возобновление, межпоколенческую трансляцию накопленного социокультурного опыта, знаний, ценностей и т. д.
Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Философия, социология, культурология, социальная работа
2016. — Выпуск 3
Содержание:
В статье обсуждаются состояние и перспективы популяризации науки в современной России, а в более узком плане - коммуникация между российским научным сообществом и СМИ. В работе использованы материалы качественного исследования посредством метода полуструктурированных интервью, проведённого среди учёных и журналистов. Цель данного исследования - выявить существующие практики взаимодействия между учёными и журналистами (как они понимаются самими участниками), представления обеих сторон 0 целях, способах и возможных проблемах в ходе коммуникации, оценить их субъективную готовность к сотрудничеству. Выводы исследования показывают, что, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к созданию новых и усилению старых научно-популярных ресурсов (журналов, ТВ-программ и интернет-порталов) коммуникация между учёными и журналистами претерпевает определённые сложности, обусловленные, прежде всего, социально-психологическими проблемами. Представители журналистских научных кругов испытывают предубеждение в отношении друг друга, слабо мотивированы на взаимодействие, не понимают целей и специфики работы друг друга. У ведущих российских научных центров нет целенаправленной политики по продвижению науки в массы. Все это негативно сказывается на получаемой продукции.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема сущностных характеристик одного из наиболее ярких проявлений присутствия религии в современной культуре - религиозного конфликта. Цель работы - определение компонентов конфликта, которые являются носителями собственно религиозной специфики, позволяющей помещать феномен в границы классификаций/типологий, трактуя его как сущностно специфический. Под конфликтом понимается столкновение, возникающее в результате несовпадения мировоззренческих установок сторон, как следствие претензий на ресурсы, власть и статус. Характеристика различных составляющих конфликта как генетически связанных с религиозным началом осуществляется на основе принципа фасетной классификации, с делением конфликтов на внутрилич-ностные, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые. Основные компоненты религии как репрезентированной в социальном пространстве - учение, культовая практика, повседневная религиозная деятельность - анализируются с учётом их потенциальной кон-фликтогенности. Выделяются составляющие религиозной системы, неспособные выступать в качестве факторов генезиса конфликта. Религиозный конфликт определяется как не существующий в чистом виде, выступающий в качестве основы для внешней легитимации действий, связанных с другими сферами общественной жизни. Собственно религиозная составляющая может быть представлена только участниками конфликта, преследующими не собственно религиозные цели. Религия как мировоззренчески фундированный феномен неспособна трансформировать природу конфликта, создавая его особую разновидность.
Ключевые слова
В последние годы в научный обиход вошло такое понятие, как «экономика знания» или «экономика, основанная на знаниях». Становление новых понятий фиксирует, отражает процессы, которые происходят в жизнедеятельности общества. В условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному знания становятся движущей силой развития общества, в котором превалирует сектор услуг. Ж. Фурастье дал определение постиндустриального общества как «цивилизации услуг». Все эти процессы стали основой возникновения новой отрасли научного знания - это управление знаниями. Термин «управление знаниями», «обозначающий систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации эффективности предприятий...», был введён К. Виигом. Управление знаниями в социальной сфере понимается как процесс управления социальными услугами, предоставляемыми потребителям. Необходимость управления знаниями как основы обеспечения качества жизни обусловлена задачами социально-экономического развития страны, становлением экономики знаний и новой модели человека - «человека знающего и умеющего», которая пришла на смену экономической модели,углублением социально-экономических противоречий, а также обострением экологических проблем, ростом имущественного неравенства, увеличением количества потребителей социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Достижение достойного качества жизни возможно только при использовании инновационных технологий, основанных на знаниях и информации. В настоящее время в практике обеспечения качества жизни используются различные инновационные технологии: приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жильё - гражданам России»; материнский капитал; профессиональные стандарты; система сбалансированных показателей; бюджетирование, ориентированное на результат; управление проектами.
