Рассматривается интерпретация В.В. Зеньковским традиции метафизики всеединства, идущей от В.С. Соловьева Анализируется, с одной стороны, фиксация В.В. Зеньковским тех теоретических тупиков, в которых оказалась, по его мнению, соловьевская традиция философии, а с другой - определение им тех завоеваний «школы Соловьева», без учета которых невозможно построение системы христианской философии. Излагается интерпретация В.В. Зеньковским метафизики всеединства как философского направления, исходящего из неоплатонических установок и обнажившего своим развитием неразрешимые противоречия между этими установками и христианским мировоззрением. Рассматривается критика им гносеологических оснований метафизики всеединства, представители которой, по его мнению, так и не сумели разработать оригинальной теории познания и достичь заявленной цели преодоления рационалистической философии. Делается вывод об усилении в поздний период творчества В.В. Зеньковского его критического отношения к метафизике всеединства. Рассматривается интерпретация мыслителем антропологических аспектов философии всеединства как наивысшего достижения соловьевской традиции философствования, порождающего, однако, по мнению В.В. Зеньковского, неприемлемые для христианской антропологии мотивы имперсонализма. Делается вывод, что противоречивый опыт «школы Соловьева» - принятие, критика и преодоление - становится для В.В. Зеньковского тем фундаментом, на основе которого только и возможен, по его мнению, истинный синтез веры и разума, который мыслитель и сделает целью «Основ христианской философии».
Соловьевские исследования
2015. — Выпуск 4
Содержание:
Рассматриваются некоторые важные аспекты религиозно-философского наследия священника П.А. Флоренского. Исследование основано на работах русского мыслителя, относящихся к раннему и позднему периоду его творчества. Анализируется основной круг проблем, связанных с его учением об обожении как соединении человека с Богом. Решение темы Богочеловечества у Флоренского рассматривается как вариант, предложенный им в ответ на учение В.С. Соловьева. Отмечается, что Флоренский рассматривал человека как принадлежащего двум уровням тварной реальности: эмпирической (или временной, земной) и сверхэмпирической (или вечной, «небесной»). Выявляется, что, как принадлежащий Божественной Вечности, человек в концепции Флоренского есть обоженное существо, в то время, как принадлежащий эмпирическому миру, он должен обожения еще достигать. Утверждается, что такая концепция помогает Флоренскому достигнуть согласования некоторых позиций философии всеединства и христианского учения о спасении и обожении человека. Раскрываются взгляды Флоренского на значение свободной воли эмпирической личности и ее самоопределения по отношению к Христу. Особое внимание обращается на отношение Флоренского к Христу и на то место, которое Христос занимает в его творчестве. Также отмечается, что концепция Богочеловечества Флоренского связана именно с его опытом познания жизненной необходимости для человека религиозного культа. В заключение формулируется положение о том, что Флоренского интересовало, прежде всего, самое главное, что реально воздействует на внутреннюю жизнь и состояние человека, - богослужебная практика в Православной Церкви.
Ключевые слова
Проблематика статьи определяется особой философской, культурной, психологической и социально-демографической значимостью проблемы самоубийства в современном обществе. Утверждается, что первым шагом для её философского осмысления и разрешения должны стать систематизация и анализ существующего историко-философского материала. Анализ философских сочинений базируется на предложенном Ф. Ницше и в наше время развитым российским философом А.В. Перцевым подходе к историко-философскому исследованию, предполагающем изучение творческого наследия мыслителя через обращение к особенностям его личности и жизненного пути, а также опирается на принцип историзма, требующий рассматривать все явления в общем контексте эпохи. Работа в этой перспективе предполагает сочетание герменевтического, исторического и биографического методов познания. Указана роль В.С. Соловьёва и Ф.М. Достоевского в формировании сложившегося в русской религиозной и экзистенциальной философии подхода к пониманию самоубийства. Анализ высказываний по этой проблеме представителей данной идейной традиции - Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьёва, Л.И. Шестова и А.Н. Бердяева - сочетается с выявлением, во-первых, истоков их философского творчества, во-вторых, оказанного ими влияния на последующее развитие западной мысли и культуры. В качестве истоков их взглядов указывается духовная атмосфера эпохи, рецепция идей ряда западных философов (Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше), внимание русских авторов к актуальным социальным проблемам и коммуникация мыслителей. Демонстрируется влияние русской философии на западную экзистенциальную мысль (А. Камю) в области трактовки феномена самоубийства.
