В статье исследуется вопрос оригинальности и автохтонности текста Священного Писания ислама. Одна из проблем для последователей иудаизма и христианства заключается в восприятии Корана как самостоятельного Откровения, появившегося в определенных исторических условиях на определенной территории. Причиной этого являются многочисленные тематические параллели и аллюзии на тексты предыдущих писаний. В связи с этим зачастую делается предположение о возможности существования переводов Библии и Талмуда на арабский язык в доисламской Аравии, что могло оказать определенное влияние на появление текста Корана как их переработанного варианта. Автор, исследуя факты, полученные в ходе разработки указанной проблемы различными исследователями, приходит к выводу о несостоятельности данных предположений, выдвигая свою интерпретацию причины появления коранического нарратива.
Исламоведение
2015. — Выпуск 4
Содержание:
В работе рассмотрены ключевые моменты взаимодействия тюрко-татарского прогрессивного мусульманского духовенства с антибольшевистским движением в России в 1918 г., а также выявлены причины отхода мусульман от традиций. Анализируя роль ислама в антибольшевистском лагере, следует выделить два периода, в которых религиозная динамика приобретала особое значение. Первый период - это лето 1918 года, когда деятельность прогрессивного мусульманского духовенства непосредственно способствовала установлению власти Комуча в Волго-Уральском регионе. Второй период - это осень 1919 года, т. е. кризис власти Российского правительства и «белой» государственности. С социалистическим антибольшевистским движением связаны такие выдающиеся деятели тюрко-татар, как Г. Апанаев, Х. Атласи, И. Алкин, Дж. Алкин, Г. Исхаки, Ф. Туктаров и многие другие. Для прогрессивного мусульманского духовенства, выразившего поддержку Комучу, утверждение социал-демократического режима означало кардинальное реформирование религии и ликвидацию старых методов познания; однако для кадимистов в лице Комуча виделось полное уничтожение векового традиционализма и догматизма исламской мысли. Отдельное внимание уделено влиянию религиозного фактора на строительство социал-демократической государственности в период установления власти Комитета членов Всероссийского учредительного собрания на территории Поволжья и Приуралья. Посредством анализа нормативных актов, регулирующих религиозную сферу, изучена внутренняя правовая политика в отношении мусульман и установлены факторы, способствовавшие поддержке прогрессивным мусульманским духовенством Комитета членов Всероссийского учредительного собрания. На данной основе сформулированы выводы о роли тюрко-татарского мусульманского духовенства в антибольшевистском движении в период гражданской войны в 1918 г.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу творческой судьбы татарского общественного деятеля, журналиста Алимджана Идриси до Октябрьской революции в России. Для демонстрации эффекта, производимого его материалами в татарских СМИ, была использована методология Пьера Бурдье, автора теории политической борьбы за культурное наследие в современном «глобальном» варианте. «Социальный капитал» у татар в насыщенное политическими событиями время начала XX века не был однородным. Ко второму десятилетию идеология «джадидизма» (обновления) побеждает, формируется светская элита, нацеленная на национальное развитие. Получивший «бухарское» образование А. Идриси не смог реализовать этот «социальный капитал» среди соплеменников в новых условиях. В статье предпринята попытка переосмысления творчества А. Идриси, представлена возможность реализации в другой пространственно-временной ситуации нашего времени.
Ключевые слова
Статья посвящена вопросу диаметральной противоположности и принципиальной несовместимости идеологических установок и ценностных ориентаций экстремизма и терроризма и норм и требований общественной и личной морали человека. Автор рассматривает экстремизм и терроризм как прямые инструменты насилия и разрушения нравственных норм и правил во взаимоотношениях людей, как серьезный вызов всему прогрессивному человечеству, с которым оно должно бороться объединенными усилиями. Автор отмечает, что противодействие экстремизму и терроризму - нелегкая задача, для решения которой требуется системный, комплексный подход, учитывающий как развитие экономики, социальной сферы, так и перестройку всей информационно-идеологической работы, совершенствование правовых основ преодоления этой человеконенавистнической идеологии, направленной на уничтожение всего духовно-нравственного потенциала общества.
Ключевые слова
В статье рассматривается эксплуатация искаженной интерпретации вопроса предопределения судьбы человека в исламе идеологами терактов «смертников». Данная тема по сей день вызывает споры среди ученых, а также среди обывателей. Объясняется это неоднозначными формулировками коранических айатов, посвященных данной теме, и интерпретацией их со стороны богословов, да и простых людей. Идеологи терроризма при аргументации своих действий часто прибегают к постулатам о том, что смертнику якобы предопределено свыше совершить теракт, однако мы приходим к выводу, что все эти утверждения голословны и лживы, являются не более чем искажением истинного смысла исламских догм. Приведена статистика по смертникам и их религиозности, вкратце упомянуты основные вехи развития теории детерминизма и толкования данной темы различными богословскими школами.
Ключевые слова
В статье на основе проведенного социологического исследования показано религиозное поведение дагестанских верующих, частотность соблюдения ими религиозных предписаний и правил исповедуемой религии. С применением методики измерения религиозности Ф.Н. Ильясова, по которой основой религиозного поведения выступают индикаторы «вера» и «отношение к религиозной (атеистической) деятельности», установлено, что культовое поведение дагестанских верующих, независимо от исповедуемой религии, позволяет подразделить их на активных и пассивных. Респонденты, показывающие активное религиозное поведение, демонстрируют высокую степень частотности посещения культовых учреждений, следование религиозным предписаниям своей религии, не имея при этом глубоких религиозных знаний и религиозного опыта. В противоположность им для пассивных верующих характерно игнорирование вероучения и религиозных правил. Исследование показывает, что большая часть дагестанских верующих демонстрирует невысокие показатели культового поведения, хотя при этом для них характерно в различных жизненных ситуациях учитывать предписания исповедуемого вероучения.