Ключевые слова
Актуальность выбранной автором темы определяется, прежде всего, тем, что проблема здоровьесбережения детей является значимой не только в рамках отдельно взятой семьи или личностно значимого общественного пространства, но и в масштабах всего государства. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что здоровье подрастающего поколения является важнейшим стратегическим ресурсом страны, так как здоровье подрастающего поколения - это здоровье нации в будущем. Социально-философское обоснование общественной и государственной значимости ценностного отношения к здоровью ребёнка представляет несомненную новизну исследования. То, каково отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей, является одним из главных показателей культурного, социального и экономического развития страны - это положение статьи является существенным, имеющим практико-ориентированное значение. Аксиологический и исторический подходы, применяемые в данном исследовании, удачно сочетаются с методом анализа документов (указы Президента Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка и др.) и позволяют сделать компетентные и обоснованные выводы. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных учёных и мыслителей как прошлого (Д. И. Писарев, И. И. Мечников), так и настоящего (Д. И. Фельдштейн, И. С. Ларионова, И. М. Усманов, Ю. М. Хрусталев).
Ключевые слова
В статье рассмотрены существенные характеристики общественной морали в сравнении с моралью индивидуальной. Особо выделяются такие аспекты общественной морали, как нацеленность на общее благо и необходимость коллективных действий для его достижения. Показана эвристичность параллелей с проблематикой общественных благ и коллективного действия в экономических и социологических теориях. Преодоление разрыва между личным и общим интересом, между требованиями индивидуальной и коллективной рациональности невозможно без риска, доверия, готовности к сотрудничеству. Отмечено, что наиболее сложные и интересные случаи представляют примеры сознательного неучастия в кооперативных действиях, даже несмотря на ясное осознание преимуществ такого сотрудничества. Обсуждение так называемой «моральной» точки зрения во второй части статьи позволяет сделать вывод о невозможности зоны «морального безразличия» как по причине содержательной важности соответствующей проблематики, так и по причине принципиальной расширяемости социального контекста, что позволяет также расширять круг проблем, маркируемых как «моральные». Делается вывод, что при обсуждении проблем общественной морали необходимо широко применять результаты, полученные в других областях научного знания, в которых исследуются проблемы коллективного действия в условиях неполного совпадения интересов сторон.
Ключевые слова
В статье рассматриваются условия и факторы рецепции буддийских идей в культуре России в контексте вопросов о становлении российской культуры. В качестве факторов рецепции буддизма в России выделяются: миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, освоение буддийских идей в философском дискурсе, отражение буддийских мотивов и буддийские реминисценции в литературном творчестве, деятельность представителей бурятской интеллигенции и буддийского духовенства, возникновение необуддийских концепций, общественно-образовательная деятельность буддийских организаций. В работе определяется необходимость анализа этих вопросов в рамках становления российской культуры. Анализируются различные подходы и мнения относительно как понятия «российская культура», так и в связи с самим этим феноменом, определением факторов формирования российской культуры, её жизнеспособностью и перспективами развития, в том числе и с точки зрения национально-культурных оснований России и её будущего. При этом акцентируется внимание на дискуссионности в современной отечественной науке проблемы определения российской культуры и её характеристик, а также необходимости выявления в ней роли взаимодействия различных культур и рецепции разных религий как в историческом, так и в актуальном аспектах.
Ключевые слова
Торговые связи, культурный обмен, войны и конфликты приводят к возникновению коммуникации между разными народами и обществами, неизбежно вызывая языковые контакты. Расширяющиеся в последние десятилетия контакты и сотрудничество между Россией и Китаем, как стратегических партнёров, актуализируют исследование языковых контактов России и Китая. В статье на основе обобщения взглядов китайских, российских, западных учёных языковые контакты определяются как разнообразные изменения, языковые явления одного из двух или более языков (разновидностей), вызванные продолжительным общением в посредственной, непосредственной, устной или письменной форме между говорящими на этих языках (разновидностях). В результате языковых контактов может возникать четыре основных феномена: языковая ассимиляция, языковое заимствование, языковое скрещивание, т. е. возникновение пиджинов и креольских языков; появление билингвизма. Из всех особенностей русско-китайского пиджина, на наш взгляд, наибольший интерес для культурологии представляют его семантические особенности. В системе пиджина русские слова под влиянием семантической системы китайского языка изменяют своё значение. Это находит выражение в сужении значения лексемы, расширении значения слова, переносе значения, изменении в значении слова, приобретении оттеночных значений. Русско-китайский пиджин оказал влияние не только на русский и китайский языки, а также на русскую и китайскую культуры.
