Исследование, основные результаты которого нашли отражение в этой статье, было посвящено чрезвычайно актуальной и дискуссионной проблеме происхождения и развития традиции авторитаризма в России. Основные положения статьи представляют собой авторское видение ответа на вопрос - как, при каких обстоятельствах сформировался российский авторитаризм и в чем причины его живучести.В основу исследования был положен комплексный подход к изучению проблемы происхождения и исторического развития российского авторитаризма, процессы становления которого рассматривались на широком историческом фоне, с активным привлечением исторических аналогий.По мнению авторов, «пробуждение» и становление авторитарной традиции в России связано было с необходимостью осуществления внешней экспансии, продиктованной как внутренними, так и внешними обстоятельствами. В условиях, когда Россия в конце XV в. оказалась втянута в бескомпромиссный межцивилизационный конфликт, испытывая при этом острую нехватку материальных, финансовых и людских ресурсов, победить в этом конфликте можно было только путем создания сильного государства. Это государство могло мобилизовать ограниченные силы и средства и направить их на решение жизненно важных для общества задач. Мобилизационный характер государственности диктовал и требования к политическому режиму, который неизбежно приобретал авторитарный характер. Успешное же решение стоявших перед Русским государством в XVI-XVII вв. проблем способствовало закреплению авторитарной традиции в политической традиции и ментальности общества.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования
2014. — Выпуск 1
Содержание:
Целью исследования, отраженного в статье, является обоснование тезиса, что демократическая политическая конкуренция приводит к улучшению политического управления лишь в случае наличия определенных условий - компетентности избирателей, ответственности политической элиты, высокой правовой и политической культуры общества и др.Методологически статья выполнена в форме политологического аксиологического комментария к теории демократии Й. Шумпетера на основе сравнительного анализа обстоятельств политической конкуренции в новейшей политической истории согласно процедурной версии демократии, разработанной Й. Шумпетером.Результатом исследовательской работы является экспликация ценностно-смысловых оснований демократического политического управления и эффективной демократической политической конкуренции.Применение результатов исследования возможно при построении теоретико-методологических моделей процедурной демократии с учетом исторических особенностей российского политического процесса. К основным выводам относятся следующие положения: эффективность демократического управления тем успешнее, чем последовательнее учитывается готовность общества к использованию механизмов конкурентного способа формирования органов власти; политическая конкуренция есть лишь средство для формирования власти, ее обострение будет оправдано лишь повышением качества власти, улучшением политического управления.
Ключевые слова
Целями исследования, отраженного в данной статье, являются: во-первых, рассмотрение роли символов и символьной политики в политическом процессе, место знаков и символов в политической культуре общества в зависимости от характера и степени ее зрелости; во-вторых, уточнение понимания места «soft power» в символьной политике и политической культуре.Методологически статья выполнена на основе междисциплинарности, с использованием теорий визуальной репрезентации, политической семиотики, культурной стигматизации.Результатом исследовательской работы является разделение символьных комплексов на позитивные и негативные. Комплексы, представляющие национальные интересы, закрепляют позитивную окраску символов своего народа и государства, союзных государств, и негативную - противостоящих сил. Позитивные символьные комплексы выходят на высший уровень легитимации ценностей и норм конституций, официальных и неофициальных государственных и национальных символов.Применение результатов исследования возможно при построении теоретико-методологических моделей использования семиотических ресурсов с учетом национально-исторических особенностей той или иной политической культуры.К основным выводам относятся следующие положения. Знаки и символы - виды информации, посредники между познающим и объектом познания - концентрируются в символьных комплексах, являющихся ресурсом политики, занимают важное место в содержании и механизме политической культуры. «Мягкая сила» имеет знаково-символьное содержание и является инструментом символьной политики. Объем понятия «мягкая сила» расширяется, но содержание понятия фиксируется на подвижном, но относительно определенном феномене, имеющем семиотические основания.
Ключевые слова
Целью статьи является обоснование тезиса, что процесс пробуждения национального самосознания народа нашел отражение в творчестве русского романтизма, который активно присутствовал и утверждался в европейском историко-литературном контексте, осмысливая себя в нем, глубоко усваивая его художественный и теоретический опыт, будучи при этом как глубоко национальным, так и глубоко интернациональным явлением.Методологически статья выполнена в форме философсколитературоведческого анализа эволюционного пути русского романтизма, места и значения А.С. Пушкина в процессе переосмысления поэтами-романтиками функций литературы и ее роли в формировании национального самосознания народа.Результатом исследовательской работы является экспликация в творчестве русских поэтов-романтиков диалектики «своего» и «чужого», а также роли А.С. Пушкина в процессе формирования русского национального самосознания XIX столетия.Применение результатов исследования возможно при построении теоретико-методологических моделей формирования национального самосознания.К основным выводам относятся следующие положения: процесс пробуждения национальной самобытности и эволюция русской общественной мысли в эпоху романтизма не был путем националистической самоизоляции; Пушкин создавал русский вариант романтизма, отличного от западноевропейского, но не выходящего за пределы романтического направления как такового; именно разомкнутость сознания личности в область национально-исторического опыта и расценивается Пушкиным как оплот и гарантия ее «самостояния».
