+
НАЦИОНАЛИЗМ: УСКОЛЬЗАЮЩИЙ ОБЪЕКТ
стр.8-30
Автор называет национализм ускользающим объектом по той причине, что данный термин отсылает к огромному множеству разных политико-идеологических явлений. Дополнительную сложность исследованиям национализма придают пейоративные коннотации слова «национализм» в обыденном языке. Это порождает возможность делегитимации того или иного политического проекта в глазах широкой публики. Обращаясь к различию российского и восточноевропейского контекстов, автор показывает, что в период радикальных социетальных трансформаций рубежа 1980-1990-х векторы национализма и демократизации в Восточной Европе совпадали, а в России, напротив, расходились. Для восточных европейцев крушение коммунистических режимов означало движение прочь от авторитарного центра в Москве в сторону демократического Запада, в силу чего националисты и демократы выступали союзниками. В России же демократизация как вестернизация означала отказ от традиций национальной (исторически авторитарной) государственности (в силу чего русский национализм изначально был антизападным, антилиберальным и антидемократическим). Если русский национализм в своей этнической версии был и остается маргинальным, то в своей этатистской версии он набирал силу. Массовая фрустрация, связанная с утратой былого ощущения принадлежности к великой стране, оказалась мощным фактором политической мобилизации, который был успешно использован Кремлем для формирования «Крымского консенсуса». Парадоксальным образом Россия в середине 2010-х оказалась в том же идеологическом тренде, который отчетливо наметился в ряде восточноевропейских стран, особенно в Венгрии и Польше. Это демонстративное дистанцирование от (западного) либерализма во имя сохранения собственной национальной идентичности. Однако антилиберальный поворот в Восточ ной Европе в отличие от России был инспирирован в первую очередь социально экономическими причинами. Далее в первой части статьи затрагивается вопрос о неожиданных сюрпризах на идеологическом поле, как национального, так и глобального уровней, которые принесла с собой пандемия КОВИД-19. Вторая часть представляет собой краткий обзор статей, вошедших в настоящий выпуск.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НАЦИОНАЛЬНОЕ МУЧЕНИЧЕСТВО В ЭПОХУ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII ВЕКА: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
стр.31-58
Статья посвящена идеологии мученичества и популярному культу
«мучеников свободы» в эпоху Французской революции XVIII века. Они
рассматриваются в качестве образца национального мученичества —
феномена, иллюстрирующего сразу несколько аспектов взаимосвязи
национализма и религии, а также образующего специфический дискурсивно-практический механизм революционной борьбы. В работе
рассматриваются примеры мучеников Бастилии 1789 года и 10 августа (осады Тюильри 1792-го), культы Марата, Лепелетье, Шалье, юных мучеников Бара, Виала и Бейля, а также дев-мучениц 1797 года Дюгюэ
и Мартен. Среди главных идеологов национального мученичества
выделяется Робеспьер, чья деятельность концептуализируется сквозь
призму понятия «репутационного предпринимательства» американского социолога Гэри А. Файна. Анализируя посвященные мученикам надгробные речи, гимны и тексты, автор высказывает гипотезу
о наличии в них диалектики жертвенности/милитантности и утверждает, что милитантность в контексте национального мученичества —
отнюдь не «побочный эффект» патриотических образности, дискурса и практики, а один из наиболее действенных механизмов революционной борьбы в качестве источника легитимации и мобилизации. Кроме того, утверждается, что именно эрозия милитантности в культе мучеников и его рутинизация (в трактовке М. Вебера) в ритуальной практике на рубеже 1793-1794-х годов послужили причиной упадка культа революционных мучеников в целом. В качестве доказательства этого рассматриваются более поздние случаи дев-мучениц 1797 года Дюгюэ и Мартен, чье почитание сближается с католичеством и уже не обнаруживает следов милитантности. Наконец, в статье проводится структурное сопоставление французского революционного мученичества с более поздними кейсами национального мученичества, а также с «классическим» религиозным мученичеством в христианстве и других традициях.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ВЕРСИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА: О РАЗВИТИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В РОССИИ А.И. ГЕРЦЕНА
стр.59-79
Середина XIX века в русской интеллектуальной истории — время
формирования ключевых концепций и образов, в том числе образов
«русской нации», которые в дальнейшем, перерабатываясь и видоизменяясь, но сохраняя связь с исходными концепциями, в том числе и через более или менее регулярное непосредственное обращение
к ним, продолжают действовать до сего дня. Проблематика русского
национализма XIX века в ракурсе истории различных направлений
