+
An Introduction to Vladimir Solovyev’s Three Conversations on War, Morals and Religion
стр.6-16
Маршадье Бернар, Marchadier Bernard
This paper aims at reflecting on Vl. Solovyev's Three Conversations as a philosophical and religious fable. The stress is put on studying each of the protagonists: the Lady, the General, the Politician, Mr. Z, the Prince, as well as the Antichrist and the heads of the three main Christian denominations: the pope, the starets John and prof. Pauli. Each of them is presented both as a real type with his own idiosyncrasies (which is very important) and as an illustration of the truths and deficiencies of his time and milieu, keeping in mind the idea (so dear to Solovyev) that the people who actually promote and contribute to the good can only be those who have maintained a sense of humour and are the bearers of an honest, simple and authentic cultural and spiritual tradition, even if it is incomplete. The Antichrist seduces people by encouraging muddle-headedness, libido dominandi, intellectual pride and the taste for the sublime. Through those means he conquers, before being ultimately defeated by his own nothingness.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Парадоксы политического романтизма И.В. Киреевского: между вселенской монархией и национальным государством
стр.17-30
Смирнов Владимир Николаевич, Smirnov Vladimir Nikolayevich
Рассматриваются политические взгляды Ивана Васильевича Киреевского в связи с историей цензурного запрещения издававшегося им журнала «Европеец». Анализируется текст доноса, по которому был закрыт журнал. Особое внимание уделяется идее «слияния умов воедино», трактуемой в тексте доноса как основание республиканских убеждений. Реконструируются политические взгляды Киреевского в контексте влияния немецких романтических идей на русскую общественную мысль первой половины XIX века. Проясняется отношение Киреевского к идеалам Великой французской революции и делается вывод о противоположности его воззрений радикальному вектору европейского Просвещения в целом. Демонстрируется исторический контекст, в котором формируются взгляды молодого Киреевского, и делается акцент на противопоставлении эпохи Просвещения и эпохи романтизма, связанной в России с контрпросвещенческой реакцией времен Священного Союза. Реконструируются религиозно-философские взгляды Киреевского, которые, следуя В.С. Соловьеву, характеризуются как философское, романтическое христианство. Сопоставляются идеи Киреевского с идеями представителей прочих течений русской общественной мысли, испытавших влияние немецкого романтизма, - теоретиков официального консерватизма, а также П.Я. Чаадаева. Выявляются их концептуальные расхождения в понимании соотношения «всемирного» и «национального». Демонстрируется социально-политическая концепция Киреевского, в которой «органическое» развитие народной жизни противопоставляется «насильственному» утверждению социальных институтов. В заключение делается вывод о том, что примат духовного единства над политическими устремлениями в мировоззрении Киреевского уводит его как от республиканских убеждений, так и от официального имперского консерватизма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Тимофей Иванович Райнов. Очерки по истории русской философии 50-60-х годов. Части шестая и седьмая. Подготовка к публикации С.С. Илизарова и В.А. Куприянова
стр.31-41
Илизаров Симон Семенович, Ilizarov Simon Semenovich, Куприянов Виктор Александрович, Kupriyanov Victor Aleksandrovich
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
Христианский "анархизм" трех космистов (Св. Франциск Ассизский, Н.Ф. Федоров, Папа Римский Франциск)
стр.42-57
Мадэй-Цетнаровска Моника, Мadej-Cetnarowska Monika
Рассматривается философия трех выдающихся христианских мыслителей: св. Франциска Ассизского, Николая Федоровича Федорова и Папы Римского Франциска. Несмотря на временную дистанцию между ними, их объединяют общие идеи. Утверждается, что звеном, связывающим эти личности, является философия космизма. Типичным представителем этого направления является Николай Федоров, но мышление в категориях космизма отмечается и в работах св. Франциска Ассизского и эпископа Рима. Предлагается назвать их христианскими анархистами, которые нарушают окостеневшую структуру церкви и общества. Подчеркиваются особенности их анархизма, лишенного отрицательных черт, построенного по образцу Христа и ведущего к обновлению священного пространства Земли. Рассмотрены основные концепции каждого из трех христианских анархистов. Анализ их философии позволяет сформулировать тезис о том, что предложенные ими идеи перестройки мира и общества основаны на принципе Христа - «не силой, а любовью».
