+
Первое издание "Оправдания добра" (1897 г.): отклики современников. Часть четвертая
стр.6-22
Межуев Борис Вадимович, Mezhuev Boris Vadimovich
Статья продолжает систематическое рассмотрение и анализ газетных и журнальных откликов на первое издание основного труда Вл. Соловьева по нравственной философии «Оправдание добра» (1897 г.). В четвертой части настоящего цикла статей рассматриваются критические атаки на эту книгу со стороны представителей левого, преимущественно народнического, лагеря российской печати и общественной мысли. Подробно рассматриваются развернутые критические суждения постоянного обозревателя газеты «Новости», литературного критика Е.А. Соловьева, анонимный отклик, опубликованный в журнале «Русская мысль», а также отзывы философа-позитивиста П.В. Мокиевского в «Русском богатстве» и религиозного идеалиста А.Л. Волынского в «Северном вестнике». Отмечается, что главной тональностью «левой» критики было обвинение философа в том, что он встал на позицию конформистского приятия государства и церкви в их существующих формах. На основании всех перечисленных откликов делается вывод, что никто из вышеупомянутых критиков не постарался разобраться в существе воззрений Вл. Соловьева и для большей части «левых» критиков было неприемлемо любое соотнесение философии с религией, во всяком случае в ее традиционных формах. Утверждается, что определенные возражения критиков Вл. Соловьева слева против его концепции нравственной философии не были лишены убедительности, что философу пришлось учесть при втором издании своего труда.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Лирика К.М. Фофанова в восприятии Вл. Соловьева. Часть 3
стр.23-39
Тахо-Годи Елена Аркадьевна, Takho-Godi Elena Arkadevna
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Философско-эстетические воззрения Г.В.Ф. Гегеля и В.С. Соловьева: к вопросу о влиянии
стр.40-55
Балабаева Ангелина Сергеевна, Balabaeva Angelina Sergeevna
Дан компаративный анализ эстетических взглядов Г.В.Ф. Гегеля (на материале «Лекций по эстетике», подготовленных к изданию Г.-Г. Гото) и В.С.Соловьева. Представленная история вопроса влияния гегелевской философии на творчество Соловьева демонстрирует перспективность и продуктивность исследований, связанных с вопросами эстетики Соловьева и Гегеля. В связи с этим возникает необходимость обобщить исследовательские разыскания по данной теме, сделав ряд важных уточнений и раскрыв ранее намеченные точки сближения и расхождения двух философов. Рассматриваются как общеэстетические проблемы (значение красоты в природе, связь красоты и абсолютной идеи), так и прикладные вопросы искусствоведческого и литературоведческого характера (обоснование иерархии искусств, особенности лирической поэзии). Выявляется прямая и скрытая полемика Соловьева с Гегелем по вопросам субъективности восприятия красоты в природе и необходимости одухотворения материи под воздействием красоты, понимания роли искусства. Делается акцент на то, что, выступая не только как философ, но и как поэт, Соловьев критикует положение Гегеля о лирической поэзии как выражении индивидуального субъективного сознания художника. Рассматривается, каким образом гегелевский диалектический метод реализуется Соловьевым при характеристике этапов развития русской поэзии XIX века. Высказывается предположение о том, что диалектика свободы и необходимости была использована Соловьевым при изложении теории судьбы как Провидения Божьего.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Об издании заключительного тома "Писем" Вл.С. Соловьева (Т. 4. Пб.: Изд-во "Время", 1923): по материалам писем Г.П. Блока Э.Л. Радлову (1920-1923 гг.). К 100-летнему юбилею издания
стр.56-80
Ипатова Светлана Алексеевна, Ipatova Svetlana Alekseevna
Излагается история издания заключительного 4-го тома собрания «Писем» Вл.С. Соловьева, вышедшего в 1923 г., в советское время, через 15 лет после начала издания и через 12 лет после выпуска предыдущего тома, которым, как известно, планировалось завершить публикацию имеющегося на тот момент свода писем философа. Обретение новых писем побудило историка философии Эрнеста Львовича Радлова (1854-1928), друга и единомышленника Соловьева, бессменного составителя и редактора вышедших томов писем философа, приступить в 1919-1920 гг., в иных идеологических и культурно-исторических условиях, к подготовке 4-го тома. Вышедшая в мае 1923 г. книга «Писем» Соловьева завершила собрание эпистолярия философа, собранного Радловым. Непростая история издания заключительного тома до сих пор не получила достаточного освещения в литературе о Соловьеве. Публикация сохранившихся писем Радлову главного редактора петроградского кооперативного товарищества «Время» Георгия Петровича Блока (1888-1962), работавшего над этим томом на протяжении 1920-1923 гг., в какой-то мере раскрывает непростой издательский процесс и возникавшие в ходе подготовки трудности. Несмотря на то, что ответные письма Радлова Блоку пока не выявлены, детали, сообщаемые в письмах, позволяют восстановить общую картину как научной, так и технической, издательской работы над томом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"Второй после Аквината...": Ганс Урс фон Бальтазар о философской эстетике Вл.С. Соловьева
