Философия В.С. Соловьева рассматривается с точки зрения ее прогностической функции. Показано, что в своем учении Соловьев предвосхитил постановку, а отчасти и философское решение ряда важнейших проблем нашего времени. Доказывается, что в сочинениях философа содержатся пророческие размышления о перспективах существования человечества как единого и взаимозависимого целого, а также в парадигме целостной системы дано обоснование сущности феномена, получившего впоследствии название глобализации. Показаны особенности философского провиденциализма Соловьева, который не изображал образы или модели будущего общества, а говорил о тех отношениях, которые будут определять качество совместного бытия людей в будущем сообществе. Проведен анализ использования Соловьевым мистического, рационально-номологического и эмпирического способов постижения будущего, которое он рассматривал как в эсхатологической, так и в исторической перспективе. Обосновывается вывод, что в системе Соловьева получили фундаментальное обоснование актуальные в последнее время идеи примирения, взаимопонимания, диалога, неконфронтационного сосуществования людей, народов и государств в составе единого человечества. На основе анализа текстов Соловьева и конкретных исторических фактов доказывается, что философ достаточно верно предугадал основную мировую тенденцию нашего времени, а именно: в условиях целостного и взаимозависимого мира мирному сосуществованию людей и народов нет разумной альтернативы, поскольку дальнейшее движение по конфронтационному пути грозит планетарной катастрофой. Представлены взгляды Гегеля, М.Хайдеггера, А.Бергсона, К.Поппера, Н.Бердяева на возможность, целесообразность и ценность философских предсказаний и предвидений.
Соловьевские исследования
2016. — Выпуск 3
Содержание:
Анализируются основные оценки состояния западноевропейской философии XIX века, которые дает Вл. Соловьев на различных этапах своего творчества. Сопоставляются такие оценки, как «конец теоретической философии», «кризис западной философии», «конец эпохи завершенных абсолютных систем». Выявляются несоответствия в этих оценках, что объясняется изменением взглядов Соловьева на необходимость построения философии в виде завершенной системы знания. Прослеживается влияние на позицию Соловьева со стороны Шеллинга, Конта, Ницше и неокантианства. Подчеркивается ключевое значение, которое имеет для Соловьева учение Гегеля в контексте осмысления русским философом перелома в развитии философии в Европе. Дан обзор соловьевского замысла «всеединой науки», созревшего в 80-х гг. XIX века. Этот проект рассматривается как вариант всеохватывающей системы, сравнимый по масштабам с гегелевской. Обсуждаются причины, не давшие ему осуществиться. Указывается историчность критериев системности знания. Прослежена связь ориентации на построение абсолютной системы с ренессансным титанизмом и просвещенческой верой в науку. Раскрываются факторы, обусловившие утрату актуальности проектов энциклопедических систем после Гегеля. Отмечается двойственность отношения Соловьева к методу априорного дедуктивного конструирования философского знания. Рассматривается трактовка истории философии как поступательного раскрытия идеального содержания. Объясняется несогласие Соловьева с историко-философскими предпосылками, на которых Гегель основывает притязания своей системы на место кульминационного пункта в процессе самопознания Мирового духа. Делается заключение о состоятельности тезиса Соловьева о конце эпохи завершенных абсолютных систем.
Ключевые слова
Рассматривается проблема содержательной стороны философского термина, которая относится к числу наименее изученных в современной лингвистике. Объектом анализа является термин «византизм» в произведениях двух русских философов: К.Н. Леонтьева и В.С. Соловьева. Утверждается, что философский термин и философская терминосистема могут носить авторский характер, обусловленный соотнесенностью философских понятий с мировоззрением конкретного мыслителя. Используются методы анализа терминологических дефиниций и контекстуального анализа. Рассматривается специфика значения авторского термина «византизм» в двух философских терминосистемах: К.Н. Леонтьев, которому традиционно приписывается авторство философского термина «византизм», использует лексему в двух значениях: 1) как особый тип правления, употребляя историко-культурологический термин, принятый в научном дискурсе того времени; 2) в дискурсивной функции, переосмысляя его и внося авторское начало; В.С. Соловьев употребляет этот термин преимущественно с явно выраженной отрицательной оценкой. Анализируется содержательное наполнение авторского философского термина с несколькими родовыми идентификаторами: самодержавие, православие, авторское начало. Сделан вывод о наличии в значении термина субъективного компонента, связанного с положительной оценкой характеризуемого явления. Анализ авторского философского термина «византизм» демонстрирует, что один и тот же философский термин в текстах различных авторов может иметь различное содержательное наполнение.
