Сложность интерпретируется автором как одно из свойств постнеклассической науки. Исследуется идея «сложности» в контексте современной науки, а также определяются основные этапы её генезиса. Автор считает, что концепция системы А. И. Уёмова служит хорошим теоретическим инструментом для истолкования явления сложности, столь характерного для современной культуры (в широком смысле слова). Базовым образующим фактором является концепт системы, который, с одной стороны, выражает смысл системы (ее эмерджентное свойство), а с другой стороны, выражает намерение (цель) деятельности человека. Это не что иное, как системное представление современных инновационных технологий, в которых реализуется единство ценностей и намерений (целей) человека. Системность выступает как свойство реальности, порождаемой творческой активностью человека в реализации его замыслов. Отсюда и сложность как характеристика системности относится не к природе или к обществу самим по себе, а к человеческому действию, к деятельности человека. Можно деятельность подразделять на теоретическую научную и на практически (инновационно) технологическую. В первом случае мы будем иметь дело с постнеклассической наукой о природе, а во втором - и с более специфическим занятием - наукой и искусством управления. В статье исследуются вопросы о генезисе чувства сложности и идеи сложности, о попытках определить, что такое сложность, и их итог современных условия.
Российский гуманитарный журнал
2014. — Выпуск 6
Содержание:
Статья посвящена проблеме социальной легитимации знания. Исследуются контексты имплантации продуктов познания в тело культуры. Автор исходит из необходимости исследования процесса символической объективации объекта посредством применения категории «фация», введение и обоснование которой на содержательном и формальном уровне реализовано им же в предыдущих работах. В статье обсуждаются такие вопросы, как основные этапы объективации когниций, возможные миры в науке в тренде разворачивания когниций, основные принципы предметно-символической трактовки природы знания. Автор исследует эти вопросы на основе анализа основных гносеологических тенденций, прослеживающихся в работах крупнейших философов как Нового времени, так и современности, глобализируя принципы системного подхода на основе их синтеза с элементами синергетики и семиотики. Большое место автор уделяет критике кантовского трансцендентального априоризма, раскрывая, однако, его позитивный потенциал и определяя его перспективный вектор, бъющий буквально в суть современной когнитивистики. В орбиту своей оригинальной методологии автор увлекает не только выводы естествознания и математики, но и поэтические прозрения, что позволяет сформировать пульсирующий и в тоже время вполне определённый междисциплинарный контекст. Основные выводы относительно содержания предпосылок когнитивного синтеза включены в заключительный пункт статьи и сопровождаются убедительными примерами из современной физики.
Ключевые слова
В работе обсуждаются подходы различных авторов к определению цели науки. Рассматриваются определения науки, опирающиеся на различные ценности. Анализируется взаимосвязь целей науки с ценностью контроля над природными объектами, а также с когнитивными ценностями. Приведены примеры набора когнитивных ценностей, имеющиеся в литературе. Выполнен анализ «обыденно правомерного» подхода к науке, который не ориентирован на ценности контроля. Предложено определение науки, опирающееся на понимание того, что наука является сложной уникальной самоорганизующейся системой. Рассмотрен исторический аспект проблемы мотивации научной деятельности, в связи с чем обращается внимание на одну из важнейших ценностей, связанных с наукой, - возможностью обеспечения контроля над природой. Обосновано положение, согласно которому мотивация научной деятельности не связана с ценностью контроля над природными объектами. Показано, что ведущий мотив, которым руководствуется человек науки, - потребность в познании природы. На основе представления о том, что наука является сложной уникальной самоорганизующейся системой продемонстрировано, что эта потребность является проявлением эволюционного механизма выживания вида homo sapiens.
Ключевые слова
В статье анализируется современное состояние математического образования студентов-философов, которое зависит от языка гуманитарной математики, уровня доказательности ее утверждений и методологической проблемы познания математических истин. Актуальная задача философии математического образования заключается в мотивации необходимости обучения математике студентов-философов. Главный критерий полезности математики для философов выявляется в способах обоснования ее истинности и полноты аргументации математических утверждений. В этом проявляется привлекательность математического знания для философов, которое характеризуется тем, что в математике истина открывается вместе с доказательством. Одной из основных так называемых «акупунктурных точек» математического образования философов, как считает автор, является язык современной математики. Вообще лингвистический аспект весьма важен в современной науке. Вторая по значимости «акупунктурная точка» математического образования философов - это уровень доказательности утверждений. Третья, по мнению автора, отвечает за познание математических истин, сопричастных не только нашему бытию, но и трансцендентальному знанию. При этом в мировоззренческом контексте будущего современной цивилизации математика незаменима в качестве необходимого слагаемого научно-философской картины мира. Для обоснования выводов автор привлекает широкий философско-научный контекст.
