Соловьевские исследования
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Представлена характеристика периодического научного издания - журнала «Соловьевские исследования». Дан анализ основных факторов становления и развития журнала как одной из институциональных форм бытия русской философии в тесной взаимосвязи издания и деятельности Соловьевского семинара - Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева. Рассмотрен предметно-тематический репертуар журнала, осуществлен анализ научных публикаций, позволивший выявить приоритетные темы и ведущие тенденции современных исследований наследия В.С. Соловьева, русской философии и художественной культуры. Дана характеристика представительства научных и образовательных центров, а также статуса и «географии» авторов публикаций. Представлен анализ работы по взаимодействию редколлегии журнала с авторами публикуемых материалов, деятельности по приведению журнала в соответствие с международными требованиями, продвижению журнала на российском и международном уровнях. Дан обзор выявленных оценок научного уровня журнала и его роли в интеллектуальной жизни современной России. Особое внимание уделено анализу форм и содержания международного сотрудничества в рамках деятельности журнала, характеристике издательских проектов, имеющих целью исследование рецепции наследия В.С. Соловьева в зарубежных странах. Раскрывается значение международного сотрудничества журнала для развития научного диалога российских и зарубежных исследователей наследия В.С. Соловьева и русской философии и культуры. В заключение констатируется рост интереса пользователей сети Интернет к изданию и расширение «географии» авторов публикуемых материалов.
Ключевые слова
Анализируется свойственный для русской интеллигенции эпохи первой русской революции опыт оценки политических событий в категориях религии. Отмечается его специфический характер - соотнесение революционных событий начала ХХ века с Христом и антихристом, обусловленный в значительной степени выходом в свет в 1900 г. сочинения В.С. Соловьева «Три разговора» с приложением «Краткой повести об антихристе». Исследование основано на анализе документов эпохи - публицистических статей, воспоминаний, художественной прозы, эпистолярных документов. Рассматриваются оценка В.С. Соловьевым старообрядческого отождествления государства с антихристом, восприятие Христа Д.С. Мережковским как «вечное да» революции, а также позиция участника Христианского Братства Борьбы В.П. Свенцицкого, объявившего террористов святыми и призывавшего молиться за них. Показана эволюция отношения В.П. Свенцицкого и Н.И. Бухарина к революционным событиям - от одобрения до признания их следствием - сознательного выбора зла, делом «антихриста». Отмечается существование в русской философии двух традиций: одной - идущей от Вл. Соловьева и связанной с признанием абсолютной несовместимости христианства и революции (А.Ф. Лосев), и другой, противоположной ей, - не учитывающей опыт духовного отрезвления «веховцев», стремящейся оправдать революцию и революционное насилие не только политически, но и религиозно. Утверждается, что подобного рода «политическая теология» воспроизводится и в настоящий момент истории, когда представители либеральной интеллигенции видят в «свете Майдана» «торжество правды Христовой» и сетуют на недостаточную радикальность российского общества в отношении к революции. Подчеркивается актуальность критического отношения к духовному наследству русской интеллигенции, не только дореволюционной, но и той, чей творческий расцвет пришелся на время 60-90-х годов XX века.
Ключевые слова
О знакомстве Владимира Соловьева с так называемыми тайными (оккультными) науками писали многие исследователи и мемуаристы, по-разному оценивая его интерес к этой области человеческого знания и опыта. Вместе с тем эта тема до сих пор не стала предметом специального исследования. На наш взгляд, для прояснения ситуации необходимо критически рассмотреть весь комплекс релевантных источников по данной теме - как сочинения самого Соловьева, так и те оригинальные тексты различных школ и направлений оккультизма, с которыми он был знаком. До сих пор эта работа не проведена, более того, некоторые записи и заметки самого Соловьева на эту тему все еще не опубликованы и не введены в научный оборот. Поскольку сам философ в опубликованных сочинениях практически не ссылался на свои источники, принято считать, что, рассуждая, скажем, об алхимии, каббале или масонском гнозисе, он черпал свои знания прежде всего из научных работ того времени. Вместе с тем, как нам удалось установить, Соловьев был знаком с целым рядом оригинальных источников, в том числе рукописных, в частности, хранившихся в масонском собрании графа С.С. Ланского. Рассмотрены основные сочинения европейского эзотеризма, знакомство философа с которыми выглядит несомненным или предполагаемым с большой степенью вероятности. Особое внимание уделено неопубликованным рукописным материалам Соловьева, хранящимся в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, мы пытаемся реконструировать «круг оккультного чтения» философа, а также поставить вопрос о возможных принципах, которыми он руководствовался при отборе источников. Представляется, что подобный предварительный источниковедческий анализ должен предшествовать попыткам определения места «тайных наук» в мировоззрении и учении Владимира Соловьева.
