+
Первое издание «Оправдания добра» (1897 г.): отклики современников. Часть вторая
стр.6-20
Статья продолжает систематическое рассмотрение и анализ газетных и журнальных откликов на первое издание основного труда Вл. Соловьева по нравственной философии «Оправдание добра» (1897 г.). Во второй части статьи речь идет о скандале, связанном с резким откликом на книгу Вл. Соловьева на страницах «Нового времени» постоянного обозревателя газеты Ф.Э. Шперка, подвергшего сомнению саму необходимость моральной философии и утверждавшему, что добро не требует никакого оправдания, а разумными аргументами невозможно обосновать никакую систему нравственности. Утверждается, что выпад Шперка вызвал большой скандал в кругах, близких Вл. Соловьеву. Описывается также реакция на эту полемику со стороны сочувствующих Вл. Соловьеву изданий. Отмечается, что и сам издатель газеты «Новое время» А.С. Суворин вынужден был вежливо отмежеваться от выступления своего обозревателя. Раскрываются причины, побудившие Шперка смягчить свою позицию и свои формулировки. Приводится новый документ - неопубликованное письмо Вл. Соловьева Суворину, из которого становятся ясным и причины публичной реакции философа именно на этот отклик. В заключение делается вывод о том, что следствием этого инцидента стало взаимное отчуждение Вл. Соловьева и В.В. Розанова, которого философ небезосновательно подозревал в причастности к этой публикации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проблемное поле и категориальные структуры философии соборности А.С. Хомякова
стр.21-34
Корнилов Сергей Владимирович
Рассматривается философская концепция выдающегося русского мыслителя А.С. Хомякова (1804-1860). С использованием системного метода и историко-философской реконструкции дан анализ категориальных структур его концепции, раскрыто содержание базовых категорий. Определены основные идейные источники мировоззрения А.С. Хомякова. Утверждается, что в основе развития категориальных структур концепции мыслителя лежат его размышления о церкви. Выявлено, что в работе «Церковь одна» Хомяков впервые вводит в оборот понятие соборности, ставшее фундаментальной основой всей его концепции. Обосновывается, что в учении о соборности заложены основные принципы, развитые философом в его онтологии, гносеологии, историософии и социальной теории. Показано, что в эпоху широкого распространения в России учений германских философов А.С. Хомяков проявил себя как тонкий и глубокий аналитик, выступивший с резкой критикой результатов развития немецкой теоретической мысли. В результате осуществленного текстологического анализа определена общая архитектура и логические связи категориальных структур концепции мыслителя. Демонстрируется, что философ не останавливается на изучении основных направлений современной ему философии, а разрабатывает свое, оригинальное решение основных проблем онтологии и теории познания. Осуществлен анализ работы Хомякова «Записки по всемирной истории», которая была призвана дать целостное понимание всемирной истории, ее смысла и направления. Показано, что развернутая в ней концепция в известной мере явилась альтернативой гегелевской модели исторического процесса. Делается вывод о том, что разработка категориальных структур философии соборности А.С. Хомякова сохраняет свое значение для современной теоретической мысли.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Почвеннический культ «непосредственности» как аспект взаимоотношений западничества и славянофильства
стр.35-48
Пигалев Александр Иванович
Рассматриваются смысл и контексты термина «непосредственное», который имел большое значение для формирования в России XIX века философского течения почвенничества. Придя на смену славянофильству, оно, тем не менее, сохранило повышенный интерес к старине, традиции, обычаю, органичности народного образа жизни и народного творчества в качестве проявлений «почвы», находящейся под угрозой исчезновения в процессе модернизации традиционной культуры. Сопутствующие идеологические изменения в обществе анализируются в связи с эволюцией взглядов одного из главных идеологов почвенничества Аполлона Григорьева. При этом в исследовании учитываются не только внутренние тенденции модернизации русской культуры, но и различные формы ее взаимодействия с обществами уже состоявшегося модерна в качестве фактора внешнего влияния. Указывается, что тенденция к сочетанию элементов модерна и традиции очевидна во всех формах западного романтизма, равно как и во взаимоотношениях западничества и славянофильства, вследствие чего, термин «непосредственное» («непосредственность»), прототип которого, вместе с более поздним термином «опосредование», был создан в немецкой философии, приобрел актуальность в России именно в контексте почвенничества, которое в поисках особой концепции органического единства шло по пути, близкому западноевропейскому романтизму. Показано, что Ап. Григорьев, будучи одним из первых теоретиков почвенничества, попытался обосновать единство западничества и славянофильства таким образом, чтобы допустить возможность сохранения «непосредственности». Образец такого единства был найден им в философии Ф.В.Й. Шеллинга.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Исторические письма об отношениях русского народак его соплеменникам» В.И. Ламанского: контексты третьего письма (к публикации «Исторических писем об отношениях русского народа к его соплеменникам» В.И. Ламанского)
