Рассматриваются своеобразие коммуникативного пространства в романе современного немецкого писателя Бернхарда Шлинка «Возвращение», включающее в себя литературный, исторический и социологический контекст, а также интертекстуальная подоснова романа, содержащая смысловые пласты по сути всех времён и народов; диалогические отношения, реализующиеся в стратегии общения героев произведения. Доказывается, что коммуникативное пространство не ограничиваются в романе античностью, но включает себя знаковые для немецкого менталитета произведения, мотивы, образы. В романе обыгрывается знаменитая дилемма Фауста Гёте между Словом и Делом. Открывая в мифологических образах модели основных психологических типов и основных конфликтов, связанных с тем или иным типом личности, Б. Шлинк выводит в романе целую галерею одиссеев, пенелоп и телемахов. Модель Одиссея прежде всего воплощается в двух главных героях романа: Петере и Иоганне Дебауерах. Однако если Иоганн воплощает в себе начало разрушительное и аморальное, что в конце концов приводит его к полной нравственной несостоятельности, то младший Одиссей - Петер, вначале игравший роль Телемаха, в своих странствиях находит прочные нравственные ориентиры. Воспринимая миф как исторический и диалектический процесс, Б. Шлинк, подобно Т. Манну, видит в нем своеобразный шифр человеческого опыта, своеобразную модель отработки человечеством гуманистических ценностей, прообраз взаимоборства прогрессивного начала и регресса, борьбу которых с такой виртуозной выразительностью демонстрирует нам Б. Шлинк на всём коммуникативном пространстве своего романа.
Российский гуманитарный журнал
2015. — Выпуск 1
Содержание:
В представленной статье рассматривается творчество современного английского писателя и сценариста Нила Геймана с точки зрения художественно-философского переосмысления принципов сюрреализма. Анализируются его романы «Никогде», «Коралина» и сценарий к фильму «Зеркальная маска», в которых прослеживается взаимопроникновение мира реального и ирреального, а плоскости яви и сновидения сплетаются в одно неразрывное целое. Подчеркивается, что для творческой манеры Нила Геймана характерны игры с пространством и временем: взбираясь по лестнице из канализации, можно оказаться на крыше («Никогде»), удаляясь от дома, можно вернуться к его дверям («Коралина»), заглянув в окно в мире сна, можно увидеть самого себя спящим («Зеркальная маска»). Столь же часто писатель использует и мотив сна, программный для философии сюрреализма: герои видят сны, которые являются либо отголосками прошлого, либо предугадыванием будущего, либо отражением мечтаний, либо же сон превращается в полноценную реальность, которую творит уснувший. Однако можно отметить, что подход писателя к самоценности фантасмагоричных миров меняется - если в романе «Никогде» (1996) мир Под-Лондона осмысляется как альтернатива реальному миру, то в романе «Коралина» (2002), и особенно в фильме «Зеркальная маска», снятом в 2005 году, пребывание в другом мире учит героев лучше понимать мир реальный и искать в нем то, что наполняет его смыслом.
Ключевые слова
Целью этой статьи является раскрытие особенностей нового содержания жанра британского социального романа, традиция которого сложилась в эпоху Нового времени и трансформировалась под влиянием радикальных перемен в самом типе мышления в период постмодерна. Постмодернистское мышление основано на представлении о мире как совокупности множащихся реальностей. Социальная действительность стала восприниматься как конструкция, в которой исчезают «усложненные интеллектом» ценности, в то время как элементарные конструкции повседневности умножаются. Эпистемологическая неуверенность также повлияла на жанровые изменения. В условиях «торгующей реальности» интеллектуалы теряют свои позиции, традиционные ценности разрушаются, знание гуманитарных наук исчезает, поскольку не имеет никакой рыночной стоимости, мечта о социальном равенстве исчезает вместе с идеей социализма. Дискурс собственности не может быть объединен с дискурсом морали. Новые позиции получают представители различных субкультур, которые становятся центром аморфной массовой культуры. Современный британский социальный роман представляет социальные изменения, которые произошли вследствие изменений типа мышления, фиксирует отсутствие социально значимых ориентиров и, как следствие, импульса к социально существенным действиям, что и позволяет манипулировать массами. Отсутствие национальной идеи связано с болезненным поиском национальной идентичности, которая, как полагают, является центральной проблемой в современном литературном процессе.
