Вопросы творчества привлекают представителей многих сфер научного знания. Особое место эта проблематика занимала и занимает в философских трудах. Их авторы стремились и стремятся выявить те сущностные характеристики, которые отличают творчество от репродуктивных форм человеческой деятельности, хотя грань здесь обнаружить бывает сложно. Исследования, направленные на осмысление феномена творчества, очень разнообразны по своей содержательной направленности, но большую часть этих работ объединяет стремление раскрыть всю полноту возможностей человека, сделать акцент на созидательном начале, присущем человеку. Конечно, изучение творчества не может привести к производству гениев в массовом масштабе. Но оно, несомненно, может помочь нам полнее раскрыть способности личности, увидеть особенности креативного потенциала человека, помочь ему в процессе самоактуализации. Это особенно важно для тех, кто занимается научной деятельностью. Поэтому наша статья нацелена на то, чтобы в общих чертах проследить динамику философских представлений о научном творчестве, таланте, гениальности, особенностях творческого процесса в научной деятельности. В статье рассматриваются классические и неклассические подходы к творчеству. Прослеживаются изменения в осмыслении феномена творчества, связанные со сменой эпох и исследовательских парадигм.
Гуманитарный вектор. Серия Философия, культурология
2016. — Выпуск 1
Содержание:
В статье проводится критический анализ зарубежных философских концепций середины XX в., направленных на поиск сущностных основ болезни. Обосновывается необходимость обращения к трудам зарубежных философов по указанной проблематике. Отмечается, что неразрешённость вопроса об эссенциальных составляющих болезни детерминировало появление плюрализма концепций в этой области, таких как объективная, субъективная, гибридная, альтернативная, социальная. Автором показывается плюрализм взглядов на феномен болезни, который обусловливается многоаспектностью, неоднозначностью рассматриваемого явления. Спор между сторонниками объективного (с позиций реальной сущности) и субъективного (с позиций номинальной сущности) направлений в интерпретации эссенции болезни попытались разрешить авторы гибридной и альтернативной концепции болезни, где сторонники гибридного подхода объединили объективные и субъективные представления, а эпигоны альтернативного концептуального измерения отрицали всякую сущность болезни. В статье указываются сильные и слабые стороны зарубежных философских концепций болезни. Автором рассматривается проблема философских подходов к изучению данного явления. Отмечается, что ни одна из существующих концепций не способна дать исчерпывающее философское определение болезни по причине методологического «вакуума» относительно этого феномена. В заключение делается попытка обосновать авторское социально-философское понимание болезни.
Ключевые слова
В статье предпринимается попытка раскрыть с философских позиций сущностный механизм смены нормальных и патологических процессов в организме человека на основе действия «принципа маятника». Отправной точкой колебательных процессов маятника выступает преморбидное состояние. Подчёркивается, что по мере развития человеческого общества биологический маятник испытывает сильное влияние общественной материи. Если на первых этапах становления человечества силы, воздействующие на «маятник», были соразмерны природному оптимуму, то по мере развития общественной материи он начинает испытывать сильное давление внешней искусственной среды. В результате колебательные процессы маятника обусловливаются влиянием двух разнокачественных сил - естественной и искусственной. Подобное положение вещей увеличивает амплитуду его количественно-качественных колебаний. Это превращает биологический маятник в недетерминистический объект и неизбежно приводит к количественно-качественным изменениям в характере патологии. Социальное пространство трансформирует биологический механизм «принципа маятника», возвращая его колебания в направлении нормы, что в итоге приводит к противоположному процессу - отклонению «маятника» в сторону новых количественно-качественных патологических состояний. Таким образом, механизм действия «принципа маятника» в норме и патологии обладает дуалистической сущностью, которая заключается в его биосоциальной природе.
Ключевые слова
В статье отмечается, что робототехника является одной из новейших отраслей науки XX в., которая возникла в результате междисциплинарных взаимодействий электроники, кибернетики, теории управления, вычислительной и информационной техники, информатики. В развитии науки можно выделить периоды, когда преобразовывались все компоненты её оснований. Автор предлагает схему «Связь научных картин мира, нормативных структур исследования и философских оснований науки». Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные научные революции, которые изменяли тип научной рациональности. Научная революция - это новый этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира. Робототехника является результатом научно-технической революции постнеклассического периода развития истории науки, в ней используются подходы, выработанные ещё классической наукой. Все вопросы развития, задачи, подходы, возникающие в робототехнике, тесно связаны с проблемами классической, неклассической и постнеклассической науки. Можно предположить и доказать, что робототехника развивалась во все периоды истории науки.
Ключевые слова
Статья посвящена экологической этике. Это философское учение о коэволюции человека и природы, она определяет цели и ценности жизни индивида и общества. Признавая приоритет онтологического статуса идеи человека, экоэтика одновременно утверждает идею нравственного достоинства и самоценности природы. С точки зрения экоэтики, природа не есть просто объект человеческой деятельности, но субъект коэволюции человека и природы. Следовательно, она принимает в расчёт не только интересы человека, но и благо природы. Интересы человека как живого существа совпадают с интересами сохранения жизни вообще. Рассматривая экоэтику как философский проект жизни, мы выделяем две особенности экоэтики. Во-первых, экоэтика, основана на признании того факта, что человек может достичь экзистенционального совершенства и обрести подлинность бытия. Во-вторых, она подчёркивает статус каждого человека как субъекта жизни, его ответственность за все его поступки. Ответственность является воплощением самого нравственного, самого принципиального отношения к построению стратегии жизни. Ответственность и есть та категория, которая сопрягает, связывает перспективы индивида и перспективы общества, стратегию личной жизни и стратегию коллективной жизни (стратегию человечества). Философская задача экологической этики состоит в том, чтобы построить нравственно и рационально обоснованную Стратегию Человечества и столь же нравственно и рационально обоснованную стратегию личной жизни, соединить судьбу человека с судьбой человечества в ноосферно-космической перспективе.
