Политический вектор-PRO. Комплексные проблемы современной политики
2013. — Выпуск 2
Содержание:
Понятие энергии одно из самых древнейших и разговоры о стоящей за ним реальностью активно велись за-долго до появления аристотелевского термина. Однако упорство человеческой мысли в этом направлении не получило достойного воз-награждения в виде более или менее систематизированного научного знания. Как и сотни и даже тысячи лет назад мы не располагаем достаточными разработками, чтобы возвести, хотя бы самое общее основание энергетики - науки об энергии. В предлагаемой читателю статье автор пытается обратить внимание на особенности использования в современной науке субстанционального и энергетического подходов, а главное - представить учение об активности не только как энергетическую теорию, но и методологию предметно-функционального синтеза.
Ключевые слова
Задача статьи: выявление закономерности развития философского категориального аппарата, возможности использования понятия «энергия» как универсального. Метод: диалектика. Результаты исследования. Категориально-понятийный аппарат формируется в процессе практического освоения бытия. На каждом этапе такого освоения человечество имеет дело с конкретным уровнем бытия (а не со всем бытием), поэтому понятие первоначально формируется применительно к конкретному уровню бытия и лишь позднее, доказав свой эвристический потенциал, начинает претендовать на универсальность. Универсальность понятия (применимость его ко всему бытию) подтверждается по мере успешной конкретизации к другим известным уровням бытия. К примеру, понятие «энергия» в современном прочтении сформировано в физике. Интеграция его в философию - в картину природного бытия - поставила вопрос об универсализации. Конкретизация к социальному бытию выявила возможность использования понятия «энергия» для выражения способности социальной системы совершать работу, то есть изменять форму социального движения (формацию); раскрыла показатель энергии социальной системы как остроту социальных противоречий; установила отличие описания социального движения от физического: социальное движение не симметрично во времени - социальное время имеет тенденцию к ускорению, необратимо - смена формаций имеет определенную направленность - и изменение качества форм не сопровождается постоянством количества - например, смена формаций сопровождается ростом производства. То есть применение понятия «энергия» к бытию в целом возможно при принятии методологических установок атрибутивного отношения энергии к формам движущейся материи и спецификации понятия в отношении этих конкретных форм.
Ключевые слова
В этой статье мы стараемся развить некоторые идеи, связанные с сущностью энергии, взятые из изречений Анаксимандра. В этом изречение понятие энергии не упоминается, но тем не менее все ее содержание воплощено в преобразующую функцию энергии. Мы вписали нашу изложение в русло онтологии, именно потому, что Анаксимандр говорит только о творческой потенции бытия. Эта потенция понимается именно как поток энергии, ибо Анаксимандр говорит только о творческой потенции бытия, которая подробно развертывается, исходя из приведенного изречения Этот фрагмент досократовской философии дает нам образ целостной вселенной в состоянии движения. Здесь следует подчеркнуть присутствие времени, который выполняет функцию упорядочивающего принципа многообразия и новизны универсума. Время воспринимается здесь не как иллюзия, а как начало, которое преобразует бытие. Все проходит и изменяется, но все происходит согласно порядку, который задается временем. Эта идея есть первый предшественник закона всеобщего изменения; то есть, это первая идея закона становления в космосе. Вселенная управляется законом, регулирующим становление сущего Бытия.
Ключевые слова
Автор анализирует теоретическую поста-новку вопроса двух классиков культурной антропологии, которые связывают контроль над энергией c эволюцией общества. Лесли Уайт утверждает, что энергия и технология играют ключевую роль в культурной эволюции человечества, как решающий детерминант социальной и идеологической организации общества. С точки зрения американского антрополога, развитие общества определя-ется его способностью использовать и кон-тролировать энергию; а критерием степени социальной эволюции является производство и потребление количество энергии на душу населения. Дарси Рибейро продолжает раз-вивать теоретическую линию Лесли Уайта, стараясь сообщить ей большую сложность, диверсифицируя цивилизационные модели и этапы эволюции общества. Бразильский антрополог указывает на три уровня развер-тывания человеческой природы: первая про-истекает из биологических структур человека как вида; вторая связана с совместной жиз-нью и выработкой общих норм экономиче-ского и социального сосуществования, и третья имеет дело с психикой, отвечающей за единство ментальных структур человече-ских существ. Социальные изменения вызы-ваются научными, военными и техническими и производственными инновациями, кото-рые, однако, не исключают влияния других динамических общественных сил, равно как и внешние источников развития.
