Рассматриваются некоторые важные аспекты деятельности В.С. Соловьева в качестве издателя «Творений Платона». Особое внимание уделяется тому обстоятельству, что, наряду с переводом диалогов, Соловьев столкнулся с необходимостью решения так называемого «платоновского вопроса», от которого зависело составление общего плана издания. Показано, что при выработке собственного решения «платоновского вопроса» Соловьев испытал влияние со стороны таких исследователей, как Ф. Шлейермахер, К.Ф. Герман и Дж. Грот, работы которых служили для него главными литературными источниками. Исследуется отношение В.С. Соловьева к базовым в XIX в. подходам к оценке платоновского наследия - герменевтическому Ф. Шлейермахера и историческому К.Ф. Германа, а также к стилометрическому методу Л. Кэмпбелла и В. Лютославского. Дается оценка значения работы Дж. Грота «Платон и другие спутники Сократа» для выработки итоговой позиции русского философа. Внимание обращено также на то обстоятельство, что в своем собственном исследовании философии Платона ключевое значение В.С. Соловьев придавал биографическим деталям жизни греческого философа: его ученичеству у Сократа, смерть которого повлияла на его мировоззрение и привела к созданию учения об идеях, и последовавшей вслед за этим трагическим событием эволюции его учения. Итогом проделанной Соловьевым работы стало составление периодизация диалогов Платона, послужившей основанием для выработки предварительного плана издания его «Творений Платона». В заключение формулируется положение о том, что подход Соловьева основыван на определенного рода биографическом исследовании, исходя из которого сделаны выводы в отношении подлинности и порядка написания диалогов.
Соловьевские исследования
2015. — Выпуск 1
Содержание:
Рассматривается влияние метафизики Шеллинга на формирование учения Владимира Соловьева об «онтологическом» статусе зла. Особое внимание обращается на широкие научные дискуссии, развернувшиеся вокруг понимания гностических мотивов философствования Шеллинга и Соловьева. Раскрывается значение позиции Шеллинга, направленной на преодоление гегелевского панлогизма. Выявляются представления немецкого философа о бытийных основаниях зла и его связи с изначальной человеческой свободой. Отмечается, что концепция Шеллинга растворяла личностное начало человека в онто-теологических построениях. Осмысление мирового зла в теории Соловьева рассматривается в контексте его глубокой личной мировоззренческой драмы, обусловленной трансформацией его взглядов от признания торжества идеи Богочеловечества к утверждению царства антихриста. Уточняется специфика понимания Соловьевым зла в современном обществе как отрицания христианских ценностей и образа Богочеловека. Обращается внимание на то, что, несмотря на признание Соловьевым временного торжества зла в этом мире, русский мыслитель сохранил веру в окончательную победу Добра. Делается вывод о том, что Соловьев оказал мощное воздействие на последующее развитие оригинальной русской религиозной философии.
Ключевые слова
Рассматривается одна из любимых картин Ф.М. Достоевского - «Christuskopf» («Голова Христа») итальянского художника конца XVI в. Аннибале Карраччи (Дрезденская картинная галерея) - как один из источников образов «положительно прекрасного человека» и Христа в творчестве Достоевского («Идиот», «Братья Карамазовы»). Раскрывается экфрасис этой картины в образах князя Мышкина, Алеши Карамазова, Христа («Великий инквизитор»). Выявляется значение европейской религиозной живописи в решении проблемы христианского искусства в творчестве писателя. Исходя из отмеченного Достоевским сходства между Христом у Карраччи и обликом 20-летнего Вл. Соловьева (это сходство косвенно подтверждается и его словесными портретами, оставленными современниками - Э.-М. де Вогюэ, Е.М. Поливановой, В.Д. Кузьминым-Караваевым), анализируется проблема рассмотрения Соловьева как одного из прототипов образа Алеши Карамазова. На основе фактов и свидетельств современников (совместная поездка в Оптину пустынь, «маргиналия» А.Г. Достоевской, воспоминания M.H. Стоюниной) хронологически восстанавливается история «предания» о том, что в Алеше Карамазове Достоевский изобразил Соловьева. Выявляются общие для образа Христа на картине Карраччи, Соловьева и образа Алеши Карамазова черты: «тихий взор» (кротость, всепрощение, неосуждение, непротивление злу), единство «реализма» и «мистицизма» (это единство, сближающее Соловьева и Алешу (глава «Кана Галилейская»), отмечали С.Н. Булгаков, С.М. Соловьев), «всецелая истина Богочеловечества» (вера в Бога и вера в человека), христианский гуманизм. Утверждается, что соловьевское богочеловеческое единство является сущностью образа Алеши Карамазова. Впервые публикуется репродукция картины А. Карраччи «Christuskopf».
