Автор рассматривает отдельные культурные особенности хорватов в исторической ретроспективе в аспекте влияния их на экономический рост и развитие страны. В статье с точки зрения культурной антропологии представлено видение причин того, что продвижение идей либерального капитализма и модели поведения «homo oeconomicus» в современной Хорватии, в зоне вхождения страны в Еврозону и в Европейский союз, не привело к улучшению благосостояния населения. На примере фактора религиозной идентичности автор дает экспертный сравнительный анализ ситуации в Хорватии с ситуацией в других католических и православных странах, а также в странах, где распространено протестантское мировоззрение. В работе делается вывод о необходимости учета культурноэтнологических особенностей народа при трансфере каких-либо глобализационных тенденций в национальную хозяйственную систему и об основополагающей роли культурного кода для восприятия каких бы то ни было ценностей, в том числе и ценностей либерального капитализма. По мнению автора, ключ к решению проблемы развития Хорватии лежит в области фундаментальной антропологии экономики как всеохватывающей гуманитарной, общественной и естественной науки.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
2019. — Выпуск 2
Содержание:
Работа посвящена вкладу русской эмиграции в музыкальную жизнь Ниша, города на юго-востоке Сербии, который в период между двумя мировыми войнами представлял собой по отношению к Белграду и другим крупным городам Королевства Югославия (Нови-Сад, Сараево, загреб, Любляна) провинцию, а вместе с тем - в ключе данной проблематики - и мало исследованную территорию. Рассматривая на основе текстов местной печати того периода опыт эмиграции на микроуровне и механизм ее культурной и художественной интеграции в новую среду, мы попытались определить роль русских профессиональных музыкантов и любителей в формировании и развитии различных аспектов музыкальной жизни Ниша (хорового, инструментального, вокального, музыкально-сценического исполнения и музыкальной педагогики). Культурная атмосфера города, которая в предыдущие десятилетия зиждилась на выжившей в условиях многовекового османского доминирования национальный традиции, благодаря бежавшей русской интеллигенции в период между двумя мировыми войнами в значительной мере обогатилась и была осовременена не только элементами русской духовности и художественной креативности, но и тенденциями западноевропейской музыкальной практики.
Ключевые слова
В исследовании, фрагмент которого представлен в данной работе, мы стремимся выявить характерные черты образов животных в фольклоре славянских народов. В статье рассматривается символический образ медведя на материале основных жанров русского и сербского фольклора. Как тотемное животное, медведь занимал исключительно важное место в мировосприятии славянских народов. Впоследствии его образ стал обрастать дополнительными смыслами, вследствие чего отношение представителей разных славянских народов к медведю и понимание его роли и места в жизни человека существенно изменилось и разошлось. Сравнительный анализ образа медведя в русском и сербском фольклоре, проведенный в исследовании, свидетельствует о влиянии целого комплекса факторов на формирование картины окружающего мира у русских и сербов.
Ключевые слова
В статье на основе двух переводов на русский язык романа Абдуллы Кадыри «Минувшие дни» рассматривается проблема воссоздания национального своеобразия. Показано, что недостаточное понимание реалий национальной жизни привело к ряду серьезных упущений, препятствующих завоеванию романом популярности у русскоязычного читателя. Проведенное исследование показывает, в какой степени важными являются этнокультурные комментарии в художественном переводе. Ибо они служат правильному пониманию сути изображаемого в произведении, чем способствуют свершению истинного эстетического события, которое сближает народы и культуры, приводит к взаимопониманию и взаимоуважению между ними.
Ключевые слова
. В статье представлена реконструкция биографии Федора Михайловича Россейкина, педагога, ученого, исследователя Византии, жившего и работавшего в городах Новом Осколе и Калининграде, а также в Московской области. Он внес значительный вклад, как ученый, в развитие отечественной византологии и, как педагог, в развитие системы образования и учебных заведений. В статье представлен анализ архивных материалов, как опубликованных, так и ранее не исследованных, о его жизни и профессиональной деятельности.
Ключевые слова
На основе богатого документального материала показана краеведческая и издательская деятельность статистических комитетов, публикация статей научно-краеведческого характера, привлечение к работе статистической службы представителей интеллигенции, ученых, путешественников. Актуальность данной темы определяется необходимостью систематизации и обобщения имеющихся данных на новой концептуально-методологической основе, сравнительного анализа концепций и научных взглядов на данную проблему. Особое значение для отечественной истории имеет изучение истории статистических комитетов не только как государственных учреждений, порядок действия которых регламентировался законодательными органами империи, но и как научных и краеведческих центров областей Туркестана. Статистическая наука второй половины XIX -начала ХХ вв. достигла значительных успехов в своем развитии. В Туркестане статистиками было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления местной статистической службы. Важнейшие из этих работ: топографическое описание областей, включавшие описания отдельных районов страны с их историческими, географическими, административными и экономическими характеристиками. Для деятельности статистической службы Туркестанского края было характерно разнообразие форм и способов работы, выбор которых был обусловлен конкретными запросами, задачами и развитием системы статистики.
Ключевые слова
Исследование, отраженное в докладе, направлено на важнейшие взаимосвязанные феномены в жизни православной церкви - святость и старчество. Рассматривается философско-богословское учение о. Павла Флоренского о свободе святых как истинной форме духовной жизни, в основе которой - духовная любовь.
Ключевые слова
Почти десятилетие назад в российском культурно-философском пространстве появилось русское издание «Театральной антропологии» Э. Барбы и Н. Саварезе. Близкий юбилей соотносим с еще одной примечательной датой, сорокалетием Международной школы театральной антропологии, основанной Э. Барбой. Юбилейные заметки посвящены актуальным междисциплинарным смысловым структурам и доминантам энциклопедического издания - своего рода практической философии театрального действия. Анализ «Театральной антропологии» позволяет уточнить возможные границы действительных и действенных проявлений актерского существования, в широком спектре театральных практик. В качестве ключевого концепта «Театральной антропологии» исследуется понятие сценического тела, которое позволяет уточнить особую телесную свободу актерского действия, - на уровне простейших связностей тела, в их соотнесении с неустранимой свободой сценической ситуации. Следуя антропологическим построениям Э. Барбы и Н. Саварезе, представляется важным обратить внимание на «психофизический аппарат исполнителя», который в практике театрального представления может обретать качества, не свойственные ему в обычной жизни. Предложенные в «Театральной антропологии» известные или изысканные формы телесно-зрелищного искусства, как показывается в заметках, позволяют перейти от восприятия сценического поведения как необходимости что-то выражать к возможности увидеть в нем самостоятельную ценность - основания своего рода деятельной идентичности актерской работы.