Ключевые слова
Исследуется восприятие наследия Владимира Соловьева во Франции. Отмечается, что интерес к его мысли, начало которому было положено его пребыванием в Париже в 1888 г., продолжился и после смерти философа в 1900 г. Особое внимание уделяется его идеям об историческом призвании народов и особенно концепции всемирного призвания России, его экклесиологии и эсхатологии, вызывающим определенный отголосок в основном в кругах верующих. Прослеживается эволюция взглядов католических сторонников экуменизма, первоначально полагавшихся на его концепцию церкви и папства, от идеи восстановление единства церквей, к развитию межрелигиозного диалога. Указывается, что именно философскую и теологическую сторону трудов Соловьева адаптировали и начали распространять мыслители русской эмиграции, прибывшие во Францию в двадцатые годы. Отмечается, что именно экклесиология привлекает больше третье и четвертое поколения французских последователей русского мыслителя, часто склонных делать из Соловьева пророка современности.
Ключевые слова
Философ и богослов Павел Евдокимов (1901-1970) продолжает традицию православной мысли в эмиграции, иницированную такими величинами, какими являются отец Сергий Булгаков или Николай Бердяев. Главные труды он посвятил православной догматике и антропологии, а в шестидесятых годах он обращается к темам русской культуры. В 1969-ом году в Париже выходит его книга «Христос в русской мысли», написанная на основе цикла лекций, читаемых им в Институте экуменических наук при Парижском Католическом Институте. В этой книге небольшая, но яркая глава посвящается жизни, творчеству и наследию Владимира Соловьева. Подчеркиваются три главные темы, которые могут особенно интересовать французского читателя: христология и христоцентризм, всеединство, экуменизм. Таким образом, П. Евдокимов показывает главное гносеологическое достижение Владимира Соловьева - необходимое объединение эмпирического, логического и интуитивного, мистического познания в единое целое. Такой философский принцип также является синтезом западного рационалистического мышления и восточного созерцания. П.Евдокимов представляет В. Соловьева, как пророка диалога между Западом и Востоком и пророка экуменизма. В этом же русле вписываются и философские исследования русской эмиграции двадцатого века.
Ключевые слова
Предлагается содержательный анализ книги С.Л. Франка «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915 г.), обсуждение которой в печати и диспут при ее защите в качестве магистерской диссертации в мае 1916 года стали незаурядным событием философской жизни России, что явилось адекватным ответом отечественной мысли на теоретические вызовы современной европейской философии. Утверждается, что главным содержанием книги является предложенное Франком научно-теоретическое обнаружение предмета знания в самом составе знания, а суждения мыслителя о понятии Всеединого и соответствующих конструкциях его структуры и взаимных отношениях с реальным конкретным бытием носят выводной, логически вторичный характер. Рассматривается реакция трех групп критиков магистерской диссертации С.Л. Франка - метафизиков (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский), позитивистов (журнал «Русские Записки») и кантианцев (С.И. Гессен, И.И. Лапшин). Показано, что замыслу С.Л. Франка более соответствует критика гносеологистов - кантианцев и неокантианцев. В связи с попытками объяснения некоторыми из критиков (в данном случае, кантианец И.И. Лапшин и марксист-эмпириосимволист П.С. Юшкевич) очевидно нелогического генезиса метафизических учений через анализ культурно-исторических и, в частности, психологических условий генезиса метафизики указывается на логический приоритет работы Франка «Душа человека» по отношению к магистерской диссертации.
Ключевые слова
Предлагается четыре фрагмента из записных книжек С.Л. Франка 1941-1944 годов, прямо или косвенно связанных с опубликованным ранее философским дневником «Мысли в страшные дни». В предисловии и примечаниях даётся источниковедческий анализ текстов, устанавливается взаимосвязь их с другими текстами философа этих лет.
Ключевые слова
Проводятся параллели между «антиномистическим монодуализмом» С.Л. Франка и учением Р. Генона о «недвойственности» (фр. non-dualisme). С использованием сравнительного (компаративного) метода исследования «антиномистический монодуализм» и учение о недвойственности рассматриваются в качестве специфических философских методологий, позволяющих разрешать традиционные философские вопросы. Особое внимание уделяется логической процедуре отрицания, её роли в процессе построения метафизических концепций Франка и Генона. Выявлены сходства в характере философских построений Франка и Генона, связанные с утверждением необходимости преодоления системного характера философии, а также недостаточности и односторонности принципов монизма и дуализма. Обозначены способы преодоления дилеммы монизма и дуализма в метафизическом реализме Франка (принцип антиномистического монодуализма) и в метафизике Генона (учение о недвойственности). Выявлены различия в трактовке апофатического метода философского познания у Франка и Генона. Показано, что Генон в своей трактовке универсальных метафизических принципов придерживается традиции негативной (апофатической) теологии, согласно которой чем более универсальным является принцип, тем менее он определим в понятиях, тогда как Франк даёт иную трактовку апофатического метода. Согласно Франку, непостижимое как таковое не может быть схвачено ни в положительных, ни в отрицательных по форме суждениях. Установлено, что адекватная логическая форма постижения реальности как всеединства в философии Франка предполагает единство утвердительного и отрицательного суждений. Сделан вывод о том, что философская концепция Франка имеет более сложный и парадоксальный характер, нежели традиционалистская метафизика Р. Генона. Показано, что Франк идёт дальше в прояснении природы метафизического знания, чем Генон: если Генон ограничивается констатацией того, что постижение подлинной метафизики принципиально ограничено возможностями индивидуального сознания и языком формальной логики, то Франк вырабатывает логическую форму описания и уяснения непостижимой природы абсолютного.