Ключевые слова
This essay demonstrates that Comtean positivism was already a known intellectual movement in Russia when Solovyov began his thesis, although he did not demonstrate any knowledge at all of its Russian proponents. Indeed, already by the time of his famed thesis defense, positivism had been the subject of an attack by prominent theologians. In particular, Kudrjavcev at the Moscow Theological Academy just weeks before Solovyov’s thesis defense gave a talk in which he criticized Comte’s philosophy of history along lines similar to Solovyov’s. We also see, however, that despite his own remarks on positivism, Solovyov could not find a fitting allocation for positivism within his sweeping history of Western philosophy, thus jeopardizing the accuracy of that portrayal. While this may and should appear amazing to us in light of the final subtitle of the Crisis, «Against the Positivists», it is less so when we realize that in the serial publication of the work in the journal Православное обозрение it bore the quite different subtitle «Concerning Hartmann’s ‘Philosophy of the unconscious’». This latter subtitle is a more accurate indication of the argument in Solovyov’s thesis. In other words, the principal aim of the Crisis was not to combat positivism, but all of abstract philosophy, Hartmann’s being the latest and the final possible version of it. In the aftermath of his thesis defense, Solovyov demoted von Hartmann’s significance in Western philosophy and promoted positivism, determining it to be a necessary but final word in Western development.
Ключевые слова
Рассматривается полемика В.С. Соловьева и С.Н. Трубецкого о реальности или иллюзорности распадения всеединства, а также дается обзор обстоятельств спора, которые тесно связаны с началом издания журнала Д.Н. Цертелева «Русское обозрение». Заслуживает упоминания тот факт, что к настоящему моменту данный спор двух философов ни разу не становился предметом рассмотрения исследователей. Программная рецензия В.С. Соловьева на книгу С.Н. Трубецкого «Метафизика в Древней Греции» (1890 г.), хотя и была опубликована в его собрании сочинений в начале XX в., никогда не цитировалась ни позднейшими мыслителями, ни историками русской философии. Развернутый ответ Трубецкого в его неопубликованном письме к князю Д.Н. Цертелеву до настоящего момента оставался неизвестным для исследователей; он впервые публикуется в приложении к статье. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и диалектический. Анализируются сходства и различия позиций двух авторов. Раскрыта суть позиции В.С. Соловьева, согласно которой существование индивидуальных субъектов - это вредная и болезненная галлюцинация и не существует ничего, кроме всеединого. С другой стороны, прояснена точка зрения С.Н. Трубецкого, по мнению которого несовершенство мира, раздробленного на индивидуальные субъекты, является не галлюцинацией или иллюзией, а реальностью, хотя и недолжной. Указано, что проблематика данной полемики была предвосхищена П.Я. Чаадаевым, а свое завершение нашла в метафизике Н.А. Бердяева и особенно Л.П. Карсавина. Сделан вывод, что полемика 1890 г., затрагивавшая проблему характера неоплатонической диалектической триады (пребывание - выступление - возвращение либо переход на новый уровень), явилась важной, хотя и забытой вехой развития русской философии XIX-XX вв.
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы, связанные со второй поездкой Владимира Соловьева в Египет (1898 г.). Показывается, что это путешествие и духовные переживания, связанные с ними, имели решающее влияние на его духовную жизнь, поэтическое и философское творчество «эсхатологического» периода» (1898-1900 гг.). Приняв за основной материал исследования поэтического творчества Вл. Соловьева этого периода, анализируются психологическое и духовное измерения софиологического и демонологического опыта философа. Данная проблема рассматривается также в духовных - мистической и аскетической - традициях Восточной и Западной Церквей. Рассмотрение психического и духовного аспектов софийного и демонического опыта Соловьева позволяет сделать вывод о том, что внутренний, т.е духовный, смысл этого опыта - при всей изменчивости психического аспекта - остается неизменным. Подчеркивается влияние софиологических и демонических переживаний философа на его духовное развитие и его творчество. Анализ и интерпретация произведений Соловьева «эсхатологического» периода (1898-1900 гг.) доказывают правильность выдвинутого тезиса о том, что конечный смысл софиологического и демонологического опыта философа объясняется его эсхатологией. В итоге показывается, что для правильного понимания творческого и духовного пути философа необходимо иметь в виду целостность этого пути: Соловьёв был не только академическим, кабинетным ученым, но и «свидетелем веры» (греч. martys, лат. martyr) - в самом лучшем, раннехристианском, забытом сегодня значении этого слова.