стр.49-64
Малинов Алексей Валерьевич, Куприянов Виктор Александрович
Предваряется публикация третьего «Исторического письма» В.И. Ламанского. Рассказывается об истории его написания. Обращается внимание на особенности публикуемого текста. Отмечается, что для третьего «Исторического письма» характерен акцент на констатации психологических отличий славян от германцев. Дается оценка панславизма Ламанского. Обращается внимание на то, что идеализированное восприятие славян у Ламанского обусловлено его увлеченностью романтической историософией в период написания «Исторических писем». При этом отмечено, что в зрелый период своего творчества Ламанский рассматривал славянскую культуру более реалистично, во многом отказавшись от романтизированного панславизма, заметного в публикуемых «Исторических письмах». Подчеркивается влияние политических взглядов Ламанского на его раннее творчество. Представленное письмо относится не к научному наследию Ламанского, а является ярким примером позднеславянофильской публицистики, пронизанной романтическим идеализмом и историософией. Обращается внимание также и на то, что взгляды Ламанского на национальный вопрос находятся в русле общеевропейской культуры XIX в. и были сформированы во многом под влиянием немецкой гуманитарной науки, прежде всего трудов В. Гумбольдта и И.Г. Гердера, и политической ситуации того времени.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
В.И. Ламанский. Письмо третье. Об умственном и литературном общении русских с их соплеменниками (продолжение).
стр.65-78
Малинов Алексей Валерьевич, Куприянов Виктор Александрович
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Евгений Трубецкой как исследователь религиозно-философского наследия блаженного Августина
стр.79-91
Рассматривается рецепция религиозно-философского наследия Аврелия Августина в творчестве Е.Н. Трубецкого на материале его исследований о формировании средневекового религиозно-общественного идеала западного христианства в сочинениях латинских учителей Церкви V века и католических авторов XI столетия. Освещены основные проблемы магистерской диссертации Е.Н. Трубецкого 1892 г., посвященной религиозно-философскому наследию блаженного Августина, его становлению в качестве великого христианского апологета, а также ключевым ошибкам догматического характера, совершаемым зарубежными исследователями Августина. Делается вывод о том, что интерес русского философа к наследию Гиппонского епископа сложился преимущественно под влиянием фигуры Вл.С. Соловьева и его проекта «свободной теократии». Анализируются современные оценки места монографии Е.Н. Трубецкого среди отечественных исторических исследований, посвященных отцу западной Церкви. Впервые в контексте работы Е. Трубецкого над «Миросозерцанием блаженного Августина» в статье развернуто актуализируется его переписка 1980-1990-х гг. с Сергеем Николаевичем Трубецким со ссылкой на новое издание «Философской переписки братьев Трубецких», составленное К.Б. Ермишиной.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Grattez le russe, et vous verrez le tartar: перверсия французской поговорки в творчестве Ф.М. Достоевского
стр.92-102
Борисова Валентина Васильевна
Впервые рассматривается аксиологическая трансформация знаменитой французской крылатой фразы Grattez le russe, et vous verrez le tartare («Поскоблите русского, и вы обнаружите татарина»), осуществленная Ф.М. Достоевским в «Дневнике писателя» и в романе «Подросток». Дается интерпретация культурно-исторического смысла этой французской поговорки, связанной с закрепившейся в Европе традицией отождествления русских с варварами, «азиатами», что подтверждается каламбурно-иронической перекличкой омофонов barbare и tartare . Раскрывается значительный вклад Ф.М. Достоевского в принципиальное обновление этого стереотипного в 1870-е годы представления. Анализ соответствующих публицистических и художественных текстов Ф.М. Достоевского показывает, что, обладая опытом пребывания в сибирской Азии и общения с казахским ученым Чоканом Валихановым и другими российскими востоковедами, писатель произвел ценностную перверсию французской поговорки: от резкой критики европоцентристского взгляда на Россию к положительной интерпретации азиатского начала (наряду с европейским) в природе русского человека. В результате делается вывод о том, что у Ф.М. Достоевского сложилась тринитарная, по сути предшествующая евразийской формула определения национально-культурной сущности России, в которой, помимо собственно русского и европейского начал, присутствует, по мнению автора «Дневника писателя», и третье, не менее значимое - азиатское начало: «Европа … такая же мать России, как и Азия».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Метафизический смысл образа стены в произведениях Ф.М. Достоевского
