Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
2019. — Выпуск 3
Содержание:
«Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари сю:», XII в.) -крупнейший японский сборник поучительных рассказов сэцува, содержащий более тысячи рассказов. В сборник вошли рассказы как «буддийские», так и «светские», тематика их разнообразна. 25-ый свиток «Собрания» целиком отведен рассказам о воинах: в свиток входили четырнадцать рассказов, текст двух из которых отсутствует. В приложении к статье публикуется перевод семи рассказов из свитка и пересказ остальных с целью дать читателю представление о 25-ом свитке «Кондзяку моногатари сю:» как об источнике данных о нравах японского воинского сословия и образе идеального воина xII в.
Ключевые слова
В статье представлены обобщенные результаты комплексных исследований археологических материалов c целью выявления роли растений и животных в системе жизнеобеспечения населения Краскинского городища. Памятник являлся центром столичного округа Яньчжоу в государстве Бохай (698-926 гг.). Для реконструкции детальной палеогеографической ситуации в период существования населения памятника использовался споропыльцевой анализ. На основании изучения экофактов установлены виды растений и животных, которые составляли основу хозяйственной деятельности жителей средневекового города-порта.
Ключевые слова
В настоящей статье представлены результаты сравнительного изучения составов сплавов нательных крестов, происходящих из различных памятников на территории России. Источниковая база представлена нательными крестами XVII-XIX вв. из меди, цинка, свинца и олова в различных пропорциях. Всего 453 изделия, происходящие из Пскова и его окрестностей, с Гольянского кладбища в Республике Удмуртия, из памятников Изюк-I и Ананьино-I в Омской области, из некрополя Умревинского и Илимского острогов. Установлено, что 64% всех крестов изготовлено из трех (из 28 выделенных) сплавов. При этом лишь один из этих сплавов (Cu+Zn+Pb) является общим для всех рассматриваемых коллекций крестов (37,7% от всех крестов). Выявлено, что распределение долей компонентов в рамках этого сплава является индивидуальным для большей части коллекций. Собрания крестов из Умревинского острога и из памятников Омской области продемонстрировали идентичное распределение компонентов в сплавах крестов, что позволило сделать вывод о том, что участки некрополей, из которых происходят кресты из идентичных сплавов, формировались одновременно, а захороненные на этих участках обладали крестами, произведенными в одном центре в один период времени (не ранее середины 1780-х гг. - XIX в.).
Ключевые слова
В статье рассматриваются социальные и экономические аспекты советской модернизации оленеводства на Чукотке в 1940-е гг. Автор обращает внимание на неравномерность модернизационных подвижек, обусловленную прежде всего внешними факторами. Органы власти стремились в первую очередь реформировать архаичный социальный уклад оленных чукчей. В течение 1940-х гг. эта цель была в основном достигнута. В то же время советская администрация не смогла модернизировать пастушество как сферу экономики и природопользования. Органы центральной и местной власти в этот период оказались не в состоянии выработать рациональную концепцию развития чукотского оленеводства.
Ключевые слова
На основе архивных материалов в статье выявлена численность добровольческих формирований Хабаровского пограничного округа НКВД СССР и определены основные задачи, выполняемые силами содействия на восточных рубежах страны в 1939-1945 гг. Автор резюмирует, что силы содействия на Дальнем Востоке СССР оказывали помощь в охране дальневосточной границы, вели оперативное наблюдение, принимали участие в регулярных рейдовых мероприятиях, направленных на выявление лиц, незаконно находящихся на приграничной территории, привлекались для охраны границы в качестве проводников, наблюдателей. Применение сил содействия позволило увеличить плотность охраны границы и снизить нагрузку на личный состав погранвойск.
Ключевые слова
В статье дан анализ реформы жилищно-коммунального хозяйства в малых и средних городах Дальневосточного федерального округа; выявлено, что переход отрасли на самофинансирование и самоокупаемость не был достигнут из-за низкой платежеспособности населения. Основные мероприятия реформы, связанные с значительными финансовыми затратами, - модернизация инженерной инфраструктуры, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья - проводились благодаря финансированию из федерального и регионального бюджетов. Автором сформулированы рекомендации по оказанию дальнейшей помощи муниципалитетам малых и средних городов с учетом социально-экономической ситуации в каждом конкретном городе.
