В этой статье мы проводим концептуальное разграничение понятия общества, связывая его прежде всего с особыми интересами и соответствующим типом взаимодействия. О социализации в узком смысле можно говорить там, где имеет место опыт деперсонализации межчеловеческого взаимодействия, как будто за ним стоят не персональные -либо индивидуальные либо коллективные акторы - а аперсональные «силы». При этом совокупность всех интересами заряженных сил должна выстроить сингулярное социальное поле, то есть сосредоточиться в нем. Общество, в тённисовском смысле, родилось с появлением разногласий по основным нормативным вопросам, которые до того, в общности, были «решены» через непроизводный и неоспоримый консенсус по поводу совместной «истины», связывающей и обязывающей всех ее представителей. Отделение публичного от частного является сопутствующим эффектом диссоциации сообщества, что также проявляется как индивидуализм - сначала как образ жизни, а потом и как идеология. Это первоначальное разделение индивидов и групп в отношении их интересов порождает и расхождение их соответствующих мировоззрений. Существование постоянного разногласия в отношении общественно значимых вопросов становится типичным для социальной ситуации.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
2019. — Выпуск 4
Содержание:
Статья посвящена двухчастному строению религиозного сознания и демонстрирует такое строение на материале письменности немецких доминканок первой половины XIV века. В первой главе оно систематически описано так, как его осознавали сами монахини-доминиканки (мотив «интроекции»). Во второй главе предложено его стороннее описание в научных понятиях (теория «объективации»). В статье делается попытка понять это строение исходя из самого религиозного опыта, а не создаваемых post factum религиозных доктрин, а также показать имманентную логику такого строения.
Ключевые слова
В центре внимания исследования, представленного в статье, - историко-философская проблема интерпретации Н.Я. Гротом психологического времени. Будучи одним из основателей Московской психологической школы, Грот полагал необходимым сочетание естественнонаучных и метафизических методов в исследовании душевной деятельности. Его взгляд отличался от популярного в то время экспериментального подхода В. Вундта. Грот был против того, что Вундт стандартизировал чувственные реакции, сведя их исключительно к пространственно-временным характеристикам. На основании методов философской реконструкции, компаративистского и герменевтического предпринята попытка сопоставления подходов Вундта и Грота. Кроме того, осмыслена продуктивность представления о психологическом времени в рамках концепции энергетизма Н.Я. Грота. Установлено, что оба философа воспринимают время как априорную форму чувственности. Согласно их исследованиям, чувство времени у человечества было развито в процессе обыденного опыта. При этом оба философа разделяют его на субъективное и объективное. Последнее -не атрибут материи, но природный коррелят душевных реакций. Различие в подходах выразилось в том, что в трактовке Грота душевные процессы (мышление, память, воображение и пр.) не подчинены пространственно-временным описаниям, а потому, помимо наблюдения и эксперимента, в психологии должны быть задействованы методы метафизики.
Ключевые слова
Судебник Ивана III, вставленный в 1497 г., на протяжении более двух столетий находится в поле зрения отечественной и мировой историографии. За это время выработалась и вполне устоялась традиция, в соответствии с которой Судебник рассматривается как свод документов, который являлся одним из основополагающих для русской юриспруденции позднего Средневековья и раннего Нового времени. Перемены первых десятилетий XXI в. в сфере методологии исторического знания и становление междисциплинарных исследований в историографии русского права позволяют выявить новые смысловые грани известного источника. На пересечении классической социальной и политической истории, истории государства и права и источниковедения, в междисциплинарном познавательном контексте становятся возможны вопросы о формах и особенностях присутствия документа в русской правовой культуре. В предлагаемой статье Судебник рассматривается с учетом вновь возникающих методологических возможностей. Обосновывается, что этот свод русского права в русском историческом правовом поле существовал наряду с правовым обычаем, отнюдь не доминируя, а скорее, уточняя и дополняя его. Учитывая особенности его бытования в книжной среде, можно утверждать, как показывается в статье, что Судебник Ивана III был не только и не столько автономным источником русского права, сколько неотъемлемой частью целостной русской книжной традиции.
Ключевые слова
Известное произведение сербского композитора Станислава Бинички (1872-1942 гг.) «Марш на Дрину» было написано в честь побед сербских военных в начале Первой мировой войны. Одно время, в связи с большой популярностью, оно рассматривалось в качестве одного из вариантов гимна Социалистической Федеративной Республики Югославии, но также и как символ сербского национализма, что часто вызвало полемику и сильно повлияло на судьбу произведения. В работе представлена ретроспектива контекста, в рамках которого композиция проявляла себя в течение столетнего периода с целью объяснения обусловленности судьбы музыкального произведения социально-историческими переменами.