Ключевые слова
Анализируется работа Всероссийской научной конференции «Национальные коды в языке и литературе. Особенности концептосферы национальной культуры», резюмируются предшествующие теоретические источники по изучению поднятой проблемы и обобщаются материалы представленных на названном научном форуме исследований. Рассмотрение проблемы осуществляется на основе диахронического анализа национального литературного сознания и в рамках комплексного, когнитивно-ориентированного подхода, резюмируются предшествующие теоретические источники и обобщаются материалы, представленные на научных форумах. Особое внимание было уделено исследованию языковой картины мира на материале художественных и фольклорных, религиозных и деловых, медийных и научных текстов, а также проблем межкультурной коммуникации в эпоху мульткультурализма и глобализации. Была обозначена теоретическая проблема соответствующего терминологического поля, поскольку термины «культурный код», «национальный код» и «художественный код» не имеют строго определенных границ дефиниций, а также лингвокогнитивной интерпретации способов репрезентации в языковом сознании образа страны, уделено внимание проблемам преподавания русского языка как иностранного, восприятия и трансформации европейских культурных кодов американскими и западноевропейскими писателями в диахроническом и синхроническом аспектах, отмечен геополитический фактор Севера и Юга, имеющий значение и в глобальном (общеевропейском) пространстве, и в пространстве более частном (внутри конкретных стран), в частности проблема своеобразия феномена немецкой идентичности в контексте современной европейской ментальности. Многие доклады отразили межпредметные связи, что чрезвычайно актуально для современной науки в условиях глобализации и мультикультурного общества.
Ключевые слова
Диалог как форма коммуникации представляет собой динамичную структуру. Речевое общение исследуется преимущественно на материале спонтанного диалога, но оно может исследоваться и на материале художественного диалога. Художественный диалог предстает как продукт одного из самых сложных видов коммуникации - художественно-литературной, субъектами которой становятся автор, читатель и персонажи. Функционально-коммуникативный подход при анализе художественного диалога открывает новые возможности исследования речевого поведения персонажа. Особый интерес в этом плане представляет проза В. М. Шукшина - мастера художественного отображения национального межличностного общения. В его произведениях даминирует динамичный диалог. Статья посвящена описанию функций диалога в рассказах В. М. Шукшина. Специфика художественного диалога определяется эстетической функцией. Драматическая категория становится принципом поэтики В. М. Шукшина. Словесно-зрелищная форма, созданная писателем, - особенность его художественной системы. Полифункциональность диалогов в шукшинских рассказах определяет их доминантную, текстообразующую функцию. Диалог в этом случае обладает высокой степенью информативности; он движет действие, развивает сюжет, выявляет взаимоотношения персонажей, определяя их линию поведения. Проверка характеров шукшинских героев осуществляется через диалог, поэтому особое значение имеет характерологическая функция, которая отмечается в качестве существенной черты стилистики прозы писателя. Диалог является способом моделирования «речевой маски», отражающей особенности речевого поведения шукшинских героев. В рассказах В. М. Шукшина диалог выполняет оценочную функцию, так как дает возможность представить несколько оценочных позиций. Оценочная позиция - это восприятие и оценка изображаемого (героев, ситуаций, поступков) автором и действующими лицами. Именно в диалогах шукшинские герои обнаруживают особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам творческой и репродуктивной стратегий в современной отечественной педагогике с учетом асинхронности культурных слоев личности учащихся. Ориентация на репродуктивность или творчество оказывает особенно сильное влияние на формирование и особенное внимание уделено активным, групповым методам обучения, способным интенсифицировать творческий рост личности. Причиной многих недостатков современного образования является бюрократичность управления им, способствующая закреплению репродуктивных, архаических установок у педагогов и учащихся и усиливающая асинхронность культурных слоев личности, затрудняющая дальнейшее развитие ее креативности. Деятельность наиболее талантливых отечественных педагогов XX века была направлена на снижение указанной культурной асинхронности учащихся через активное внутригрупповое взаимодействие со все большим включением каждого в процесс освоения современных культурных навыков креативности. Не «застревая» на тех задачах, которые группа могла решить сама, педагог работает «на перспективу», ориентируя учащихся на более широкие познавательные интересы и творчество. Типология культуры соотносится с когнитивными механизмами, обеспечивающими социализацию личности.