Ключевые слова
Статья нацелена на обоснование тезиса, что русская народная песня выступает вневременным явлением народной художественной культуры, интегрирующей в себе многовековой духовный и практический опыт народа, его мировоззрение, систему ценностей, нормы и образцы жизнедеятельности.Методологически статья выполнена в форме междисциплинарного исследования, опирающегося в основном на этнокультурные и социально-стратификационные концептуализации.Результатом исследовательской работы является утверждение о том, что русская народная песня, не теряя своей архаической природы, есть явление историчное. В ней отражается не только прошлое в его наиболее устойчивых свойствах, но и современность, что ставит русскую народную песню в ряд вневременных феноменальных явлений народной художественной культуры.Применение результатов исследования видится наиболее эффективным в процессе профессионального образования в сфере культуры и искусства, среди специалистов и практиков социально-культурной деятельности, в проектах и программах социокультурного развития регионов.К основным выводам относятся следующие положения: русская народная песня в контексте современной цивилизации играет доминантную роль в преобразовании социокультурного пространства в аспектах: источника познания бытия человека, народа, этноса на протяжении всей истории их существования; уникального способа формирования национального самосознания; художественно-эстетического феномена, органично соединившего несколько видов народного искусства, социокультурный универсализм которого поистине не ограничен; многофункционального коммуникативного средства.
Ключевые слова
Целью статьи является обоснование тезиса, что национальная самоидентификация народа возможна только во взаимодействии культур, для чего жизненно необходим межкультурный диалог, в котором различные этнические единицы выступали бы в качестве самоценных, равноправных партнеров.Методологически статья выполнена как сущностный анализ концепта «диалог» и связанных с ним понятий «общение»,«коммуникация» на основе сравнительно-исторического исследования концепций и дефиниций диалога в истории зарубежной и русской философской мысли.Результатом исследовательской работы является экспликация смысла и значения диалогических отношений между культурами, при том что диалог культур трактуется и как наиболее яркая форма общения культур, и как результат взаимного их влияния, как форма одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и будущих культур.Применение результатов исследования возможно при построении теоретико-методологических моделей диалогического взаимодействия различных культур.К основным выводам относятся следующие положения: познание своей культуры, самих себя возможно только через познание других культур, через диалог культур; литература и философия как формы национального самосознания возникают тогда, когда народ начинает ощущать потребность в осознании самого себя, своего места в мире, когда совершаются радикальные изменения в мышлении, способствующие развитию разнообразных сфер общества; прямые и косвенные литературно-философские диалогические отношения как внутри страны, так и между странами, способствуют духовному единению и консолидации нации.
Ключевые слова
Целью статьи является обоснование подхода к описанию человека как органической часть Космоса на основе понятия трансцендентного.Статья имеет методологический характер и выполнена в форме анализа и обобщения различных научных подходов к изучению феномена трансцендентного.В статье выявляются теоретико-методологические аспекты изучения трансцендентного, дан анализ современных научных теорий, пытающихся это сделать. Показано, что они не соответствуют критериям научности, однако сами эти критерии требуют определенного пересмотра в связи с изменяющимся объектом современных научных исследований.Полученные результаты исследования могут быть применены для построения методологических процедур дальнейшего научного поиска путей создания моделей человека и Космоса.Основные выводы: (1) сознание человека, способного выходить на уровень трансцендентного, на сегодняшний день не может изучаться на строго научных основаниях, поскольку не решены проблемы его происхождения и возможностей дальнейшего развития; (2) попытки включить сознание человека в современную физическую картину мира к настоящему времени не увенчались успехом; (3) в настоящее время идет формирование нового идеала научности, а с ним и критериев научной рациональности, которые должны быть направлены на решение проблем, стоящих перед человечеством.