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Оправдание России: политические воззрения русских космистов
стр.58-71
Барановский Дмитрий Владимирович, Baranovsky Dmitry Vladimirovich
Исследуются политические взгляды русских космистов. Политическая теория, затронутая в работах космистов, составляет существенную черту всего направления. При этом в политических взглядах космистов наблюдается парадокс. С одной стороны, проект космизма универсален, всемирен по своей сущности. С другой - ни один космист не прошел мимо вопроса о месте России в мире, и это отражает характер русской мысли. Таким образом, проблема политической власти в космизме одновременно универсальна и национальна. В настоящее время данной проблеме уделено недостаточно внимания, хотя русский космизм рядом авторов признается стрежнем всей русской философии и важным элементом русской идеи. Исследование политологии русского космизма - значительный шаг в понимании политических установок русской культуры. Для воссоздания полноты философско-политической картины русского космизма проанализированы работы классиков русского космизма - Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, К.Э. Циолковского В.И. Вернадского, С.Г. Семеновой и менее известных фигур - Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева, Б.Б. Вахтина, И.М. Борзенко. Для решения задач исследования использованы диалектический и герменевтический методы. В результате исследования выявлены ключевые особенности различных политических концепций космистов, представлена палитра политических воззрений космистов, включая самодержавие у Н.Ф. Федорова, республику у В.Н. Муравьева, скепсис возможности стабильного политического управления у Б.Б. Вахтина. Предложена историко-философская концепция изменений политических взглядов космистов. Обосновано положение о том, что политические взгляды русских космистов синтетически объединяют универсальное и индивидуальное, тем самым снимая противоречие глобального и национального. Отмечается, что широкий спектр политических концепций, обнаруженный в философском наследии русских космистов, редуцируется общей интенцией к глобальному и космическому представлению о политическом устройстве. Эта интенция является одним из критериев русского космизма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
"Телесность" мысли в системе взглядов Н.Ф. Федорова на язык
стр.72-79
СМИРНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, Smirnova Natalia Nikolaevna
Рассматривается система взглядов Н.Ф. Федорова на язык, как она имманентно формулировалась в различных его статьях и заметках, лаконичных, афористичных и фрагментарных. Показана ее архитектура и масштаб и вместе с тем принципиальная незавершаемость ее как громадного проекта, открытого будущему. Утверждается, что важная доминанта федоровской мысли - телесность, с одной стороны, противополагающаяся абстракции, уничтожающей явление, в том числе живую языковую реальность, с другой - гипостазирующая мысль и язык как живое существо. Эта доминанта существенна для понимания культуры рубежа XIX-XX веков и первой половины ХХ в. (в частности, взглядов В.С. Соловьева на искусство, для понимания творчества А. Платонова). Телесность, вещественность языка и мысли, по Федорову, залог бессмертия материальной жизни. В этом - объяснение особого тяготения Федорова к идеографическому письму, в материи воплощающем мысль как «многое в малом». Акцентируется внимание на том, что мышление Федорова особым образом созвучно поискам нового стиля мышления западной философии рубежа XIX-XX вв. Отмечается, что Федоров возвращает в гуманитарное знание категорию телесного, материального, недостающего мышления, для того чтобы оторваться от поверхности и перейти к самим вещам, сохранившим в своем изначальном положении ростки бессмертия. Подчеркивается, что мысль и ее языковое выражение есть для Федорова символическое обозначение общего дела воскрешения, и в этом она материальна, имеет конкретные очертания, телесность мысли, принадлежа самой жизни, не имеет авторства, не привязана к конкретному сочинению, последовательно ее доказывающему. Делается вывод, что представления Федорова о телесности занимают центральное положение в федоровском проекте, вместе с тем являют собой хотя и целостную, но, подобно понятийным отношениям в языке, незавершенную систему, где каждая мысль предстает как фрагмент, осколок нуждающегося в воссоздании мира.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Трактир как место исповеди. Об одной особенности художественного мира Достоевского