Ключевые слова
В XX веке плюрализм стал общей идеологией изначально разных идеалистических философских школ (экзистенциализм, герменевтика, структурализм, постпозитивизм и т.д.), что логически привело их к объединению в философии постмодернизма. В конце XX века плюрализм стали отождествлять с политической демократией. В России учение о признании равноправия множества независимых идеологий как основании демократии приобрело наибольшую популярность в интерпретации К. Ясперса, К. Поппера и П. Фейерабенда. Статья демонстрирует идеологическую и методологическую несостоятельность плюрализма, показывает, что только монизм, основанный на концепции диалектического детерминизма, может выявить объективные основания демократии. Применение диалектико-материалистической концепции детерминизма для раскрытия системы детерминаций развития общества позволяет выявить единство причины и непричинных типов детерминации этого развития. Поэтому объективной основой демократии является не «плюрализм факторов», а система субординированных и координированных детерминант, определяющих объективную тенденцию перехода социума к негосударственной форме управления.
Ключевые слова
В статье предлагается классификация управленческих решений экологического характера, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности. Признаком классификации выступает характер экономического эффекта, получаемого в результате реализации решений разного типа. Рассмотрены отдельные векторы влияния улучшения санитарно-гигиенических условий труда работников на экономические результаты предпринимательской деятельности. Предложена группировка затрат, которые должны учитываться в процессе оценки экономической эффективности решений по оптимизации экологических параметров производственной среды. Рассмотрены методы мотивации предпринимателей в решении экологических производственных проблем.
Ключевые слова
Инклюзивное образование становится одним из важнейших компонентов современной системы образования в России. Идеи инклюзивного обучения родились из потребности общества помочь детям с особенностями развития интегрироваться в социум. Без этого не возможно построение нового цивилизованного общества, системы образования, отвечающей гуманистическим принципам. Целью настоящего исследования, в теоретическом плане, является проблема разработки практико-ориентированной содержательно-технологической основы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В практическом плане - проблема формирования предметной информационно-образовательной среды, конструирование содержания, определения методов, педагогических технологий, условий формирования, способствующих достижению планируемых образовательных результатов и развитию познавательной самостоятельной деятельности без ущерба для здоровья детей на основе учета их индивидуальных возможностей.
Ключевые слова
В статье предлагается система описания, выделения и классификации факторов, определяющих стиль вождения, рассматриваются стабильные (устойчивые) и переменные (неустойчивые, ситуативные) факторы, его определяющие. Стиль вождения анализируется в рамках структурного подхода: выделены и представлены пять основных характеристик стиля (безопасность - риск; уверенность при парковке; отношение к средствам безопасности; планирование- импульсивность; культура вождения). Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого изучалась связь между стилем деятельности водителей (планирующим-универсальным-импульсивным), типичными для них эмоциями в процессе вождения и аварийностью. Показывается большая безопасность планирующего стиля деятельности (особенно для женщин-водителей). Предлагаются направления ведения работы по оптимизации стиля вождения: формирование компенсирующего планирующего стиля деятельности, психотерапевтическая работа, моделирующие тренинги, психологический отбор, учебно-воспитательная работа в автошколах.