стр.103-117
Оу Мэнлянь, Евлампиев Игорь Иванович
Рассматриваются символические смыслы, которые имеет образ стены в художественных произведениях Ф.М. Достоевского. На примере повести «Белые ночи» образ стены комнаты главного героя рассматривается с двух сторон: с одной стороны, стены выступают в качестве границ внутреннего, субъективного пространства личности, в котором она может свободно духовно развиваться, и, с другой стороны, ограничивают свободу, не позволяя человеку осваивать, делать своим весь бесконечный объективный мир. Особое внимание обращено на повесть «Записки из подполья», где главный герой постоянно обращается к образу «каменной стены» как к наглядному знаку ограниченности свободы человека, ее скованности законами внешнего, объективного мира. В результате обобщения всех вариантов использования образа стены выявлен его глубокий философский смысл - обозначение внутреннего, сакрального пространства, в котором человек находит своего Бога и тем самым обретает способность влиять на внешний мир, не считаясь с его законами, т.е. преодолевая все его «каменные стены». В качестве примера использования образа стены в таком глубоком философском смысле рассматривается роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где Алеша Карамазов находит свою веру в монастырских стенах и затем выходит в мир, чтобы изменить его в соответствии со своим представлением о совершенстве. Предпринята попытка сопоставления трех форм отношения героев Достоевского к окружающему миру, ограничивающему их свободу, с тремя этапами развития личности, обозначенными в философии С. Кьеркегора, - эстетическим (принятие всех границ как данности), этическим (бунт против законов и границ) и религиозным (преодоление границ в акте веры).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Философская лирика Е.А. Боратынского в восприятии В.В. Зеньковского и С.Л. Франка
стр.118-132
Рассматривается частный аспект проблемы интерференции философии и литературы. Отражены результаты изучения вопроса о восприятии поэзии Е.А. Боратынского в русской философской мысли. Впервые представлен анализ рецепции лирики Боратынского в трудах прот. В.В. Зеньковского и С.Л. Франка. Исследование осуществлено на материале и хорошо известных работ философов, и таких, которые были введены в научный оборот сравнительно недавно. В частности, анализируется статья Зеньковского «Философские мотивы русской поэзии», а также конспекты докладов Франка «Смысл страдания», «О смысле страдания в русской литературе» и его «Этюды о Пушкине». Исследование этих работ позволило реконструировать конкретный пример сложного процесса взаимодействия русской поэзии и философии. Показано, что и Зеньковский, и Франк видели в Боратынском прежде всего современника А.С. Пушкина, поэта-философа, выразившего в своем творчестве пессимистические идеи. Предпринятый анализ позволил высветить и эксплицировать отличия в подходах мыслителей к творчеству Боратынского. Делается вывод, что, в отличие от Зеньковского, сосредоточившегося на определении сущности лирики Боратынского как таковой, на выявлении философских мотивов в его поэзии, Франк обратился к стихотворениям поэта для того, чтобы показать место Пушкина в русской поэзии и, с другой стороны, яснее выразить положения своей собственной концепции страдания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Символизм Вячеслава Иванова и Андрея Белого в свете предикативной концепции Людмилы Гоготишвили
стр.133-147
Дан анализ теоретических подходов русских религиозных мыслителей (Вячеслав Иванов и Андрей Белый) к лингвистическому и метафизическому осмыслению символа. Показано, что данные подходы могут быть рассмотрены в связи с лингвофилософской концепцией предикативности. В качестве методологического инструментария использована предикативная концепция символа Людмилы Гоготишвили. Обосновано, что в рамках данной концепции принципиальным оказывается выражение трансцендентного смысла в имени через предикацию в мифе. Выдвинута гипотеза, что модель данного выражения может позволить оценить лингвофилософские особенности различных подходов к определению символа в рамках традиции русского символизма. Осуществлена экстраполяция лингвофилософского подхода Гоготишвили на сравнительный анализ символизма Вячеслава Иванова и Андрея Белого, различающихся в оценке онтологического статуса выражаемого посредством символа смысла. На основании проведенного анализа делается вывод, что символизм Вячеслава Иванова связан с предикативным выражением трансцендентного смысла в языке посредством неконвенционального мифа, а символизм Андрея Белого связан с субъектно-предикативным конвенциональным соединением языковых единиц посредством метафоры. На основании рассматриваемой методологии Гоготишвили также показано, что символизм Андрея Белого, в отличие от символизма Вячеслава Иванова, не склонен к выражению трансцендентного смысла, но обозначает имманентное присутствие смысла в пространстве языка.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Рецепция китайской культуры и отражение идеи «всемирности» в поэзии В.Ф. Перелешина
