Соловьевские исследования
2015. — Выпуск 2
Содержание:
Рассматривается славянофильская публицистика Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), историка русской литературы, исследователя русского эпоса, первого биографа Ф.М. Достоевского, убежденного славянофила, активного участника Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества, популяризатора и пропагандиста славянофильских идей. Дан анализ славянофильской доктрины Миллера с привлечением наиболее важных в этом отношении его работ: цикла статей «Основы учения первоначальных славянофилов», сборника статей «Славянство и Европа» и др. Обозначена либеральная позиция Миллера как идеолога славянофильства по таким вопросам, как свобода слова и свобода совести, отмена крепостного права, нравственная концепция личности как органа сознания. Анализируются истоки и основные черты славянофильской идеологии в гуманистических идеалах христианства. Уделено внимание отражению славянофильского учения Миллера в его публицистике: очерках, публичных выступлениях, статьях. Показано, что, принадлежа к следующему после «ранних» славянофилов поколению, Миллер был представителем академического славянофильства в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова
В литературе о Ф.М. Достоевском под влиянием идей М. Бахтина сложилось мнение о том, что философские идеи Достоевского не составляют целостной системы. В противоположность этому доказывается, что Ф.М. Достоевский в своем творчестве пытался выразить целостную философию человека. На основе анализа художественных произведений и публицистики писателя высказывается гипотеза о том, что главный принцип мировоззрения Достоевского - это идея о существовании людей, «высших типов», которые обладают «мистической» способностью непосредственно влиять на других людей и на мир вокруг, именно они определяют ход истории. Показано, что этот принцип Ф.М. Достоевский связывает с представлением о мире как о сновидении. Утверждается, что последнюю идею Достоевский мог заимствовать у Шекспира. Доказывается, что герои-мечтатели раннего творчества Достоевского демонстрируют первую стадию правильного развития личности, итогом которого может стать превращение мечтателя в мистика, т.е. в «высшего типа». В качестве одного из таких типов рассматривается герой рассказа «Сон смешного человека», который побывал на «том свете» и узнал, что после смерти жизнь продолжается в форме, подобной земной жизни. Дан анализ этих идей Ф.М. Достоевского в сопоставлении с идеей вечного возвращения в философиях Ф. Ницше и М. Хайдеггера.
Ключевые слова
Рассматривается проблема возможного отражения в образе Версилова, героя романа Ф.М. Достоевского «Подросток», личности и взглядов Федора Тютчева. Критически оценивается точка зрения Анастасии Гачевой, согласно которой во взглядах Версилова Достоевский отразил идеи Тютчева об историческом предназначении России. Анализ понятия «русского европейца», вводимого Достоевским в романе «Подросток» и в «Дневнике писателя», показывает, что писатель вкладывает в это понятие как позитивный, так негативный смысл. Доказано, что позитивный смысл заключается в том, что «русский европеец» является настоящим, истинным европейцем в отличие от французов, немцев и других европейских наций. Выяснено, что это связано с тем, что «русский европеец» с наибольшей полнотой осуществляет главную идею Европы, составляющую ее сущность, - идею культуры, культурного творчества, преодолевающего все национальные различия. Показано, что позитивный смысл понятия «русский европеец» в весьма малой степени может быть отнесен к Тютчеву, поскольку он видел сущность Европы и ее будущее не в единстве культур, а в политическом и религиозном единстве - в единстве христианской Империи. Делается вывод о том, что в Тютчеве в большей степени можно увидеть черты отрицательного образа «русского европейца», который Достоевский иногда изображает в «Дневнике писателя»: «русский европеец» не знает русского народа и не верит в его способность выполнить свое историческое предназначение (создать всемирную Империю). В результате в статье установлено, что при всей близости идейного содержания образа Версилова к мировоззрению Тютчева, Достоевский наряду с этим явно подчеркивает также наглядное различие между Версиловым и Тютчевым. Подчеркивается наглядное различие между Версиловым и Тютчевым.