стр.80-94
Димитрова Нина Ивановна, Dimitrova Nina Ivanova
Объектом предлагаемого исследования является место, занимаемое исповедальным словом, в творчестве Достоевского и место произнесения самого исповедального слова, вложенного в уста его героев. Утверждается, что литературная форма исповеди является наследием христианской традиции. Отмечается, что секуляризация религиозного мотива исповеди приобретает у Достоевского специфическую форму, обусловленную его романтической мечтой о мире, устроенном как монастырское общежитие, его желанием объединить мирское и священное, чтобы придать священный статус различным формам обычной жизни мирян. На примере произведений Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» рассматривается связь исповедального слова Достоевского с местом его произнесения - питейными заведениями (пивной и трактиром). Подчеркивается, что именно в этом специфическом городском пространстве ситуирована наиболее философски насыщенная часть романов писателя. Связь исповеди с трактиром рассматривается как часть творческих экспериментов Достоевского, как проверка на «выносливость» интимных, выстраданных идей и веры в совершенно случайной среде. Делается вывод о том, что постоянное столкновение священного и профанного характерно для творчества писателя.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Александр Блок между Вл. Соловьевым и Е.В. Аничковым: драма А. Блока "Роза и Крест" и наследие западного эзотеризма. Статья третья
стр.95-111
Рычков Александр Леонидович, Rychkov Aleksandr Leonidovich
В третьей статье цикла, посвященного теме «А. Блок и Вл. Соловьев», рассмотрена репрезентация наследия западного эзотеризма в драме А. Блока «Роза и Крест» на примере обращения поэта к темам иоахимизма и катаризма, в т.ч. неомифологической связи катаров c легендой о Св. Граале. Анализируется влияние на символизм драмы историософии Вл. Соловьева и эстетики Е.В. Аничкова в ракурсе переосмысления этих тем. Показано, что драма Блока глубоко переплетается с неомифологическими концептами «французской школы» западного эзотеризма, широко обсуждавшимися в кругу русских символистов, например, в связи с творчеством Сара Пеладана. Делается вывод о влиянии на символизм драмы работ Вл. Соловьева и убеждений Е.В. Аничкова, связанных со средневековым мистицизмом. Приведена обширная библиография.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Переписка П.П. Перцова и Б.В. Никольского (1896 - 1900). Часть 4. Подготовка текста и примечания О.Л. Фетисенко
стр.112-124
Фетисенко Ольга Леонидовна, Fetisenko Olga Leonidovna
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
"Господь дохнул на преисподний лик": Максимилиан Волошин и каббала
стр.125-149
Бурмистров Константин Юрьевич, Burmistrov Konstantin Yuryevich
Вопрос о знакомстве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932), одной из центральных фигур в истории русской культуры первой трети ХХ века, с традицией западноевропейского эзотеризма, а также концепциями еврейской каббалы до сих пор остается малоизученным. Вместе с тем они играли важную роль в его мировоззрении и творчестве. Предлагается анализ нескольких тем, имеющих отношение к каббале и оказавших заметное влияние на творчество Волошина. Особое внимание уделено проблеме установления письменных источников заимствований и интерпретаций каббалистических идей, прояснению понятий, а также путей передачи элементов традиции каббалы в среде европейских и русских эзотериков. На материале различных сочинений М.А. Волошина, его дневниковых, черновых записей и корреспонденции проанализирован круг «эзотерического» чтения М.А. Волошина, установлены имена, наиболее важные для изучения данной темы (Е.П. Блаватская, А. Фабр д'Оливэ, А. Франк, Элифас Леви и др.). Путем тщательного анализа способов восприятия и передачи идей каббалы у авторов-эзотериков показано, что результатом изучения подобных источников и их интерпретации Волошиным стало достаточно точное и адекватное использование им каббалистических концепций как в теоретических работах, так и в поэзии.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Крошки вкусного хлеба. ([Рец. на:] Б.В. Емельянов. Экзистенциальная история русской философии в событиях и жизненных коллизиях ее представителей; что не вошло в учебники. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2020. 100 с.)