Ключевые слова
Статья посвящена определению методологии исследования монгольской праздничной культуры. Отмечается множество попыток определения направленности, функций и сущностного содержания праздника и праздничной культуры монгольских народов. Автор указывает на ряд методологических трудностей и вопросов: отсутствие общепринятого определения праздника; многообразие типологий и классификаций праздников, которые базируются на разных основаниях; сложность чёткой дифференциации религиозных и национальных праздников. Особенности определения методов изучения монгольских праздников выявляются на примере анализа истории и современных аспектов национального праздника Монголии - Цаган Сар. Автор опирается на исследования известных монгольских и российских этнографов, культурологов, историков, в работах которых анализируется генезис одного из самых важных праздников монгольских народов, его связь с календарной системой и обрядностью, его структура и содержание, магические и игровые элементы, его религиозно-ритуальные аспекты. В статье анализируются подходы к рассмотрению религиозного и этнического содержания Цаган Сара, определению особенностей синтеза его культурной, социальной, экономической и психологической составляющих. Определяется влияние на современное бытование Цаган Сара монгольской государственной политики, идеологических установок, воздействие широких глобализационных процессов.
Ключевые слова
В статье представлена общая характеристика социокультурной ситуации, сложившейся в России на рубеже Х!Х-ХХ вв. Приводятся основные особенности искусства данного периода. Особое внимание уделяется литературным текстам Серебряного века. В данных текстах рассматриваются метафорические конструкции с целью выявления социокультурных кодов, которые являются носителями культурной информации, что позволяет исследовать социокультурные доминанты, знаковые идеи и ценности, созданные в исследуемый период. Возникшие в этот период социокультурные изменения повлекли за собой формирование нового типа человека, изменилось его отношение к миру, его ценностные ориентации и установки, а также появился новый язык искусства. Отмечается, что на рубеже веков происходят значительные перемены - культура становится многонациональной, вовлекая в себя духовные ценности различных этнических типов, являясь всё более разнообразной. Переходное движение в литературе этого периода между романтизмом и модернизмом определялось как «декаданс». Анализ выявил, что метафорические конструкции зачастую содержат в себе культурный код, имеющий информативную составляющую той или иной культурной эпохи, в период которой метафора была создана. На основе выделенной информации возможно выявить культурные доминанты, знаковые идеи, культурные ценности, созданные в ту или иную эпоху, что немаловажно при изучении культуры и искусства соответствующего периода.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию народной традиционной культуры русских Трёхречья в прошлом и настоящем аспектах. Рассмотрены определения и понятия «народная традиционная культура» и «традиция» в трактовках различных учёных и социокультурных учреждений. Представлен анализ традиционной песенной культуры потомков русских, проживающих на территории Трёхречья Китайской Народной Республики, её бытующих жанров, а также выявлены традиционные бытовые танцы и определена степень их сохранности. В статье в целом дан сравнительный анализ традиционной культуры русских Трёхречья и Забайкальского края, выявлена наилучшая сохранность культурного наследия и дано предположение о влиянии определённого фактора на данный результат. В ходе исследования установлены основания, повлиявшие на трансформацию культуры данного субэтноса. В статье выявлены жанры, которыми в настоящее время представлена народная традиционная культура субэтнической группы русских Трёхречья. Определено дальнейшее глубокое изучение других видов и жанров традиционной культуры: календарные и семейно-бытовые обряды, устное народное творчество, традиционное инструментальное творчество, народные праздники, с целью анализа и более полного представления о сохранности народной традиционной культуры. В работе выявлена необходимость возврата, реконструкции и поддержки народной традиционной культуры потомков русских Трёхречья, проживающих в иноязычном окружении.