Ключевые слова
Предлагается аналитический обзор работы польского мыслителя, иезуита, профессора Ягеллонского Университета Мариана Моравского «Владимир Соловьев», посвященной российскому философу. Текст М. Моравского анализируется с точки зрения восприятия польским мыслителем личности и творчества В. С. Соловьева, а также с точки зрения влияния идей российского философа на польского мыслителя. Позиция и взгляды М. Моравского трактуются сквозь призму его восприятия взглядов Соловьева на роль России в мире, роль личности в истории, его идеи соединения церквей. Особое внимание уделяется догматической и теологической проблематике, рассматриваемой М. Моравским на примерах таких работ В.С. Соловьева, как «Догматическое развитие Церкви», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская церковь», «Русская идея» и др.
Ключевые слова
Дан анализ философских взглядов В.С. Соловьева на природу социализма и его связь с понятиями гуманизма, свободы и нравственности. На примере творчества Соловьева показано современное звучание философских и социальных идей русской философии. Рассматривается взаимосвязь религиозных идей и гуманизма в философском учении В.С. Соловьева. Подчеркивается, что прогресс в обществе, по мнению русского философа, не может основываться исключительно на экономических и политических преобразованиях, поскольку для достижения высшей цели требуется придать нравственный смысл развитию человечества. Идея Богочеловечества в творчестве В. Соловьева рассматривается как единственно возможная основа для сближения прогрессивных социальных идей и индивидуальных стремлений, целей отдельного человека. Особое внимание уделено рассуждениям Соловьева о невозможности последовательной реализации подлинного гуманизма в человеческой истории только на основе экономических интересов и других базовых потребностей, без понимания высшего предназначения человека, его подлинной цели и смысла существования. Акцентируется внимание на проблеме свободы воли и поиска путей достижения свободного и справедливого общества. Делается вывод, что для Соловьева общественный прогресс основан на стремлении человека к свободе и духовном преображении человечества, целью которого является Богочеловечество. Показано, что Соловьев в решении социальных вопросов следует отечественной гуманистической традиции, связывая решение общественных проблем с нравственным выбором человека. Отмечено, что критика социализма в работах Соловьева актуальна и для современного общества, поскольку вскрывает его истинные проблемы, связанные с ростом материального потребления и забвением нравственных начал в общественной жизни.
Ключевые слова
Рассматриваются социально-философские, эстетические, религиозные и мистические воззрения В.С. Соловьёва и В.В. Кандинского. На основании исторического, критического и компаративного методов выявлено сходство некоторых принципиальных позиций: выступление против господствующего засилья позитивизма и материализма; утверждение Великой Духовности во всех сферах бытия, особенно в искусстве; утверждение примата «религиозной истины» - интуитивного познания. В результате интерпретации исторической реальности обнаружены общие моменты в биографических характеристиках этих двух современников: любовь к путешествиям, интерес к естественным наукам, ранний мистический опыт, увлеченность спиритуализмом, готовность ради идеи, её творческого поиска и утверждения отказаться от собственного благополучия, мистическая (теургическая) преданность искусству и служение ему. Сделан вывод о влиянии философии всеединства В.С. Соловьева на теорию искусства В.В. Кандинского.