стр.81-96
Максимов Михаил Викторович, Maksimov Mikhail Viktorovich
Представлен анализ книги швейцарского философа и богослова Г.У. фон Бальтазара «Владимир Соловьев», посвященной реконструкции и интерпретации эстетического учения В.С. Соловьева. Рассматриваются основные темы сочинения Бальтазара, определяющие его структуру в соответствии с видением автора основных этапов творчества Соловьева: «Визионерство и текстуальная форма», «Логика и метафизика», «Этика и экклесиология», «Эстетика и апокалиптика». Отмечается стройность и последовательность концепции Бальтазара, логика интерпретации важнейших положений эстетики Соловьева, опирающихся на корпус его сочинений, а также на исследовательскую российскую и зарубежную литературу. Выявляются существенные характеристики рассмотрения Бальтазаром эстетики русского философа: раскрытие ее онтологических, эсхатологических и богословских аспектов. Определяются историко-философские истоки идей Соловьева, параллели и созвучия концептуальных положений эстетики Соловьева и крупнейших представителей отечественной и зарубежной философии: Платона, Плотина, Максима Исповедника, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Э. фон Гартмана. Излагается позиция Бальтазара в отношении учения Соловьева о Софии в контексте христологического и тринитарного богословия. Дается оценка сопоставления метода всеединства Соловьева с методами исследования «форм духа» у Дильтея и «форм культуры» у Шпенглера. Отмечается внимание исследователя к проблемам творческого диалога Соловьева с выдающимися русскими мыслителями Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, К.Н. Леонтьевым. Формулируются выводы о значении философско-богословской реконструкции эстетики Соловьева, осуществленной Бальтазаром, для зарубежного и российского соловьевоведения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Заключительные "Исторические письма" В.И. Ламанского (предисловие к публикации)
стр.97-105
Малинов Алексей Валерьевич, Malinov Aleksey Valeryevich
Статья предваряет публикацию фрагментов шестого «Исторического письма об отношениях русского народа к его соплеменникам» и заключения, подготовленных славянофилом и профессором Петербургского университета Владимиром Ивановичем Ламанским. Указывается, что неоконченными остались и другие произведения ученого, над которыми он работал в последующие годы. Приводятся факты, позволяющие уточнить датировку написания «Исторических писем» (1859-1862 гг.), работа над которыми была прервана заграничной командировкой Ламанского (1862-1864 гг.). Высказывается предположение, что «Исторические письма» продолжили то направление исследований, которое было обозначено Ламанским в магистерской диссертации «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» (1859 г.), т.е. стали результатом его архивной и кабинетной работы. Поездка в славянские земли обогатила ученого реальным знанием славянских народов, их истории и современного положения, что сделало многие рассуждения из «Исторических писем» неактуальными. Отмечаются два сюжета, затронутых Ламанским в «последних» письмах, которые получили дальнейшее развитие в его исследованиях и деятельности. Во-первых, это работы в области отечественной этнографии: многолетнее руководство этнографическим отделением Русского географического общества, организация Славянского съезда и Этнографической выставки (1867 г.), издание этнографического журнала «Живая старина» (1890 г.), проект этнографического отдела Русского музея (1899 г.). Приводятся высказывания Ламанского об этнографии как отчизноведении или народоведении, раскрывающие его понимание этнографической науки. Во-вторых, это историософская интерпретация восточного вопроса, рассматривающая его в качестве эпизода взаимодействия двух цивилизационных миров: греко-славянского и романо-германского. Указывается на незавершенность «Исторических писем», которая сказывается в лакунах при их публикации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