Ключевые слова
В данной статье рассматривается роль Русской Православной Церкви во взаимодействии китайской и русской культур. Проанализированы основные проблемы распространения православия в Китае, которые требуют скорейшего разрешения. Установлено, что миссионерская деятельность Русской Православной Церкви приводит к расширению межнациональных связей, что способствует культурному взаимовлиянию. В статье рассмотрены основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в разный период времени, а также условия, которые способствовали возрождению православия не только в Китае, но и в СССР Далее автор рассматривает действия, которые предпринимают представители Русской Православной Церкви, для возрождения православия в Китае, а также предпринимаемые ответные действия со стороны китайских властей. Кроме того, в статье обращается внимание на тот факт, что возрождение православия в Китае связано с государственной политикой, которую проводит правительство Китая. Несмотря на то, что многие проблемы представители обеих стран стремятся решить совместными усилиями, однако переговоры по ним идут уже несколько лет, и автор данной статьи выделил основные проблемы, которые необходимо решить. В конце сделан вывод о том, что православие в Китае начинает приобретать национальный китайский характер и становится частью культурной традиции этой страны.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу процессов аккультурации в современном российском обществе в рамках евразийского мира, проблем усвоения культурных образцов Востока и Запада и одновременного стремления сохранить культурную самобытность. Картина мировой культуры, с точки зрения евразийства, плюралистична: миры национальных культур несводимы друг к другу и существуют параллельно. Н. С. Трубецкой провозглашал идею равноценности всех культур. В. С. Соловьёв понимал Россию как медиативный фактор мировой истории, которая снимает в себе противоположности Запада и Востока. Это понимается как неевропейский феномен, обладающий уникальным соединением западных и восточных черт, который одновременно принадлежит Западу и Востоку. Россия трактовалась как «Евразия», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. Человек, находящийся в геополитическом пространстве Европы и Азии, подобен двуликому Янусу. Один его лик устремлен на Запад, а другой - на Восток. На Запад его влекут различные технологии, материальные блага, уровень образования, организация труда и отдыха и многое другое. Но его восприятие пространства, ментальность, мировосприятие, стиль поведения остаются на Востоке.
Ключевые слова
В статье обсуждается необходимость изучения влияний всевозможных ситуаций на использование различных форм интеллектуальных действий. Выделяются типы ситуаций и уровней их описания. Различные варианты «возможных миров» рассматриваются как описания «ситуаций» и «событий». Обосновывается важность эмоциональных переживаний в реальном проявлении рационального мышления. Автором определяется необходимость обоснования концепций «ситуационной логики», это связано с тем, что динамика реальной жизни людей не может регулироваться заданными раз и навсегда программами и алгоритмами, и традиционные логические схемы рассуждения отображают лишь самые общие контуры интеллектуальных действий. В статье определяется связь ситуационных контекстов интеллектуальных действий, рационального осмысления человеческих действий с задаваемыми существующими на данный момент культурными нормами. Подчёркивается, что сами эти нормы возникают под воздействием условий, в которых сообщество существует, но впоследствии они как бы «извне» влияют на представления людей о возникающих новых ситуациях. Автор приходит к выводу о том, что одной из важнейших задач, стоящих перед ситуационной логикой, является проявление оснований для перехода от описания ситуации к описанию действий, необходимых для достижения целей, обусловленных возникшей ситуацией.
