Статья посвящена рассмотрению проблемы поиска гуманистических идеалов и принципов науки, начиная с античных времен по настоящее время. Автор подчёркивает, что проблема поиска гуманистических ценностей становится наиболее актуальной сегодня. Происходит поиск новых мировоззренческих идеалов, которые наиболее чётко выражены в принципах биомедицинской этики. Идёт процесс переосмысления многих философских вопросов, в частности вопросов гуманизации науки. В результате усилий учёных, направленных на гуманизацию естественнонаучной сферы, в середине ХХ в. возникла новая наука биоэтика, в контексте которой идеи и принципы классического гуманизма (антропоцентризм, уважение свободы и автономии личности, милосердие, сострадание и т. д.) интерпретируются с учётом реалий современной цивилизации, в первую очередь сделанных в биомедицинской науке открытий и нововведений. Главные принципы биоэтики берут своё начало в идеях и принципах классического гуманизма. Главной целью как для классического гуманизма, так и для современной биоэтики является привитие обществу аксиологического отношения к жизни и здоровью человека. К основополагающим принципам биоэтики относятся: принцип информированного согласия, конфиденциальности, «не навреди», «делай добро», милосердия, справедливости, уважения достоинства, свободы и моральной автономии личности. Становление этих принципов идёт со времён античности. Они остаются актуальными и незаменимыми в наше время.
Гуманитарный вектор. Серия Философия, культурология
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Статья посвящена исследованию проблемы природы и сущности человека в философском наследии. Попытки человека осмыслить себя, своё место в мироздании, понять свою природу и сущность осуществлялись на протяжении всей истории человечества. Данная проблема всегда актуализировалась в переломные периоды истории. За кардинальными изменениями, которые происходят в настоящее время (глобализация, информатизация, виртуализация и др.), теряется человек, его проблемы, нужды и чаяния. Задаваясь вопросом, что есть человек сегодня, как он меняется под воздействием современного информационного общества, авторы обращаются к анализу тех традиций, которые сложились в истории философской мысли. Обозначив различия в понимании человека в западной и восточной культурах, авторы подробно останавливаются на тех тенденциях и направлениях изменения философской мысли в представлениях о человеке от Античности и Средневековья к Новому времени и нашей современности. Античная философия делает первые попытки понять человека, его природу и сущность, определяет основные направления исследования. Средневековая философия обосновывает понимание человека, как существа грешного, нуждающегося в покаянии и смирении. Философия эпохи Возрождения и Нового времени мыслит человека в реалиях своего времени как существа деятельного, активного, преобразующего мир. В настоящее время вновь предпринимается попытка понять человека, его природу и сущность, которые меняются под натиском новых реалий информационного общества.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу существования человека в изменяющихся социальных отношениях. Автор исследует ряд процессов, характерных для жизни людей XXI в., которые детерминируют формирование новой социальности. В центре внимания: изменение отношения в обществе к таким явлениям, как однополые браки, легализация наркотиков и эвтаназия. В статье показано, что эти явления свидетельствует о смещении акцента в жизни человека с социального на биологическое. Другим значимым фактором, влияющим на социальные отношения, является изменение коммуникации, происходящее под влиянием новых информационных технологий, коснувшихся большинства людей. В статье рассматриваются различные изменения в сфере общения; в частности показано, как интернет и мобильные телефоны изменили коммуникацию. Автор акцентирует внимание на формировании новых представлений о времени и пространстве, возникающих у молодых людей под воздействием сети интернет и компьютерных игр. Часть материала статьи посвящена анализу изменений отношений в «обществе потребления», уже построенном в Западных странах и строящемся в современной России. Автор приходит к выводу, что динамика социальной жизни: формирование новых социальных отношений, кардинальные изменения уже существующих социальных процессов - с необходимостью ведёт к изменению жизни человека, пересмотру ряда ценностей.