Ключевые слова
Статья направлена на обоснование тезиса, что вокальное исполнительство в традиционном (фольклорном) стиле является эффективным способом миропонимания и познания человека самого себя.Методологически статья выполнена в форме аксиологического комментария к рассуждениям Ю.М. Лотмана, А.К. Байбурина, О.А. Пашиной о музыкальном фольклоре как информационном парадоксе, сакрализованном звуковом языке, акустическом коде на основе сравнительного анализа народного традиционного пения, бытующего в селах Белгородской области и народно-певческого направления в современном вокальном исполнительстве.Результатом исследовательской работы является план-представление ценностно-смысловых оснований адаптации народной песенной культуры в современной певческой практике.Применение результатов работы возможно при осознании значимости собственного голоса как «инструмента» в исследовании «Я», влияющего и воздействующего на здоровье человека, его эмоциональное самочувствие, духовный мир; а также в познании звуковой сферы народной музыки посредством специализированного образования. К основным выводам относятся следующие положения: пение (голос) воздействует на человека с помощью звуковых волн и вибраций; звук, производимый человеком, обладает информационным ресурсом; чем«глубже» изучение и эффективнее познание звуковой сферы традиционной народной музыки, тем сильнее связь поколений и сохранение в коллективной памяти духовных ценностей всего народа; народная песня как носитель миропонимания может быть эффективным средством адаптации человека в современном мире при условии отношения к ней не как к «легкому» жанру массовой культуры, способному лишь развлечь, а как к отражению в ней целостного духовно-религиозного мировоззрения русского народа.
Ключевые слова
Хронография» Иоанна Малалы, антиохийского монаха-чтеца VI в., является одним из наиболее активно изучаемых в мировой науке ранневизантийских исторических сочинений. Помимо многочисленных отдельных статей, за последние два десятилетия выходили коллективные монографии в Австралии (Э. Джефриз) и Франции (Ж. Бокам), комментированный английский перевод. Однако в отечественной науке, несмотря на длительную историю бытования сочинения в древнерусской литературе, достойных исследований, как и современного научного издания перевода, нет. Исключение - лишь небольшая монография Л.А. Самуткиной (2001). Сложность и многослойность текста создают немало проблем, но в то же время являются благодатным полем для исследователя. Стабильного текста сочинения нет, в древнерусской версии есть места, отсутствующие в греческих рукописях. Древнерусский текст был из- дан в конце XIX в. На сегодняшний день из книг «Хронографии», посвященных византийской истории, переведены лишь XVIII (почти полностью; А.А. Чекалова), и отдельные места из кн. XIV-XVII (Л.А. Самуткина). В целом произведение распадается на две половины: книги I-XII рассказывают о библейской и античной (греко-римской) истории до принятия христианства. Книги XIII-XVIII образуют «византийский логос», повествуя о событиях от Константина до Юстиниана включительно.Перевод выполнен по изданию: Joannis Malalae Chronographia / Rec. L. Dindorf. Bonn, 1831 с учетом: The Chronicle of John Malalas. Melbourn, 1986.form a «Byzantine logos», narrating the events from Constantine to Justinian.
Одной из характерных особенностей развития современного социогуманитарного знания является интерес к изучению феномена духовности, его сущности и формам проявления, что обусловлено изменениями ценностных ориентиров человека в контексте глобальных проблем. Особую актуальность приобретает раскрытие оснований феномена духовности и форм его проявления в контексте осмысления проблем современного мира, его глубокого системного кризиса.Специфика предмета исследования такова, что изначально предполагает широкие теоретические основания и междисциплинарные методы исследования.Теоретико-методологическая основа исследования - философско-антропологический подход, рассматривающий духовность как фундаментальную антропологическую константу.Логика исследования осуществляется от теоретических основ к практическим аспектам.Основные выводы могут быть использованы при изучении культуры и духовной жизни современного общества; формировании культурных стратегий в сфере образования, социального взаимодействия; при развитии процессов гуманизации сов- ременного образования.
Ключевые слова
Елью работы является обоснование тезиса, что комплексный психологический, этнологический, социологический и фольклористический подход, привлекая «бессознательное», помогает понять, «как оно становится социальным», как музыкальный фольклор способствует пониманию механизмов сознательно-ментальной регуляции жизнедеятельности и обнаруживает характеристики информационно-коммуникативной среды.Методологически статья выполнена в форме комплексного междисциплинарного психологического, этнологического, социологического и фольклористического подхода к анализу организации специально-научного знания.В результате исследовательской работы выявлено многообразие способов выявления коммуникативно-ценностных оснований музыкального фольклора.Применение результатов исследования возможно в научно-исследовательской, учебной и научно-творческой деятельности. Основным можно считать вывод о том,что сфера музыкального фольклора способствует пониманию гуманитарных технологий сознательно-ментальной регуляции жизнедеятельности и обнаруживает характеристики информационно-коммуникативной среды.
Ключевые слова
Книга «The Balkans in Transition» («Балканы на переходной стадии развития») написана специалистами в сфере социологии, политики и экономики и представляет собой международный сборник исследований современных проблем и стратегий развития Балканского региона. Рецензия содержит обзор ключевых материалов книги.