Ключевые слова
В статье предпринята попытка теоретического обоснования положений об особенностях формирования и структуре мифологического дискурса о Китае в зоне российско-китайского трансграничья. Автор анализирует мифологическое пространство Забайкальского края, входящего в зону трансграничья, который представляет собой территорию, где разворачиваются процессы культурного и идейного взаимодействия между народами, обладающими разным менталитетом. Основанием для распространения значительного количества мифологических образов Китая на территории Забайкальского края, по мнению автора статьи, является принадлежность к России с её ориентацией на культуру и язык Европы и близость к Китаю, экономическое и культурное влияние которого в Центральной Азии является преобладающим. Как доказывает автор, это приводит население Забайкалья не только к ряду культурных заимствований, но и является фактором формирования особого мифологического пространства, отличающегося от общероссийского наличием вербализованного, эмоционально и ценностно-окрашенного мифотворчества, связанного с Китаем. По мнению автора, другим фактором мифологизации представлений о Китае на территории трансграничья является стремление «некитайского» населения, находящегося в контакте с китайцами, осмыслить свою идентичность, понимаемую как «Своя», и утвердить отличие от соседей, понимаемых как «Чужие». Третьей причиной является то, что Китай обладает специфической культурой, придающей особый мифологический характер явлениям, которые своим происхождением обязаны Китаю. Многообразие и своеобразие китайской культуры является одним из факторов, влияющих на то, что мифологические образы Китая широко распространены на территории Забайкальского края. В рамках представленного подхода «Китай» является мыслительным конструктом, который описывает ментальную единицу, не являющуюся китайским государством, но обладающую чертами, которые ассоциируются населением Забайкалья с Китаем.
Ключевые слова
Статья посвящена попытке анализа процессов возрождения немецкой этнической идентичности на территории Забайкальского края. Автор отмечает, что в условиях глобализации забайкальские немцы обращаются к этничности как форме организации жизнедеятельности. Методология конструктивизма позволяет автору определить немецкую этническую идентичность как ментальный конструкт, который поддаётся воздействию со стороны социального мифотворчества на территории России. По мнению автора, ведущей ценностью современных немцев в Забайкалье является придание сверхзначимого смысла принадлежности к данной этнической группе, члены которой объединены стремлением к обретению Родины, что выступает как особый образ, в рамках которого немецкая этническая идентичность является ресурсом успешной самореализации. В условиях забайкальской диаспоры идут процессы конструирования немецкого этноса, ценностный аспект которого постоянно смещается то в прошлое, то в будущее, обретая черты социального или этнического мифа. Важную роль в этих процессах играют усилия окружающего социума, представленные мифами «навязанной» идентичности, которые содержат экстра-образы «Других». С другой стороны, особая роль отводится мифам, связанным с самоидентичностью группы, отражающим представления её членов о «Своих». Она основана на «интра-образах», представленных набором объективизированных характеристик, нацеленных на интеграцию группы. Итогом статьи является положение о том, что для понимания трансформации забайкальских немцев важно понятие об интерсубъективной стороне идентичности, предполагающей, что итоговая идентичность будет представляться как непрерывно проходящий процесс взаимодействия и синтеза этих противопоставленных друг другу мифов об этносе.
Ключевые слова
В работе представлен сравнительный анализ показателей качества жизни и благополучия пожилых людей в России и Израиле. Сравнительный анализ строился на основе показателей Global AgeWatch Index 2013-2014 гг. Анализ за 2013 г. показал, что среднестатистический израильский мужчина живет на 14 лет больше, чем мужчина в России. Женщины в Израиле живут на 8,5 лет дольше, чем в России. Это во многом говорит о более высоком уровне качества жизни и благополучия пожилых людей в Израиле. Положение же российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Но, несмотря на это, у России есть все возможности для улучшения жизни пожилых людей. Израиль занимает 18-е, более почётное место в Global AgeWath Index 2014 г. Ожидаемая продолжительность жизни в стране людей после 60 лет составляет 24 года, что на 7 лет выше, чем в России; здоровой жизни после 60 лет - 17,9 лет. Доля людей старше 60 лет в Израиле в 2014 г. составила - 22,5 % от общего количества населения. В соответствии с данными Центрального статистического бюро Израиля средняя продолжительность жизни в Израиле в 2013 г. составила 79,9 лет; у мужчин - 79,7 и у женщин - 83,6 года. По данным Федеральной службы государственной статистики России 2013 г., средняя продолжительность жизни в России составила 70,8 лет. У мужчин - 65,1 года и у женщин - 76,3 года. Проведённый анализ позволяет констатировать тот факт, что на повышение уровня жизни граждан пожилого возраста влияет не только экономический рост страны, но и грамотная политика государства в данном вопросе.