Ключевые слова
Рассматривается проблема взаимодействия личности, общества и государства в социальной философии С.Л. Франка. Обосновывается положение о реалистичности социально-философской позиции, смысл которой состоит в невозможности создания идеальной социально-политической модели государства. Показана связь социально-философских идеалов С.Л. Франка с философией Всеединства В.С. Соловьева. Выявлены религиозно-нравственные, этические и антропологические основания социального учения С.Л. Франка, образующие фундамент, на котором им воздвигнута либерально-консервативная концепция общественного развития. Практическая реализация идей данного учения поможет избежать в дальнейшем чередования анархии и деспотизма, прийти к созидательному социальному творчеству. Дан анализ различных форм соборности и воплощения их в социальной реальности. Социально-антропологические константы феномена соборности «я», «ты», «мы» исследуются как основополагающие категории социального устройства и развития. Соборность рассматривается как основа гармоничного взаимодействия творческих начинаний и здорового консерватизма, в единстве которых и заключается главное основание консервативного либерализма. Раскрывается сущность социально-философских воззрений С.Л. Франка, концептуально выраженных в идеал-материалистических положениях, сочетающих в себе две взаимодополняющих трактовки общественной реальности. Констатируется, что обязательным условием воплощения соборности в реальности является двойственная интенция личности: к деятельности и к проникновению во внутренний мир другой личности. Показано, что концепция консервативного либерализма может быть использована для решения проблем общественного устройства, сообразуясь с этическими принципами и учетом интересов всех субъектов социально-политической жизни.
Ключевые слова
Рассматриваются на сегодня недостаточно изученные взгляды С.Л. Франка на проблемы творчества. Особое внимание уделяется ранним философским статьям С.Л. Франка, его записям 1942-1944 гг. и итоговому труду «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия», а также концепции «антиномистического познания» «непостижимого». Показано, что философия творчества С.Л. Франка исходит от идей В.С. Соловьева, причем именно категория «творчество» занимает центральное место в его социальной философии, метафизике и гносеологии. Выделены основные особенности его философии, связанные с пониманием творчества как пути достижения личных и общественных целей, как ключевой характеристики Бога, бытия и человека, как непрерывного творения и как связи Бога и человека, как совпадения противоположностей в «антиномистическом познании». Подчеркивается особая роль проблемы «выражения» и «воплощения» в понимании творчества С.Л. Франком. Отмечены важные особенности философии С.Л. Франка, его внимание к естественно-научным концепциям. Подчеркивается, что С.Л. Франк отвергает понимание природы как пассивной материи, подчиненной механистическому детерминизму, обосновывает в духе идей всеединства наличие в природе не только процессов деградации, но и имманентных созидательных творческих сил. Обращается особое внимание на обоснование С.Л. Франком понимания творчества не как привилегии избранных, а как всеобщего свойства человека, не как чисто субъективной активности, а как соединения индивидуальности с общечеловеческим и трансцендентным, с Богом. Гносеологические идеи С.Л. Франка о «постижении непостижимого» путем созерцательного подъема «над» противоположностями постигающего «трансрациональную истину» их совпадения рассматриваются в качестве философской концепции творческого акта вообще. Отмечается тесная связь главных идей С.Л. Франка о творчестве, нашедших широкое отражение в его итоговом труде «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия», со всеми основными темами его философии. Обращается внимание на актуальность, оригинальность и большую значимость идей С.Л. Франка для современного философского понимания творчества.
