Представлена характеристика юбилейных научных мероприятий, посвященных 20-летию журнала «Соловьёвские исследования». Дается обзор выставки «20 лет журналу “Соловьёвские исследования”: 2001-2021», подготовленной редакцией журнала совместно с Библиотекой ИГЭУ. Отмечается разнообразие разделов экспозиции и представленных в них материалов, отражающих развитие журнала на протяжении двух десятилетий, состав его редколлегии, включающей авторитетных специалистов России, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Соединенных Штатов Америки, Украины, Франции. Обращается внимание на представленную на выставке информацию о позициях журнала в отечественных и зарубежных рейтингах и индексах цитирования, доле публикаций зарубежных авторов и их географии, количестве просмотров журнала за последние пять лет. Выявляется роль научных коммуникаций в развитии журнала, приводятся сведения об участии редакции в международных научных мероприятиях, о публикациях, посвященных журналу и его презентациях в российских и зарубежных изданиях, университетах и научных центрах. Характеризуются культурные и студенческие проекты Соловьевского семинара, получившие содержательное наполнение и информационную поддержку со стороны «Соловьёвских исследований». Отмечается уровень интереса научного сообщества к журналу.
Соловьевские исследования
2021. — Выпуск 4
Содержание:
Впервые рассматриваются прижизненные издания поэтических книг В.С. Соловьева 1891, 1895 и 1900 годов с точки зрения их внутренней организации и взаимосвязи. Ставится задача выявления и описания наиболее важных компонентов книги стихов, которые присутствуют во всех трех прижизненных изданиях и способствуют пониманию концепции автора, реализуемой в рассматриваемых книгах. Для решения данной задачи применяются сравнительно-сопоставительный и описательный методы анализа. С опорой на прижизненные книги стихов В.С. Соловьева, его эпистолярное наследие и исследования современных ученых описывается эволюция художественного сознания автора. Выявляются разные уровни диалога автора с читателем, критиками, а также поэтами и писателями. Намечаются пути исследования рассматриваемой темы: в частности, делается акцент на наличии нарушений хронологической последовательности при формировании В.С. Соловьевым лирических книг, а также на определенной повторяемости отдельных лирических компонентов внутри каждой из трех книг. Отмечается, что содержательная часть трех авторских предисловий определяет их функцию в структуре книги стихов. Подчеркивается особая роль критических работ, включенных автором в третье издание, в формировании структуры книги стихов, а также их связь с предисловием. Делается вывод о жанровом обновлении художественных форм для решения новых эстетических задач. Утверждается стремление Соловьева к реализации жизнетворческой концепции в рамках работы над тремя прижизненными изданиями. В заключение обосновывается мысль о том, что представленные издания в своем единстве являются переходной жанровой формой, отвечающей индивидуально-художественным поискам поэта и фиксирующей литературные тенденции рубежа XIX-XX веков.
Ключевые слова
Процессы развития рыночной экономики, влекущие коммерциализацию всех сфер общественной жизни, ставят вопрос о соотношении роли человека как экономического субъекта с его ролью нравственного существа. В экономической науке данная проблема связана с дискуссией о способе проникновения нормативного элемента в экономическую теорию, выраженной в дихотомии холистического и индивидуалистического методов. Масштаб влияния современных правительственных и крупных корпоративных структур на социально-экономическое, культурное и природное окружение актуализирует философскую проблему применения нравственных критериев к неличностным субъектам, получившую отражение в концепции корпоративной социальной ответственности. Выражено мнение, что вопрос о внедрении этических принципов в хозяйственную практику не может быть разрешен в рамках экономической науки и требует обращения к нравственной философии. Проблема соотношения экономической и нравственной сфер рассматривается по материалам работы В.С. Соловьева «Оправдание добра». Излагаются основные экономические положения данной работы и дается их обзор в контексте оценок исследователей прошлого и современности, экономической истории, философских и экономико-управленческих концепций. Проводится сравнительный анализ идей В.С. Соловьева о соотношении экономики и нравственности и основных положений концепции корпоративной социальной ответственности. Между двумя концепциями выявлены различия аксиологического и телеологического характера: в то время как В.С. Соловьев оперирует нравственно-религиозными категориями и понятиями о прогрессе, концепция корпоративной социальной ответственности основывается на экономических и правовых приоритетах и ориентирована на цель устойчивого развития. В то же время отмеченные черты сходства концепций (комплексный характер, признание роли моральных устоев экономических субъектов, внимание к окружающей среде и правовым регуляторам) позволяют сделать вывод о возможности их дальнейшего сближения и преодоления ограничений корпоративной социальной ответственности на основе учения В.С. Соловьева.