Ключевые слова
Исследование качества жизни, индикаторов его оценки было начато в 60-80-е гг. ХХ в. В настоящее время в науке сложились различные парадигмы исследования качества жизни: экономическая, психологическая, медицинская, образовательная, демографическая, экологическая. В статье осуществлён анализ качества жизни в экологической парадигме в концепции «Общества риска» У Бека. В работе «Общество риска. На пути к другому модерну» учёный в рамках модернистской методологии формирует новый подход к оценке качества жизни в экологической парадигме. Качество жизни в экологической парадигме понимается как создание таких экологических условий жизнедеятельности личности, которые сохраняют природную окружающую среду. Современное общество У. Бек называет обществом риска, описывает причины возникновения рисков, их типы, доказывает, что одним из факторов, детерминирующих качество жизни общества, изменения социальной, политической и культурных сфер жизнедеятельности личности, являются риски и опасности. В работе проводится сравнение индустриального общества и общества риска, выделяются критерии. Учёный доказывает, что риски - закономерный этап развития общества, которое само порождает риски. Однако управлять рисками общество не может в силу того, что современные риски «не поддаются непосредственному чувственному восприятию человека», человек мало знает о них, а их результаты могут появиться через десятки лет. Кроме того, в концепции У. Бека проводится анализ последствий экологических и технологических рисков в социальной, политической и других сферах жизнедеятельности общества, описываются механизмы улучшения качества жизни.
Ключевые слова
Отношение к детям и старикам - это главный показатель уровня социального и культурного развития общества. Необходимость теоретического осмысления проблемы культивирования в общественном сознании современных россиян детства и детского здоровья как ценности определяется сложной социально-экономической и демографической ситуацией в стране, усугубляющейся набирающим силу духовно-нравственным кризисом. Важными аспектами изучения русскими мыслителями детства и детского здоровья являются: сакрализация детства, творческий потенциал детства, детство как особый мир, детский возраст как своеобразный социальный и культурный феномен. Автор приходит к выводам о необходимости защиты детского здоровья не только со стороны окружающих ребёнка взрослых, но и со стороны общества и государства, важнейшей функцией которых является защита безопасности детства, то есть предотвращение или хотя бы минимизация факторов и ситуаций, содержащих в себе угрозы для жизни и здоровья ребёнка. Метод анализа литературного текста, используемый автором при обращении к произведениям русской классической литературы, в которых представлена тема детства и детского здоровья, позволяет рассматривать выбранные литературные сюжеты как репрезентирующие социокультурную действительность, выявить интересные культурно-исторические ассоциации, раскрыть динамичный характер восприятия детства и проблемы безопасности ребёнка в мире. Автор статьи указывает на феномен детства как изменчивое и подвижное общественное явление.
Ключевые слова
Статья посвящена проблемам культурной безопасности приграничных территорий (фронтиров). Объектом исследования является сравнение южнорусского и сибирского фронтиров. Предметом исследования является проблема культурной безопасности в фронтирных регионах. В основе исследования лежит методология Дж. Тернера, создателя концепции американского фронтира. В статье выявлены особенности фронтиров Сибири и Юга России, их общие признаки, такие как гетерогенность, векторальность, борьба за ресурсы, конфессиональные противоречия, неустойчивость границ, окраинное положение, свободный от традиций образ жизни и др. Анализ истории завоевания Южных окраин и территории Сибири позволил сделать выводы о характере процесса развития российской метрополии, особенностях процесса колонизации прилегающих регионов. Анализ истории и теории фронтиров показал, что эти территории во многом так и остаются маргинальными, неустойчивыми, что вызывает угрозы культурной безопасности в этих регионах. Результаты исследования показывают, что в современный период Южно-Российский и Сибирский фронтиры демонстрируют признаки рефронтира, формирования пограничья, направленного на «освоение» России со стороны её соседей (стран Кавказа, Средней Азии, на юге Китая, в Сибири).
