+
"Воскресные письма" В.С. Соловьева: особенности диалога с читателем
стр.6-19
Юрина Наталья Геннадьевна, Yurina Natalya Gennadyevna
Предлагается анализ «Воскресных писем» В.С. Соловьева. Рассматриваются особенности авторского диалога с читателем в рамках этого публицистического цикла. Актуальность темы обоснована важностью произведения для осмысления, с одной стороны, последнего текста писателя «Три разговора…», с другой - общего направления развития его публицистики. «Воскресные письма» сравнительно недавно оказались в сфере внимания соловьевоведов и остаются мало изученными. С опорой на основные положения концепции речевых жанров М.М. Бахтина рассматриваются работы, входящие в соловьевский цикл, в коммуникативном ракурсе в нескольких проекций: автор - адресат, автор - текст, адресат - текст. Такой подход является новым для соловьевоведения и продуктивным в силу совмещения в рамках научного исследования возможностей литературоведения и языкознания. В результате воссоздается общая схема выстраивания Соловьевым-публицистом коммуникативного акта с читателем, характеризуются некоторые особенности его диалога с аудиторией. Делаются выводы о том, что 1) главной целью Соловьева при публикации «Воскресных писем» была организация регулярного и прямого диалога с русской читающей публикой в связи с широким кругом общественных, политических, философских, религиозных и нравственных вопросов (сказалась традиция «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского); 2) автор цикла реализовывал, прежде всего, просветительско-пророческую творческую стратегию; 3) на протяжении 1897-1898 годов Соловьев по-разному дифференцировал читательскую публику, корректировал свою позицию относительно адресата; 4) выбор жанровой формы произведения (письмо-проповедь) был не случаен, обосновывался характером речевой ситуации, участниками диалога, спецификой сферы общения, предметом речи и определил своеобразие стиля; 5) стиль соловьевского цикла отличается неоднородностью, неровностью, взволнованностью. Эти выводы позволяют яснее представить специфику авторской позиции Соловьева-публициста, характер реализации его творческих стратегий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Тимофей Иванович Райнов. Очерки по истории русской философии 50-60-х годов. Часть восьмая. Подготовка к публикации С.С. Илизарова и В.А. Куприянова
стр.20-36
Илизаров Симон Семенович, Ilizarov Simon Semenovich, Куприянов Виктор Александрович, Kupriyanov Victor Aleksandrovich
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Критические заметки к вопросу о "Московской метафизической школе"
стр.37-46
Ермичев Александр Александрович
Анализируется содержание понятия «Московская метафизическая школа», которое было предложено С.Л. Франком в 1932 году для обозначения институции начального продвижения русской мысли к ее существованию в форме научной метафизики. Главными методологическими путями такого движения С.Л. Франк назвал рационализм Л.М. Лопатина и трансцендентализм С.Н. Трубецкого. Выделение подобной институции С.Л. Франком оценивается как один из эпизодов поиска общей закономерности развития русской мысли - ее движения к научно-систематической философии. Вновь к историко-философскому понятию Московская метафизическая школа обратился современный исследователь русской философии Г.Е. Аляев в книге «Русская философия вокруг С.Л. Франка. Избранные статьи» (2020 г.) Соглашаясь с ним, Г.Е. Аляев называет предполагаемых участников школы, исключив из их круга В.С. Соловьева как «религиозного мыслителя». Со ссылкой на материалы журнала «Вопросы философии и психологии» и на выступления Н.Я. Грота и В.С. Соловьева показывается что философская образованность русского общества, и в частности философов-профессионалов, была не так значительна, чтобы позволить рождению школы как наукометрической единицы. Имея в виду 80-90 годы XIX века, предпочтение отдается разговору не о школе, а о направлении философских симпатий русского общества к позитивизму или метафизике, в рамках которого происходил отбор тех методологических приемов, которые позволяли русской мысли продвинуться к научной метафизике. В числе тех, кто настойчиво искал начал теоретической философии, называется В.С. Соловьев с его последними статьями. Показано, что предложивший понятие Московской метафизической школы С.Л. Франк сам далеко не пунктуален в его применении.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Существует ли "русская философия"? Границы и природа вопроса
стр.47-67
Вопрос о существовании своеобразной «русской» философии всегда был предметом многих споров, которые легко приводили к самым разным и часто противоположным выводам: есть ли оригинальный вклад, который русские авторы внесли в философию, как это произошло в литературе, искусстве и науке и что случилось с греческой / западной философией на «русской земле»? В целях поиска ответа на эти вопросы, предлагается кратко исследовать неочевидную проблему «что значит быть философом?», то есть, что обычно отличает интеллектуала, претендующего на звание «философа», от других видов интеллектуалов или ученых. После короткой, но необходимой предпосылки предпринята попытка суммировать некоторые из классических и современных определений русской философии (от Чаадаева до Евлампиева), чтобы, наконец, предложить личный взгляд на всеобъемлющеую структуру русской философской мысли. При этом делается акцент на своеобразную трансформацию взглядов Платона, Гегеля и Маркса в России, особенно в период серебряного века, в своего рода «интегральную гносеологию», которая связывает и удерживает вместе «логотипы» и «жизнь» в специфически диалектическом смысле. Делается вывод о том, что эта «интегральная гносеология» в конечном итоге оригинальным образом соединяет науку и гуманизм и способна открыться скрытым явлениям и многим уровням знания