Ключевые слова
Рассматривается преемственность представлений о Вечной Женственности и Софии как Премудрости Божией у Данте Алигьери и Вл.С. Соловьева. Анализ сосредоточивается не столько на самом понятии Софии, сколько на смысле, истоках и контекстах концепции софийного единства. Будучи идеальным образцом сведения множества к единству, оно понимается в качестве либо альтернативы, либо дополнения модели целостности, воспроизводящей бинарную иерархическую структуру, которая на социально-политическом уровне считается образцом имперского централизма. Исследование исходит из последствий отрицания Данте различия между духовным смыслом Священного Писания и буквальным смыслом светской поэзии. Показывается, что для Данте необходимо было, прежде всего, понять, под действием какого вдохновения и под чьим водительством он создает свои стихи, что придало особую важность образу проводника в его главном произведении. Обосновывается предположение, что именно в этом контексте Данте обратился к интуитивному представлению о женском начале в качестве руководящего принципа, олицетворенного Беатриче, хотя он не использовал термин «София» и не мог использовать термин «Вечная Женственность», который тогда еще не существовал. Споры эпохи Данте о сущности монархии рассматриваются в связи его пониманием женского начала как руководящего принципа такого единства человечества, которое могло бы отвергнуть жесткую иерархичность и, таким образом, освободиться от имперского централизма. Указывается, что социально-политическим аспектам всеобъемлющей и снимающей противоречия Софии как дополнения внутренне противоречивого Логоса придается большое значение и в философии Соловьева. Делается вывод, что именно Соловьев, соотнеся Софию с человечеством в качестве целого, создал предпосылки для детального изучения строения софийного единства. Исследование завершается обсуждением обоснованности сближения неиерархического софийного единства c деконструктивистскими стратегиями современной философии, целью которых является исключение бинарных оппозиций и иерархий из гендерного контекста.
Ключевые слова
Влияние Данте на музыку изучено достаточно полно, но пока в основном эмпирически-описательно. Рассматриваются произведения композиторов-романтиков XIX - начала XX века, опирающиеся на сюжет «Божественной комедии» Данте: Фантазия-соната «По прочтении Данте» и «Данте-симфония» Листа, «Франческа да Римини» Чайковского (симфоническая фантазия) и Рахманинова (опера). Предлагается анализ композиционных и стилевых моделей романтической музыки, инспирированных поэзией Данте, как системы, что является актуальным для современного музыковедения, в особенности, теорий музыкального языка, стиля и музыкального смысла. Наряду с традиционными для музыковедения методами анализа формы и интонационной драматургии, применяется междисциплинарная методология, связанная с охватом всего комплекса прототипов музыкальной композиции как структурирования смысла, имеющего в романтической музыке ярко выраженную нарративную поэтическую природу. Результаты исследования демонстрируют систему структурно-смысловых инвариантов (вторичных, музыкальных моделей), вызванных образным миром Данте и проявляющихся в мелодике, гармонии, ладовой организации, композиции. В выводах выявляются роли моделей мира Данте в рассмотренных произведениях в следующих аспектах: в процессе крайнего обострения контрастов романтической музыки в смысловых координатах «Ад - Рай»; «Любовь - cмерть»; в утверждении концепции Liebestod; в создании новых, предельных для данного стиля экспрессивных возможностей, существенно расширивших представление о границах прекрасного и вызвавших преобразования в музыкальном звучании (гармонии, фактуре, мелодике); в формировании устойчивых идиом романтической музыки от Листа до Рахманинова; в модификации структур одночастной сонаты, циклической симфонии, оперы, получивших качество векторного драматургического процесса и открытой драматургии.