Ключевые слова
В статье обсуждается одна из наиболее острых проблем самоопределения философского знания в культурной ситуации современности - соотношение историчности и универсальности рациональной рефлексии и жизненного мира в процессе осмысления феномена субъективности. Новизна исследования заключается в постановке вопроса о современных формах субъективности уже как со-конституировании европейского разума и жизненного мира. Показано отличие со-конституирования от феноменологического конституиро-вания, разработанного Гуссерлем. К изучению субъективности мы подходим в ситуации одновременного присутствия трансцендентного и не-трансцендентного горизонтов в историчности существования. О субъективности в таком случае говорится в двух смыслах: она является и предварительным условием и результатом встречи мысли и иного (предельной внемысленности предмета мысли). Разноречивость двух смыслов требует прояснения. Предположим, что их можно понять, если концептуализировать и пережить из самой их встречи, что достигается в процедуре со-конституирования. Методологическим инструментом, раскрывающим аналитику со-конституирования, выступает парадигма трансцендентальной рефлексии. Трансцендентализм применяется не столько в качестве гносеологического и когнитивно-эпистемологического способа рефлексии, сколько в его онтологическом прочтении, когда различенность мысли и иного тематизируется не в субъект-объектной оппозиции, а в противопоставленности человека миру как целому. Сделан вывод о необходимости понять границу человека и мира как место встречи мысли и иного, место в котором рождается культура.
Ключевые слова
В работе представлено описание становления и развития современного облика образовательной системы в Российской Федерации в контексте социальных вызовов конца ХХ - начала ХХ! в. В статье выявлены основные этапы модернизации системы образования в 1991-2015 гг., произведена экспликация декларируемых и латентных целей, показаны средства реализации модернизационных мероприятий, положительные и отрицательные последствия и результаты каждого периода, выявлено основное противоречие реформирования - структурно-функциональный диссонанс образования как социальной системы. Нами было выделено шесть основных этапов на основе наиболее значимых мероприятий и нормативных актов, обеспечивающих их проведение. В статье проанализированы процессы, способы достижения этих целей, их положительные и отрицательные эффекты, основные результаты, проведённых мероприятий для каждого из выделенных этапов. На основе системно-генетического подхода выделены базовые процессы, лежащие в основе системообразующих мероприятий каждого этапа модернизации образования. Сформулированы положения о социальных последствиях действий, предпринятых в рамках процесса модернизации образования, изменения в обществе и противоречивые ожидания всех субъектов системы образования на представленных этапах. Выявлены основания рассогласованности в виде низкой культуры управления социальными изменениями.
Ключевые слова
В центре внимания культурологии образования находится взаимодействие образования как института инкультурации и культуры, которая состоит из множества морфологических элементов, включая образование как наиболее важный. В статье доказывается тезис о наличии системного кризиса общества, ставшего очевидным после 2008 г. и охватившего основные сферы общественных отношений. На этом фоне происходит одновременная переоценка роли, функций и структуры институтов культуры и образования, значение которых более не является очевидным. Изменения в социокультурной сфере и их отражение в научной мысли обусловили необходимость интенсифицировать осмысление взаимодействия культуры и образования, обогатить предметное поле культурологии образования новыми проблемами. В частности, исследователи обосновывают онтологическую необходимость образования в современной культуре, которое рассматривается как обязательная сущность современной социокультурной реальности, самое эффективное средство трансляции культурных ценностей и образов. Автор доказывает, что предметное поле культурологии образования будет трансформироваться через постановку новых вопросов: о разном отклике отраслевых образовательных программ на происходящие изменения; о разобщении корпоративной культуры вуза и появлении разноуровневых вариантов её среды; о роли вуза в формировании профессиональной культуры учащихся, адаптивных к региональным рынкам.
Ключевые слова
В работе обозначены ключевые характеристики информационного общества и формирующегося общества знания, рассмотрены преобразования, произошедшие в социуме на рубеже веков под влиянием гло-бализационных процессов. Показано, что в условиях реформы отечественных науки и образования вектор развития фундаментальных исследований смещается в сторону исследовательских университетов. В то же время, с другой стороны, университеты на данном этапе развития общества не готовы производить научное знание в том объёме, в котором его производила Академия наук. Выявлена причина данного противоречия, заключающаяся в отсутствии организационной культуры производства фундаментального знания, поскольку исторически сложившаяся миссия отечественного университета заключалась в трансфере технологий и трансляции знания, а не его развитии. Показано, что в настоящих условиях перевести академическую науку в университетский формат практически невозможно - необходима глубокая структурная трансформация университета, которая позволит соблюсти основные организационные принципы ведущих мировых университетов, для чего требуется серьёзное изменение законодательной базы. Обозначено, что полный перевод академических исследований на университетскую базу не требуется - возможно найти формы тесного взаимодействия, при которых университетская и академическая наука будут не противопоставляться, а дополнять друг друга.