Ключевые слова
В статье определяются основные тенденции религиозной деятельности в интернет-пространстве, поднимается проблема позиционирования ислама в Интернете, а также ставится вопрос о влиянии информационных технологий на религиозную идентичность мусульманина на современном этапе жизни общества. Тот факт, что тема «кибер-ислама» в большей степени изучается западными учеными, определяет, по-мнению автора, актуальность и практическую значимость исследования русскоязычных исламских интернет-ресурсов. Автор приводит сведения о масштабах распространения темы ислама в виртуальном пространстве, описывает интернет-источники информации об исламе, ставит вопросы о целях, задачах и функциях этих ресурсов. Одной из возможных причин роста темпов исламизации Интернета автор называет экстремистскую угрозу и тему терактов, которые часто связываются с последователями ислама. Также в статье освещается контент ряда сайтов, нацеленных на пропаганду ценностей традиционного ислама. По итогам контент-анализа автор приходит к выводу о большой роли Интернета как средства просветительской деятельности, но при этом отмечает недостаточность использования возможностей Сети в конкретных религиозных практиках. В ходе социологического анализа устанавливается сущностная взаимосвязь между понятием «уммы» и современной технологией - краудсорсингом. Автор делает вывод о том, что краудсорсинг как инструмент посредничества и объединения людей повторяет основной принцип мусульманской общины, потому может стать позитивной технологией в вопросах пропаганды целей ислама и налаживания взаимоотношений в нынешнем социуме, в целом.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу специфического содержания исламского гуманизма. Автор выделяет три подхода к решению этой проблемы. Первый подход состоит в том, чтобы с позиций атеистической научности установить ограниченность исламского гуманизма. В статье доказывается, что данный подход основан на предвзятом, ошибочном по своей сути, истолковании исламской концепции Бога и его отношений с человеком. Атеистический подход к интерпретации исламской антропологии и исламского гуманизма оказывается совершенно неадекватным, поскольку его мировоззренческая предвзятость, очевидно, не согласуется с научностью, с требованием проникновения в специфическую сущность познаваемого предмета изнутри. Другой путь подхода к проблеме сущности исламского гуманизма - сравнение мусульманского и христианского гуманизма. На этом пути главной методологической ошибкой является попытка интерпретировать ключевые термины: «раб», «Бог», «свобода» с позиций европейской, христианской культуры и давать на этой основе толкование исламского гуманизма. Автор считает, что наиболее эффективным способом экспликации содержания исламской антропологии является реконструкция специфики исламского учения о человеке изнутри исламской культуры, а не извне. Этот путь предполагает, прежде всего, установление специфического исламского социокультурного содержания ключевых терминов: «Бог», «человек», «свобода», «раб Бога». На основе такой реконструкции автор приходит к выводу, что специфическая сущность исламского гуманизма заключена в активной жизненной позиции мусульманина, направленной на служение Аллаху и установленным им нормам мирового порядка и нравственности. Констатируется, что исламская антропология утверждает практический, деятельный гуманизм как основной способ служения Аллаху. Она не отрицает, а, напротив, предполагает постоянный сознательный нравственный выбор и связанную с ним нравственную ответственность личности. Таким образом, в мусульманской культуре исламский гуманизм является мощным духовным средством противостояния разрушительным дегуманистическим тенденциям нашего времени.
Ключевые слова
В начале 50-х гг. ХХ в. догоны, живущие на юге региона Мопти, современной Республики Мали, привлекли всеобщее внимание благодаря книге французского этнолога Марселя Гриоля «Бог воды. Беседы с Оготеммели». Широкую известность получили их культура и изобразительное искусство. В течение последних 50 лет подавляющее большинство догонов приняло ислам. В массовом сознании бытует представление о том, что ислам будто бы уничтожает доисламскую культуру (изобразительное искусство преимущественно). На основании полевой работы в деревне Энде на юго-востоке Страны догонов в марте 2015 г. автор утверждает, что такое мнение полностью не соответствует действительности. Во-первых, многие традиции догонов (полигамия, обрезание) не противоречат нормам ислама. Во-вторых, догоны не только сохранили свою культуру и традиционное изобразительное искусство, но и обогатили свою народную архитектуру новым для них типом сооружения - мечетью. В-третьих, культура догонов сама была способна оказать заметное влияние на мусульманскую архитектуру, примером чему является портал мечети в г. Мопти, воспроизводящий форму, характерную для большинства масок догонов. Сейчас культура догонов действительно претерпевает быстрые изменения. Но эти изменения лишь частично связаны с исламом. Вместе с тем культура догонов является неотъемлемой частью культуры Республики Мали, и её изменения полностью укладываются в эволюцию последней в конце XX - начале XXI в. Ислам видоизменяет традиционную культуру народов Республики Мали. Но непредвзятым взглядом невозможно найти доказательств того, что он хоть в какой-то степени разрушает её. Напротив, ислам способствует сохранению характерного для культуры Мали межэтнического мира, поскольку представители всех народов этой страны являются членами уммы.