Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
2015. — Выпуск 2
Содержание:
The article deals with a group of Soviet philosophers (active primarily in the 1960s and 1970s) who sought a non-dogmatic, innovative interpretation of Marxism. The key figures were Evald Ilyenkov (1924-1979), Felix Mikhailov (1930-2006) and Genrikh Batishchev (1932-1990). Drawing on the recently published writings of “early” Marx that dealt with subjects going beyond the official tenets of dialectical and historical materialism, they (1) attempted to reconsider the concept of the ideal, seeking to amend its status within the doctrine, (2) stressed the fundamental difference between the natural and the social and hence the irreducibility of the latter to the former, (3) emphasised activism as man’s essential quality; (4) and, first and foremost, came with aningenious hypothesis of the origins of consciousness.Consciousness was to them the product of communication mediated by the use of tools (collective work) that served as a kind of material (stone) “protoconcepts” symbolising both the relevant extrinsic properties of the objects of work and the relevant common practices, i. e. socialised properties, of workers. Insofar as they were instrumental in presenting the self in an objective form, tools, or rather the socialised use of them, proved crucial to the development of self-consciousness, differentiation between self and non-self, overcoming of the natural solipsist attitude and acquirement of objective knowledge, the latter allowing to transcend the limits of natural life and engage in free activity and creativity.
Ключевые слова
Качественное улучшение условий жизнедеятельности представителей социально незащищенных слоев и групп населения (ПСНСГН) возможно путем особого подхода к ним. Условия, составляющие родовую основу жизнедеятельности человечества, представляют собой сущность общественного бытия. Они онтически (объективно) пребывают и обнаруживают себя в таких явлениях социального бытия живущего здесь-и-сейчас поколения, как: производственно-экономические, материально-технические, культурно-духовные, психолого-ментальные, даже архетипические и иные состояния и действия. Они в каждую эпоху осознаются и осмысливаются в характерных вербально-дискурсивных структурах. Их существенные, смыслонесущие опоры отливались в мудрости великих мыслителей, народного фольклора, сакрально-скрытом менталитете обычаев, традиций, в целом - в семантических сокровищах языкового бытия сознания. Они в единстве, по мнению автора, составляют софиологический контекст общественного, социального и индивидуального бытия и обеспечивают эпистемоло-гический контур де/ре/про-онтологической концепции социологии и социальной работы. Проблему качественного улучшения условий жизнедеятельности ПСНСГН предлагается решить в перспективе онтологического обновления современных социально-познавательных практик скованного симулякрами научности (деонтологизированного) социального знания. Эта перспектива предполагает реонтологизацию, возрождение первичных ценностно-нормативных смыслов социальных понятий, их преобразующую фиксацию. Онтологическое обновление позволяет развить теорию социальной работы, возвысить ее из современного состояния комплекса дисциплин (СРКД), до продуктивного уровня системы дисциплин в научно-исследовательском и практическом планах.
Ключевые слова
В статье представлена характеристика жанровой системы испаноязычной периодической печати, способствующая выявлению ее своеобразия. Автор исходил из наличия в жанровом комплексе прессы Испании и испаноязычных стран Латинской Америки как элементов тождества с аналогичными комплексами в периодике других государств, так и признаков существенного различия. Выявление своеобразия жанровой системы испаноязычной периодики осуществлялось на основе поиска ее историко-культурных истоков и применения компаративного подхода, через сравнение классификаций жанров в работах представителей различных исследовательских школ, а также практического жанроприменения.
Ключевые слова
В статье рассматриваются мемуарно-биографические жанры духовной литературы XVIII века на материале биографии Иоасафа (Горленко), епископа Белгородского, инародного философа Г. С. Сковороды.Цель исследования заключается в изучении типологических разновидностей и рецепции биографического жанра в переходное время - от эпохи традиционализма к эпохе художественной модальности и в пространстве духовной (клерикальной) литературы.В восприятии собственной жизни Иоасаф полностью традиционен, ориентируясь при составлении автобиографических записок на агиографию и летописания. Жития святителя, написанные в ХХ веке, в некоторых аспектах стремятся к преодолению канонов.Биография Г. С. Сковороды, хоть и называется житием, все же создается отнюдь не по агиографическим клише, а испытывает влияние романного жанра. Таким образом, переходность сказывается на мемуарно-биографических жанрах в духовной литературе, типология которых определяется либо поэтикой традиционализма, либо поэтикой художественной модальности.