Ключевые слова
В статье исследованы некоторые особенности современной неомифологии, сложившейся на основе понимания общества как пространства локальной (национальной) культуры. Выделены религиозные аспекты интегративных механизмов, характерных для «собирания» общества на основе «традиционных ценностей»; описаны их проявления в условиях современных социальных трансцензусов. Метафизические условия и социально-политические контексты происходящих процессов выявлены в качестве оснований тех мифологических (прежде всего, аксиологических и идеологических) конструктов, которыми оперируют новейшие дискурсивные практики. С опорой на труды современных исследователей философии религии и культуры предпринят анализ возможных логических отношений между некоторыми понятиями семантического поля «национально-культурная мифология». Так, понятия «новое славянофильство» и «неоархаика» рассмотрены с точки зрения их сущностной противоположности, сопряжённые с ними концепты - «неославянофильство», «неоевразийство», «неоязычество», «религиозный неомодернизм» - осмыслены с точки зрения их логического пересечения. Подчёркнута связь этих концептов с соответствующими явлениями действительности. Делается вывод об отсутствии тождества между «государственническими» интерпретациями национальных мифологий и их персоналистскими трактовками, а также о несовпадении религиозно окрашенных деклараций о намерениях определённых социальных групп с их реальной религиозной ориентацией. Основанный на «традиционный ценностях» новый антропологический проект описан с точки зрения закономерностей его ревитализации, а также с учётом возможностей и границ функционирования в пространстве современной культуры.
Ключевые слова
В современном мире в условиях глобализации наблюдаются процессы сближения государств в области экономики, бизнеса, образования, туризма, различных видов производства и иных сферах жизни международного сообщества. Изучению политических, экономических, социальных, культурных и других аспектов данного явления посвящены исследования в различных областях научного знания. В статье подчёркивается важность культурфилософской рефлексии над основными вопросами глобальной проблематики, необходимость исследования и анализа философских оснований, генезиса, сущности глобальных процессов и порождаемых ими последствий. Обращение к образцам мирового искусства (и музыкального в том числе) может содействовать переосмыслению современного мироустройства, воспитанию терпимости, толерантности, открытости к диалогу, преодолению разногласий и предупреждению конфликтов (в той мере, конечно, в какой искусство способно это сделать). «Мягкая сила» русской пианистической школы есть способ выстраивания межкультурной коммуникации, создания положительного образа России за рубежом; а традиции международного конкурса имени П. И. Чайковского - один из путей сохранения и трансляции богатого наследия русской музыкальной культуры (прежде всего фортепианной), раскрытия глубоких смысловых и ценностных основ отечественной культуры.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу пространства и времени виртуального нарратива, которые сопоставляются с фрактальным подходом в науке и философии. Виртуальный нарратив рассматривается в качестве реализации сюжетной линии компьютерной видеоигры или интерактивного кино. Рассматриваются примеры современных компьютерных игр, в рамках которых реализуется виртуальный нарратив - современные видеоигры с открытым игровым миром. Пространство виртуального нарратива компьютерной игры представляется в виде сложного феномена, реализующего особенности геймплея, визуальных эффектов и принципов алгоритмизации, сложность которых изоморфна фракталам и фрактальным принципам визуализации сложности. Время виртуального нарратива также рассматривается в свете фрактальной сложности, приводятся примеры метаморфоз временной линии внутри виртуального нарратива. Делается вывод о возможной продуктивности фрактальной теории в описании многослойной структуры онтологии виртуального нарратива и его основных составляющих - пространства и времени.
