В статье представлены предварительные результаты исследований на опорном памятнике раннеземледельческой культуры вальдивия Реаль-Альто (провинция Санта-Элена, Эквадор), проведенных первой российской археологической экспедицией в Южной Америке в 2014-2015, 2017 гг. Основной задачей проекта было изучение наиболее ранних этапов истории поселения, особенностей перехода от охотничье-собирательской к раннеземледельческой модели экономики и контекста появления ранней керамики. Полученные археологические и антропологические материалы, а также новые радиоуглеродные даты позволяют предположить, что на этапе перехода от архаического к раннеформативному периоду (5800-5000 л. н.) на побережье Эквадора существовала не одна, а сразу несколько ранних керамических традиций («Вальдивия», «Сан-Педро»).
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
2018. — Выпуск 4
Содержание:
Статья посвящена разработке относительной хронологии сплавов нательных крестов. Источниковая база исследования представлена 190 экземплярами нательных крестов Илимского острога, для которых выполнено определение состава металла. Выработаны подходы к выделению сплавов нательных крестов, разработаны и применены методы выделения компактных разновременных участков некрополя и метод хронолого-планиграфического анализа. Выделено семь этапов формирования некрополя, которые последовательно сменяли друг друга. Установлено, что исследованный участок кладбища развивался из южной, юго-восточной и восточной части на запад, северо-запад и север. Определено, что старые участки некрополя характеризуются хаотическим расположением захоронений. Изучено распределение крестов из определенных сплавов в составе ярусных захоронений. Установлено, что общая закономерность состоит в отсутствии крестов в погребениях нижних ярусов, наличии крестов из редких сплавов в средних ярусах и присутствии крестов из массовых сплавов в верхних ярусах.
Ключевые слова
На заключительном этапе периода Кофун в Японии получила распространение традиция установки на погребальных комплексах глиняных скульптур ханива в форме людей, животных, предметов быта, домов и т. д. На некоторых курганах создавались масштабные скульптурные композиции из ханива. В данной статье анализируются материалы находок ханива, изображающих женщин, выявляются особенности отображения женского образа в различных регионах. Находки сохранившихся скульптурных групп позволяют проследить сюжетные линии, в которых задействованы женские ханива, и выявить среди них основные.
Ключевые слова
В данной статье авторы продолжают рассмотрение сборника поучительных рассказов сэцува «Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари сю», XII в.) в комплексе его взаимосвязей и сходств с другими сборниками этой традиции, составленными в начале XII-XIV вв. Рассказы из «Кондзяку» заимствуются почти во все сборники XIII в., как буддийские, так и светские; иногда это лишь сюжетная схема, а иногда, как в случае «Рассказов, собранных в Удзи» («Удзи сюи моногатари»), - текст целиком. При этом «Удзи сюи» - произведение, уже в большей степени ориентированное на читателя, а не на слушателя, и потому рассказы из «Кондзяку» в этом сборнике перерабатываются и подаются иначе. С течением времени традиция сэцува все больше старается приблизиться к «высокой» литературе, вместе с тем сохраняя связь с проповеднической традицией. Тематика рассказов остается очень широкой. Сборники становятся все больше «авторскими» произведениями. Разнообразные по проблематике и стилю изложения, все они до начала XV в., когда традиция сходит на нет, в той или иной степени испытали влияние «Собрания стародавних повестей».
Ключевые слова
Статья посвящена анализу одного из стихотворений, приписываемых даосской наставнице Сунь Буэр. На примере четверостишья из «Женского мастерства внутренней алхимии» (Нюй гун нэй дань) автор обращается к проблеме интерпретации даосской поэзии и, опираясь на используемые в поэме образы и метафоры, выделяет в ней несколько содержательных слоев, каждый из которых предполагает ее различные толкования.
Ключевые слова
В статье рассматриваются наиболее важные функции логики в историческом познании, которые обсуждались А.И. Введенским, Н.О. Лосским, Г.Г. Шпетом: формирование критического мышления, демаркация предмета и границ исследования, построение субъект-объектных отношений, участие в выработке априорных синтетических суждений науки. Автор отмечает некоторые важные функции логики, на которые указывает «Методология истории» А.С. Лаппо-Данилевского, а также рассматривает суждения Г.Г. Шпета и Н.И. Кареева о значительной роли логики в методологии исторической науки.
Ключевые слова
В 1918 г. Густав Густавович Шпет закончил работу над рукописью «Герменевтика и ее проблемы», первоначально она была продолжением его фундаментального философско-методологического труда «История как проблема логики». Опубликовать рукопись Шпет не смог в силу объективных причин, она появилась уже в наше время. В архиве мыслителя остались наброски и черновики, которые и сегодня требуют осмысления. Содержащиеся в них герменевтические штудии остаются актуальными как для понимания интеллектуальной динамики Шпета, так и для осмысления современных эпистемологических проблем социо-гуманитарных и естественных наук. Автор статьи показывает значимость рассуждений Г. Шпета о двух возможных путях современной герменевтики как методологической стратегии, а также об историческом методе диалектической интерпретации понятий. В приложении публикуется отрывок из рукописных «Заметок о понимании», хранящихся в семейном архиве Г. Шпета.