Ключевые слова
Историографический и методологический характер исследования обусловлен проблематикой, связанной с интерпретацией эзотерического содержания идей и творчества Данте у французских и итальянских исследователей сер. XIX - второй половины XX века. Обсуждаются различные определения западного эзотеризма в свете современных подходов. Обосновывается современный интерес к изучению эзотеризма Данте и актуальность данной темы. Непрерывная традиция истолкования эзотеризма Данте в Италии и Франции прослеживается начиная с оккультистов XIX века, ссылавшихся на работы друг друга: Г. Россетти, Э. Ару, Ф. Буассара, Ж. Пеладана, Дж. Пасколи и других. Продемонстрировано, что на качественно новый уровень, адекватный современным научным требованиям к дантоведению, исследования эзотеризма Данте вышли в 1920-е годы: в Италии в лице Луиджи Валли и его учеников, Артуро Регини и затем Юлиуса Эволы, а во Франции- в лице Рене Генона. Подробно анализируется критика Валли в работах Генона. Выявлен контекст интерпретации Данте у Генона в связи с вопросом о тамплиерском, розенкрейцерском и исламском влиянии (суфизм, арабский неоплатонизм). Отмечено существенное различие акцентов в восприятии эзотеризма Данте внутри общей парадигмы интегрального традиционализма между Геноном и его итальянскими соратниками: Юлиусом Эволой и особенно Гвидо де Джорджио, чей фундаментальный труд до сих пор практически неизвестен российским исследователям. Отмечена резкая политизация восприятия творчества Данте у Эволы и де Джорджио. Особое внимание уделено изучению эзотеризма Данте у ведущего католического богослова XX столетия - Романо Гвардини, вступившего в заочную полемику с интегральными традиционалистами. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что изучение эзотеризма Данте французскими и итальянскими авторами на протяжении более чем ста лет может быть охарактеризовано как непрерывная цепь диалога и полемики различных авторов, знавших о трудах друг друга и использовавших соответствующие ссылки.
Ключевые слова
Реконструируются отношения двух современников, двух классиков русской культуры - Александра Островского и Федора Достоевского. Эти отношения рассматриваются в динамике их развития. Несмотря на то, что современники Островского и Достоевского отмечали критическое восприятие драматургом творчества Достоевского, подчеркивается дружеский характер их отношений, близость эстетических взглядов, общность творческой платформы. Подчеркивается, что близость эстетических взглядов на художественное творчество станет основанием для сотрудничества Островского с журналом братьев Достоевских «Время». Анализируются причины прекращения этого сотрудничества и характер дальнейших взаимоотношений Островского и Достоевского, их взаимная оценка творчества друг друга. В итоге отмечается, что хотя Достоевский не вошел в ближний круг Островского, но в своих пьесах драматург обращается к проблемам, которые волновали их обоих.
Ключевые слова
Рассматривается дискуссионная проблема о наличии во взглядах Ф.М. Достоевского концепции «высших личностей» -личностей, которые возвышаются над остальными людьми и имеют особое влияние на общество и историю. Доказывается, что эта концепция наиболее явно выражена в «Дневнике писателя» за 1876 г., рассказе «Приговор» и комментариях Достоевского к этому рассказу. Подвергнута детальному анализу «теория» Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в результате чего показано, что в рассуждениях героев опровергается только поверхностная версия концепции «высших личностей»; в то же время герои романа - Мармеладов, его жена Катерина Ивановна и Раскольников - могут рассматриваться как примеры разной степени реализации в человеке состояния «высшей личности». На основании обобщения всех текстов Достоевского, посвященных проблеме «высших личностей», сделан вывод о том, что человек должен пройти три этапа в своем развитии, чтобы стать «высшей личностью»: на первом он испытывает экзистенциальный кризис и понимает отсутствия смысла в своей жизни; на втором - занимает позицию «бунта» против Творца мира и его законов и отвергает традиционную церковную веру, что ставит его на грань самоубийства; на третьем - обретает новую веру, веру в свое бессмертие, причем в необычной, неортодоксальной форме, которую в романе Достоевского выражает Свидригайлов. В итоге рассмотрения наиболее известных фрагментов, посвященных идее бессмертия, показано, что смысл идеи бессмертия, согласно учению Достоевского, заключается в продолжении существования личности в новой форме в земном мире или в «параллельном», подобном земному, а не в идеальном Царствии Небесном, как утверждает церковное учение. Обоснована гипотеза, что наиболее последовательно и полно процесс превращения человека в «высшую личность» описан Достоевским в историях Раскольникова и Ивана Карамазова.