Ключевые слова
Рассматривается тема творчества, которая задается Соловьевым в «Критике отвлеченных начал» как одна из центральных в отечественной философии ХХ века. Основываясь на утверждении Соловьева о существующем бытии как ложном и его призыве к «организации действительности», что является задачей «творческой мысли», т. е. эстетической, и означает пересоздание существующей действительности, выявляется и анализируется проблемное поле между пересозданием и преображением действительности. Основной вопрос исследования - насколько возникшая проблема осознается Соловьевым и разрешается им. Тема творчества рассматривается также в соотношении с пониманием свободы и так называемого «софиологического монизма и детерминизма» (В.В. Зеньковский) и непреодоленности «сильной рационалистической струи» (Е.Н. Трубецкой) у Соловьева. Рассматриваются точки зрения Л. Венцлера, с одной стороны, и В.В. Зеньковского и Л. Шестова, с другой, на наличие свободы в философском творчестве Вл. Соловьева.
Ключевые слова
Рассматривается связь мировоззрений русского философа Вл. Соловьёва и шведского учёного, богослова и мистика XVIII в. Э. Сведенборга. Отмечается, что этому вопросу было уделено внимание в работах А.Ф. Лосева и в книге С.М. Соловьёва, где подчеркнут интерес молодого философа к мистическим идеям Сведенборга, однако вопрос об отношении Вл. Соловьёва к идеям Сведенборга на завершающем этапе творчества остался открытым. Исследуется анализ учения Сведенборга Вл. Соловьевым в статье «Сведенборг», опубликованной в 1900 г. Выявляются основные черты, характеризующие восприятие Соловьёвым учения шведского мыслителя, подчёркивается внимание к его субъективному мистическому опыту и нравственному пафосу сведенборгианской теософии, направленной на совершенствование человечества. Утверждается, что выводы, сделанные Вл. Соловьёвым, не оставляют места для обвинения Сведенборга в шарлатанстве или сумасшествии, но раскрывают присущий его учению своеобразный синтез недиалектического идеализма и реализма естествоиспытателя. В заключение сопоставляются философские концепции всеединства и богочеловечества, изложенные Соловьёвым в сочинениях «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве» и «Оправдание добра», с воззрениями Сведенборга. Сделан вывод о том, что Вл. Соловьёв выстраивает теории синтеза знаний, воссоединения Бога и человечества, а также преодоления зла сознательным предпочтением добра, предлагает новое, более совершенное решение проблем, волновавших Сведенборга.
Ключевые слова
Предлагается сопоставительный анализ двух феноменов религиозной антропологии ХХ века: антропологического поворота в западноевропейском богословии второй половины ХХ века и русской интеллектуальной тенденции первой половины ХХ века. Выявляются характерные черты этих двух явлений. Исследуется присутствие антропологического акцента в обеих тенденциях как фактор метафилософии человека - одной из наиболее значительных тенденций современной философии. Кратко изложены основные положения анонимного христианства Карла Ранера, религиозной философии Пауля Тиллиха, демифологизирующего богословия Рудольфа Бультмана. Выявляется специфика русской интеллектуальной тенденции, в основу которой положена идея Владимира Соловьева о Богочеловечестве и которая состоит в постоянном подчеркивании творческой природы человека. Изложены взгляды Николая Бердяева и Семена Франка, отмечается их значимость в развитии русской философской традиции. Делается вывод, что традиционному представлению о бесчеловечности Бога русские философы противопоставляют мысль о родстве между Ним и человеком, идею Богочеловечества, чуждую западной теологии.