Ключевые слова
Понятия «коллективная память» и «история» уже почти век находятся на острие гуманитарных дискуссий. Но несмотря на такой продолжительный период исследований их границы по-прежнему остаются размытыми, и на этом фоне постоянно предпринимаются попытки их сближения. Оправданы ли эти попытки? Ответить на этот вопрос попытались авторы данной статьи, опираясь на анализ концепций М. Хальбвакса и П. Нора. Кроме того, авторы обратились к методологическому потенциалу нарратологии, проецируя на ее концептуальную сетку признанные в специальной литературе сходства и различия феноменов «коллективной памяти» и «истории». По мнению авторов, обращение к нарратологии позволяет сделать еще более основательной точку зрения, согласно которой «коллективная память» и «история», несмотря на глубокую взаимную связь, представляют собой два разных, а в некоторых случаях и противоположных друг другу феномена.
Ключевые слова
В статье представлены результаты исследования этико-онтологических условий возможности исторического знания - исторического нарратива как формы служения общей памяти, особенно интенсивного на изломе познавательных и - шире - жизненных традиций. Автор полагает, что история, являясь всегда вновь высказанным или рассказанным воспоминанием о прошлом событии, сама событийна, возникает как отношение нарративной реконструкции и исторической памяти. Вопрос о стратегиях нарративной реконструкции связан с пониманием ее эпистемологических рисков (неверифицируемой субстанциальности, констеллятивности отдельных коммуникативно-прагматических состояний и стилей познавательного общения и др.) и герменевтического горизонта исторической памяти. Историческое понимание, которое образует онтологическую доминанту нарративной реконструкции, как показывает исследование, предполагает добротную речевую личность историка, вырабатывающего новые нарративные формы возобновления исторической памяти.
Ключевые слова
В статье анализируется возможность использования классического постулата марксизма о базисном характере производельных сил для объяснения культурно-исторической динамики и построения исторической типологии культуры. Основной вывод статьи - указанный постулат хорошо работает для объяснения динамики архаической и традиционной культуры, поскольку в эти периоды именно технический прогресс оказывался инновационной силой, приводящей к смене исторических типов культуры. Однако данный постулат не позволяет объснить содержание этих типов. В отношении же динамики креативной культуры он не позволяет объяснить ни содержание исторических типов, ни их смену. Это объясняется основным свойством марксизма, характерным для науки XIX в. редукционизмом, который не позволил учесть и другие - помимо материальной культуры - факторы, определяющие историческую динамику креативной культуры, - религию, политическую идеологию, науку.
Ключевые слова
Понятие меритократии возникает только в ХХ в., однако концепции, с которыми оно коррелирует, появляются еще на ранних этапах формирования политической философии и социальной этики. Автор рассматривает античный вариант меритократических идей на примере текстов Платона. Специфика этих идей связана с образом Сократа, который у Платона выступает, с одной стороны, в функции идеального образца для философа-правителя, с другой - маргинального социального актора, отрицающего всю наличную общественную реальность в Афинах. Таким образом, платоновская «меритократия» вырастает из специфического социального топоса, сконструированного Платоном для своего учителя Сократа. Черты философа-маргинала можно обнаружить у мудрецов и стражей, правящих Каллиполисом в «Государстве», а также у идеального правителя в «Политике».
Ключевые слова
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как такие фундаментальные понятия средневековой философии, как esse, ens, substantia, essentia, понимаются в философии Альберта Великого. Автор предлагает два основных варианта смысла бытия: акт сущности (id quod est) как распространение формы на все сущее и акт бытия. Двойственность значений esse в трактатах Альберта Великого и отсутствие четкого их размежевания мешает прийти к окончательному решению о том, какому из них автор отдавал предпочтение.
По материалам российских архивов в статье уточняются события и факты ранних лет жизни философа и историка науки Александра Койре (18921964). Особое внимание уделяется его семейным связям и отношениям, а также его участию в революционной деятельности эсеров в Ростове в 1906 1907 гг. В статье рассматриваются документы, позволяющие восстановить картину полицейского и судебного преследования, которому Александр Койре подвергся в гимназические годы за участие в революционном подполье Ростова-на-Дону. Новые сведения о юности Александр Койре предоставляют возможность осмыслить его последующую интеллектуальную биографию, поскольку дают окончательный ответ на вопрос о времени его знакомства с Э. Гуссерлем.
Ключевые слова
В статье исследуются взгляды русского религиозного философа Н.О. Лосского, относящиеся к периоду разработки практической философии. Цель статьи - актуализация в философском наследии Н.О. Лосского новых архивных материалов, которые позволяют более глубоко исследовать философско-исторические взгляды русского философа. Видение и понимание смысла истории, цели исторического развития, прогресса, регресса представлены автором в контексте персонализма и учения о перевоплощении, а также аксиологических и этических идей Н.О. Лосского.