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Проблема прерывности и непрерывности исторического процесса в русской религиозной философии
стр.68-83
Медоваров Максим Викторович, Medovarov Maksim Viktorovich
Рассматривается проблема прерывности и непрерывности исторического процесса в наследии русских философов первой половины XX века. Ставится задача реконструкции контекста преемственности осмысления категории прерывности применительно к гуманитарным и социальным наукам в работах Н.В. Бугаева, В.Г. Алексеева, П.А. Флоренского, В.Ф. Эрна, Л.П. Карсавина. Данная задача решается на основе сравнительно-исторического метода изучения трудов данных философов в контексте их взаимных влияний и развития заданных тем. Исследование проведено на основе существующей историографии Московской философско-математической школы, при этом указывается на пробелы в обращении к категории прерывности / непрерывности. Начало решения поставленной Николаем Бугаевым и Виссарионом Алексеевым задачи применения теории прерывных функций, аритмологии к историческому процессу усматривается в творчестве Павла Флоренского, который преуспел в этом не сразу, а лишь после 1905 года. Доказывается, что Владимир Эрн радикализировал мысли Флоренского и существенно продвинулся вперед в осмыслении темы прерывности в историческом процессе и прогрессе человечества. Существенное внимание уделяется причинам репрессий против Московской школы в советский период. Решается вопрос об отношении Льва Карсавина к рассмотренной линии изучения прерывности в русской философии. Рассматривается место ранних и поздних трудов Л. Карсавина в исследовании категории прерывности и непрерывности в истории человечества. В заключении говорится об актуальности и востребованности наследия русских философов в современной эпистемологии и методологии истории.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Челпанов: психолог как реалист-неокантианец
стр.84-113
Немет Томас, Nemeth Thomas
Исследуются труды Георгия Челпанова, который признавал ценность как психологии, так и философии. Философские взгляды Г. Челпанова резко контрастируют с неокантианством как марбургской, так и баденской школ. Анализ самых ранних работ Г. Челпанова о пространственном восприятии показал, что он не столько расходится с Кантом, сколько разделяет его утверждение о том, что универсальность и необходимость, связанные с нашим представлением о пространстве, подтверждают его приоритетность как условие познания, особенно в отношении математики. Взгляды Челпанова рассматриваются как идущие от Канта в отрицании исключительной субъективности пространства и времени. Утверждается, что, согласно Канту, в ноуменальной реальности есть что-то, что соответствует нашим специфическим представлениям о временном и пространственном положении объекта. Г. Челпанов аргументирует эту позицию с психологической точки зрения, но признает, что Кант рассуждает с точки зрения логики. Обращаясь к вопросу о свободе воли, он отстаивает мягкий детерминизм, вполне совместимый кантианством, хотя аргумент Челпанова лишен метафизики и архитектоники системы Канта. В заключение утверждается, что, хотя ученые оспаривают приверженность Челпанова неокантианству, его философские труды демонстрируют сдержанную защиту неокантианства, хотя и более близкого к трансцендентальному реализму Риля и Полсена.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Маргиналии А. Блока как свидетельство об исторических источниках примечаний в драме "Роза и Крест". Статья четвертая, заключительная
стр.114-134
Рычков Александр Леонидович, Rychkov Alexander Leonidovich
Рассмотрена проблема отражения исторических источников в драме А. Блока «Роза и Крест». Показано, что маргиналии А. Блока в книгах его мемориальной библиотеки могут быть использованы как свидетельство о неизвестных литературных и исторических источниках примечаний по альбигойскому крестовому походу в драме «Роза и Крест», а также при интерпретации символизма самой драмы. В научный оборот впервые введены связанные с историей альбигойского крестового похода тематические маргиналии А. Блока периода работы над драмой «Роза и Крест». В Приложении к статье впервые публикуются факсимиле выписок А. Блока об альбигойском крестовом походе, сопровожденные комментариями и конкордансом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Приложение. Выписка А. Блока об альбигойском крестовом походе из сочинений по всеобщей истории О. Йегера и Ф. Шлоссера. Расшифровка и комментарии А.Л. Рычкова
стр.135-142
Рычков Александр Леонидович, Rychkov Alexander Leonidovich
