Социология власти
2021. — Выпуск 1
Содержание:
В статье предпринята попытка восстановить позиции темпоральной концепции постмодернизма, описывающей нашу эпоху как капиталистическую. В конце XX столетия постмодернизм (в версии философа Фредрика Джеймисона) был не только ведущим языком описания социокультурной ситуации «вечного настоящего», но также и состояния «позднего капитализма» (Эрнест Мандель), характеризующего нашу эру с социально-экономической точки зрения. Однако в начале 2000-х годов социальные теоретики и философы стали заявлять об исчерпании эвристического потенциала постмодерна как теории, объясняющей наше время. Вместе с тем под сомнение была поставлена практика осмысления современности через оптику капитализма, поскольку она ограничена только экономическими коннотациями. Но часть ученых продолжила делать капитализм ядром своих исследований современности. В результате появилось множество альтернативных постмодерну социальных теорий капитализма: глобализация, гипермодернизм, коммуникативный капитализм, метамодернизм, посткапитализм, надзорный капитализм, клевый капитализм, капиталоцен и многие другие. Автор подвергает сомнению утрату объяснительной силы постмодерна. В пользу актуальности постмодерна говорит как возврат Джеймисона к этой темпоральной категории, так и неспособность социальных теоретиков капитализма сойти с теоретического фундамента Джеймисона. Что касается альтернативных способов дескрипции капитализма, то они, скорее, подтверждают релевантность разработки Джеймисона, чем противопоставляют себя ей. Среди рассмотренных автором современных подходов к темпорализации капитализма есть только две концепции, которые говорят о вступлении этой общественной формации в четвертую фазу. Но одна из них - «капиталоцен» - фиксирует приближение новой стадии развития, тогда как другая - «метамодернизм» - не может аргументировать, с чем связан очередной сдвиг. Это позволяет утверждать, что постмодернизм/поздний капитализм остается операциональной теоретической рамкой для анализа нынешнего капитализма и современности как таковой. А новые темпоральные схемы капитализма лишь расширяют и усиливают его категориальный аппарат.
Ключевые слова
Поскольку в научной литературе все чаще обсуждаются новые виды экономики (цифровая, гигономика, экономика совместного использования и т.д.), а также регулярно возникают концепции новейшего капитализма, автор статьи задается вопросом о начале этих постоянных концептуальных инновациях и обращается за ответом к актуальной социальной теории. За точку отсчета этих инноваций автор берет книги марксистов Дугласа Келлнера и Дэвида Харви, опубликованных в 1989 году - в символический год падения Берлинской стены. Чтобы выстроить нарратив, автор методологически использует идею периодизации американской культуры «долгих девяностых» (1989-2001) американского культуролога Филиппа Уэгнера и концепцию внешней и внутренней глобализации социального теоретика Роберта Хассана, который в свою очередь строит свои размышления на идее гибкого накопления Харви. На примере фильма «Бойцовский клуб» автор показывает, как происходила колонизация внутреннего человеческого опыта капиталом после 1989 года. Так, в 1990-х капитал, лишая человека сна, стал получать прибыль не только от экономики знаний, но и от эмоций, что нашло отражение в социальной теории на рубеже тысячелетия. Далее, кратко рассказывая о нескольких новейших концепциях капитализма (капитализма больших данных, вычислительного капитализма, семиокапитализма, биокогнитивного капитализма), автор отмечает, что создатели теорий, сосредоточившись на цифровой экономике, не учитывают фактор внешней глобализации, а главное - упускают из виду финансовый капитализм, от которого в конечном счете зависит экономика. Статья заканчивается утверждением, что динамика развития капитала отмечает, что доминирующий нарратив развитых капиталистических стран связан с темой изменений (в экономике, технологии и т.д.).
Ключевые слова
This essay seeks to supplement Thomas Piketty's work in "Capital in the Twenty-First Century” by exploring connections between Piketty and Antonio Negri's post-Marxist work. Piketty tries to excise consideration of so called "human capital” from his analysis, whereas Negri puts such human, creative or what he calls "biopolitical” considerations front and center in his analysis of contemporary capitalism, opening up fresh points of intervention that can help us to understand where capitalism is headed in the future. As the nature of capital continues to mutate today, so must our responses to it. In Negri's biopolitical world, performative subjectivity or human capital finds its charge not through making products and commodities, but in the ongoing project of making ourselves. So aesthetics and the concerns of the humanities are not merely epiphenomenal, reflective, representational, or superstructural discourses (as Piketty understands them); but the arts and humanities - the powers of creative everyday subjectivity- remain a crucial linchpin for understanding the workings of (and against) capital in the twenty-first century.
