Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
2015. — Выпуск 3
Содержание:
Идея опережающего образования, соответствующего современному технотронному обществу рисков, отражает позицию, при которой учитель и обучающиеся осуществляют совокупное действие по пониманию (познанию) мира и себя в мире. Большое значение в связи с этим приобретает изучение, практическое осмысление диалогической философии, которая может рассматриваться как парадигма современного образования. В статье анализируется с позиции философии диалога концепция современного образования как образования на всю жизнь, основные принципы которого утверждены Болонской декларацией (1993) и рекомендованы для реформ систем образования в мире. Исследование обращено к философии диалога Ойгена Розенштока-Хюсси (1888-1973), немецко-американского мыслителя, ученого, педагога, теолога. Его концепция диалогического мышления как «речевого мышления» по сравнению с другими мыслителями-диалогистами (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, М. Бахтин, С. Франк) остается недостаточно изученной в отечественной философии и науке. Диалогический метод, разработанный О. Розенштоком-Хюсси, позволяет рассматривать образование «в качестве большой модели всякой жизни, происходящей во времени», управляющей силой которого выступает опережающее сознание. Готовность к новому, потребность в этом новом представляет собой проблему для многих современных учащихся. Методологией и методикой обучения и развития творческого потенциала личности выступает разработанный О. Розенштоком-Хюсси, «грамматический метод» (диалогический), выраженный в «речевом мышлении» как единстве четырех ориентаций речи: императивной, субъективной, траекторной и аналитической (объективной). В такой исторической и возрастной последовательности образуется (воспитывается) личность и человеческое сообщество в диалоговом пространстве от «Ты» и «Я» к «Мы» и «Они».
Ключевые слова
Статья включается в контекст актуальной литературоведческой дискуссии по проблеме интертекстуальности как смыслопорождения литературных текстов и обновления их интерпретации. В фокусе внимания - вопросы интертекстуальной поэтики, решаемые путем анализа романов Достоевского и Драйзера. Интертекстуальные связи выявляются на формальном и содержательном уровнях. Текст романа Ф.М. Достоевского по праву может рассматриваться как текст-предшественник, текст-источник, «претекст», присутствующий в «Американской трагедии» Т. Драйзера на разных уровнях в более или менее узнаваемых формах. Определение форм этого присутствия в «младшем» тексте Драйзера, выявление «чужого» текста и его функций в составе анализируемого произведения является ключевой задачей данной статьи. При этом мы исходим из того, что интертекстуальное пространство включает в себя как собственно тексты литературных сочинений, так и устойчивые жанровые формы, сюжетные схемы, архетипические образы и образные формулы, а также «чужие» высказывания, связанные с тем или иным культурным кодом. Таким образом, предметом исследования предстают следующие интертекстуальные знаки: заглавия, отсылающие к другому произведению, эпиграфы, цитаты, аллюзии, реминисценции, переработки тем и сюжетов, т.е. те интертекстуальные «ссылки», которые сообщают о культурно-семиотических кодах, а также интенциях автора и включают данный текст в явные или скрытые диалогические коммуникации с другими текстами.
Ключевые слова
В статье характеризуются некоторые особенности использования пространственной терминологии в работах современных исследователей. Автор предлагает свою трактовку категории социального пространства, определяет его состав и структуру, обосновывает возможности и границы целенаправленных интервенций в его свойства и компоненты. Автор определяет социальное пространство как ансамбль социальных позиций, на которых взаимодействуют социальные акторы, производя и воспроизводя разнообразные продукты. В социальном пространстве автор выделяет семь слоев: 1) социальные позиции в нем; 2) соответствующие паттерны деятельности и паттерны поведения и мышления; 3) субъекты деятельности; 4) нормы-правила (социальные институты), регламентирующие в данном поле взаимодействия социальных деятелей; 5) различные социальные процессы: организации и дезорганизации полей, их интеграции и дезинтеграции; процессы насыщения и обеднения полей определенными компонентами, процессы жизнеобеспечения и процессы формирования и использования человеческого потенциала; процессы, способствующие или препятствующие развитию поля и другие; 6) материальные продукты и услуги реализованных паттернов; 7) духовные продукты и нематериальные услуги реализованных паттернов. Созданные в полях материальные продукты и услуги, духовные продукты и нематериальные услуги создают материальную и духовную основу функционирования в полях социальных акторов. Предложены новые направления его исследований, включая изучение образующих его полей.
Ключевые слова
The main problem to be solved within the research project is the issue of the sense and social importance of ethnic cultural organizations (ECO) in the contemporary Russian society andin the Udmurt Republic in particular. What is the purpose of creating volunteer organizations based on ethnicity? Do these organizations make any contribution to the building of the civil society in Russia? What are their prospects?The study includes the content-analysis of the newspapers published by the youth ethnic cultural organizations (ECO): Jugendheim (the association of Russian Germans, a newspaper The Juhei ); Shundy (the Udmurt youth association, a newspaper The Gerd ); the biographic and expert interviews with representatives of the above-mentioned associations; the theoretical interpretation of the results of the content - analysis and interviews with the object of revealing specific mechanisms of ethnic identification; the use of specialized vocabulary: the clarification of the notions “ethnicity”, “identity”, “multiculturalism”; the construction of the author’s model of ethnic identity.The research constituted a basis for the development of an analytical conception of ethnic identity. This conception allows one to consider ethnic identity as a process of constructing models and concepts of ethnicity within the theoretical and political discourse. Such constructing occurs when there is a “lack” of ethnicity in “the present” which has to be met through the constructs of “ethnic history” (the past) and ethnic “projects” (the future). The ways of constructing the Udmurt ethnicity as a part of “the Finno-Ugric world” were determined, as well as the ways of constructing “the German ethnicity” that shapes the image of German “Youth’s Home”.Further research on ECOs involves revealing major concepts underlying the discourse of these organizations, as well as clarifying the role of ECOs in ethnic policy pursued in the Udmurt Republic.