Ключевые слова
Процесс формирования и развития узбекской идентичности является одним из ключевых вопросов в этнологии и антропологии Узбекистана. На сегодняшний день историческая, этнологическая и антропологическая наука Узбекистана находится на пороге нового этапа развития. В то время как на Западе и в России уже с конца ХХ века начался пересмотр старых парадигм и их переосмысление, создание новых направлений, таких как конструктивизм, этносимволизм и постмодернизм, в Узбекистане до сих пор продолжают изучать исторические науки согласно советским теориям государственности. Целью данной статьи является изучить и проанализировать англоязычные материалы по проблеме идентичности узбеков доколониального периода. Также в статье мы попытаемся показать, какие категории идентичностей существовали в Средней Азии, в частности, на территории современного Узбекистана, и выявить, насколько этот этап истории узбеков был освещен в зарубежной литературе. Изучение данного периода актуально тем, что без знаний и представлений об идентичностях, существовавших до формирования узбекской идентичности, мы не можем видеть полную картину процесса. В результате мы сможем понять, какие идентичности объединила в себя узбекская национальная идентичность. В конце статье мы выявляем основные барьеры, ставшие препятствием исследований вопроса, и пытаемся дать свои рекомендации для заполнения существующих пробелов.
Ключевые слова
Статья посвящена социально-философскому анализу тайных обществ и их роли в социально-политическом развитии. Опираясь на исследования Л.А. Тихомирова, автор выделяет из всего спектра избегающих огласки организаций эзотерические общины, которые строят собственную иерархию на основе дозирования информации в зависимости от степени посвящения адепта. К не посвященному в доктрину обществу такая организация относится инструментально: в зависимости от своих нужд и возможностей либо соседствуя с ним, либо паразитируя на нем. Эзотерические организации, в свою очередь, делятся на хилиастические и эскапистские. Хилиастические ожидают конца света или хотя бы радикальных трансформаций наличной социальной эмпирии, а в ряде случаев готовы даже поспособствовать наступлению этого масштабного общественного катаклизма (для того, чтобы в новом порядке подчинить себе непосвященных). Эскапистские тайные общества отрицают наличную социальную реальность и либо отстраняются от насущных проблем социума, в котором живут, либо пытаются паразитировать на нем. Эзотерические организации обоих типов в борьбе за реализацию своих доктрин могут действовать как опосредованно, через неравноправное сотрудничество с непосвященными, так и непосредственно, при помощи вооруженного выступления. Тайные общества хилиастического типа рассматриваются на примере манихейского движения и производных от него сект, а в качестве иллюстрации эскапистского тайного общества приводится гаитянский культ вуду.
Ключевые слова
Статья представляет собой вторую часть рецензии на вышедшую в 2018 г. в издательстве «Новое литературное обозрение» работу известного российского историка М.М. Крома «Рождение государства: Московская Русь XV-XVI веков». Написанная в научно-популярном ключе, эта книга посвящена проблемам формирования и последующего развития раннемодерного Русского государства, которые автор «Рождения государства» рассматривает в широком историческом и географическом контексте. Проанализировав основные аспекты государственного строительства в России в эту эпоху, М.М. Кром приходит к выводу, что Русское государство раннего Нового времени развивалось в целом в том же направлении, что и его западноевропейские соседи, но с определенными отличиями, продиктованными региональными особенностями. Поддерживая выводы автора книги и подчеркивая ее новаторский характер, автор рецензии вместе с тем обращает внимание на ряд спорных и дискуссионных мест в ней.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные направления реализации духовно-нравственных педагогических стратегий в православной семье. Методологически статья выполнена на основе междисциплинарных связей между философией, социологией, культурологией, педагогикой и православным богословием, с использованием методик православной педагогики, разработанных протоиереем Василием Зеньковским. Результатом исследовательской работы является выявление основных духовно-педагогических методик воспитания духовно-нравственной личности, определение роли православной семьи как важного социального института в становлении духовного мировоззрения подрастающего поколения. Применение результатов исследования возможно при построении теоретико-методологических моделей православной педагогики и социологии, при формировании стратегий взаимодействия общества и семьи на качественно иных, духовно ориентированных, основаниях, а также для создания эффективных механизмов противодействия деструктивным тенденциям в социальной сфере.
Ключевые слова
В работе рассматриваются особенности национального самосознания западных украинцев как этнической группы. Для более детального анализа предмета разработан понятийный аппарат статьи, определены границы изучаемого этноса, проанализированы ведущие черты, присущие данному сообществу, которые обособляют западных украинцев от других этнических образований. Использована методика для изучения национального самосознания сквозь призму лозунгов тех или иных политических акторов, обладающих поддержкой в «западенских» регионах. В заключительной части исследования выявлен ряд параметров, характеризующих национальное самосознание западных украинцев.
Ключевые слова
В статье актуализируются смысловые отличия социально открытых религиозных (христианских) сообществ. На примере общин сестер милосердия в России (сестричеств конца XIX - начала XX вв.) уточняется евангельская семантика служения сестер милосердия, исторические особенности сестринских общин. Специальное рассмотрение деятельности крупнейшей Марфо-Мариинской обители милосердия - уникального социального проекта великой княгини Елизаветы Романовой (прпмц. Елисаветы Феодоровны, Алапаевской) - позволяет различить общие и практические смыслы сестринского служения, а также проблематизировать вопрос о принципиальных условиях возможности сестринского служения в социально-исторической ситуации современной России.