Ключевые слова
Исследуется концепт игры в художественном наследии Лермонтова. Предметом анализа являются онтологические основания художественного мира поэта. При этом учтено не только широкое миросозерцательное значение этой мифологемы, накопленное мировым эстетическим опытом, но и специальные акценты, внесенные в нее романтизмом. В центре анализа находится роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и образ главного героя Печорина. Утверждается, что главный герой первого в русской классике философского романа выступает в роли «режиссера» жизненной реальности, причем в эту инициативную режиссуру роковым образом втянуты не только другие герои, но и сам Печорин. Дается анализ мистической интуиции в качестве методологического принципа, присущего метафизике Лермонтова. Проводится сравнительный анализ различных подходов к проблеме антиномичности сознания Лермонтова. Анализируются такие понятия, как поэтическая онтология, символическая реальность, символ и сознание. Рассматривается концепт игры на примере образа Печорина, выступающего орудием злой и демонической воли и оказывающегося жертвой собственной игры с Судьбой.
Ключевые слова
Рассматривается малоизученный аспект творчества Лермонтова. Раскрывается значение готической традиции как одного из кодов его романтической поэзии. Доказывается, что под влиянием поэтики готического романа и традиций предромантической литературы в системе романтизма Лермонтова возник интерес к сверхличностному и мистическому началу внутренней жизни поэта-пророка, возникли образы бесконечного пространства и иного мира, сюжеты перехода за границы реальности, инфернальные образы пейзажа и демонических двойников, ставшие важной составляющей метафизики сознания Лермонтова. Выделяются мотивы и образы, оказавшие влияние на формирование мифопоэтического универсума Лермонтова. Обосновывается проблема эстетизации зла, поставленная в русской религиозной философии начала XX века, как одна из проблем романтической поэзии Лермонтова. Рассматриваются истоки этого явления, которые теоретики символизма связывали с родословной поэта и влиянием мистической литературной традиции. Анализируются теоретические и литературно-критические статьи и поэзия В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, А.А. Блока, Андрея Белого, К.Д. Бальмонта, Вяч. Иванова. Исследуется трансформация образа Лермонтова в поэзии символистов. Показано, что готические мотивы и образы поэзии Лермонтова усиливаются и мифологизируются в творчестве поэтов-символистов, получают индивидуально-авторскую трактовку в контексте философии Ницше, гностической мифологии, христианской религии и других источников. Делается вывод, что поэзия Лермонтова была включена в полифункциональность неомифологизма русского символизма.
Ключевые слова
Рассматривается проблема рецепции личности и творчества М.Ю. Лермонтова в русской литературной критике 1890-х годов, которая является актуальной в связи с важностью для современной филологической науки работ обобщающего характера, воссоздающих целостную картину литературно-критического восприятия творческого наследия поэта в тот или иной историко-литературный период. В результате анализа и сопоставления концепций творчества Лермонтова, предложенных в последнее десятилетие ХIХ века представителями народнического, философского, импрессионистического, «академического» направлений в критике, отмечены наиболее значимые для дальнейшего развития лермонтоведения идеи, оценки и выводы, сформулированы итоги первого этапа литературно-критической полемики о Лермонтове, связанной с его юбилеем. Делается вывод, что накал полемики вокруг творчества Лермонтова в 1890-е годы свидетельствовал о том, что художественное наследие поэта воспринималось как часть современного литературного и общекультурного процесса. Утверждается многоплановость итогов этой полемики: переход к изучению философских и психологических аспектов лермонтовского наследия, перегруппировка сил в самой критике и дальнейшее развитие науки о Лермонтове.