стр.150-153
Ермичев Александр Александрович, Ermichev Aleksandr Aleksandrovich
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
[Рец. на:] Тереза Оболевич. Семен Франк, Лев Карсавин и евразийцы. Москва: Издательство Модест Колеров, 2020 (Исследования по истории русской мысли. Т. 24.) 304 с
стр.154-163
Ермишина Ксения Борисовна, Ermishina Ksenia Borisovna
В 2020 г. вышла книга Терезы Оболевич «Семен Франк, Лев Карсавин и евразийцы». Рецензия на эту книгу описывает ее содержание, подчеркивает сильные стороны и указывает на некоторые недостатки. Автор рецензии считает, что евразийство не стоит исследовать только на основании писем, которые писали друг другу участники движения, жившие в разных городах. Для исследовательской работы необходимо привлекать тексты, статьи и книги евразийцев, поскольку только в них наиболее полно выражены идеи представителей этого движения. Автор рецензии не поддерживает исследовательскую позицию, которая состоит в том, чтобы противопоставлять Франка как представителя направления «русские европейцы» и евразийцев, к которым относится Лев Карсавин, как противников западной культуры. Высоко оценивается работа автора книги с архивными источниками и привлечение богатого эпистолярного материала из архивов России, Европы и США.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Юлиус Эвола между христианством и неоспиритуализмом
стр.164-180
Медоваров Максим Викторович, Medovarov Maksim Viktorovich
Рассматривается проблема отношения итальянского философа-традиционалиста Юлиуса Эволы к христианству и неоспиритуализму на основе сравнительно-исторического метода изучения его трудов разных лет и их оценок исследователями. Приоритетное внимание уделяется анализу впервые изданного на русском языке в 2020 году труда «Личина и лик современного спиритуализма». Данное произведение рассматривается в контексте всего творчества Эволы, в особенности изданных в России в последнее время работ. Ставится вопрос о персонализме в метафизике Эволы. Раскрывается суть его критики психоанализа, спиритизма, теософии, антропософии, примитивизма, сатанизма, магических организаций и иных форм «новой религиозности». Оспаривается традиционная схема противопоставления раннего, среднего и позднего периода творчества Эволы по критерию его отношения к христианству. Показано, что с начала 1930-х до начала 1970-х годов его оценки христианства неизменно были двойственны и противоречивы, хотя акцент на позитивных моментах постепенно возрастал. Детально рассматривается проблема дуализма в христианстве и различий между ранней церковью, средневековым католицизмом и аджорнаменто XX столетия. Основной вывод исследования заключается в том, что Эвола, вопреки своим личным антипатиям к христианскому вероучению, постоянно был вынужден допускать возможность полноценной духовной реализации человека внутри католичекой и православной церквей и выступать как союзник католицизма против всех форм неоспиритуализма и неоязычества.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Русская философия и формирования русского национального и культурного канона: проблемы и перспективы. ([Рец. на:] А.В. Малинов. Исследования и статьи по русской философии. СПб.: РХГА, 2020. 608 с.)
стр.181-190
Бочаров Андрей Борисович, Bocharov Andrey Borisovich
Анализируется книга А.В. Малинова «Исследования и статьи по русской философии» (СПб., 2020). Раскрываются основные предметно-содержательные и тематически-сюжетные линии книги: философия славянофилов; историко-культурные и философские контексты учения В.С. Соловьева и В.В. Розанова; профессиональная философия в России. Указывается на жанровое разнообразие опубликованных в сборнике статей и материалов: историко-философские статьи, учебные материалы (лекции и параграфы из учебной литературы), архивные материалы, методологические размышления. Рассматриваются предложенные автором интерпретации поэтического творчества А.С. Хомякова, славянофильские идеи О.Ф. Миллера, эволюция представлений об общеславянском языке, отношения В.С. Соловьева с Н.И. Кареевым и петербургскими славянофилами (в том числе, полемика В.С. Соловьева со славянофилами в последнем труде русского философа «Три разговора»), отношения В.В. Розанова со славянофилами и В.И. Ламанским, особенности творческого наследия В.В. Розанова, философское наследие А.И. Введенского и вызванная им полемика, место Л.П. Карсавина в традиции преподавания философии истории в Петербургском университете, специфика и исторический путь, пройденный университетской философией в России, модернизация методов современных историко-философских исследований и др. Отмечаются обращение автора к малоизученным представителям русской философии, оригинальные трактовки биографических и историко-философских сюжетов, использование выразительных возможностей русского языка, обогащающих интерпретативные возможности историографии русской философии. Делается вывод о сохранении «русского канона» в исследованиях русской философии, о его эвристических возможностях. Разъясняется авторский замысел и указывается ценность исследований подобного рода, служащих цели реинтерпретации идей русской философии, решающих задачи по сохранению ценностей и смыслов русской культуры в современном историко-культурном контексте.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
Информационное письмо № 2
стр.191-194
Загружаем данные из библиотечной системы...