Ключевые слова
Одним из последствий модернизации и трансформации социальной сферы жизнедеятельности стало широкое вовлечение в область социального обслуживания большого количества населения, появление различных видов социальных услуг Все эти процессы актуализируют необходимость оценки качества социальных услуг, предоставляемых населению системой социального обслуживания. В статье даётся оценка результатов социологического исследования, в ходе которого охарактеризовано качество услуг, предоставляемых населению социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края. Исследование было организовано и проведено Общественным советом при Министерстве социальной защиты Забайкальского края в сентябре 2014 г. Методологической базой исследования стал человекоцентрический подход, в рамках которого выявлено, насколько услуга соответствует требованиям потребителя, а потребитель удовлетворён деятельностью организации, предоставляющей услугу. Опрос проводился путём анкетирования, методом сплошной выборки. Результаты проведённого опроса позволили выявить удовлетворённость потребителей качеством социальных услуг, предоставляемых населению Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края. В настоящее время важным становится выделение критериев и показателей качества социальных услуг. Оценка удовлетворённости качеством социальных услуг осуществлялась по следующим сферам деятельности: удовлетворённость информацией о предоставляемых услугах; наличие информационных указателей на пути следования к учреждению; возможность получения информации по телефону; возможность получения информации по Интернету; удобство и комфорт помещений; чистота в помещениях; вежливость и добросовестность сотрудников; качество оказания услуг сотрудниками учреждения; работа персонала в целом.
Ключевые слова
Во вступительной части статьи актуализируется проблема качества исполнения нормативно-правовых актов органами региональной власти. Далее рассматриваются основные направления реализации внутренней политики, выраженные в Указах главы государства. Авторами поднимается проблема исполнения региональными органами власти указов Президента. Анализируются уровень и степень применения социологических методов в оценке деятельности региональных властей. На основе статистических методов описывается современная система социологического сопровождения деятельности региональных властей в России. Даётся критический анализ технологии применения онлайн-опросов на порталах органов управления субъектов Российской Федерации как методики оценки эффективности деятельности региональной власти. Обосновывается роль социологии как механизма обратной связи в оценке деятельности региональных властей и механизма принятия и корректировки политико-управленческих решений. Описывается методика социологического исследования, обосновывается выборка, представляются её характеристики и структура. На основе социологических исследований в Забайкальском крае анализируется оценка населением деятельности органов региональной власти по исполнению предвыборной программы Президента, выраженной в так называемых «майских указах». Рассматриваются существующие формы социологической оценки региональной власти, сложившиеся в субъектах Российской Федерации. Предлагается модель взаимодействия региональной власти и социологических кафедр.
Ключевые слова
В статье осуществляется анализ мнений населения Забайкальского края о деятельности сотрудников органов внутренних дел по итогам социологического исследования, проведённого членом Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю, автором статьи и студентами социологического факультета ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» в соответствии с планом работы Общественного совета при УМВД России по Забайкальскому краю. В процессе исследования важно было оценить степень доверия жителей Забайкальского края к органам внутренних дел; определить наиболее востребованные государственные услуги, предоставляемые органами внутренних дел; оценить удовлетворённость граждан качеством государственных услуг, предоставляемых ОВД; выявить готовность населения Забайкальского края оказывать содействие полиции; охарактеризовать возможные пути совершенствования деятельности ОВД в Забайкальском крае. Проведённое исследование показало наличие определённых проблем во взаимоотношениях населения и органов внутренних дел. Подтверждением этому служит неудовлетворённость более трети населения Забайкальского края деятельностью правоохранительных органов. Результаты социологического исследования позволяют не только выявить удовлетворённость населения работой сотрудников полиции Забайкальского края, но и оценить степень доверия граждан к полиции. Полученные результаты позволяют говорить о том, что более половины респондентов доверяют органам внутренних дел, каждый второй житель Забайкалья готов помогать полиции. Граждане выступают значимым субъектом обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, потенциал которых необходимо более активно использовать.