Ключевые слова
Рассматривается «поворот к Вл. Соловьёву» в творчестве позднего С. Франка. На основе использования герменевтического, исторического, критического методов исследования и биографического подхода анализируются конкретные факты обращения Франка к идеям Соловьёва в последние годы жизни, выясняются причины актуализации этих идей и характер их влияния на мировоззрение Франка в контексте его творческой эволюции. В частности, речь идёт о подготовке Франком англоязычной антологии текстов Соловьёва. Утверждается, что особый интерес Франка к идее Вселенской Церкви Соловьёва и его отношению к католицизму был вызван как внешними причинами (желанием более адекватно представить идеи Соловьёва англоязычной публике), так и усилением позиции религиозного универсализма самого Франка, а также личными обстоятельствами (переходом в католицизм старшего сына). При этом методологический подход Франка к анализу концепции Соловьева основывается на принципе целостности философии (мировоззрения) и личности мыслителя. «Универсализм соборности» самого Франка рассматривается не просто как логическое умозаключение, а как личный опыт философа, не порывавшего, однако, связь с православием. Прослежены элементы мистического характера в восприятии поздним Франком религиозно-философских интуиций Соловьёва. Сделан вывод, что этот «поворот» был связан не с трансформацией системы Франка, а лишь с дальнейшим развёртыванием его собственной философской интуиции всеединства и развитием концепции Богочеловечества в его поздних социально-этических и антропологических произведениях. В приложении публикуются заметки о Соловьёве из записных книжек Франка.
Ключевые слова
Рассматривается основной круг проблем, связанных с различной интерпретацией идеала достижения «цельного знания» в русской религиозной философии. Последовательно излагаются концепции И.В. Киреевского, В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. Подчеркивается, что в основе проекта «цельного знания» И.В. Киреевского лежит опыт христианской аскетики, который стал для философа тем фундаментом, на основе которого только и возможна «наука философии» как результат «цельной жизни» и «цельного разума». Показано, что, в отличие от И.В. Киреевского, концепция В.С. Соловьева основана на представлении о человеке как о безусловном, божественном существе, что обусловливает недостаточный интерес Соловьева к внутренней жизни и внутреннему состоянию человека. Отмечается, что Соловьева интересует в основном «свободная теософия» как гармоничный синтез науки, философии и богословия. Исследуется решение данной проблемы, предложенное П.А. Флоренским, который, подобно Соловьеву, рассматривал человека принадлежащим к двум уровням реальности: эмпирической и «безусловной», однако эта «безусловная» реальность, по его мнению, не является божественной и нетварной. Раскрываются взгляды Флоренского на тождественность достижения обожения и «цельного знания» и на первостепенное значение религиозного культа для внутреннего единства человеческого существа. Делается вывод о том, что, с одной стороны, концепция «цельного знания» П.А. Флоренского включает в себя положения концепций И.В. Киреевского и В.С. Соловьева, а с другой стороны, представляет собой качественно новый вклад в представления о «цельном знании».
Ключевые слова
Рассматриваются вопросы, связанные с поэтикой образа в незавершенной поэме П.А. Флоренского «Святой Владимир» (1904-1905 гг.). Выявляются истоки живого интереса Флоренского, студента Московского Императорского университета, к философии и поэтическому творчеству В.С. Соловьёва, влияние его философии на творчество Флоренского этого времени, подчеркивается общая мистическая направленность их мысли. Указываются возможные смыслы философии имени в поэме, подчеркивается их «мерцающая» неоднозначность, источником которой является символизм. Раскрывается понимание Флоренским природы символа и влияние на него Соловьёва. Определяется круг писателей-символистов, близких Флоренскому (Андрей Белый, Сергей Соловьёв), и тех, чье творчество он не принимал (Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский). Объясняются причины симпатий и антипатий, повлиявшие на философию имени в поэме. Уделяется внимание разнице в понимании природы символа у Флоренского и Андрея Белого. Выявляются сквозные образы («стеклянное море», петух) и мотивы (восхождение, нисхождение) в поэме, определяются их библейские источники (Евангелие от Луки и Апокалипсис). Исследуются место и роль произведений Владимира Соловьёва в поэме. Анализируются композиция поэмы «Святой Владимир» и ее структурные элементы, способы их организации в единый, целостный, хотя и незавершенный текст. Отмечается разница в организации первой (калейдоскопичность) и второй (мозаичность) частей, указывается на провиденциальный характер первой и идеальный - второй. В заключение подчеркивается значимость влияния Владимира Соловьёва на творчество Павла Флоренского.