Ключевые слова
В статье рассматривается роль языка, как важнейшего средства общения, в формировании коммуникативного пространства. Коммуникативное пространство является сферой взаимодействия, в которой осуществляются акты коммуникации посредством языка. Язык способствует межкультурному взаимодействию, усилению культурных контактов, образовывая единое коммуникативное пространство. Старомонгольская письменность, являясь основным средством межкультурной коммуникации в Центральной Азии, сумела передать не только культурные достижения монголоязычного народа, но и создать определённые социально-коммуникативные условия в регионе. Круг стран и народов, относящихся к этому региону, не может ограничиться рамками чисто географического понятия. Он охватывает не только Монголию, Тибет, Северный Китай, Северную Индию, Восточный Туркестан, но и значительную часть Средней Азии, Восточную и Южную Сибирь. Все государственные и этнические объединения Центральной Азии имели общие традиции государственной жизни, культурной ценности и определённой нормы взаимоотношений с народами региона. В течение многих столетий старомонгольская письменность, являясь историко-культурным достоянием всех монгольских народов и объединяющим их фактором, сыграла важную роль в формировании и развитии культуры Центральной Азии и создании определённых коммуникативных условий для взаимодествия в данном регионе.
Ключевые слова
Исследование специфики латиноамериканской культуры и её рефлексии в философии связано с бурной социально-политической жизнью континента, его литературой и историографией. Если в 20-30-х гг. ХХ в. многие задавались вопросом, есть ли латиноамериканская философия, то уже в 40-50-х гг. этот вопрос был снят обзорами её мысли в разных странах Латинской Америки. Однако поиск своей идентичности и подлинной сути своей философии был связан не только с отказом от европоцентризма, но и с проблема-тизацией латиноамериканского, и с разработкой оригинальной латиноамериканской философии. Огромное влияние на этот процесс оказали Леопольдо Сеа и его последователи, которые прошли в своём развитии ряд этапов. Вначале мыслитель исследует эволюцию историко-философской и социальной мысли Мексики и континента. В 80-90-х гг. Сеа понимает ситуацию этого региона как встречу культур и диалогическое понимание историко-культурного процесса. Поиск аутентичного индехинистского пути философии континента и борьба за достойное место в истории мировой мысли приводит Л. Сеа к разработке философии освобождения. Её новизна усматривается в принципиальной открытости к коммуникации, к другим философским дискурсам и «инкультурации философии», т. е. укоренённости любого философского дискурса, имеющего своими истоками социальную и культурную обусловленность
Ключевые слова
В статье проводится попытка анализа исследований, посвящённых осмыслению процессов восприятия Китая населением российско-китайского приграничья. Автор статьи отмечает, что в китаистике сложилось особое направление, связанное с исследованием рецепции образов Китая. Объектная сфера этих исследований направлена на изучение сознания россиян, находящихся в сфере влияния Китая, предметом исследований являются образы Китая, распространённые на уровне массового сознания. Одним из аспектов исследования являются проекции образов, сконструированных в рамках культуры Китая и распространяемых Китаем среди некитайского населения. Другим аспектом являются рецепции образов Китая воспроизводимых и распространяемых россиянами на территории России. В целом анализ приведённой литературы и источников позволяет автору доказать, что значительная часть авторов, пишущих об образах Китая, склонна идентифицировать китайские образы и китайскую реальность, не принимая во внимание то, что образы, как правило, являются результатом мифотворческой активности неких субъектов политического, экономического, либо культурного действия. Автор отмечает, что основной дискурс вокруг образов Китая посвящён попытке выяснения сущности влияния Китая на Россию, в контексте которой обсуждаются противопоставленные друг другу «алармистский» и «прагматический» образы Китая. Кроме этого, необходимо проведение анализа мифотворческой и конструирующей активности сил, имеющих политические и иные цели в связи с распространением определённых типов мифотворчества о Китае. Автор доказывает, что в основном авторы исследований восприятия образов Китая касались китайской темы в процессе обсуждения общероссийских и мировых тенденций. В то же время специального исследования мифотворчества о Китае в приграничном Забайкалье не проводилось.