Ключевые слова
Затрагивается тема, вызывающая особый интерес у отечественных исследователей русской философии, а именно, восприятие русской философии в Западной Европе, и в первую очередь в Германии. Владимир Соловьев относится к числу немногих русских философов, творчество которых удостоилось перевода на немецкий язык и тем самым сделалось доступным немецкой научной общественности. С привлечением материалов, собранных в диссертации Д. Белкина «Рецепция Владимира Соловьева в Германии» (Тюбинген, 2000), дается характеристика разностороннего спектра восприятия творчества русского философа в немецкоязычном культурном пространстве. Указывается на то, что, в отличие от Достоевского, известного широкой публике, внимание к творчеству Соловьева на Западе определяется преимущественно личными интересами исследователя. Утверждается, что известный в России немецкий католический философ Петер Элен рецепирует философию Соловьева в контексте его личного стремления обосновать и развить концепцию христианского гуманизма, объединяющего веру в Бога и веру в человека. Раскрывается точка зрения Элена, согласно которой центральное понятие философии Соловьева «богочеловечество» рассматривается как «предтеча» концепции христианского гуманизма, что делает его актуальным в современном контексте, как философском, так и в общественно-политическом. Дается краткий анализ основных понятий философии Соловьева, к которым Элен относит понятия «богочеловество», «София», «творение», «мир», «человек», «всеединство как динамическое единство». Рассматривается интерпретация Эленом самого неоднозначного понятия философии Соловьева - понятия «София» («душа мира»).
Ключевые слова
Рассматривается вопрос о преемственности идей Вл. Соловьева в творчестве видного деятеля экуменического христианского движения русской эмиграции, религиозного философа-богослова и историка православной культуры Николая Михайловича Зернова. Представлен анализ маргиналий Н. Зернова, относящихся к Вл. Соловьеву, в книгах его библиотеки, принадлежащих авторству Вл. Соловьева и его последователей. Отмечено, что Н. Зернов опирался в своей экуменической работе на религиозно-философскую платформу учения Вл. Соловьева о Богочеловечестве, а также его идею об объединении церквей как русской национальной религиозной миссии. Рассмотрены представления Н.М. Зернова и его круга о Вл. Соловьеве как актуальном христианском мыслителе-пророке, предвидевшем наступление катастрофической эпохи. Делается вывод о значительной роли историософских идей Вл. Соловьева в становлении экуменического христианского мировоззрения Н. Зернова и его окружения из числа русской послереволюционной эмиграции, связывавших экуменические идеи Вл. Соловьева с чаянием будущего христианского возрождения России. Соловьевский контекст экуменического движения в русском Зарубежье становится очевидным при сопоставительном анализе материалов библиотеки и творческого наследия Н.М. Зернова. Статья является продолжением ранее начатой работы по изучению книжного фонда и маргиналий мемориальной библиотеки Н.М. Зернова, хранящейся в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы метафизики, в частности логика Абсолютного. Излагаются основные положения логики Абсолютного с точки зрения обобщения квантовомеханического принципа неопределённости. Такая версия построения метафизики определяется как «квантовая метафизика». С использованием методов логико-философского анализа выдвигается ряд предположений, в частности: в квантовой метафизике Абсолютное выступает как Полнота, дополнительная к любой определённости, и на этой основе решаются разного рода антиномии Абсолютного, прописываются основные положения логики Абсолютного; русская философия всеединства двигалась к построению логики Абсолютного, во многом перекликающейся с идеями квантовой метафизики. В рамках проекта философии неовсеединства подобная тенденция находит своё более строгое оформление. Сделан вывод о важности использования описанной модели Абсолютного для реконструкции наиболее полной метафизической концепции Владимира Соловьёва и русской философии всеединства в целом.
Ключевые слова
Впервые публикуемые воспоминания историка русской литературы и философии Е.А. Боброва (1867-1933) повествуют о жизни философа-спиритуалиста А.А. Козлова (1881-1901). В молодости фурьерист-социалист и народник, в зрелые годы он стал лояльным подданным империи и философом-метафизиком. Подчеркивается, что историю русской философии, имея в виду ее персоналистический характер, нужно рассматривать не с позиции филиации идей, а в контексте биографии мыслителей, их участия в общественной и культурной жизни России. Утверждается типический характер политического и теоретического «направления» А.А. Козлова и называются его причины.