Ключевые слова
Рассматривается проблема взаимодействия языка философии и языка литературы. Исследуются аспекты взаимодействия философского и художественного дискурсов в русле онтологического поворота в ХХ веке. В центре внимания находится проблема влияния философии В.С. Соловьева на поэзию и прозу Вяч. Иванова, а также малоизученная проблема функционирования философских понятий «сущее» и «бытие» в поэзии и прозе Вяч. Иванова. На основе идей герменевтики Г. Гадамера и М. Хайдеггера исследуется проблема истолкования метафизического понятия как образа мышления. Рассматривается проблема становления метафизической концепции В.С. Соловьева, представленной в его сочинениях и лекционных курсах 1870-1880-х гг.:«Кризис западной философии (против позитивистов)», «Философские основы цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «София» и др. Утверждается, что на метафизическую концепцию В.С. Соловьева и Вяч. Иванова большое влияние оказало учение Платона об идеях. Показывается, что в поэзии Соловьева символические и метафорические образы имеют философский статус. Сопоставляются философские понятия Соловьева, такие как «сущность», «действительность», «существование», «познание», «София», «Бог», «Абсолют», с его художественными образами. Подчеркивается символичность художественных образов в лирике Соловьева. Рассматривается теория понятия-символа, изложенная Вяч. Ивановым в статье «Заветы символизма». Доказывается, что метафизические образы в поэзии и прозе Вяч. Иванова основаны на принципе многозначности художественного образа-символа. Анализируется религиозно-философская поэзия и проза Вяч. Иванова. Демонстрируются примеры перехода философских понятий «сущее» и «бытие» в художественные образы и символы сознания. Делается вывод о том, что Вяч. Иванов осуществил поворот от классической формы философствования, основанной на понятиях науки, к метафизике художественного мышления, основанной на символах-концептах.
Ключевые слова
Проверяется гипотеза о наличии связи между идеями Вл. Соловьева и критикой русской эмиграции. Рассматривается взгляд эмигрантских критиков на творчество Вл. Соловьева и анализируются три темы: А.С. Пушкин и Вл. Соловьев, М.Ю. Лермонтов и Вл. Соловьев, Ф.И. Тютчев и Вл. Соловьев. Дается сравнительная характеристика концепций и оценок, изложенных в критических статьях и эссе следующих эмигрантских авторов: Б. Зайцева, Л. Шестова, Вл. Топор-Рабчинского, Г. Адамовича, Ф. Степуна, Г. Флоровского, С. Франка, В. Андреева, П. Ставрова, Г. Мейера и др. Исследование проведено с использованием методов литературно-лингвистического анализа, сравнительного, поисково-выборочного, междисциплинарного и с привлечением значительного корпуса текстов эмигрантской периодики. Сделан вывод о том, что имя Вл. Соловьева достаточно часто появляется на страницах эмигрантской периодики в 20-30-х годах XX века, оно является структурообразующим для эмигрантской литературно-философской критики. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что эмигрантская литературная критика прочно связывает имена Пушкина, Лермонтова и Тютчева, творчество которых уникальным образом соответствует философско-эстетической концепции Вл. Соловьева, литературно-критическое наследие которого повлияло на восприятие и литературно-философское видение Пушкина, Лермонтова и Тютчева в эмиграции. Статьи Соловьева о Пушкине и Лермонтове подвергаются суровой критике в зарубежной литературе; из трех статей о Пушкине в эмигрантской литературно-философской критике упоминается только первая соловьевская статья о судьбе и гибели поэта. Статья Соловьева о Тютчеве, напротив, трактуется достаточно хвалебно, как самая лучшая статья об этом поэте.