Ключевые слова
Статья ставит под вопрос противопоставление понятий «неолиберализм» и «государство всеобщего благосостояния». По мнению авторов, эти понятия продуктивнее рассматривать не в качестве взаимоисключающих альтернатив, но как два сосуществующих «режима» работы современного капитализма. Именно их сосуществование придает последнему дополнительную устойчивость. Тактически переключая «режимы» в рамках своей общей гувернаментальной стратегии, капитализм куда успешнее справляется с историческими вызовами, превращая саму «внешнюю» историю в принцип собственной внутренней динамики. Сборка этих режимов производится в двух плоскостях: темпоральной и функциональной. В темпоральном плане они в одинаковой мере поддерживают логику «девелопментального» историзма, т.е. противопоставляют прогрессивную современность «мрачному» прошлому. При этом неолиберальный прогрессизм, в котором прошлое ассоциируется с угрожающим свободе государственным контролем, а настоящее - с расцветом частной инициативы и соответственно с подлинным раскрытием индивидуальных талантов, просто переворачивает исторический нарратив доктрины welfare state, где в прошлом - безжалостная конкуренция, в настоящем - социальная поддержка уязвимых категорий населения. Комбинируя эти противоположные по направлению, но одинаковые в своем формальном «прогрессизме» нарративы, капитализм поддерживают иллюзию, что общество в любом случае продолжает «развиваться». Другой функциональной общностью этих двух версий капиталистического проекта становится управление рисками. Но если общество благосостояния предполагает простую минимизацию рисков за счет государства, то для неолиберализма кризис - это не столько тест на выживание, который необходимо успешно пройти, сколько новая возможность укрепить свои позиции за счет «рационального» перераспределения средств и постоянной модификации управленческих стратегий, распространяющихся все шире во всех сферах жизни общества. Кризисы в этой модели оказываются необходимой точкой переключения обозначенных выше «режимов» - регулятором не только финансовых потоков, но и социальных ожиданий.
Ключевые слова
Теория стоимости является одним из фундаментальных вопросов политической экономии, она закладывает самые основы ее функционирования. То или иное представление о стоимости радикальным образом влияет как на исследовательскую программу, так и на политические представления экономистов и социальных теоретиков. Сегодня вопрос о стоимости считается решенным, по крайней мере в рамках экономического мейнстрима. Иногда он считается просто несущественным или находящимся за пределами поля исследования «настоящей» науки. Но не является ли само стремление оставить этот вопрос нерешенным (отказаться от рассмотрения теории стоимости вообще) или найти ему временное решение (заниматься вопросами цен вместо вопроса о стоимости) свидетельством того, что мы имеем дело с эпистемологическим препятствием, сама сложность которого отражает некоторые противоречия капитализма? Вопрос о стоимости не только экономический, его следует рассматривать через призму методологии, которую сегодня называют междисциплинарной. Но, прежде всего, это вопрос социально-философский в широком смысле этого слова. Возвращение к вопросу о стоимости позволит по-новому взглянуть на «тайну формы самой по себе», товарной формы, являвшейся центральным объектом рассмотрения политической экономии Маркса. Сегодня вопрос о стоимости по-прежнему остается нерешенным. Настоящая статья призывает отказаться как от эссенциалистского понимания теории стоимости, существовавшего в ортодоксальном марксизме, и скорее понимать стоимость как политическую проблему. Капиталистическая форма стоимости связана с производством основополагающих конфликтов современной социальной системы, и ключ к пониманию этих конфликтов лежит именно в понимании, как функционирует понятие стоимости. Настоящая статья предлагает снова поставить вопрос о стоимости в качестве социально-философского основания критики современного капитализма.
Ключевые слова
В статье представлен обзор современной историко-социологической литературы, посвященной осмыслению капитализма с прагматических позиций. Социологическая дискуссия о капитализме, представленная в историко-социологической и экономико-социологической литературах, фокусировалась на его институциональных атрибутах - рынках, деньгах, правах собственности и т. д. В отличие от доминирующего в социологической литературе атрибутивного подхода к анализу капитализма прагматический подход перемещает фокус внимания с институтов на практики придания ценности, в ходе которых компетентные агенты наделяют экономической ценностью различные объекты. В этой перспективе капитализм рассматривается не как совокупность институтов, но как исторически специфичный набор практик, в ходе которых объекты собственности трансформируются в приносящие доход активы. В первой части статьи дается краткая характеристика предпосылок формирования прагматического подхода к капитализму в прагматической экономической социологии и «новой» истории капитализма. Для экономических социологов «прагматический поворот» стал следствием переосмысления дискуссии формалистов и субстантивистов в рамках теоретического проекта, предложенного К. Чалышканом и М. Каллоном и направленного на эмпирическое изучение практик «экономизации». Для историков капитализма аналогичный теоретический маневр мотивировался необходимостью переосмысления экономической природы плантационного рабства в контексте истории США и трансатлантического капитализма в целом. Вторая статьи часть посвящена обзору основных расхождений между прагматическим и доминирующим в социологии атрибутивным подходами к анализу капитализма. Прагматический анализ предполагает поворот от репрезентации к действию, проблематизацию темпоральной организации капитала, перенос акцента с процессов коммодификации на процессы капитализации, а также внимание к роли компетентных агентов в этих процессах. В заключение приводятся некоторые соображения относительно перспективы развития прагматической теории капитализма.
