В современной математике возрастает значение прикладных исследований, по этой причине современная математика изначально ориентирована на разрешение проблемных ситуаций, фактически встав в этом отношении в один ряд с другими научными дисциплинами. Используя новый инструмент - вычислительные системы, прикладная математика обратилась к новому объекту: не к природе, не к социуму, а к практической деятельности человека. Фактически, предметом современной прикладной математики является проблемная для субъекта-актора ситуация, а само исследование ориентировано на решение материально-практических задач. Таким образом, современная прикладная математика все больше становится схожей с инженерными науками, и все большее значение приобретает математическое моделирование проблемных ситуаций. В своих исследованиях автор опирается на широкий контекст современной науки, включающий работы философов и методологов, а также математиков и специалистов в области естественных наук.
Российский гуманитарный журнал
2016. — Выпуск 1
Содержание:
Татья посвящена исследованию природы топологической интуиции и раскрытию специфики топологической эвристики в рамках философской теории познания. Автор обосновывает вывод о том, что топологическая интуиция существенно специфична по сравнению с традиционной математической интуицией евклидовой геометрии. Сегодня топология представляет собой динамично развивающуюся область современной математики, прекрасно интегрирующуюся с другими разделами математической науки. В самом общем виде топологию можно определить как раздел математики, изучающий свойства пространственных фигур, не меняющиеся при деформациях. Топологическая интуиция представляет собой инструмент развития топологии на основе топологической эвристики, которая является результатом применения топологической интуиции к объектам топологии. Автор подробно, на примерах, демонстрирует специфику топологической эвристики и устанавливает ее взаимосвязи с эвклидовой геометрией. В итоге автор приходит к выводу о фундаментальности топологической интуиции, и о том, что таковая, возможно, является первичной по отношении к традиционно понимаемой математической интуиции.
Ключевые слова
Целью работы является исследование на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых своеобразия трансформации античных сюжетов и образов, ставших привлекательной моделью в искусстве ХХ века, благодаря заложенной в них изменчивости и бесконечной поливариативности. Констатируется, что активизация античных сюжетов и образов в творчестве немецкоязычных писателей приходится на переломные эпохи в общественном развитии, время утраты стабильных нравственных ориентиров и поисков новых этико-эстетических идеалов. Анализ рецепции и трансформации мифологических сюжетов и образов в литературе Новейшего времени подтверждает мысль об их многозначности. Заложенное в мифах противоречие реализуется в трансформациях мифологических сюжетов и образов литературных произведений последующих культурно-исторических эпох, что обусловлено индивидуальностью творческой манеры писателей, их художественными задачами. Фактическое отсутствие интерпретаций сюжета об Ахилле и его образа в немецкой драматургии ХХ века и многочисленные вариации на тему нравственных исканий «в бедах упорного» мужественного и грешного Одиссея подтверждает положение классической эстетики о том, что в основу трагедии может быть положен конфликт близкий возвышенному, связанный с идеей о достоинстве человека, готового и способного отстаивать свои убеждения в активном деянии, зачастую приводящем к страданию и гибели. Сострадание герою порождает катарсис, по Аристотелю, - основу для воспитания подлинной гражданственности и человечности.
Ключевые слова
В статье выделяются и анализируются те параметры криминального романа и криминальной повести, которые используются послевоенным немецким романом расследования. На материале текстов «Актового зала» Г. Канта, «Дела д’Артеза» Г.-Э. Носсака, «Буриданова осла» Г. де Бройна, «Группового портрета с дамой» Г. Белля, «Черного осла» Л. Ринзер и др. показано, как трансформируются задачи криминальной литературы в новых условиях, какие формальные элементы, организующие систему образов, хронотоп и пересечение «речевых потоков», наследуются текстами ХХ века из просветительской «постпитавалевской» прозы. Традиции Шиллера, Гете и др. выражаются в идеологической установке романа расследования, двуплановости его структуры и соотношении повествовательных планов.
Ключевые слова
Изучается взаимовлияние народного театра, австрийского зингшпиля и венской оперы в жанрах комической оперы, оперетты и драматических спектаклей с пением, музыкой и танцами. Мощное влияние итальянских и французской оперных школ, а также итальянской комедии дель арте привело к расцвету в Австрии музыкально-театрального искусства: оперы-буффа (А. Сальери, К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт), а также волшебных комедий Ф. Раймунда и сатирических драм Й. Нестроя. Их игровое начало реализуется в куплетах, музыкальных номерах, песнях и дуэтах. Венская танцевальная оперетта впитала в себя традиции венской народной комедии и комической оперы. В оперетте речитатив, вокальная музыка и народные танцы были основными элементами спектакля (И. Штраус-сын, Ф. Зуппе, К. Миллекер, К. Целлер, Ф. Легар).
Ключевые слова
Образ Леди Годивы как английский национальный символ не раз привлекал внимание поэтов и художников. Цель настоящей статьи - выявить причину, по которой «Годива» Теннисона приобрела наибольшую известность. Методологическую основу работы составляют историко-литературный, культурно-исторический, социокультурный подходы. В статье прослеживается история возникновения легенды, превращение исторической личности в национальный символ, выявляются особенности восприятия образа в викторианскую эпоху. Стихотворение Теннисона сопоставляется с трактовкой средневековой легенды в поэзии и критике Ли Ханта и в «воображаемой беседе» У. С. Лэндора. При анализе «Годивы» Теннисона учитывается принцип «типологического символизма», распространенный в викторианской литературе. Автор статьи приходит к выводу, что Теннисон не только прославляет величие подвига Годивы, но и наделяет ее образ высшим сакральным смыслом, что придает особое значение его произведению.
Ключевые слова
В статье рассматриваются трагедия Кристиана Дитриха Граббе «Битва Арминия», трилогия Фридриха Геббеля «Нибелунги» и музыкальная драма Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга». Цель работы - исследовать специфику рецепции исторического и мифологического материала в соотношении с идеей национальной идентичности. В работе применяются сравнительно-исторический, типологический и историко-генетический методы. Одними из самых востребованных жанров в социально-политических условиях 30-х годов XIX века в Германии становятся жанры исторической и философско-мифологической трагедии. Граббе акцентирует внимание не на конкретном историческом событии, а на самом историческом процессе, а также на образах исторических личностей. Он приходит в последнем своем произведении, трагедии «Битва Арминия», к осмыслению исторических истоков собственной страны, к созданию национального мифа. В произведениях Геббеля и Вагнера осмысляются образы и мотивы германо-скандинавской мифологии как универсальные модели человеческого бытия.
Ключевые слова
В статье на материале современных немецких массмедийных текстов рассматривается прагматическая роль заголовков интервью. Проводится анализ ведущих синтаксических структур, используемых в функции заголовка с учетом их прагматического потенциала. Наибольшее внимание уделяется заголовкам, оформленным как вопросы или восклицания. Установлено, что именно такие заголовки обладают в текстах интервью наиболее действенным коммуникативно-прагматичекским эффектом. При этом они, как правило, утрачивают значение вопросительности и побудительности. Кроме того, в статье анализируются заголовки в форме вопроса, содержащие обращение, а также структурно-семантические типы предложений.
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс становления политической традиции в Словакии в ходе образования независимого государства. Особое внимание уделяется авторитарным тенденциям, развившимся после распада Чехословакии, анализируется нетипичный для стран Центральной и Восточной Европы характер политической трансформации и становления всей системы государственного власти. В статье дается краткая историческая справка эволюции «словацкого вопроса» и его влияния на развитие государства. Авторы подчеркивают особенности общественного устройства Словакии, делая акцент на особом менталитете, в значительной степени повлиявшем на формирование всей политической системы государства в исторической ретроспективе.
Ключевые слова
В статье рассматривается игра с читателем как принцип творчества В. Набокова, отражение авторской позиции и миропонимания. Данная форма игры - это принципиальное отношение писателя к художественному процессу: текст создается для интеллектуального, «мудрого» читателя, равного автору. Игра с читателем для писателя - это и принцип эстетического «удовольствия от текста», связанный со стилем, и композиционные приемы. Предметом исследования являются «чужое слово» и символика ключей в романах автора. Статья посвящена анализу данных видов игры с читателем, основополагающих их граней и характеристик.