Ключевые слова
Представлен аналитический разбор нового издания классической книги о Достоевском русского поэта-символиста и мыслителя Вячеслава Иванова, который стал завершителем целой эпохи в осмыслении наследия русского романиста. Дана краткая характеристика каждого из трех разделов книги, где Достоевский осмысляется как трагический поэт, мифотворец и религиозный мыслитель. Отмечены особенности нового перевода книги Иванова с немецкого языка, сделанного М.Ю. Кореневой. Особое внимание уделено обширным комментариям к книге Иванова, которые нередко разрастаются в отдельные исследовательские этюды, в которых раскрываются присущие творчеству Иванова идеи, символы и мифологемы (например, Ариман, Люцифер, Психея, трансценсус, «Ты еси»). Дается обзор приложений, которыми снабжено издание. Отмечены наиболее значимые из них: стенограмма обсуждения доклада С.Н. Булгакова в Московском Религиозно-философском обществе «Русская трагедия»; конспективные записи лекций о Достоевском, читанных Ивановым в Бакинском университете в 1921-1923 гг.; обсуждение доклада А. Крученых о Достоевском и Ницше в Бакинском университете в 1921 году; немецкоязычные рецензии на ивановскую книгу; хроника «Достоевский в жизни и мысли В.И. Иванова (1883-1949)», составленная А.Б. Шишкиным и А.Л. Соболевым. Представлен обзор входящих в состав приложений к книге статей современных иванововедов (А.Б. Шишкина, М.Б. Плюхановой).
Ключевые слова
«Петербург» Андрея Белого ранее анализировался по преимуществу в аспекте его интертекстуальных связей с романом Достоевского «Братья Карамазовы». Предлагается сравнительный анализ главного героя романа А. Белого Николая Аполлоновича Аблеухова и главного героя романа Достоевскиго «Бесы» Николая Всеволодовича Ставрогина. Показано, что в действительности «ставрогинская генеалогия» Аблеухова-младшего начинается уже с его имени и внешности и продолжается экстравагантными поступками, совершенными или только задуманными им. В контексте интертекстуальных связей рассматриваются также и другие герои романа А Белого: Александр Иванович Дудкин - как своего рода гибрид Ивана Карамазова со Ставрогиным, а Николай Степанович Липпанченко - как реинкарнация Петра Степановича Верховенского или его гибрид с Николаем Ставрогиным. Делается вывод, что в целом роман Белого представляет собой гибридный гипертекст Достоевского, в котором роль главного гипотекста принадлежит «Бесам», а роль второстепенного - «Братьям Карамазовым». Таким образом, гипертекстуальность романа Белого по отношению к произведениям Достоевского представляет собой конструктивную его особенность, вне которой он не может быть адекватно воспринят и интерпретирован.
Ключевые слова
Приводится обзор Седьмых международных чтений по истории русской философии «Интеркультурная философия: полилог традиций», которые проходили в Социологическом институте РАН - филиал ФНИСЦ РАН. Отмечается, что направление интеркультурной (межкультурной) философии начало формироваться в 80-90-е гг. XX в. в Германии и Австрии как критика западоцентризма в философии и как мировоззренческая альтернатива западному стилю мышления. На конференции была предпринята попытка проекции принципов и методов интеркультурной философии (философии полилога) на историю русской философии. Раскрывается структура конференции, содержание пленарных докладов и сообщений, посвященных интеркультурным сюжетам и методологии полилога, в том числе их прикладным аспектам. Дается характеристика пленарных заседаний, круглого стола и семинара, проходивших в рамках конференции. Указывается, что процесс становления интеркультурной философии еще не завершился, не устоялась ее терминология, не получили широкого признания методы и результаты, однако завершается период деклараций и манифестов. В заключение делается вывод о том, что конференция способствовала популяризации философии полилога в России и интеркультурной философии, которая, опираясь на опыт и традиции незападного мышления, предлагает решение проблем, стоящих перед современным человечеством, указывает возможные пути преодоления кризисных ситуаций в культуре и обществе, а также дает ответы на «вечные» философские вопросы,