В.И. Ламанский. Исторические письма об отношениях русского народа к его соплеменникам. Письмо VI. Публикация и примечания А.В. Малинова
стр.106-112
Малинов Алексей Валерьевич, Malinov Aleksey Valeryevich
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
В.Я. Брюсов, Н.Ф. Федоров и деятели Федоровианы 1900-1920-х годов: вопрос о смысле и целях искусства. Статья первая. О чем спорили Брюсов и Федоров в доме Ю.П. Бартенева
стр.113-131
Гачева Анастасия Георгиевна, Gacheva Anastasia Georgievna
Статья представляет собой первую часть исследования проблемы духовно-творческого диалога родоначальника русского символизма В.Я. Брюсова и философа общего дела Н.Ф. Федорова. В работах российских и зарубежных исследователей этот диалог изучался в плане интереса В.Я. Брюсова к космическим темам, в контексте его теории научной поэзии. В центре внимания настоящего исследования вопрос о смысле и целях искусства. Впервые с привлечением новых, в том числе архивных, источников рассматривается реакция Н.Ф. Федорова на встречу с В.Я. Брюсовым, состоявшуюся 20 апреля 1900 г. в доме Ю.П. Бартенева. Показано, как возникший во время этой встречи мировоззренческий спор отразился в позднем творчестве философа. Раскрыто содержание спора и взаимосвязанность двух его тем - возможность/невозможность преодоления смерти и отношение к идеям Ф. Ницше. Проанализированы фрагменты статей и заметок Н.Ф. Федорова, в которых упоминается его спор с В.Я. Брюсовым. Реконструировано восприятие Н.Ф. Федоровым декадентства, мировоззренческий комплекс которого, как и идеи нового религиозного сознания, философ связывал с духовным кризисом эпохи fin de siècle, противопоставляя ему идею активного христианства, соработничества человека Богу в истории. Показано, как в полемике с ницшеанской эстетикой и эстетикой декаданса формируется литургическая эстетика Н.Ф. Федорова, в центре которой образ искусства как внехрамовой литургии. Рассмотрено отношение Н.Ф. Федорова к символизму, которому он противопоставлял религиозное понимание символа.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"Реальное дело художника" и философия искусства: Соловьев - Федоров - Чекрыгин
стр.132-146
Титаренко Евгений Михайлович, Titarenko Evgeny Mikhailovich
Рассматриваются эстетические взгляды художника и мыслителя В.Н. Чекрыгина (1897-1922). Его идеи сопоставляются с философией искусства В.С. Соловьева и Н.Ф. Федорова. Анализируется теоретическое наследие художника, отражающее понимание задач творчества, истории и языка изобразительного искусства. Материалом исследования являются такие тексты Чекрыгина, как «Манифест художников живописи» (1920 г.), «Программа годичного курса лекций по философии искусства» (1920 г.), «О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства» (1921 г.), «О Соборе Воскрешающего Музея» (1921 г.), а также эпистолярное наследие. Используются малоизвестные архивные материалы. Обращение к эстетическим работам Федорова и Соловьева позволяет осуществить сравнительно-типологическое изучение взглядов художника-мыслителя на искусство. Показана связь идей Чекрыгина с эстетической традицией русской религиозной философии. В его проекте нового этапа искусства усматриваются черты эстетики христианского универсализма. В качестве источника проекта «живого искусства» Чекрыгина, противопоставляемого поискам искусства авангарда, отмечаются идеи соборности и теоантропоургии. Показана близость философско-эстетических воззрений художника философии искусства Соловьева и в еще большей степени учению эстетического супраморализма Федорова. Проведенное исследование раскрывает особенности эстетических представлений художника, пронизанных духом эсхатологической тревоги. Отмечено также, что через обращение к темам теофании, созерцания художником становления космоса, создания собора-музея всеобщего воскрешения Чекрыгин указывает путь, которому должно следовать современное искусство. Показано, что образ конечного идеала искусства художник воспринимал через философские идеи Соловьева и Федорова, при этом оставаясь в своих теоретических сочинениях, в русле модернистского дискурса.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Образ Филострата в творчестве К.К. Вагинова: опыт деконструкции
стр.147-160
Шукуров Дмитрий Леонидович, Shukurov Dmitry Leonidovich