Ключевые слова
В статье раскрывается сущность и формосодержательная структура феномена «дуэнде», являющегося кульминационной точкой танца фламенко, его «духом», без которого, как считают профессиональные исполнители и ряд исследователей (А. П. Кларамунт, Р. Молина, А. Г. Климент, Э. М. Анди, Ф. Г. Лорка и др.), танец фламенко невозможен. В испанском фольклоре «дуэнде» (исп. duende) понимается как «сверхъестественное существо, дух, невидимка». Применительно к искусству фламенко его называют «чёрным бесом вдохновения» - особое состояние исполнителя, характеризующееся эмоциональным подъёмом и трансом, который возникает у танцора во время выступления. Между тем, несмотря на важность данного явления в искусстве фламенко, вплоть до настоящего времени не существует научного определения термина «дуэнде» и анализа его структурных элементов. В статье приводятся результаты проведённого исследования, описаны и обоснованы выявленные элементы «дуэнде», впервые построена его структурная модель, состоящая из пяти компонентов: творческое воображение, вдохновение, эмоциональная отдача, импровизация и транс. Критерием наличия «дуэнде» при исполнении танца служит особая ответная реакция зрителя - катарсис. В работе осуществлён анализ каждого из компонентов «дуэнде», сделан вывод о том, что состояние «дуэнде» возникает в результате деятельности первичных и вторичных психических процессов, источником которых являются бессознательные и сознательные начала исполнителя, синтез мышления и чувств.
Ключевые слова
Процессы модернизация и трансформации, происходящие в экономической сфере китайского общества в последние десятилетия XX - начале XXI в., оказали влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на традиционную культуру. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что традиционная культура в первоначальном варианте практически нигде не существует, исключение может составлять культура народа, живущего в трудно доступной по природным условиям территории. На трансформацию культурных ценностей, появление вне-региональных, вне-этнических культурных форм, безусловно, оказывает влияние глобализация, затронувшая не только экономику, политику, но и культуру. На изменение традиционной культуры, её форм влияют и технологии овладения окружающей средой, активное вмешательство человека в природу. Разрушая природу, человек разрушает себя, свою культуру, ведь он взаимодействует с природой не только в процессе экономической деятельности, но и культурной. Актуальность исследования сохранения степной культуры Хулунбуирской степи в цивилизационно-историческом и современном аспектах обусловлена как объективными, так и субъективными факторами, именно: деградация степной экосистемы как условия, детерминирующего динамику культуры степных народов; антропогенная трансформации природы в процессе её активного использования для получения максимальной экономической выгоды; происходящие, под влиянием этих процессов изменения традиционного уклада представителей степной культуры; ухудшение качества жизни степняков Хулунбуирской степи. В последние годы в научной литературе появились работы, исследующие различные аспекты сохранения традиционной культуры, основные тенденции её развития, роль и место в истории цивилизации.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу исследований социального развития и культуры забайкальских немцев в контексте сравнения с проблематикой исследований немецкой культуры в России и Сибири. Автор отмечает, что осмысление влияния немецкой культуры на развитие Забайкалья является актуальной задачей, так как немцы сыграли значительную роль в освоении региона. Методология исследования, основанная на сравнительном анализе, базируется на убеждении, что проблема истории и культуры немцев в Забайкалье не существует вне общероссийской проблематики изучения культуры российских немцев, в то же время здесь имеется специфика, которая отличает особенности пребывания немцев за Байкалом. Статья раскрывает структуру научных и публицистических описаний немцев в Забайкалье, куда входят труды: краеведов, заинтересованных в фиксации феноменов, кажущихся им необычными и достойными внимания; представителей региональной немецкой культуры, которые, проживая на территории Забайкалья, пытаются осмыслить своё происхождение и идентификацию; исследователей антропологического направления, которые проводят наблюдения за современными процессами миграции и диалога культур на территории региона; забайкальских СМИ, выступающих в роли источника информационного материала о процессах современного возрождения немецкой культуры в Забайкалье. Результатом работы является убеждение автора в том, что региональное исследование немцев в условиях Забайкалья должно базироваться на методологической базе, которая накоплена к этому времени в рамках изучения немецкой культуры, в условиях российского и сибирского окружения, со стороны зарубежной и российской науки, нацеленной на осмысление социально-экономических, правовых и культурных аспектов немецкой колонизации в России, выживания немцев в Советском Союзе и немецкого возрождения и немецкой эмиграции в постсоветской России.