Ключевые слова
В статье представлено осмысление автором применения теории эволюции Н. Лума-на к процессам самоорганизации в студенческой среде вуза. Теория эволюции рассматривается не как теория прогресса; она может приводить и к появлению, и к деструкции систем - в ней речь идёт о структурных изменениях. Появление новых сущностных форм и субстанций объясняется благодаря наличию различений (варьирование, селекция, рес-табилизация). Поскольку разделение этих эволюционных функций применимо и к общественным системам, рассматривается использование этой теоретико-методологической платформы к образованию студенческих коллективных структур. Описываются случаи позитивной и негативной селекции. Акцентируется позиция, что вероятность образования коллективного единства - величина, зависимая от таких переменных, как плотность коммуникации, частота информационных импульсов. Операционное (коммуникационное) отношение делает возможным эволюцию общественных структур. Высказывается предположение - какие смысловые инновации могут давать жизнь процессам самоорганизации в социокультурной среде вуза. Рассматривается, что коммуникационное своеобразие и экземпляры, отличающиеся особой инновативностью, могут служить основой структурообразования, отличающегося новациями. Приводятся тезисы, требующие дальнейшего изучения в разрезе обозначенной проблематики.
Ключевые слова
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего образования - подготовке кадров экспертного уровня в условиях глобализации и регионализации, требующих интернациональной гармонизации образовательных систем. Цель исследования - выявить особенности функциональной деятельности кадров экспертного уровня при независимой оценке качества социальных услуг Исследование проводилось методами прогнозирования, анализа, мониторинга, Форсайта, включающего методы экспертной оценки выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Основу рассмотрения проблемы составило авторское понимание экспертизы как исследования, результатом которого выступают оценочные суждения как результат установления соответствий с определёнными критериями и показателями. В статье описаны этапы исследования и полученные результаты. На первом этапе исследовались особенности деятельности экспертов в области образования, что позволило авторам доказать, что экспертный уровень индивида выступает результатом количественного увеличения обычных знаний и навыков, а также результатом получения элитного образования в условиях экстраординарной образовательной среды. На втором этапе объект исследования - требования к эксперту. Особое внимание уделено основным видам экспертных ошибок, описанным в научно-методической литературе по опыту международной экспертной деятельности. На третьем этапе осуществлялись анализ нормативной базы деятельности экспертов в области независимой оценки качества социальных услуг, существующих и перспективных форм сетевого взаимодействия экспертов и разработка рекомендаций.
Ключевые слова
Требования к деятельности образовательной организации, определённые государственной политикой Российской Федерации, устанавливают систему требований к персоналу, инструментом выстраивания которой выступает эффективный контракт. Успешность его внедрения зависит от реализации требований профессиональных стандартов, которые введены в соответствии с запросами экономики, построенной на знаниях. Методологической базой перехода к эффективному контракту являются система дескрипторов, определяющая характеристики квалификации, которые составляют основу профессиональных стандартов, а также методы Форсайта, раскрывающие перспективные направления и технологии перехода высшего образования от текущего состояния к стадии развития. Развитие конкуренции на рынке образования, повышение требований к качеству образования со стороны рынка труда предъявляют новые требования к управлению персоналом в образовательной организации в условиях реализации требований профессиональных стандартов, исходя из различения академической, профессиональной, профессионально-педагогической и управленческой квалификации. Профессиональные квалификации, описывающие различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда, определяют обобщённые требования к человеческим ресурсам, дают ориентир образовательных траекторий подготовки профессиональных кадров.