Ключевые слова
Осуществляется историко-философский анализ современной немецкоязычной рецепции наследия С.Л. Франка. На основании работ таких представителей немецкой мысли, как П. Элен, Д. Штаммер, К. Бамбауэр и А. Хаардт, эксплицируются «мыслительные ходы», «призмы» философского мышления, при помощи обращения к которым осуществляется анализ и концептуализация творческого наследия отечественного мыслителя. Отмечается, что для немецкоязычной рецепции франковской философии характерна реализация двух «мыслительных ходов», а именно: представление мысли русского философа в качестве одной из реплик неклассической философии в целом и в этом свете как одной из разновидностей все той же европейской мысли; а также контекстуализация творчества С.Л. Франка посредством обращения к операциям сравнения и сопоставления с традицией западноевропейской философии, которая представляется в данном случае в качестве философии par excellence. Отдельное внимание уделяется выявлению оснований, определяющих возможность и специфику реализации «мыслительных ходов» современной немецкоязычной рецепции философии С.Л. Франка. В качестве подобных оснований следует обозначить, во-первых, явно не артикулируемое немецкими исследователями понимание европейской философии в качестве эталонной философии в принципе, что дает возможность сравнивать любую иную мыслительную традицию сквозь «призму» приближения/отдаления от уже известного идеала; во-вторых, творческое наследие С.Л. Франка, несмотря на свою самобытность, само во многом способствует ее осмыслению в приложении к «европейским стандартам» ввиду того, что сама манера философствования Франка дает повод рассматривать его наследие в контексте западноевропейской мысли.
Ключевые слова
Анализируется проблема восприятия на Западе одного из наиболее оригинальных направлений философского Ренессанса в России начала XX века - «русской религиозной философии». Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что она является отражением потребности в самоидентификации русской мысли в западноевропейском философском контексте. Указывается на то, что «русская религиозная философия» воспринимается западными мыслителями не только как «экзотический культурный феномен», но и как полноправный партнер по диалогу, т.е. рассматривается как значительное достижение в области философии, отвечающее всем общепринятым критериям философского творчества. В качестве материала для исследования данной проблемы выбрана монография немецкого католического философа Петера Элена, посвященная философии религии Семена Людвиговича Франка, представляющая собой особый тип философского исследования. Делается вывод о том, что общность духовного опыта - религиозного восприятия реальности - определяет как интерес Элена к Франку, так и специфику предпринятого им исследования - со-размышления, со-переживания.
Ключевые слова
Рассматривается один из путей актуализации философского текста в поэзии через поэтические переложения библейских сюжетов, а также приемы создания поэтической техники формальной организации стиха, которые поддерживают и формируют определенное смысловое наполнение. Материалом исследования стала лирика Сергея Соловьева. С использованием методов анализа композиции, мотивной системы характеризуется организация времени и пространства в лирике С. Соловьева. Выявлены такие приемы поэтических переложений, как стилизация, показ бытовых и пейзажных подробностей; субъективация, слияние лирического субъекта с персонажем; усечение сюжета в целях обострения и универсализации представленных событий; стяжение сюжета в целях создания панорамной композиции; усложнение композиции с помощью пространственно-временных возвратов; диалоговый стиль, усиливающий коммуникативность текста, а также некоторые особенности библейских переложений в лирике Соловьева, такие как соединение объективированной повествовательности с субъективным потоком сознания, прием остранения в целях освобождения от шаблонного восприятия известных библейских ситуаций и оживления монументальных образов. Отмечены особенности композиционного строения стихотворений в соответствии с их семантикой, утверждающей разноуровневость бытия, выраженную в одновременном наличии миров человеческого и небесного, реального и воображаемого, прошлого и будущего. Сделан вывод о том, что основное философское значение поэтических переложений Соловьева заключается в раскрытии теории о смысле жизни человека как пути человека и Бога навстречу друг другу через исполнение своей миссии.
Ключевые слова
Экранизация первой части романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (1958 г.) советским режиссером И.А. Пырьевым рассматривается с точки зрения интерпретации художественного мира писателя. Дан анализ смысловых акцентов картины, композиционных элементов, основных идей, реплик героев с точки зрения художественного замысла режиссера, определявшегося художественной целью освободить исходное произведение от устаревших, по его мнению, содержательных элементов - «достоевщины». Проведенный анализ показал, что в картине И.А. Пырьева детализированный исторический антураж, цвет, музыка, монтаж и актерская игра ориентированы на наглядную выразительность, а драматический пафос, экзальтация актеров достигают апогея в сценах-конклавах. Эстетическая ценность картины определяется, главным образом, наличием таких сцен, а также напряженностью интриги - отличительной чертой художественного мира Достоевского, которая наиболее ярко реализована в рассматриваемом фильме. Обращается внимание на тот факт, что сужение круга действующих лиц и сокращение почти всех сюжетных линий, упрощение образов героев и идеологического наполнения романа - симптоматичные явления при интерпретации творчества Достоевского в кино, в рассматриваемом фильме эта многосторонняя редукция и достигнутый кинематографическими средствами зрелищный эффект ориентированы, прежде всего, на экранное выражение закрепленной в русской ментальности и декларируемой в советском искусстве идеи о порочности власти денег, которая в романе не является основной. Определена специфика интерпретации художественного мира писателя в картине, заключающаяся в обозначении идейной доминанты и в ориентации режиссера на «освобождение Достоевского от достоевщины».
Ключевые слова