Ключевые слова
В статье рассматривается русская культура в исследованиях китайских учёных. Изучение русской культуры китайскими учёными можно условно разделить на два направления. Первое связано с выявлением специфики русской культуры через анализ истории, географии, языка русского народа и др. Второе направление охватывает вопросы влияния и воздействия русской культуры на северо-восточную культуру Китая. В данной статье подробно изложены точки зрения некоторых учёных данных направлений. Исследование специфики русской культуры китайскими учёными является одним из крупнейших направлений научной мысли. Выделены её ведущие признаки: «срединность» и «совместимость», биполяр-ность, способность противоречий образовывать единство, это порождает сильное религиозное сознание и благодаря ему возникшие доброту, честность, гуманность, помощь окружающим, а также терпение к национальному устройству. Наибольшее воздействие русской культуры было оказано на территорию Северо-Востока Китая в связи с фактором географической близости. Данные направления позволяют сформировать понимание культуры России не только как изолированной индивидуальной ценности в мировом наследии, но и как части активного межкультурного процесса, вступающей во взаимодействие с другими культурами.
Ключевые слова
Юмор и ирония имеют свои особенности проявления в культуре. Произведения Н. В. Гоголя, содержащие сатиру на социальные явления, вызывают интерес у китайских учёных. В Китае есть много исследований о творчестве Н. В. Гоголя. Творчество русского писателя сравнивается с творчеством китайских художников. Актуален анализ творчества Н. В. Гоголя в контексте межкультурной коммуникации. В статье анализируется творчество Н. В. Гоголя с точки зрения статуса литературы в культуре Китая. Рассматриваются исследования китайских учёных творчества Н. В.Гоголя, тем самым подтверждается интерес к его произведениям в Китае. Достаточно продуктивным для определения особенностей и возможностей диалога китайской и российской культур, на наш взгляд, является сравнение творчества Н. В. Гоголя и известного китайского писателя Лу Синь.
Ключевые слова
В статье рассматривается система обетов в буддизме, раскрывается её место в буддийской сотериоло-гии и определяется значение этой системы для развития личности в буддийской культуре. На основе тибе-тоязычных источников анализируется понимание обетов, принятое в тибетском буддизме. Выделяется три главных вида обетов (sdom gsum), приятых в тибетской традиции буддизма: обеты «индивидуального спасения» (пратимокши), бодхисаттвовские и тантрийские. Отмечается, что первые фиксируют принадлежность индивида к буддизму и определяют его статус по линии «мирское - ушедшее от мира», бодхисаттвовские определяют принадлежность человека к Махаяне, а тантрийские - к Ваджраяне. Анализ содержательной стороны обетов позволяет разделить их на следующие виды. К первому следует отнести обет прибегания к Трем Драгоценностям и обет порождения бодхичитты, которые квалифицируются как «входные двери» буддизма и Махаяны, а их принятие и соблюдение приводит к формированию конкретной базовой позиции личности и в значительной степени определяет магистральное русло течения её жизни. Ко второму виду относится большая группа обетов, которые регламентируют, каким именно образом следует себя вести в тех или иных ситуациях при общении с другими людьми. Их принятие и соблюдение приводит к формированию того, что можно квалифицировать как буддийскую культуру поведения. В группу же обетов третьего вида входят те, которые определяют особенности отношения индивида к тем или иным религиозным реалиям. В статье раскрывается психологическое содержание практики обетов и делается вывод, что система обетования в рамках буддийского мировоззрения предстаёт как фундамент религии. Она формирует базовую личностную позицию и культуру поведения, направляет деятельность человека в сотериологически значимое русло и способствует повышению уровня осмысленности совершения деяний и самоконтроля.