Ключевые слова
В статье представлена характеристика жанровой системы испаноязычной периодической печати, способствующая выявлению ее своеобразия. Автор исходил из наличия в жанровом комплексе прессы Испании и испаноязычных стран Латинской Америки как элементов тождества с аналогичными комплексами в периодике других государств, так и признаков существенного различия. Выявление своеобразия жанровой системы испаноязычной периодики осуществлялось на основе применения компаративного подхода, через сравнение классификаций жанров в работах представителей различных исследовательских школ, а также практического жанроприменения.
Ключевые слова
Феномен советской журналистики 30-50-х гг. ХХ века необходимо изучать в тесном взаимодействии с исследованием всего советского общества. Предполагается, что данная историческая эпоха была периодом ослабления связи между словом и действительностью. Особенно пагубно это ослабление сказывалось на журналистике, так как в своем исследовании реальности журналистика должна опираться прежде всего на факт.На основе анализа текстов советской журналистики периода 30-50-х годов получены следующие выводы. Метаконфликт (конфликт Порядка и Хаоса) и типологический ряд положительных героев журналистики (культурный герой - герой действия - простой советский человек) в целом совпадали с метаконфликтом и типологическим рядом положительных персонажей доминирующего художественного метода эпохи - социалистического реализма. Принципы и параметры данного видения культуры шли не от реальности, а задавались властью.Основным хронотопом сталинской культуры стал хронотоп парада как формы отчета народа перед своим Вождем. Газетный текст эпохи предлагал несколько видов парада-отчета: собственно праздничный парад; праздничный митинг; концерт; народное «спонтанное» гуляние после или перед выборами, сами выборы и т.д. Парад, по сути, явился бытийной формой проявления героев открытого пространства и простого советского человека в тоталитарной культуре. Жизнь этих героев в контексте парада получала свое достойное наполнение и обретала смысл.
Ключевые слова
С целью повышения уровня полноты исследований эмпирической базы раннего этапа истории музыкального образования в Харькове проделан систематический анализ справочно-адресных книг «Весь Харьков» и телефонных справочников, относящихся к периоду с 1910 по 1940 год, на предмет изучения расположения харьковских музыкальных учебных заведений и их штатов в динамике. Выявленные фамилии педагогов этих учебных заведений сопоставлены с частотой их упоминаний в именном указателе монографии по истории Харьковского института искусств (1992). Составлен сводный табличный перечень руководителей и преподавателей (126 человек), не вошедших в указатель. С помощью глубокого поиска в Google собраны сведения о 25 лицах из этого перечня. Изучен вопрос о расположении и смене наименований харьковских музыкальных заведений за рассматриваемый период. Показано, что в дореволюционное время большинство музыкантов-педагогов селилось в окрестностях Харьковского музыкального училища.
Ключевые слова
На основе анализа пространственно-временных, социально-иерархических и культурных аспектов представлен экзистенциально-антропологический статус человека в мегаполисе. Выявлено, что ценностные ориентации жителя мегаполиса связаны с большими возможностями для саморазвития и самореализации человека. Показано, что адаптация к социокультурному пространству мегаполиса усложнена рядом факторов, влияющих на эмоции, поведение и другие ментальные проявления индивидов. Проведено разграничение между жителями мегаполиса и небольшого городка и сельской местности в позиционировании и мировосприятии себя и других. Установлено, что процесс инкорпорирования в систему мегаполиса сопровождается гаммой экзистенциальных переживаний и изменений антропологического статуса и постоянными «поисками себя». Обоснованы позитивные и негативные характеристики индивидуалистического стиля в мегаполисе, влияние автономности, анонимности и замкнутости на себе, с одной стороны, и влияние различных субкультур, с другой.
Ключевые слова
В статье анализируются ценностные основания нанотехнологий и НБИК-инициативы, которые учеными декларируются как соответствующие базовым ценностям, провозглашенным «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларацией тысячелетия ООН» и т.д. Отмечается, что прогнозируемые радикальные нововведения в массе своей не предусматривают пересмотра статуса человека и его достоинства как приоритетной ценности, хотя совокупность общесоциальных ценностей с течением времени может изменяться. Обосновано, что гарантирование данного приоритета требует, чтобы итоговый контроль оставался за человеком, человеческим обществом. Однако на пути реализации этого требования существуют серьезные препятствия. Они связаны с агональным характером приемлемых в цивилизованном мире ценностей, с разноплановой разнородностью субъектов оценок и соответствующей их активности.
Ключевые слова
В статье автор поднимает проблему объективной оценки личности первого русского царя, Ивана Грозного, и его деятельности. Автор показывает, что в отечественной и зарубежной историографии, а вслед за нею и в общественном мнении сложились устойчивые представления об Иване IV как эталонном тиране и бездарном правителе, который, удалив от себя мудрых советников и помощников, своими действиями разрушил все благие начинания начала своего правления и привел Россию к глубочайшему кризису. По мнению автора, такая оценка деятельности Ивана Грозного, с одной стороны, однобока и не учитывает специфических условий, в которых пришлось действовать Ивану, а с другой стороны, изначально политизирована и идеологизирована, будучи созданной и последовательно развиваемой в условиях острой политической борьбы, характерной для России XIX в. Между тем, как доказывает автор, комплексный подход к внутренней и внешней политике Ивана IV и его «правительства» с учетом сложных условий, в которых им приходилось действовать, позволяет утверждать, что гиперкритический взгляд на деятельность первогорусского царя серьезно искажает историческую действительность.