Ключевые слова
Современной России, находящейся в ситуации самоопределения и выбора стратегических ориентиров, особую значимость приобрела проблема исторической памяти. Осознание неразрывной (атрибутивной) связи культуры и памяти актуализирует вопрос о том,каковы способы и конкретные формы ее существования.Публикуемая статья отражает проблематику научного исследования, цель которого - выявлениеэкзистенциальногостатусасемейного(фамильного)портрета,егороливсохранении и трансляции памяти в разных культурных диапазонах: семья - род - народ - Родина.Висследованииинтегрированыразличныесоциальныеигуманитарныепознавательные практики, применены современные методологические установки и подходы, выработанные в рамках философии культуры, социологии культуры, визуальной антропологии, герменевтики, семиотики. В ходе исследования значительное внимание было уделено религиозно-философской традиции второй половины XIX - начала XX веков.Выявление событийности портрета связано с диалогической идентификацией личности в «большом времени культуры», неформализуемым личностным знанием, хранящимся в исторической памяти семьи, рода или народа. Экзистенциальные контуры портрета как культурного события могут быть представлены посредством социально-исторических категориальных форм, среди которых наиболее перспективным является генеалогическое понятие рода и связанные с ними понятия «патрофикация» (Н.Ф. Федоров), «лик», «энтелехия рода», «порода», «благородство», «сыновство» (П.А. Флоренский).
Ключевые слова
В статье рассматриваются проблемы, связанные с оценкой реформ Петра Великого в исторической перспективе. Автор статьи, исходя из того, что петровские реформы были предопределены ходом русской истории в предыдущие десятилетия, приходит к выводу, что из двух вариантов проведения необходимых реформ царь-преобразователь выбрал далеко не самый оптимальный. Придав развитию мощный толчок в ее экономическом развитии, Петр, как показывает исследование, наоборот, затормозил, а то и вовсе остановил политическое и социальное развитие как государства, так и общества в целом. В итоге цена реформ оказалась слишком высока и спустя два столетия привела к трем русским революциям и необходимости очередного скачка, сопряженного с немалы-ми жертвами и утратами.
Ключевые слова
Для изучения степени представленности в Интернете научной литературы об инкунабулах проведено тестирование терминов «incunabula», «incunabulum», «инкунабула» их производных с помощью поисковых систем Google Scholar и Google Books на 50-летних интервалах времени, с учетом статусов размещенных в этих интервалах книг: full text, pre- view, snippet view, no preview. Сделан краткий обзор найденных литературных источников разных статусов. Систематический поиск в Google Books позволил идентифицировать каталоги инкунабул классических университетов Ленинграда (Санкт-Петербурга), Казани, Саратова, Томска, Харькова и Львова, первые два из которых представлены в открытом доступе. Из этого следует актуальность создания «Сводного электронного каталога инкунабул научных библиотек постсоветских университетов». На примере Харьковской инкунабулы Альберта Великого «De animalibus» (Mantue, 1479) показана возможность анализа представления конкретной инкунабулы в крупных традиционных и электронных каталогах.
Ключевые слова
Статья представляет собой рецензию на недавно вышедшую монографию липецкого историка М. Б. Бессудновой, посвященную истории русско-ливонских отношений в конце XV в. Характеризуя монографию, автор рецензии вместе с тем высказывает свои соображения относительно особенностей процесса выстраивания отношений между Ливонской конфедерацией и Русским государством в этот период.
Ключевые слова
Статье рассматриваются возможные основания и перспективы диалога о религии и морали - так, как они представлены в исследованиях Д. Деннета, одного из наиболее известных представителей движения brights («нового атеизма)). В ситуации современного общества, постатеистического и пострелигиозного, как полагает Д. Деннет, диалог между верующим и атеистом означает просвещение в области ценностно-когнитивных структур религиозного опыта. В статье предлагается кейс-исследование этих условий, как они выявляются Денетом в книге “Breaking the spell - Religion as a natural phenomenon”. Д. Деннет, как утверждает автор статьи, полагает сравнимыми религию и атеизм как исторические познавательные реальности, каждая из которых может быть объективирована в меру ее дискурсивности. Он настаивает на том, что только лишь религия не делает человека моральным, хотя и является исторической основой морали; не тождественны исторически слившиеся понятия «духовность» и «религиозность». Движение brights, если принимать во внимание аргументы Д. Деннета, имеет именно просветительский характер; «новый атеизм» не настроен воинственно против религии, но только против ее радикальных («монологических») проявлений.
Ключевые слова
В статье предлагаются результаты исследования экзистенциальных мотивов романа Лао Шэ «Записки о кошачьем городе» как памятника социальной культуры Китая 30-х годов прошлого века. Анализируются, прежде всего, материалы романа и комментарии к роману, написанные самим Лао Шэ. Автор статьи обращает внимание на то, что роман не отличается специальными программными смыслами - не идеологичен и не создан как некая художественная калька общественного устройства Китая. В нем дают себе знать более всего социальные интуиции Лао Шэ, неподрасчетные личностные реакции писателя на события, происходящие в Китае, в связи с переживанием их как событий, исходящих из традиции этико-социального самосознания китайской культуры и возможных вопреки ей. Это и не роман-назидание, скорее - роман-переживание и роман-надежда. Дело не в том, что кошачий город представляет собою аналогию реального китайского города, как и не в том, что он вымышлен. Это город, который всегда возможен в обществе, которое перестает заботиться о себе и впадает в состояние нравственной раздробленности, простых жизненных зависимостей. Сильнее всего в этом романе - желание Лао Шэ собственными глазами увидеть Китай, в котором «ущербное становится совершенным, кривое - прямым, пустое - наполненным, ветхое сменяется новым».