Ключевые слова
Понятие покоя, взятое в смысле «свободы от чего-то», рассматривается в данной статье в контексте средневековой схоластики. Существует прямое отношение между покоем и блаженством. Интуитивное созерцание божественной природы человеком достигается после жизни - по ту сторону человеческой экзистенции как конечного сущего. Блаженство и покой ассоциируются с Благом, но так как мышление по своей природе является деятельностью (актом), то оно различно для Бога и для человека. Интеллектуальна активность (operatio) Творца в сравнении с конечным сознанием представляет собой сверх-деятельность, лишенную форм дискурсивного мышления. Мистики, такие как Майстер Экхарт и Ангелус Силезиус, писали о блаженстве, вечности и достижении Ничто. Для достижения благодати душа должна выйти за пределы сущего и существования. В этой ситуации субъект, так сказать, лишается самости, освобождает себя от какого бы то ни было вида активности. С точки зрения феноменологии, сознание субъекта интенционально, оно конституирует объект, следовательно, конечный интеллект всегда пребывает в акте, в отличие от интеллекта божественного, чей акт не представляет собой деятельность в расхожем смысле слова. Так что Бог в своем абсолютном покое недостижим для конечного сущего. Смысл земного покоя, как более низкого аналога покоя подлинного, образован на основании недостаточно проясненной идеи Абсолюта. Покой и блаженство суть регулятивные идеи экзистенции, конституирующие causa finalis ее жизни.
Ключевые слова
Статья посвящена восприятию произведений русской литературы (А.С. Пушкина, ФМ. Достоевского, А.П. Чехова) в Китае. На основе исследований M.B. Шнейдера и Лю Вэньфэя выявлены особенности китайского понимания русской литературы, такие как восприятие морального смысла произведений русских писателей и социальной направленности литературы; восприятие разговорной формы литературного языка; принятие остро-эмоционального, экзистенциального переживания как нового для китайской традиции способа восприятия литературы; неоднозначное отношение к теме обращения к внутреннему миру человека.
Ключевые слова
Статья посвящена рецепции творчества русского филолога-мыслителя В.Н. Забугина в Италии. Предложенная в его работе 1924 г. концепция «христианского Возрождения» была новаторской для своего времени, посягая на разрушение устоявшихся понятий и представлений об эпохе в силу радикального отрицания русским мыслителем самостоятельных языческих и подражающих античности элементов в культуре эпохи Возрождения, которая оставалась, по его мнению, преимущественно католической. Автор раскрывает суть концепции «христианского Возрождения» и показывает, как отношение к ней менялось на протяжении XX в. Особое внимание уделено критическим отзывам представителей итальянской интеллектуальной культуры: Дж. Джентиле, Б. Кроче, В. Чиана, Р. Саббадини. На основе анализа текстов рецензий автор показывает, что интерпретации творчества Забугина были руководимы как сугубо научными, так и идеологическими соображениями. Представители гуманитарной науки фашистской Италии предприняли необходимые меры для понижения научного статуса концепции «христианского Возрождения», повышенный интерес к которой снова наблюдается в Италии начала XXI в.
Ключевые слова
В статье рассматривается новейший этап рецепции творчества Вл. Соловьева в Германии на примере одной из последних немецкоязычных работ об отечественном мыслителе Mикаэля Бертрама Альтмайера, анализируется авторское исследование антропологических, христологических и эсхатологических аспектов религиозно-философской мысли Вл. Соловьева и Л.Н. Толстого. Автор прослеживает аргументацию Альтмайера, приводящую его к одному из главных выводов работы о том, что Соловьев приходит к учению об обожении, встраивая концепцию теозиса в собственную философию, и в целом остается крепко связанным с церковной традицией, в то время как Толстой говорит не об обожении человеческого, но скорее об очеловечивании божественного. По мнению автора, исследование Альт-майера позволяет считать, что активная рецепция философии Вл. Соловьева католическими и протестантскими кругами Германии на протяжении XX в. продолжается и в текущем столетии, что является одним из факторов, позволяющих Германии удерживать лидирующие позиции в европейском соловьевоведении.
Ключевые слова
Потребность получения информации из внешнего мира является одной из биологических потребностей человека. Наш мозг изменяется под влиянием перерабатываемой информации. Искусственно созданная информационная (цифровая) среда становится основной средой обитания современного человека, проникая во все сферы его жизни. Цифровые технологии оказывают очень сильное, зачастую амбивалентное, влияние на наш мозг, сознание, мышление, когнитивные способности. Воздействие цифровых технологий может привести к изменению «когнитивного портрета» человечества, стимулируя развитие эмоционального интеллекта. В статье анализ данной проблематики связан с проблемой межполушарной асимметрии мозга.
Ключевые слова
В статье рассматривается история становления и развития экологической эстетики как научной дисциплины, затрагиваются основные проблемы, связанные с этим процессом. Понятие экологической эстетики как нового направления философской рефлексии предполагает анализ его отличия от классической темы природы в искусстве и от эстетики окружающей среды. Автор фокусирует внимание на проблеме эстетизации природной среды как основополагающем структурном элементе формирования и развития эколого-эстетической культуры личности.