Ключевые слова
Статья по философии математики. Как известно, крупнейшие философы по-разному объясняли происхождение математики. Этот вопрос исследовался ещё в античности, существенную и определяющую роль в этом отношении сыграло платоновское учение. Поэтому при обсуждении этого вопроса нельзя не обратиться к проблеме взаимодействия философии и математики в учении Платона. Многие математики считают, что абстрактные математические объекты принадлежат в определенном смысле миру идей и что непротиворечивые объекты и теории действительно описывают математическую реальность, так как Платон вполне отчетливо выразил точку зрения на математику, согласно которой математические понятия объективно существуют как особые сущности между миром идей и миром материальных вещей. В контексте проблемы обоснования математики особый интерес вызывает то, что называют «платонизмом Гёделя». В статье показывается, как платонистская объективизация математических понятий способствует развитию современной математики, выявляя философское понимание сущности абстракций. Для обоснования своей точки зрения автор привлекает работы современных специалистов в области философии математики.
Ключевые слова
Статья посвящена неформальным аспектам политической власти, в ней рассмотрена природа власти на основе анализа сновидений её носителей: российских государственных деятелей XIX - начала ХХ вв. Актуальность темы обусловлена динамичностью современной политической культуры, невозможностью выявить формальные источники легитимности власти. Полученные результаты указывают на мифологизацию и мистификацию власти. Компонентами рассмотренных в исторической ретроспективе дискурсов являлись унаследованные от прошлого сакральные образы власти, от которых не могли избавиться и сами её носители.
Ключевые слова
В статье анализируется роль и значение мамлюкского Египта, как центра арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв. Исследуются факторы, способствовавшие превращению Египта в важнейший культурный центр. Отмечается, что культура Египта достигла наивысшего расцвета в силу исторических условий и покровительства мамлюков, сумевших превратить это государство в центр арабо-мусульманской культуры. Показано важные место мамлюкского Египта не только в арабо-мусульманской, но и во всей культуре человечества.
Ключевые слова
В работе рассматриваются вопросы становления института припущенничества, социальный состав и землепользование крестьян - припущенников. Исследуются повинности, удельный вес, территориальное размещение крестьян - припущенников на Южном Урале; раскрываются сложные поземельные отношения между припущенниками и башкирами; анализируются результаты мероприятий правительства по урегулированию поземельных прав башкир и их припущенников; выделяются цели, основные содержание указов 1830-1850-х годов по земельному устройству припущенников. Отмечается, что деятельность российских властей по землеустройству в регионе не ликвидировала неопределенность земельных отношений между башкирами и их припущенниками.
Ключевые слова
В статье на примере исследовательской деятельности П. И. Рычкова анализируется корректность применения ориенталистского дискурса Э. Саида к колониальной политике Российской империи. На основании изучения интеграции башкир в структуру российского государства автор приходит к выводу о том, что политика России на востоке опиралась на опыт управления нерусскими народами, который сложился еще в XVI-XVII вв. Выстраивание «культурной дистанции» характерно только для небольшой группы образованных администраторов послепетровской эпохи. Большинство же чиновников края, как в предшествующий период, так и во времена Рычкова и Татищева предпочитали полагаться на традиционные методы управления башкирами, которые сложились еще в период их добровольного присоединения. Даже в XIX в. на политику в отношении юго-восточных народов России значительное влияние оказывали управленческие стереотипы XVI-XVII вв. Российской администрации свойственно стремление интегрировать нерусские народы в общую сословную структуру государства на основе аналогий или соответствий, целью которых являлось социальное и культурное сближение двух обществ.
Ключевые слова
Данная статья посвящена исследованию понятия «национальное самосознание», его сущности, структуре и составляющих компонентов. Цель формирования национального самосознания. Рассматриваются функции национального самосознания и технология процесса его формирования в педагогике народа ханты. Более того большой акцент делается на современное состояние процесса формирования национального самосознания и анализ проблем, связанных с его формированием в национальной школе.