Ключевые слова
В статье рассматривается понятие энергии, лежащая в осно-ве учения об этногенезе известного русского историка и этноло-га Льва Гумилева. Эта энергия, называемая автором пассио-нарностью, выражается в особенностях поведения и менталь-ной деятельности людей. В частности, она проявляется в твердых стремлениях к поставленным целям, в желаниях преодолеть все препятствия на этом пути, включая и готовность пожертвовать своей жизнью ради осуществления «священных целей». С точки зрения Гумилева, пассионарии - это такие индивиды, которые обладают способностью поглощать бóльшее количество энер-гии из окружаюшей среды, чем это необходимо им поддержа-ния собственного существования в рамках той общественной группы, к которой они принадлежат. Эта энергия используется ими как для преобразования природы, так и для трансформа-ции социального окружения. Чтобы произвести достаточный им-пульс для такой трансформации необходимо обладать опре-деленным количеством энергии. Земля получает ее из трех ис-точников: Солнца, подземного радиоактивного излучения и пуч-ков разрозненных импульсов, поступающих из космоса. С точки зрения русского этнолога, два первых источника не могут удо-влетворительно объяснить пассионарные флуктуации, которые приводят к возникновению этносов. Третья гипотеза, хотя и не может найти убедительного подтверждения, по крайней мере не противоречит существующим фактам. Но если допустить истинность данной гипотезы, то тогда возникает вопрос: откуда мы можем извлечь достоверную информацию об этом косми-ческом феномене? Из самой истории, отвечает Гумилев. Ока-зывается, что мы ничего конкретно не знаем об активности био-сферы в образовании этносов, кроме того, что они историче-ски возникают. Понятие «пассионарности» не совсем убеди-тельно и продолжает оставаться гипотезой. Тем не менее какой бы уязвимой она ни была, предположение русского историка о том, что этносы - это общественные системы, в которых культур-ные и социальные компоненты вытекают из энергетического потенциала и тесно связаны с географическими и экологиче-скими факторами, весьма плодотворно н была с одобрением встречена определенными кругами этнологов, антропологов и историков.
Ключевые слова
Данная статья ставит своей целью показать способ, каким Жилль Делёз осуществляет критику оргинического тела, решительно преодолевая философскую традицию и допуская возможность «тела без органов», где понятие энергии-потенции осуществляет разрыв с какой бы то ни было единой конституцией и позволяет свободно проявляться потенции тела, давая простор его беспредельным возможностям, которые в свою очередь базируются на концепции желания как творческой энергии.
Ключевые слова
Проблема энергии - это предмет широких дискуссий на протяжении всей истории науки, равно как и тема, касающаяся каждого живого существа, которая связана с его активностью. Энергия не только влияет на бытие человека, не только затрагивает его активность, но и выходит за пределы его психики, опосредуя своей особой динамикой отношение между мыслю и действием. Зигмунд Фрейд утверждает, что человек - это сложный комплекс энергии, образующий потребность-желание и толкающий его на определенное действие. Удовлетворение-неудовлетворенность, которое производит удовольствие, когда оно реализуется или напряжение, когда его постигает неудача, заставляет человека повторять или подавлять это действие, чтобы избежать беспокойства. Наконец, Фрейд вводит на сцену симптом, который показывает, что энергия, связанная с желанием, не исчезает, а проявляется как сопротивление в неприятных и тревожных воспоминаниях. Предыдущая схема психоанализа объясняет каким образом энергия делает человека существом таким сложным.