отечественной социалистической мысли остается во многом на периферии внимания, прежде всего, в связи с тем, что вариант соединения русского национализма с социализмом оказался в XX веке маргинальным. Однако подобное ретроспективное рассмотрение само по себе недостаточно. Темы и сюжеты, варианты, в дальнейшем оказавшиеся в стороне от основных линий развития, заслуживают внимания в синхронии, что мотивируется исторически, а вместе с тем и ставят вопросы к последующей истории, исходя из отсутствия жесткой детерминированности развития и знания того, что вариант, например, той
или иной народнической/популистской программы в аспекте национальных движений окажется разнообразно актуализирован в XX веке во множестве стран мира. В данной статье рассматривается конструирование варианта революционного русского национального нарратива в брошюре Александра Герцена 1852 г. «О развитии революционных идей в России». Выделяются основные элементы этого рубежного для формирования авторской концепции «русского социализма» нарратива, анализируется переосмысление Герценом, с одной стороны, концепции Погодина, а с другой — «государственной школы» русской истории. В заключение выделяются основные изменения герценов ских построений 1850-1860-х годов и обозначаются новые, потенциальные или актуальные для мысли позднего Герцена противоречия в его концепции.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПОСТСОВЕТСКИЙ УКРАИНСКИЙ ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
стр.80-116
В электоральном отношении партийно-политический ультранационализм в постсоветской Украине имеет слабые позиции. Три основные политические силы, ВО «Свобода», «Правый сектор» и «Национальный корпус», несмотря на возросшую общественную известность после Евромайдана 2013–2014-х годов и подъем националистических настроений среди населения Украины, остались политически маргинальными. Ни потеря Крыма, ни война на Донбассе не повысили
электоральную поддержку радикальных националистических группировок. Напротив, кандидат в президенты и партийный список объединенных ультраправых получили позорные результаты на президентских и парламентских выборах 2019 года. И это несмотря на то, что большинство соответствующих групп с 2017 года демонстративно и целенаправленно сотрудничают друг с другом, чтобы, например, избежать раскола националистического электората, как это было на парламентских выборах 2014 года. Однако в условиях продолжающейся гибридной войны России против Украины ультраправые активисты, иногда связанные с ультранационалистическими политическими партиями, получили большее признание в украинской общественности. Деятельность антидемократических неправительственных организаций и их периодическое сотрудничество с украинским государством требуют тщательного мониторинга. В этой статье дается обзор развития праворадикального политического спектра Украины до и после Революции достоинства. В библиографии приведена большая часть научной литературы на эту тему на украинском, английском, русском и немецком языках.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
УКРАИНА КАК НАЦИОНАЛИЗИРУЮЩЕЕ(СЯ) ГОСУДАРСТВО: ОБЗОР ПРАКТИК И РЕЗУЛЬТАТОВ
стр.117-146
Статья посвящена теме Украины как «национализирующего(ся) государства»: автор опирается на термин и подверстанную под него аналитическую структуру, предложенную в середине 1990-х годов Роджерсом Брубейкером. По мнению автора теоретические построения Брубейкера, будучи приложены к политической реальности современный
Украины, выглядят на удивление актуальными. Статья сосредоточена
на двух наиболее заметных и противоречивых сферах деятельности
«национализирующего(ся) государства»: языковом вопросе (включая
сферу образования) и политике в сфере коллективной памяти. Деятельность «национализирующего(ся) государства» рассматривается здесь в исторической ретроспективе, от начала 1990-х до конца 2010-х годов. Государство выступает и как субъект, и как объект национализации. Особое внимание уделено реакциям общества на действия государства и влиянию внешних факторов. Центральный тезис статьи — национализирующееся государство относительно успешно осуществило проект национализации самих этнических украинцев, получивших политико-символический статус титульной нации. Однако на этом мобилизационные ресурсы политики национализации культурно-
символического пространства исчерпались. В период, пока проект построения украинской политической нации удерживал баланс между
эксклюзивным этническим и инклюзивным гражданским национализмом, национализация не вызывала существенного сопротивления в обществе. Нарушение этого баланса в пользу этнического национализма провоцировало напряжение и конфликты внутри страны, а также вмешательство соседей извне, исповедовавших принципы этнокультурной ирреденты (Россия, Венгрия, Румыния, в какой-то мере Польша). Это вмешательство в свою очередь усугубляло интенсивность и радикальность продвижения принципов этнического национализма и давало аргументы для возведения их в ранг государственной политики, что в свою очередь приводило к новым конфликтным ситуациям.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
КУЛЬТУРНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ И (ДЕ)ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В РОССИИ
стр.147-167
Юсупова Г.Н., Осипова К.А.