стр.148-161
Рецепция китайской культуры в творчестве представителя русского дальневосточного зарубежья В.Ф. Перелешина (В.Ф. Салатко-Петрище) (1913-1992) ещё мало изучена с точки зрения отражения идеи «всемирности». Вместе с тем анализ этой рецепсии важен для понимания «консервативной поэтики» Перелешина и его амбивалентного отношения к стране проживания и Родине. С использованием сравнительно-исторического метода, транснациональной теории и имагологии рассматриваются стихотворения, созданные поэтом не только в Китае, но и в Бразилии. Показано, что эволюция Перелешина в восприятии китайской культуры не только выявляет желание поэта освоить «другое» культурное пространство, но и соотносится с процессом формирования его транснационального сознания. Отмечается, что китайские темы в творчестве Перелешина связаны с мотивом создания и открытия мира и мотивом всемирности и всечеловечности, который явился историософской идеей всей русской литературы XIX века. Утверждается, что обращение Перелешина к восточному типу духовности обусловило развитие «русской отзывчивости» в творчестве бразильского периода и его размышления о новой идентичности человека, живущего на грани двух миров. Делается вывод, что мотив «вечного скитальца» открыл поэту новые возможности сохранить «русскость», одновременно выходя за рамки мононациональности за счёт трансисторического и метафизического расширения границ поэтического сознания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Российская Православная Урмийская Духовная Миссия (обзор исследовательской литературы)
стр.162-178
Шукуров Дмитрий Леонидович
Статья посвящена историческому изучению опыта просветительской деятельности русских православных миссионеров среди ассирийских христиан персидской провинции Урмия в конце XIX - начале ХХ в. и включает полноценный обзор научно-исследовательской литературы по данной теме. Обзор основан на материале научных публикаций отечественных и зарубежных авторов. В исследовании используется сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить и обобщить результаты научных поисков в предшествующих научных работах. Рассмотрены исторические аспекты деятельности Российской православной духовной миссии в Урмии в начале ХХ века, благодаря которой стало возможно сближение (в ряде случаев юрисдикционное соединение) ориентальных (дохалкидонских) ортодоксальных церквей (Ассирийской Церкви Востока, Сирийской /сиро-яковитской/ православной Церкви) с Российской православной церковью. Исследование имеет фундаментальную научную значимость, так как актуализирует вопросы культурного сближения и международного сотрудничества Ирана (Персии) и России на основе нравственно-религиозных ценностей, культурных традиций, исторических связей посредством восполнения исторических лакун в научном изучении трудов Урмийской православной миссии, учрежденной в 1898 году. В исследовательском фокусе настоящей статьи - малоизвестные и неизвестные факты взаимодействия между нашими странами, связанные с опытом православного миссионерства на территории Персии, изучение которого обладает безусловной научной новизной. Изучение деятельности Российской православной духовной миссии в персидской Урмии является актуальной задачей современной гуманитарной науки. История русского присутствия в Персии становилась предметом отдельных немногочисленных исследований, однако до сих пор не проводилась работа, выявляющая на основе анализа всей совокупности выходивших в свет исследований, посвященных деятельности урмийских миссионеров. Проведение такой работы обеспечивает получение и распространение в обществе новых фундаментальных научных знаний по актуальной проблеме межконфессиональных отношений Русской православной церкви на Ближнем Востоке в историческом прошлом и современности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
«Какой родной до невозможности человек!» [Рец. на:] Семенова С.Г. Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. 624 с
стр.179-186
Варава Владимир Владимирович
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Наш первый журнал, посвященный истории русской философии. [Рец на:] Максимов М.В. Библиографический указатель статей, обзоров и рецензий, опубликованных в журнале «Соловьёвские исследования» (2001-2021 гг. Вып. 1-72) / сост., вступ. ст. М.В. Максимов. СПб.: Алетейя, 2022. 416 с
стр.187-190
Ермичев Александр Александрович
Загружаем данные из библиотечной системы...