Ключевые слова
Показано, что распределение бюджета времени представителями различных социальных групп населения является важнейшим показателем условий их жизнедеятельности, способов её организации, т. е. тех факторов, которые описываются понятием «образ жизни». Особую актуальность этот фактор приобретает для студенческой молодёжи, т. к. эта социальная группа в силу своих возрастных и других особенностей ещё не наработала способов рационализации бюджета времени. Предпринята попытка статистического анализа структуры бюджета времени (основной задачи статистики бюджета времени населения) студентов высших учебных заведений. Эта задача решается посредством формирования различного рода группировок и расчёта известных статистических показателей: среднего линейного и среднеквадратичного структурных различий. Обоснована эффективность использования интегрального коэффициента структурных различий А. Салаи для выявления различий в бюджете времени студентов различных вузов и курсов обучения. В качестве информационной основы использованы результаты социологических исследований, проведённые со студентами Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ГУ-ВШЭ), Забайкальского государственного университета и Технического института, филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет». Статистическое сопоставление показателей бюджета времени студентов различных вузов проведено по укрупнённым статьям бюджета: «учёба» (включая временные затраты на самостоятельную работу), «досуг» (без деления его на различные виды), «работа» (суммарно в недельном бюджете), «дорога к месту учёбы и обратно», «сон». Выявлены достаточно ощутимые различия в бюджетах времени студентов центральных и периферийных вузов. Они обусловлены определяющим вкладом статей «работа» (студенты ЗабГУ значительно больше работают) и «дорога» (здесь ситуация обратная). Выявление различий в бюджетах времени у студентов 3-х и 5-х курсов у трёх вузов не показало существенных различий - все они укладываются в градацию «малые».
Ключевые слова
В статье рассматриваются категории «толерантность», «гражданская идентичность». Авторы раскрывают социологический смысл данных понятий и анализируют особенности их формирования у российской студенческой молодёжи. Конструирование гражданской идентичности с учётом поля толерантности означает, что разные сферы рассматриваемых феноменов включаются в процессе самоидентификации индивида. С одной стороны, идентичность и толерантность противоположны, в их основе лежат разные процессы, но без толерантности невозможно решить проблемы, связанные с сосуществованием различных групп как носителей религий, культур в рамках современного общества. Именно соединение политики идентичности и толерантности в рамках молодёжной среды позволит согласовать идеи социальной солидарности. Авторы приходят к следующим выводам: феномен толерантности носит междисциплинарный характер; поликультурная среда представляет собой сферу взаимодействия множества культур, взглядов, мнений, взаимное влияние их друг на друга; студенческая толерантность означает корректное этическое взаимодействие между студентами и другими участниками учебного или внеучеубного процесса в рамках поликультурной среды вуза; гражданская идентичность как личностное осознание принадлежности к сообществу граждан имеет для индивида значимый смысл.
Ключевые слова
В статье раскрывается социальная значимость профессии педагога-дефектолога в обществе. Обращается внимание на уникальность и востребованность данных специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся статистические данные, позволяющие определить количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в квалифицированной помощи дефектолога. Выделены категории детей с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с множественными нарушениями, с задержкой психического развития. Обозначены задачи профессиональной социально-педагогической деятельности педагога-дефектолога. Определены требования к профессиональной деятельности педагога-дефектолога (ориентация на социальный прогресс, выработка нового педагогического мышления, творческое исследование педагогического опыта и инноваций в области специального образования, совершенствование педагогического мастерства); социально и профессионально важные качества личности (эмпатия, толерантность, гуманность, милосердие, духовность и др.), профессионально-ценностные ориентации. Подробно описываются гуманистический и социальный компоненты профессиональной компетентности педагога-дефектолога. Представлена двухуровневая подготовка педагогов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» к организации психолого-педагогического и социального сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в региональном вузе. Показаны пути повышения профессиональной компетентности будущих дефектологов на базе профильных образовательных организаций.