Ключевые слова
Статья посвящена попытке факторного и историко-эволюционного анализа становления монгольской религиозности, который имеет целью показать, что ведущим фактором этого процесса является геополитическое положение Центральной Азии, как зоны контактов этносов и цивилизаций, а также становление номадизма как основы кочевой культуры. Новизна работы заключена в положении о том, что смешение изначально различных традиций стало основой монгольской религиозности, ритуальная основа которой была обусловлена формированием мифологии и пантеона со строго упорядоченной иерархией божеств. Авторская гипотеза включается в указании на то, что эффективность воздействия на монгольскую религиозность зависит от степени и длительности воздействия на этническую среду, а также соответствия и способности религии ассимилировать в себя традиционные идеи монгольского мировоззрения. Теоретическое значение статьи заключается в разработке идеи о двустороннем процессе взаимодействия между монгольской религиозностью, которая с одной стороны подвергалась социально-обусловленным воздействиям со стороны организованных религий, а с другой - сама влияла на взаимодействующие с ней религии, посредством восприятия только тех элементов, которые оказывались максимально приспособлены к региональным и этническим условиям. Практическое значение статьи заключается в анализе и оценке современной религиозной ситуации в монгольской среде, где значимое место занимают религиозные идеи, связанные с влиянием глобализирующейся культуры и выполняющие политические и экономические функции. Однако, как показывает автор, реактуализация традиции по-монгольски трансформирует их в культе Чингисхана, Тэнгри, практиках буддизма и шаманизма, которые продолжают в изменяющих условиях олицетворять монгольскую идею и религиозность.
Ключевые слова
Цырен-Намжил Очирович Очиров - один из самых значительных художников Бурятии XX в., относится к той категории художников, отсутствие художественного образования у которых не означает полного незнания предшествующего опыта или свободу от какой-либо традиции. В бурятском буддийском и народном декоративно-прикладном творчестве сложилась общая орнаментальная основа, элементы которой присутствуют в листах Очирова. В творчестве самодеятельных художников складывается собственная система выразительных средств, которую роднит с народным творчеством в целом её замкнутость, немногословность. Тщательный отбор выразительных средств характерен и для канонического искусства. Более важным представляется рассмотрение системы ценностей художника, которая является основным поводом для создания произведений и которая может быть выявлена через круг тем, образов и их трактовку. В большинстве листов Очирова на фоне панорамных космологических пейзажей разворачиваются две темы: встреча и поход, в которых участвуют обычно два персонажа. Присутствуют дефиниции: мужчина - женщина, молодой - старый. В трактовке людей проступают черты искусства Древнего и средневекового Востока: отсутствие изображения лиц анфас, разворот тел по спирали, «коленопреклоненный бег».
Ключевые слова
На сегодняшний день актуальной является проблема истории распространения и развития не только протестантизма и особенности миссионерской деятельности протестантской миссии в Китае, но и других ветвей христианства. Современные исследователи делают всесторонний анализ протестантских миссий в разный период в Китае для того, чтобы, во-первых, выявить особенности самой миссионерской деятельности протестантов, особенности подходов протестантских миссионеров к делу проповеди - где, среди какого контингента протестантские миссионеры в основном вели свою проповедь. Во-вторых, чтобы понять, каким образом будут вести свою деятельность протестанты сегодня - где и среди какого контингента сосредоточат своё внимание, на какое положение претендуют протестанты сегодня. Благодаря сравнению взглядов российских, китайских и европейских исследователей мы можем составить более полную картину миссионерской деятельности протестантов в Китае, а также судить о том, каким образом протестантизм способствовал открытию Китая.
Ключевые слова
Сегодня религиозность объясняется с точки зрения социологии, религиоведения, психологии, тогда как социальная философия даёт возможность интегрального понимания религиозности. Соответственно, в статье рассмотрены теоретико-методологические подходы к сущности религиозности. Выяснено, что религиозность - это не только идентификация личности с конкретной конфессией, она также выполняет функцию социализации и придаёт смысл социальному действию, также задаёт систему координат морально-нравственных норм. Будучи, с одной стороны, свойством социальной группы, религиозность проявляется в религиозном сознании и религиозном поведении. С другой стороны, мы можем говорить о личной религиозности как специфическом переживании индивидуумом религии. В науке существуют разные концепции религиозности, которые можно условно разделить на классические и постклассические. Основной тенденцией теорий религиозности является преодоление конфессиоцентризма, также тяготение к наделению религиозности эмоционально-субъективным подтекстом. В рамках социальной философии авторы попытались представить картину развития представлений о религиозности. Естественно, при изучении данной темы каждый исследователь сам решает, что именно будет отправной точкой, однако следует учитывать, что социальная философия может предоставить определённые стратегии для анализа религиозности.