Ключевые слова
Представлены различные интерпретации наследия М.Ю. Лермонтова в литературной критике и религиозно-философской мысли русского модернизма конца XIX - начала XX века. В центре внимания литературно-критические статьи Вл. Соловьева, С. Андреевского, В. Розанова, Д. Мережковского, Андрея Белого, А. Блока, С. Дурылина, Вяч. Иванова. Уделено внимание двум типам мифологизации, с опорой на работы ведущих исследователей русского символизма (З.Г. Минц, Д.М. Магомедовой, И.С. Приходько, С.Д. Титаренко): биографическому мифу как одному из аспектов мифотворчества и мифопоэтике символизма. Выявлены аспекты «софийного» мифа Серебряного века. Особое внимание уделено мифотворческой роли литературной критики. Доказывается, что модернистская критика начала ХХ века рассматривала наследие Лермонтова как объект спора о религиозном и мистическом начале всякого творчества. Дан анализ статьи С. Андреевского, который выявил в поэзии Лермонтова значимые для картины мира русского символизма мотивы платоновского анамнесиса и мистического двоемирия. Указано на роль мифологемы поэта-пророка в биографической легенде Лермонтова о Томасе-Рифмаче, которую использует в своей статье Вл. Соловьев. Рассматривается влияние выдвинутого в статье Соловьева тезиса о «демонизме» Лермонтова на взгляды В.В. Розанова и окружение А.А.Блока. На примере статей Андрея Белого, Д.С. Мережковского, С.Н. Дурылина утверждается, что система философско-эстетических универсалий Лермонтова органично вписывалась в мифопоэтическую картину мира русского символизма. Отмечено, что в статье С.Н. Дурылина впервые рассмотрена семантика синего/лазурного цвета в соотнесении с «софийной» мифологемой у Лермонтова. Указано на то, что в статье Вяч. Иванова обобщены общесимволистские концепции, связанные с поисками гностических оснований лермонтовской мифологемы Вечной Женственности. Делается вывод о том, что символистская и религиозно-философская критика воссоздавала целостную картину центрального, «софийного» мифа младосимволистов, проецируя его на поэтическое наследие Лермонтова.
Ключевые слова
Исследуется проблема рецепции «внутренней личности» М.Ю. Лермонтова русским символизмом, в частности А. Блоком. В связи с этим поднимается ряд вопросов, связанных с изучением «лермонтовского мифа» в русской культуре Серебряного века. Рассматриваются причины того, что образ Лермонтова в сознании человека начала ХХ века формировался во многом как образ мифологизированный. Подчеркивается, что миф о Лермонтове в начале ХХ века являлся частью универсальной символистской мифологии, в рамках которой Лермонтов интересовал символистов как личность с «внутренними событиями личной жизни», находящаяся в контакте со сверхличностным. Предлагается развернутый анализ фрагмента блоковской статьи «Безвременье», посвященной образу Лермонтова, в результате чего сделан ряд важных наблюдений над механизмом мифологизации Лермонтова и структурой «лермонтовского мифа» у Блока. Делается вывод о том, что А.Блок в «Безвременье» выстраивает не психологический, а метафизический портрет Лермонтова, вбирающий в себя две обусловившие друг друга составляющие: демоническое начало личности и метафизический способ восприятия бытия. Анализ структуры образа Лермонтова в статье «Безвременье» позволяет обнаружить два плана: биографический и метафизический, но при этом делается вывод о том, что блоковская картина двоемирия - форма, выражающая коллизию идеала и действительности, - усложнена введением «третьего мира» - сферы образов искусства, «внутренней личности» Лермонтова - творчества, которое является «медиатором» между демоническим и биографическим мирами.
Ключевые слова
В центре внимания философия Г.С. Сковороды, предметом которой является человек, понимаемый в контексте его внутренней духовной жизни, нацеленной на категорию Вечности. Обосновывается положение о том, что главные философские проблемы учения Сковороды в контексте интерпретации им жизни человека как пути (испытания и счастья), путешествия приобретают религиозно-мировоззренческую и философско-антропологическую направленность, что, прежде всего, проявляется в его онтологии. Утверждается актуальность учения философа для современной культуры. В контексте современности раскрывается созданная Сковородой типология человеческих натур («человека истинного» и людей «пустых», «земляных», «слепых») и миров («всеобщего мира», «малого мира» (человека) и мира человеческой души). Излагаются различные подходы к пониманию философии Г.С. Сковороды представителей «серебряного века» (В.В. Зеньковского, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна, Б.В. Яковенко и других).