Рассматривается образ античного ритора Флавия Филострата (II-III вв.) в произведениях петербургского и ленинградского поэта и писателя Константина Константиновича Вагинова (1899-1934). Флавий Филострат - фигура, символизирующая сложную и противоречивую переходную эпоху от античной культуры к христианской эре. Образ Филострата в вагиновском творчестве предстает еще и как символ уходящего Серебряного века и крушения идеалов творческой юности. Цель исследования - показать скрытые интерпретационные возможности произведений К.К. Вагинова, которые связаны с общекультурным контекстом Серебряного века и идеями его крупнейших представителей - Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Вяч. Иванова, Ф.Ф. Зелинского, а также авторов ближнего круга писателя. Некоторые интерпретационные коды, имплицитно содержащиеся в текстах К.К. Вагинова, допускают возможность их герменевтического истолкования, в результате которого становится осуществимой деконструкция паралогической модели художественной реальности вагиновских произведений, а также номадически перемещающегося смыслового центра и герметического артефакта этой модели - образа Филострата как ипостасного и иноименного персонажа. Опыт деконструкции паралогической модели художественной реальности вагиновских произведений и «смещенного» центра этой модели - образа Филострата - обоснован методологическим принципом дополнительности, согласно которому в интерпретации концептуально значимым становится формально отсутствующий элемент, так как он восполняет всю систему значений. Такими формально отсутствующими элементами в структуре иноименно-ипостасных образов-двойников Филострата являются в произведениях К.К. Вагинова неназванные имена Диониса, Аполлона Гиперборейского, Пифагора.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Кто такой "Р-н": об одном из адресатов отзывов А.А. Блока о поэтах (спустя столетие после их первой публикации П.Н. Медведевым)
стр.161-178
Лощинская Нина Владимировна, Loshchinskaya Nina Vladimirovna
Рассматриваются обстоятельства использования «криптонимов» в публикации отзывов А.А. Блока о поэтах, осуществленной П.Н. Медведевым в 1923 году. Раскрывается фамилия палеонтолога и литератора А.Н. Рябинина, одного из претендентов на вступление в Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Впервые вводится в научный оборот полный рукописный текст коллективного документа, хранящегося в РО ИРЛИ, с резолюциями членов Приемной комиссии (А.А. Блок, М.Л. Лозинский, Н.С. Гумилев, М.А. Кузмин) о книге стихов А.Н. Рябинина «После грозы» (1918 г.). Делается акцент на эстетических принципах блоковской оценки рецензируемых стихотворений. Характеристика научной, литературной и общественной деятельности А.Н. Рябинина сопоставляется с высказываниями Блока о творческом потенциале российской научно-технической интеллигенции и ее роли в преобразовании России. Анализируется положительный отклик А.М. Ремизова на произведения А.Н. Рябинина, намечаются возможные аспекты их творческого соприкосновения.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
От диалога к полилогу (Рец. на: Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии / сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука; Вост. лит., 2022. 399 с.)
стр.179-193
Бочаров Андрей Борисович, Bocharov Andrey Borisovich
Предлагается рецензия на книгу «Сравнительная философия: от сравнительной к межкультурной философии», опубликованную в серии «Сравнительная философия». Выдвигается тезис о ценности межкультурной философия в контексте концептологии. Формулируется гипотеза, согласно которой межкультурная философия расширяет методологические и тематические рамки философского исследования и может оцениваться в качестве фронтирного явления. Методологической основой исследования стали сравнительный и герменевтический методы. Отмечается, что главный тезис межкультурной философии состоит в отказе от западоцентризма, в критике традиционного историко-философского нарратива. Предлагается рассматривать межкультурную философию в качестве альтернативы западоцентризму, в силу того, что она отказывается от присущего западной философии монологизма и настаивает на полилогичности философии, на укорененности мышления в культуре и считает, что интеллектуальные влияния и концептуальные заимствования являются естественной, нормальной ситуацией в философии, нацелена на экспликацию позитивных форм интеркультурного взаимодействия, предлагает новую модель историко-философского процесса, основным методом которой выступает полилог. Отмечено, что последователи межкультурной философии до сих пор ведут полемику о том, является ли межкультурная философия новым направлением или новой методологией. В качестве межкультурных мыслителей рассматриваются Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, славянофилы.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова