Российский гуманитарный журнал
2015. — Выпуск 6
Содержание:
В статье представлен фрагмент пространства современной русской поэзии, в котором посредством поэтики аллюзивных имен собственных нашли отражение образы мировой культуры. Антропонимы обладают широким спектром коннотаций, плотным ассоциативным потенциалом, связанным с предшествующим культурно-историческим опытом человечества, и, как следствие, по сути своей являются выразителями всемирной, общечеловеческой культуры. С учетом значительного смыслового варьирования, типологических, семантических и функциональных особенностей рассматриваются экспрессивные возможности антропонимов, их конструктивная роль в поэтическом тексте, устанавливаются мотивы обращения поэтов к этим лексическим единицам, раскрываются основные механизмы формирования интертекстуальных связей, определяется степень обусловленности восприятия читателем прецедентных имён.
Ключевые слова
В статье прослеживается стилистическая реализация бытования омокомплекса «оно» в русском дискурсе начала ХХ века. Исследованию подвергается прием синтаксической антиципации, в состав которой входит омокомплекс «оно», в котором заложена многовариативность толкований. В центре внимания автора статьи функционирование интертекстем с омокомплексом оно в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, З. Гиппиус, А. Белого. Приводятся различные литературоведческие трактовки фразы «Оно пришло» романа «История одного города», которые зависят от историко-культурного контекста прочтения произведения. Прослеживается влияние финала произведения Салтыкова-Щедрина на творчество русских писателей ХХ века. Автор статьи обращает внимание, что звуковые повторы слов, оканчивающихся на -о, выполняют в тексте Гиппиус изобразительную, игровую, лейтмотивную и смысловую функции. Звукобуквенный миметизм обнаруживается и в творчестве А. Белого, который продолжает развивать тему апокалипсиса, традиционную для русской литературы, начатую М. Е. Салтыковым-Щедриным. Отдельное внимание уделено примерам из поэтического творчества З. Гиппиус, когда звучание омокомплкса «оно» приобретает социальное звучание, развивая в образе мотивы быстроты, стремительности и угрозы, связанные с историческими потрясениями начала ХХ века.
Ключевые слова
На основе сопоставительного анализа произведений У. Голдинга (романов, повестей, эссе разных лет) сделан вывод о том, что вопросы богоискательства являются важнейшим аспектом проблематики творчества знаменитого английского прозаика. Рассмотрение категории божественного выводится Голдингом за пределы исключительно христианской религиозной схоластики, рационалистической картины мира и получает различное художественное воплощение, обобщающее широкую культурную традицию. Соотнесение идейного содержания произведений Голдинга с прямыми высказываниями писателя о его религиозных взглядах приводит к заключению о том, что божественное понималось английским прозаиком как познаваемая интуитивно духовная подоплека всего бытия, приобщение к которой возможно только как результат индивидуальных духовных исканий и творчества.
Ключевые слова
В статье описываются содержательные характеристики современных англоязычных произведений жанра молодежной антиутопии, отличающие данную жанровую разновидность от художественной литературы других жанров. На основе анализа языковых средств, создающих картину вымышленного мира произведения-антиутопии, было выделено 15 дифференциальных признаков, при этом некоторые из них универсальны для всех художественных произведений-антиутопий, другие же, связанные с самоопределением личности подростка по мере взросления и снятием психологического противопоставления себя как миру детей, так и миру взрослых, типичны именно для молодежной антиутопии.
Ключевые слова
Настоящая статья посвящена вопросу рассмотрения функционирования отдельных элементов сильной позиции в научно-фантастическом тексте. На материале рассказа известного американского писателя-фантаста Р. Брэдбери анализируются такие элементы рамочного комплекса как заглавие, зачин и окончание произведения. В ходе проведенного стилистического анализа рассматриваемых явлений было выявлено, что элементы выдвижения имеют символический характер, устанавливают взаимосвязь между текстовыми фрагментами и обеспечивают целостное представление о художественном тексте. В рассказе автора заглавие-символ представляет ключевой образ произведения, зачин характеризуется детальностью, конец рассказа является открытым, но содержит некие подсказки, позволяющие читателю верно интерпретировать авторский замысел. Анализ особенностей функционирования отдельных элементов сильной позиции позволяет сделать вывод о том, что одной из основных функций, выполняемых указанными средствами, является функция выделения важной для читателя информации, необходимой для адекватного понимания художественного текста.
Ключевые слова
На примерах лексических единиц раздела «глаголы» пункта 360 Тезауруса Роже рассмотрены возможности философской интерпретации языковых средств порождения и дальнейших трансформаций культурно значимых смыслов и значений, непосредственно или косвенно связанных с мотивами смерти и умирания. Предложив специальную структурно-содержательную схему группировки лексических единиц, авторы последовательно выявляют культурно-исторические истоки их возникновения, обосновывают место и роль в современном словоупотреблении. Установлены и объяснены смысловая, гносеологическая, культурно-мировоззренческая, коммуникативная функции исследуемых лексических единиц. Показана и герменевтически оценена внутренняя связь выделенных авторами групп слов и выражений с указанием пограничных (переходных) лексических единиц.
Ключевые слова
В статье рассматривается лексика, относящаяся к свадебным обрядам в памирских языках. Лексика, отражающая свадебные обряды в ишкашимском языке (один из малочисленных памирских языков), почти не изучена. В памирских языках до сих пор сохраняются как все традиционные свадебные обряды, так и заимствованная и исконная лексика, связанная с ними. Большинство обрядовых терминов является заимствованными. Часть терминов заимствована из бадахшанского диалекта таджикского языка. Некоторые общетаджикские слова употребляются в специфических значениях только в бадахшанском диалекте таджикского языка и в Бадахшане Афганистана. Это, в основном, лексика, связанная с традиционными приемами проведения свадьбы. Другие лексемы, такие как sarbьzьg ‘почтить (вниманием) скорбящих’, встречаются только в классической литературе. Ввиду исламизации ритуалов нередки арабские заимствования, связанные с официальными терминами процедуры бракосочетания и ее правовыми аспектами. Встречаются также тюркизмы, которые вошли в словарь благодаря языковым и культурным контактам в регионе. Знаменательно, что в лексике преобладают метафорические и описательные наименования обрядов. Привлекают внимание особенности употребления лексики в конкретных иранских языках по сравнению с такими крупными письменными государственными языками, как таджикский язык Таджикистана и дари Афганистана. Так, в ишкашимском языке Таджикистана и Афганистана лексема dumod употребляется только в значении «зять», а в значении «жених» - толькоTamard.
Ключевые слова
В современной антропологической парадигме лингвистического знания язык изучается в тесной связи с этнокультурой, и в центре внимания лингвистики оказывается сам человек как носитель определенного сознания (связанного с особенностями его мышления), языка и культуры. В статье для описания соотношения языка и этнической культуры, языка и мышления автором используется понятие «код культуры». На основе анализа башкирской географической терминологии, образованной от зоонимов, обращается внимание на кодовую роль языка в описании мира с позиции человека и в формировании фрагментов модели мира. Рассматривается функция зооморфного кода культуры в восприятии, освоении и структурировании окружающего пространства, в моделировании географического ландшафта и концептуализации мира. Как показывают материалы анализа, названия тотемных животных - быка и коровы - ассоциируются с понятием «река» и находят отражение географических названиях. В основе зооморфного моделирования ландшафта лежат тотемистические представления башкир. Краткий экскурс, посвященный к выяснению сущности тотемизма, дает основание полагать, что тотемистическое животное не является главным предметом тотемистических представлений: эти представления связаны прежде всего с определенной территорией - областью кочевания конкретного рода. Такая связь выражается в зооморфном моделировании ландшафта: географический объект, в данном случае река, соотносима с тотемными животными - быком или коровой. На языковом уровне такие топонимы характеризуются переходом названия тотемного животного в географический термин: үгеҙ «бык» переходит в үгеҙ «река», инәк «корова» переходит в инәк «река». В топонимии кодируется этнокультурная информация: одна система мотивирующих единиц (название животного) переносится на другую область действительности (географический ландшафт) и получает вторичную номинационную функцию, участвует в моделировании ландшафта. При этом активно используется зооморфный код культуры.
Ключевые слова
Обращение к анализу учебной исторической литературы позволяет более углубленно и всесторонне изучить проблемы, связанные с развитием отечественной культуры и науки XVIII - первой половины XX в., и такие дискуссионные вопросы, как становление и смена различных исторических концепций. Исследование содержания учебников предполагало создание нескольких временных срезов, на основании анализа которых делался вывод об общих тенденциях, связанных с изменениями парадигм исторического развития России, транслируемых учебниками массовому историческому сознанию с начала XVIII в. и до событий 1917 г. Временные срезы были тесно связаны с конкретными политическими и историко-экономическими изменениями, которые пережила Российская империя за исследуемый период, а также с господством определенных учебных пособий в рассматриваемую эпоху. При отборе учебников учитывался факт включения их в школьную программу, количество выдержанных изданий учебника (10 изданий и более), а также равномерность количества взятых изданий по разным периодам отечественной истории. Для анализа использовалось 19 учебников, учебных пособий и руководств для низших и старших курсов средних учебных заведений, и начальных училищ. Все источники по учебной литературе были условно сгруппированы по двум концепциям - официально-государственная (патриотическая) и либеральная. В каждом издании была выделена доминирующая концепция, которая принималась за основную концепцию всего учебника. В исследовании также приведена характеристика выявленных концепций, которые представлены в соответствии с хронологией русской истории. Проведенный анализ представил школьную историческую литературу в качестве ценного источника по формированию государственной политики в области представления исторической действительности, и, что еще важнее - для создания государственной концепции русской истории.
Ключевые слова
СТАТЬЯ ИЗЪЯТА РЕДАКЦИЕЙ / RETRACTED
В статье исследуется органический принцип евразийской философии, сформированный в 20-30-х гг. ХХ в., получивший развитие в теории этногенеза Л. Н. Гумилева. Органический принцип выступает здесь как основа особого стиля мышления, смыслополагания, и определенной методологии научного познания. Евразийская методология изучения развития социума позволяет установить характер связей между социальными процессами и явлениями живой природы. В статье раскрыты важнейшие составляющие евразийского органического принципа мышления: особая терминология и возможности ее применения для описания и прогнозирования социальных явлений. А также отмечены предпосылки изменения господствующего в современной науке стиля мышления. Автор раскрывает преимущества органического принципа евразийской методологии в решении национальных политических, социально-экономических и культурных проблем, а также возможные перспективы его использования для формирования научной методологии в XXI в.
Ключевые слова
В работе предложен философско-методологический анализ программы формализма Гильберта как реально работающего направления обоснования современной математики. Для профессиональных математиков методологические преимущества программы формализма, выдвинутой Давидом Гильбертом, состоят прежде всего в том, что в ней был практически репрезентирован максимально возможный уровень теоретической строгости современных математических теорий. Для разрешения принципиальных трудностей проблемы обоснования математики необходима, согласно Гильберту, теория математического доказательства, хотя вопреки широко распространенному мнению жесткая формализация доказательства все же не является синонимом надежности и строгости математических рассуждений с точки зрения философии обоснования математики. В действительности, согласованность теорий «важнее» их логической непротиворечивости, так как не всякое утверждение, не противоречащее обоснованным, может быть отнесено к истинным высказываниям. Но для работающих математиков Гильберт логичен и последователен, а аксиоматический метод и формализм являются существенной частью их правил мышления.
Ключевые слова
В статье рассматривается деятельность органов местного самоуправления Ленинграда по решению социальных проблем в период Великой Отечественной войны и восстановления городского хозяйства в послевоенный период. Значительное внимание уделяется вопросам обеспечения жизнедеятельности населения и основным направлениям социальной политики. Все последствия общественного регресса, вызванного войной, задержавшего на многие десятилетия развитие социальной сферы в стране, еще не изучены. В этой связи особый интерес представляет осмысление процесса преодоления этих последствий, исследование принципов работы, методов и форм управленческой деятельности по организации полноценной жизни граждан в восстановительный послевоенный период и в последующие десятилетия. Роль социальной сферы в оздоровлении экономики, развитии демократических процессов в современных условиях все более возрастает. Научный анализ деятельности центральных и местных органов власти по защите и обеспечению населения в годы войны и послевоенный период позволяет углубить понимание роли и значимости социальных вопросов в жизни общества, выявить исторический опыт создания эффективного механизма ее разработки и осуществления и использования всего ценного в нем в современной практике органов власти и местного самоуправления. Привлечен и проанализирован значительный корпус источников, среди которых аналитические и исследовательские работы прикладного и теоретического характера. Выводы подкреплены фактологической базой.