Ключевые слова
Рассматривается вопрос о становлении метафизической концепции В.С. Соловьева, представленной в его сочинениях и лекционных курсах конца 70-х - начала 80-х гг. XIX столетия, прежде всего в «Чтениях о Богочеловечестве». Анализируются существующие в российской и зарубежной литературе подходы к исследованию истоков и оснований его метафизики. Утверждается, что метафизическая концепция В.С. Соловьева выстраивалась как результат переосмысления античного философского наследия - платонизма и неоплатонизма, христианской мистики и классической немецкой философии. Особое внимание уделяется анализу рецепции платонизма в философии В.С. Соловьева. Рассматривается содержание лекционных курсов В.С. Соловьева, прочитанных в указанный период в Москве и Петербурге. Обосновывается положение о том, что В.С. Соловьев вводит в разрабатываемую философию всеединства элементы платоновского учения об идеях. Выявляются содержательные характеристики интерпретации Соловьевым этого учения и отличительные особенности его собственной концепции. Раскрываются отличительные черты учений об Абсолюте Соловьева и Платона, а также их представления о связи сущего и бытия. Подчеркивается творческий характер рецепции наследия Платона в творчестве русского мыслителя.
Ключевые слова
Рассматриваются основные этапы петербургского периода жизни и творчества С. Франка. На основе использования исторического, биографического, историко-топографического, критического методов исследования проводится реконструкция основных событий этого периода, а также анализ эволюции философско-мировоззренческих взглядов С. Франка. Утверждается, что именно в петербургский период происходит формирование собственной философской системы С. Франка - переход от ранних, преимущественно неокантианских, позиций к абсолютному реализму. Прослеживается взаимосвязь творческой и жизненной биографий философа (политическая активность, редакторская деятельность, преподавание, участие в философских обществах, научная работа, семейная жизнь). Выделены ключевые моменты внешней и внутренней (духовной) биографии философа, а также прослежена топография его пребывания в Петербурге. Сделан вывод о ключевом значении петербургского периода в творческой эволюции С. Франка.
Ключевые слова
Рассмотрены философские взгляды А. Белого (Б.Н. Бугаева (1880-1934)), выдающегося русского поэта, писателя и мыслителя, в их неразрывной связи с его художественным творчеством. Обосновывается тезис о корреляции научного дискурса и художественного стиля А. Белого. Проблематизируется вопрос о соотношении Петербургского мифа и текста и современной рецепции философского символизма А. Белого в контексте мировой традиции беловедения. Рассматриваются семиотический, философско-антропологический и культурологический аспекты мифа Петербурга, бытующего в современной культуре. С использованием методов дескриптивного, компаративного, историко-философского и культурно-философского анализа получены теоретические результаты, указывающие на значительный смыслогенеративный потенциал философского творчества А. Белого. Рассмотрены синкретизм, мифологизм и в целом символический характер творчества писателя-мыслителя, далекий от рекурсивности и негации, присущих парадигме постмодернизма в философии. У символа и символики в понимании А. Белого выявлены признаки трансфинитности и дейктичности, а также мультипанорамности. Указано на онтологический характер символической реальности. Утверждается значительный познавательный потенциал использования концептуальных основ философского символизма А. Белого для современного научного и философского дискурса.
Ключевые слова
Рассмотрены основные положения персоналистической метафизики Льва Платоновича Карсавина, взятые в контексте понятия «обожение». Основное внимание уделено разбору ключевых понятий и концептов философии личности Карсавина: божественная личность, тварный индивид, Адам Кадмон, стяженность, всеединство, триединство, симфоническая личность, самоотдача, смерть, любовь, жертвенность, обожение. Понятие «миг полноты жизни» взято в сравнении с западно-европейским аналогом. Анализ понятий дан со ссылками на оригинальные тексты Л.П. Карсавина и на работы авторов, посвятивших свое исследовательское внимание данной проблематике. Сформулирован вывод о синонимичности понятий «олицетворение» и «обожение» в рамках метафизики личности Карсавина, позволяющий утверждать правомерность существования единого понятия «обожения-олицетворения» в границах карсавинской персонологии. Делается заключение о значимости исследования понятия «личность» в ситуации кризиса субъективности, начавшегося в ХХ веке и продолжающегося в наши дни, что свидетельствует об актуальности данной темы.
Ключевые слова
В современной науке накоплен значительный материал по истории и философии русского космизма. В то же время крупных исследований, специально посвященных проблеме места буддийской тематики в творчестве космистов, крайне мало, что и определяет исследовательскую лакуну данной работы. Основными источниками данного исследования являются труды представителей русского космизма, в которых затрагивается буддийская проблематика. Предметом исследования являются особенности процесса интерпретации буддизма в трудах русских философов-космистов как естественнонаучного, так и религиозно-философского направлений (В.С. Соловьева, Е.П. Блаватской, Е.И. и Н.К. Рерихов). Отмечается близость идеи космичности человека, его причастности к вселенскому бытию, буддизму. Сделан вывод, что обращение к буддийскому духовному наследию русских мыслителей-космистов способствовало усилению интереса к восточной философии в России и на Западе. Установлено, что буддийская тематика нашла заметное отражение в истории русского космизма, что, безусловно, способствовало созданию предпосылок для полноценного диалога культур, понимания идеи множественности цивилизаций, усиления интереса к восточной философии. Утверждается, что буддизм оказал немалое влияние и на формирование мировоззрения ряда известных русских мыслителей-космистов, которые внесли значительный вклад в преодоление европоцентризма. Все это способствовало усиление евразийского характера социокультурного пространства России.