В статье рассматривается феномен политизации этничности национальных меньшинств в авторитарном контексте. Опираясь на теорию сложности в исследованиях национализма, авторы показывают, как деятельность этнических антрепренеров влияет на этнизацию повседневности, что, в свою очередь, побуждает обычных людей к рефлексии о вопросах этнической идентичности и культурной политики. Вместе с тем репрессивный контекст авторитарного государства и, в частности, размытое законодательство об экстремизме и сепаратизме не позволяет этническим антрепренерам выдвигать открытые требования по смене национальной политики и политики федерализма, поэтому политические претензии все чаще находят выход в низовой активности на повседневном уровне. Это ведет к возникновению и развитию самых различных культурных инициатив и как следствие к каскадному росту числа людей, заинтересованных в этнизации социальной среды. На материале ряда исследований авторы показывают, как этнизация повседневности ведет к повышению роли этнической идентичности обычных людей, что стимулирует среди прочего политическую рефлексию. Таким образом, репрессивный контекст лишь усиливает политизацию этнических меньшинств.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
THE PHENOMENON OF THE EUROPEAN FAR RIGHT AND THEIR FOREIGN POLICY POSITIONS
стр.168-183
The article addresses two major issues. The first issue concerns the phenomenon of the European far right. The article argues that the “far right” is
an umbrella term that refers to a broad range of ideologues, groups, movements and political parties to the right of the centre right. Fascism was the very first far-right ideology to have acquired worldwide significance. After the Second World War, fascism was discredited in Europe, but it — in the form of neo-fascism — survived in small West European movements and groups that still hoped for an ultranationalist revolution. Nevertheless, the West European post-war far right preferred to adapt to the new political environment rather than reject it. Hence, the post-war far right evolved into two major forms: (1) radical right-wing populist parties, which are the most common type of the far right today, and (2) the New Right that operates on the cultural and intellectual, rather than political, level. The second issue concerns foreign policy orientations of the European far right, and the article discusses these orientations through the prism of the attitudes of the far right towards globalisation, the USA, NATO, European integration, and Russia.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ: НАЦИОСТРОИТЕЛЬСТВО, МИГРАЦИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
стр.184-231
Виммер А., Глик Шиллер Н.
Под методологическим национализмом понимается допущение, что нация/государство/общество являются естественными социальными
и политическими образованиями современного мира. В статье мы
выделяем три типа методологического национализма, которые в основном характерны для социальных наук, а затем показываем, как
они отразились на исследованиях миграции. Мы проводим параллели между националистическим мышлением и концептуализацией
миграции в послевоенных социальных науках. В историческом обзоре мы показываем, что эта доминирующая концепция развивалась в тесном взаимодействии с процессами строительства национальных
государств на Западе, а также рассматриваем роль иммиграционной
и интеграционной политики в этих процессах. Переход к изучению
транснациональных общностей — последняя фаза в этом процессе —
был скорее следствием эпистемического отхода от методологического национализма, чем следствием появления новых объектов наблюдения. Статья завершается рекомендациями по новому концептуальному анализу, который, с одной стороны, не сопряжен с методологическим национализмом, а с другой — выходит за рамки флюидизма многих современных социальных теорий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
НАЦИОНАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ФАНТАЗМАТИЧЕСКИЙ
стр.232-240
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
УПРАЗДНИТЬ ГРАЖДАНСТВО. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: КОЧЕНОВ Д. (2020) ГРАЖДАНСТВО. ОТ РАВЕНСТВА И ДОСТОИНСТВА К УНИЖЕНИЮ И РАЗДЕЛЕНИЮ
стр.241-247
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
ХРОНОТОП СССР В КОНТЕКСТЕ СОЦИОГЕНЕЗА. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: SAHADEO J. (2019) VOICES FROM THE SOVIET EDGE. SOUTHERN MIGRANTS IN LENINGRAD AND MOSCOW, ITHACA; LONDON: CORNELL UNIVERSITY PRESS
стр.248-257
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: LOFTUS S. (2019) INSECURITY AND THE RISE OF NATIONALISM IN PUTIN’S RUSSIA — KEEPER OF TRADITIONAL VALUES, LONDON: PALGRAVE MACMILLAN 2
стр.258-267
Загружаем данные из библиотечной системы...