Ключевые слова
«Духи» - это сверхъестественные существа индейской мифологической матрицы Мезоамерики, хотя они также присутствуют и в метисных сообществах. В настоя-щее время «духи» почти всегда толкуются как существа, приносящее людям вред, ибо они питаются жизненной энергией человека, завладевая его душой. В этом смысле они причиняют «холодные болезни”, например, такие как «ужас» или «испуг». Лечение этих болезней, представляющих синдром культурной филиации, требует «специалиста» (шамана или колдуна), так как считается, что духи иногда
Ключевые слова
В статье рассматривается философия веры экзистенциаль-ного мыслителя Льва Шестова. Показано, что видение боже-ственной действительности, в рациональной и философской интерпретации, лежит в основе всех его размышлений о при-роде человеческой свободы и творческого потенциала.
Ключевые слова
Власть использует различные средства управления обще-ством. В современной политологии различается жесткая власть, к которой относится вооруженное насилие, экономическое давление, идеологическая агрессия, информационные войны, и мягкая власть, к которой относится создание привлекательных культурных ценностей и образов, потребительских товаров, гу-манитарная помощь и социальная поддержка. Мягкая власть расширяет возможности разрешения социальных противоре-чий на уровне больших общностей людей, на уровне террито-риальных локусов и в малых группах. Если XX век был веком конфликтов идеологий, то в XXI веке основными являются конфликты идентичностей. Этнические кон-фликты могут быть предупреждены и эффективно разрешены с помощью инструментов мягкой власти. Для этого мягкая власть использует энергию толерантности как позитивную энер-гию социального взаимодействия. С этой целью могут быть со-зданы привлекательные образы этносов. Во-первых, необходи-мо создание привлекательных образов современных этносов, а не этнических образов прошлого. Во-вторых, образ этноса сле-дует конструировать в качестве привлекательного не только как образ «этноса-для-себя», но и как образ «этноса-для-других».
Ключевые слова
В статье показаны социальная среда, формы, объекты и це-ли проявления социальной энергетики женщин в первой тре-ти XX века. Социальная энергетика трактуется как социальная энергия, побуждающая личность к постановке собственных целей, к самоактуализации. Основными направлениями со-циальной активности женщин в России, в том числе на Урале, до Октября 1917 г. были либеральная, социалистическая и консервативная парадигмы. По формам деятельности веду-щее место занимали благотворительная, предприниматель-ская, культурная и политическая сферы. Перечислены созда-ваемые представительницами аристократии в русле либе-ральной парадигмы наиболее известные женские благотво-рительные организации, просветительные и культурные по це-лям, православные и мусульманские. Показана инициатив-ная роль женщин в возникновении социал-демократических групп и независимых женских организаций в Екатеринбурге, Троицке, Перми, Усолье. Прослежено изменение условий социальной активности женщин после установления совет-ской власти. В заключении сделан вывод о том, что либераль-ная парадигма женской благотворительности в связи со вто-рой волной эмиграции и репрессиями была исчерпана; про-ведение политики закрытия церквей и монастырей, разруше-ния храмов сокращали потенции легального развития кон-фессиональной парадигмы до минимума, а широкие воз-можности реализации социальной активности трудящихся женщин в 1920-е гг., представленные в рамках социалистиче-ской парадигмы в связи с введением юридического равнопра-вия женщин, направляли социальную энергию женщин в русло общественно-полезного труда, в общественное производство.
Ключевые слова
В статье исследуется политический дискурс «сланцевой революции», процесс формирования новой международной энергетической архитектуры. Дискурс «сланцевой революции» рассматривается через плоскость политической коммуникации и аргументов различных сторон. Само понятие «сланцевая революция» является противоречивым, что показывает борьбу разных сторон за определение сущности подобной практики. Сущность «сланцевой революции» заключается в новой технологии добычи сланцевого газа. Результаты показывают три основных дискурса «сланцевой революции»: американский, европейский и российский. Особая роль в дискурсе «сланцевой революции» принадлежит геополитическому и экологическому аргументу.
Ключевые слова
.