Ключевые слова
Рассматривается творчество польских философов, которые были связаны с Санкт-Петербургом. С использованием синтетическо-аналитического метода представлены петербургский период жизни и философские взгляды польских мыслителей начала XIX века (Иероним Страховский, Адам Мицкевич), польских преподавателей и студентов Петербургского университета (Фаддей Зелинский, Лев Петражицкий, Чеслав Знамеровский, Мариан Здзеховский), Императорской Римско-католической духовной академии (Идзи Радзишевский, Юзеф Пастушка), а также Станислава Виткация. Особое внимание уделено деятельности ученика Николая Лосского Фомы Парчевского, занимавшего должность губернатора Кронштада и преподававшего философию в учебных заведениях Петрограда, Витебска и Астрахани. Впервые публикуется переписка Ф. Парчевского (в переводе на русский язык) с известным польским философом Казимиром Твардовским, касающаяся, кроме прочего, организации конгресса.
Ключевые слова
Выявляются реалистические основания теории доминанты А.А. Ухтомского, известного русского физиолога конца XIX - начала XX в. Осмысливается тезис о том, что естественное устройство организма позволяет сформировать необходимые доминанты, с тем чтобы приблизить человеческое общество к нравственному идеалу. В исследовательской литературе традиционно излагаются этико-философские идеи мыслителя, а именно теория «Заслуженного собеседника» и «Доминанта на другое лицо». На основе анализа архивных материалов и эпистолярного наследия ученого рассматриваются эпистемологические аспекты философской концепции Ухтомского. Предлагается расширенное понимание теории доминанты - предпринимается попытка трактовать ее в контексте реалистического мировоззрения. Дается краткая характеристика реализма как научно ориентированной тенденции в русской философии. Отмечаются такие важные черты реалистического умонастроения, как апелляция к конкретным фактам действительности, точным методам науки, диалектическая трактовка материи, постулирование божественного как реально существующего. Изложены основные суждения мыслителя, обосновывающие реальность идеального. В качестве системообразующих выдвигаются такие концепты, как «природа» (формальное основание реального), «опыт» (наличное бытие), «естественное» (существующее необходимо), «идеальное» (действительность, не сводимая к вещественному субстрату). В заключение предлагается философская трактовка идеи доминанты как естественного механизма, который связывает, а не противопоставляет реальное и идеальное в конкретном опыте познания человеком окружающей действительности.
Ключевые слова
С использованием синтетическо-аналитического и биографического методов исследования рассматривается творчество незаслуженно забытого польского философа, ученика Николая Лосского, Томаша Парчевского, а также представлен творческий путь Парчевского и его исследования по русской философии. Особое внимание уделено рецензии Фомы Парчевского на работы А.Ф. Лосева «Философия имени» и «Античный космос и современная наука». На основании архивных материалов - писем Парчевского польскому философу Казимиру Твардовскому установлено, что данная рецензия является первой польской публикацией, посвященной А.Ф. Лосеву 2. Ввиду неоднозначности высказываний авторов переписки, поставлена гипотеза, позволяющая выявить обстоятельства работы Парчевского над рецензией.
Ключевые слова
Рассматривается монография А. Соловьева «”Согласить философию с православной Религией”: идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX-XX веков», посвященная философии архиепископа Никанора (Бровковича). Целью рассмотрения является привлечение интереса специалистов в области русской философии. Подчеркивается, что творчество архиепископа Никанора нуждается в серьезном изучении. Обосновывается научная новизна книги А. Соловьева, осуществляется обзор всех ее разделов. Дан анализ специфики авторского подхода к творчеству философа - рассмотрение его концепции в контексте русской философии. Предлагаются дальнейшие возможные пути исследования творчества философа. Кроме того, обозначены параллели между философией архиепископа Никанора и западно-европейским философским контекстом, не указанные автором книги. В заключение обращено внимание на актуальность данного научного исследования.