Ключевые слова
Рассматривается рецепция идей «Монадологии» Лейбница в русском символизме. Показаны общие предпосылки возникновения символизма и неолейбницеанства как «ответов» на кризисные «вызовы» эпохи Серебряного века. Дан анализ социокультурного контекста обращения русских мыслителей к философии Запада в русле ревизионистских стратегий рубежа XIX-XX веков («Назад, к Канту!», «Назад, к Лейбницу!», «Назад, к самим вещам!»). В качестве «отправной» точки этих стратегий выбрана магистерская диссертация Владимира Соловьева «Кризис Западной философии (Против позитивистов)» (1874 г.). Доказывается, что с момента своего появления русский символизм был органично вписан в общий ревизионистский контекст эпохи. С помощью методов системной и теоретической реконструкции определяется место идей Лейбница в творчестве Д.С. Мережковского, Андрея Белого, Федора Сологуба, но более всего - лидера «старших символистов», поэта-декадента Валерия Брюсова (1873-1924). Последовательно освещены все этапы рецепции учения Лейбница в творчестве Брюсова: от «апологии принципа предустановленной гармонии» до полного разочарования. Показано влияние идей Э. Диллмана в выпускном реферате В.Я. Брюсова «Учение Лейбница о познании» (1897 г.). Демонстрируется мистико-религиозный аспект восприятия «Монадологии» в переписке В.Я. Брюсова с М.В. Самыгиным (Марком Криницким). Сделан вывод о том, что трактовка метафизики Лейбница в духе «крайнего индивидуализма», предпринятая Брюсовым, являла собой оригинальный вклад в развитие русской культуры, литературы и философии.
Ключевые слова
В связи с интересом философской мысли начала XX века к вопросам автобиографизма проверяется гипотеза о том, что философская мысль повлияла на развитие автобиографического жанра в XX веке. Исследован значительный корпус текстов, из которого выделены три самые репрезентативные философские концепции, теоретизирующие сущность автобиографического письма. Изложены воззрения на автобиографическую мысль в теориях А. Бергсона, Л. Шестова и Н. Бердяева. Используются поисково-выборочный метод работы, методы литературно-лингвистического анализа, междисциплинарный метод изучения, находящийся на стыке философии и теории литературы. Приведены примеры, свидетельствующие о том, что в разных работах Бергсона находятся размышления об автобиографическом мышлении и его составляющих. Утверждается, что более систематически эти феномены разъяснены в его основополагающей работе «Материя и память» (1896 г.). Сделан вывод о том, что философская мысль Бергсона значительно повлияла на философско-эстетическое развитие русской культуры в начале XX века. Отмечены исследования этого вопроса в произведениях представителей русского зарубежья Л. Шестова «На весах Иова» (1920 г.) и Н. Бердяева «Самопознание (Опыт философской автобиографии)» (1949 г.). Обосновывается, что книга «Самопознание (Опыт философской автобиографии)» Н. Бердяева является уникальной в своем роде философской автобиографией в европейской культуре.
Ключевые слова
Рассматриваются культурно-исторические и методологические основания идейных связей России и Германии в 20-е годы ХХ века. Выявлены закономерности интереса к определенным искусствоведческим темам. Обозначены особенности в разработке подходов в исследовании этих тем: в России - под влиянием герменевтики Шпета и в Германии - герменевтики Пиндера. Сопоставляются концепции и понятия, формировавшиеся и находившие свое место в аналитике художественной практики 20-х годов ХХ века. Подтверждается правомерность подобных сопоставлений обращением как к культурно-историческому контексту, так и к теоретическим истокам и предпосылкам этих понятий. Утверждается закономерный характер поисков и сближений культурфилософской мысли России и Германии. Предлагаются возможные направления для дальнейшего исследования взаимной обусловленности смены форм в культуре и культурных стилей. Эти изменения могут быть обнаружены путем выявления закономерностей появления поколений в культуре. Раскрывается понятие «энтелехия» в аспекте герменевтики культуры. Впервые понятие «энтелехия поколения», введенное Пиндером, вводится в контекст идей эпохи. Определяются направления дальнейших сравнительных исследований генеративных принципов формирования культурных смыслов. Выявляются новые возможности исследования герменевтического искусствознания. Понятие «энтелехия» раскрывается в его значимости для определения характера связи с понятием «внутренние формы» культуры. Устанавливаются закономерности формирования нового понимания истории в связи с развитием идей В. Дильтея у Г. Шпета и В. Пиндера. Сделан вывод о необходимости поиска оснований, обеспечивающих единство поколения в культуре и истории, в целях определения характера целостности культуры. В заключение намечаются перспективы дальнейшего сравнительного исследования работ Г. Шпета и В. Пиндера.
Ключевые слова
Предлагается обзор выступлений на Третьих международных чтениях по истории русской философии «Судьба русской философии в XXI столетии. К 25-летию кафедры истории русской философии Санкт-Петербургского государственного университета», которые состоялись 30-31 октября 2015 г. в Институте философии СПбГУ. В конференции приняли участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области истории русской философии. Обсуждался широкий спектр проблем, связанных как с историей и особенностями развития русской философской мысли, так и с ее местом и ролью в современном мире.