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Культурфилософия леса в одноименной пьесе А.Н. Островского
стр.143-159
Едошина Ирина Анатольевна, Edoshina Irina Anatolyevna
Впервые пьеса А.Н. Островского «Лес» анализируется в аспекте культурфилософии, что определяет ее актуальность. Обозначенная проблема исследуется с помощью целого ряда методов, из которых наиболее значимыми являются аналитический, историко-культурный при общем культурфилософском подходе к пониманию сущности и смыслового поля феномена «лес». На основе статей А.А. Григорьева излагаются мировоззренческие представления драматурга, определяемые как органическое развитие жизни общества. Рассматривается основное значение и смысловое поле такого природного и культурного феномена, как «лес», приводятся наиболее значимые для обозначенной проблематики примеры из античной, итальянской, народной культур, а также свидетельства современников драматурга. Выбор примеров обоснован знанием А.Н. Островским иностранных языков, что позволило ему, в том числе, заниматься переводческой деятельностью, а также изучением писателем народной культуры, что нашло отражение в языке и фабулах его пьес. Подробно анализируется пьеса «Лес», выявляются все смысловые оттенки в использовании слова «лес», их функции в характеристике действующих лиц, развитии фабулы, интриги. Уточняются философские и социокультурные смыслы «леса» как феномена русской жизни. Специальное внимание уделяется символистским тенденциям в пьесе, которые вписываются в общие искания времени не только жизни драматурга, но и позднее. Методологической основой авторских размышлений является онтологизм в его утверждении реальности скрытых сущностей бытия в их предметном выражении. На этом основании осуществляется культурфилософский подход к пьесе А.Н. Островского «Лес», что позволило выявить всю сумму смыслов в значении слова «лес», структурировать эти значения, определить их место в развитии фабулы, показать их роль в формировании характеров персонажей. Кроме того, именно культурфилософский подход к феномену «леса» позволил увидеть скрытый символизм пьесы, что вписывает «Лес» А.Н. Островского в творческие искания эпохи конца XIX века.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Апофатика цвета в рассказах Б. Зайцева "Мгла" и "Белый свет": онтологический и культурологический аспекты
стр.160-170
Дударева Марианна Андреевна, Dudareva Marianna Andreevna
Статья приурочена к 140-летию со дня рождения русского писателя Б. Зайцева и посвящена апофатике русской художественной культуры, а именно феномену цвета в рассказах «Мгла» и «Белый свет», которые входят в сборник «Белый свет» (1922 г.). Произведения анализируются с культурфилософских позиций. Объектом исследования в самом широком смысле слова является апофатика словесной культуры, которая проявляется через танатологический дискурс, лиминальные состояния героев, что выражено автором через особую цветопись. Смерть априори апофатична, нот это не значит, что мы не можем приблизиться к ее пониманию. В центре внимания оказываются колоративы «белый» и «черный», которые употребляются Зайцевым в доминантном и символическом значении: белый соотносится со Светом, а черный - с Тьмой. Оба цвета рассматриваются с культурфилософских позиций не только ахроматичными, но и апофатичными: черный цвет вступает в парадигматические отношения с белым, одухотворяя его, выражаясь языком антропософского учения, с которым писатель был знаком. Онтогерменевтическая реконструкция по выявлению этосов жизни и смерти в указанных рассказах позволяет приблизиться к апофатическому горизонту русской словесной культуры. Результаты исследования заключаются в целостном культурфилософском осмыслении феномена цвета в рассказах Б. Зайцева. Ведется дискуссия с мнением исследователей относительно главных образов, их природы и функций в произведении. Полученные результаты могут быть интересны как культурологам для последующего социального-философского анализа феномена цвета, так и филологам, изучающим поэтику Б. Зайцева.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
[Рец. на:] Caryl Emerson, George Pattison and Randall A. Poole (eds.): The Oxford Handbook of Russian Religious Thought. Oxford: Oxford University Press, 2020. Xxviii + 712 р
стр.171-180
Мьёр Коре Йохан, Mjør Kåre Johan
Рецензируемая книга The Oxford Handbook of Russian Religious Thought дает всесторонний обзор и анализ различных периодов развития русской мысли (допетровская Русь, Российская империя, Советский союз). Рассматриваются философские направления XIX в. и их представители, включая таких писателей, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Особенное внимание уделяется феномену русского религиозного Ренессанса, русским мыслителям в эмиграции и различным формам религиозной мысли в Советской России. Последние главы книги посвящены оценке русской религиозной философии в мировом контексте и обсуждению основных выводов.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Лев Шестов - по ту сторону истины и добра. [Рец. на:] Andrea Oppo. Lev Shestov: The Philosophy and Works of a Tragic Thinker. Academic Studies Press, 2020. 420 p
стр.181-189
Межуев Борис Вадимович, Mezhuyev Boris Vadimovich
Загружаем данные из библиотечной системы...