Ключевые слова
Предлагается аналитический обзор изданий, посвященных 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова: «М.Ю. Лермонтов: Историческая мифология: Исследования и материалы» (под ред. проф. В.А. Кошелева. В. Новгород; Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2014. 664 с.); «Лермонтов и история: сборник научных статей» (отв. редактор В.А. Кошелев. В. Новгород; Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2014. 460 с.). Исследуются авторские трактовки образа времени в текстах М.Ю. Лермонтова. Раскрывается логичность и убедительность использования им мифологем истории, которые даются через систему исторических образов (Вадим Новгородский, Иван Грозный, Наполеон) и топосов (Восток, Запад, Север, Кавказ). Анализу подвергается содержание обширного материала, привлекаемого В.А. Кошелевым. Отмечается спорность отдельных предлагаемых В.А. Кошелевым аналитических процедур (например, интерпретация эпиграфа ко 2-й главе «Евгения Онегина»). Дается анализ работы Т.В. Игошевой «Лермонтов как культурный герой в художественном мире Александра Блока». Прослеживается, насколько убедительными являются репрезентируемые автором два мифа - символистский миф о Лермонтове и миф о Блоке как «Лермонтове нашей эпохи». Подвергаются исследованию содержательные аспекты этих мифов. Отмечается, что Т.В. Игошева несколько вольно обращается с терминами (например, «культурный герой»). Дается высокая оценка с точки зрения содержательности раздела «Приложения» в работе Т.В. Игошевой. В сборнике «Лермонтов и история» анализируются две его части - «Исторические реалии и аллюзии в творческом наследии Лермонтова» и «Лермонтов как культурный герой XIX-XXI веков». Исследуются проблематика статей, их фактический материал, степень достоверности предлагаемых выводов. Отмечается, что выдерживается исторический подход в анализе художественных текстов и расположении материалов. Выявляются наиболее актуальные и оригинальные исследования, связанные с историко-культурным анализом художественных текстов Лермонтова, их восприятия писателями XIX века, эпохи Серебряного века, ХХ столетия. Подчеркивается особая значимость репрезентации личности Лермонтова, его биографии и текстов в интернете. В заключение делается вывод, что двухтомное издание, посвященное исследованию творчества Лермонтова, энциклопедично по охвату материала, способам его постижения и полученным результатам.
Ключевые слова
Представлен краткий обзор статей и материалов, опубликованных в первом выпуске журнала «Платоновские исследования». Анализ тем и проблем, рассматриваемых авторами статей, осуществляется в последовательности, задаваемой основными рубриками журнала: Платон и проблемы платоноведения; Рецепция платонизма в европейской и восточной философии и культуре; Неоплатонизм и патристика; Русский платонизм: историко-философский аспект; «Гностический платонизм» в русской культуре; Философия и эстетика; Переводы; Рецензии; In memoriam.
Ключевые слова
Рассматривается исследование И.Л. Фокина «Philosophus Teutonicus Якоб Бёме: возвещение и путь немецкого идеализма» (СПб., 2014. 640 с.), посвященное учению Якоба Бёме. Прослеживается внутренняя логика этого исследования, выявляются основные подходы, позволяющие раскрыть тему, характер издания и его применение. В соответствии с делением монографии на две части, прослеживаются особенности каждой части исследования И.Л. Фокина и устанавливается их внутренняя взаимосвязь. Выявляется, как данное исследование переходит от вопроса о языке, на котором написаны сочинения Бёме, к фундаментальной религиозной проблематике. В то же время показывается определенная проблематичность предложенной И.Л. Фокиным модели соотнесения религиозного опыта Бёме с религиозным опытом зачинателя Реформации Мартина Лютера: установление этого подобия выясняется в рамках не столько исторической, сколько психологической морфологии. Для этого привлекается анализ религиозного опыта М. Лютера, предложенный основателем феноменологии религии Р. Отто. Отмечается важность соотнесения И.Л. Фокиным Бёме с романтическим движением в немецкой литературе и философии начала XIX в. Вторая часть монографии И.Л. Фокина, содержащая Приложения, рассматривается как неотъемлемая часть основного массива исследования, представленного в первой части. Кроме общей характеристики представленных в Приложениях текстов Бёме, Ф. Шеллинга и Н.А.Бердяева как иллюстраций некоторых выводов И.Л. Фокина, отмечается, что данные материалы имеют также и самостоятельное значение. Делается вывод о том, что издание исследования И.Л. Фокина является значительным событием в российской гуманитарной науке. Вместе с тем обозначаются некоторые темы, которые лишь отчасти раскрыты в монографии и требуют дальнейшей разработки.