Ключевые слова
Интернет-платформы (online digital platforms) - это новый тип компаний, чьи операции построены на больших данных. Платформы используют бизнес-модель посредника, объединяя участников стороны спроса и стороны предложения, и извлекают выгоду за счет сетевых эффектов. Сегодня платформы стали ключевыми фирмами капиталистических экономик. Они трансформируют социальную и экономическую жизнь современного общества: структурируют социальные взаимодействия, меняют рынок труда и трудоустройство, определяют практики медиапотребления и производства культуры. Цель настоящей статьи - представить читателю обзор ключевых принципов работы платформенных компаний и платформенной бизнес-модели. Статья основана на работе с обширным списком научной литературы и охватывает три подхода: экономический (теория сетевых рынков), инженерно-технологический и подход стратегического управления. Экономический подход важен для понимания принципов работы платформенной бизнес-модели, природы сетевых эффектов и отличий платформ от до-платформенных бизнесов. Инженернотехнологический подход раскрывает взаимосвязь технологической архитектуры и организационной формы платформ и объясняет, как архитектурные решения способствуют достижению сетевых эффектов. Подход стратегического управления объясняет принципы роста платформенных компаний и учитывает практики интернет-навигации и потребления контента аудиторией пользователей, особенности национального законодательства и технологическое развитие индустрии. Статья делает акцент на инструментарии, пригодном для социально-политического анализа платформ, уделяя особое внимание социально-культурному контексту, в котором они функционируют. Заключение поднимает проблему географического распределения платформенных компаний и связанную с этим неравномерность распределения и накопления капитала. Различия стран в социальном, экономическом и политическом устройствах приводят к тому, что одни становятся производителями, а другие - потребителями платформенных сервисов и продуктов. Анализ географического распределения платформ обозначен в качестве направления для дальнейших исследований.
Ключевые слова
This exploratory and review essay views Russia as a particular state-capital accommodation-assemblage characterized by neoliberal subjectivization of the population in a particularly stark manner. This argument is a departure from perspectives on Russia as a semi-periphery, instead proposing its thorough incorporation into the current moment of global capitalism. While 'state capitalism' has analytical purchase, 'authoritarian neoliberalism' is proposed as a more sharply focussed lens in examining Russia in the global context. This is important too in reorienting political economy to accommodate more grounded methodologies, including ethnography and other empirically subjective accounts. While beyond the scope of the essay, existing ethnographic accounts and empirical materials - particularly relating to Special Economic Zones in Russia are incorporated in the argument. In making its argument, the essay reviews the contribution of Foucauldian approaches to neoliberalism and neomarxian political economy. Then it reviews the varieties of capitalism approaches and their critics as well as the debates on state capitalism pertaining to Russia by Ilya Matveev, and as pertaining to state capitalism in general. Further the essay reviews recent work on Eastern Europe as providing examples of vanguard authoritarian neoliberal governance. Finally, this approach allows the essay to argue that Russia is not only a 'normal country', but that it anticipates contemporary developments towards more post-democratic capitalist futures, along with their counter-currents.
Ключевые слова
Обзор посвящен анализу концепции новейшего коммуникативного капитализма, которую американский социальный теоретик и левая активистка Джоди Дин предложила в 2002 г. и последовательно развивает до сих пор. Коммуникативный капитализм - это экономико-идеологическая формация, при которой происходит конвергенция демократии, капитализма, сетевых технологий и медиа. В новых условиях основные демократические ценности материализуются в сетевых коммуникационных технологиях, поэтому коммуникативный капитализм полагается на эксплуатацию коммуникации. Это вызывает кардинальные изменения в характере сетевой коммуникации: теперь содержание сообщения не так важно, как сам факт «вклада» сообщения в постоянно «циркулирующий поток контента». В обзоре прослеживается эволюция концепции Дин, обозначаются ее ключевые положения и понятия, использованные для ее разработки: «интерпассивность» Славоя Жижека, лакановское «наслаждение» и «влечение», «любое» Джорджо Агамбена, «нулевой институт» Клода Леви-Стросса и другие. Автор приходит к выводу, что современные мировые события и тенденции в онлайн-коммуникации (твиттер- и фэйсбук-революции, рамки для аватарок на Facebook, онлайн петиции и опросы, хештеги, очень популярные аккаунты с большим числом подписчиков) позволяют разглядеть высокий потенциал концепции как актуальной междисциплинарной теоретической оптики и методологического инструмента
Ключевые слова