Ключевые слова
Цель работы - анализ проективно-конструктивистских оснований технонаучного знания («взгляд инженера»), суть которого мы фиксируем как парадигмальный сдвиг от бэконовского homo faber к постбэконов-скому homo creator. В этой связи тема проектирования реальности выходит на первый план в технонауке и социальной оценке техники. Продемонстрируем процесс «инженеризации» современного естествознания и философии науки на примере «новой биологии». Мы также анализируем трагический разрыв между этическими вызовами и технологическими приложениями в техногенной цивилизации, поскольку работа проектно-конструктивного сознания изначально интегрирована не только в инновационные алгоритмы, но и широкий социальный контекст. В этой связи мы рассматриваем проблему соотношения этики и эпистемологии в «онтологии технического конструирования мира» и ставим проблему редактирования научно-технического прогресса через «моральный дизайн» эпохи высоких технологий. В качестве примера мы рассматриваем новейшую программу инженерного творчества в американской технонауке (движение «ментейнеров»), которая резко противостоит программе инженеров-инноваторов. Ментейнеры делают ставку не на производство «подрывных технологий», а на сохранение (техобслуживание) материальных технических объектов. Наша задача - не столько критика одной из вышеописанных программ, сколько попытка преодолеть раскол и объединить две разновекторные инженерные культуры на основе интеракции для усиления синергетического эффекта.
Ключевые слова
Человеческое мышление - это постоянное стремление к осознанию бытия мира и роли человечества в нём. Оно представляет собой проявление творческой активности мыслителей на базе его интеллектуального стержня - метафизики. Всякий специалист, учёный, стремящийся к жизненной мудрости, постигает глубинную философию, чтобы понимать суть высших целей Человечества. Метафизика, будучи фундаментальной философской рефлексией, представляет креативно-мыслительную идеализацию бытийных ракурсов: онтологического, гносеологического и аксиологического типа, и сложившихся в философии особо фундаментальных теоретических ходов творческой мысли человека. Целью статьи является определение места и роли метафизики как метода исследования в научно-философском познании и познании мира в целом. Автор стремится доказать, что в научной литературе зачастую метафизика неправомерно противопоставляется диалектическому методу познания. Метафизика выражает силу тяги человеческого креативного разума к постижению и осознанию вечного бытия, к некому преодолению конечности индивидуальной человеческой жизни. В человеке заложена потребность к трансцендированию как интеллектуально-нравственному выходу за пределы наличного человеческого бытия, за пределы обыденной данности. На эту мыслительную потребность людей и стремится ответить метафизика. Метафизика - это подлинная философия, хотя эта позиция множество раз отвергалась, даже клеймилась как ложное учение. Но и множество раз она вновь и вновь прославлялась и поднималась на щит как высшее торжество человеческого разума.
Ключевые слова
Состояние гуманитарной среды в нынешней России в результате так называемых реформ внушает большие опасения: деградация целых отраслей производства и регионов страны, коррупция, разрушение систем образования и здравоохранения, падение морали, ожесточение в межчеловеческих отношениях, духовное опустошение. Итог этих реформ - экономический, социальный, политический и духовный кризис, переживаемый ныне страной. Поэтому мы считаем, что ко всем новациям нужно обязательно подходить только с научной точки зрения. Должна быть чётко разработанная, спланированная, системная концепция каждого этапа реформирования. В нашем обществе результатом всех реформ, помимо эрозии элементов экономической и социальной системы, стал факт невнятного объяснения того, что за общество мы строим, какие основные нравственные и ценностные ориентиры заложены в основу системы, на какие идеалы следует равняться и подражать людям, особенно молодому поколению. За утверждение гуманизма отвечают и философия, и наука, и искусство, и образование и религия. Осознание человеком своей собственной человечности, её ресурсов и возможностей - это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность - неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека.
Ключевые слова
В настоящее время феминизация образования, связанная с процессами обучения, воспитания, развития детей, молодёжи, жизненной и профессиональной социализацией людей, становится предметом научных исследований. Феминизация российского образования представляет одно из направлений социокультурного развития и отражает не только специфику реализации педагогической профессии в конкретных политических, социально-экономических и культурно-исторических условиях, но и её общественный статус. Нами была поставлена задача определения этапов феминизации российского образования, их социокультурных особенностей (вовлечённости государства в процесс феминизации образования, наличия женщин в структуре и уровнях образования, гендерных особенностей, функций образования в обществе, которые не оставались неизменными, детерминировались политикой государства в обеспечении стабильности и национальной безопасности страны). Были использованы системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный подходы, позволившие рассматривать феминизацию образования как целостное социально-культурное явление, представляющее совокупность взаимосвязанных элементов (причин, факторов, условий), отражающего специфику социального процесса. Социально-философский анализ феминизации российского образования позволил выявить методологические основания определения этапов феминизации российского образования.
Ключевые слова
В статье выявляются общие тенденции в изменении оценки образовательных результатов на уровне высшего образования. Данное исследование носит культурологический характер, так как эти изменения представлены с точки зрения системной трансформации социокультурных отношений. Появление новых критериев оценивания образовательных программ и ранжирования вузов опрєдєляєтся тенденциями развития мирового сообщества. Прежде всего изменения коснулись системы университетов, которые находятся в ситуации острой конкуренции не только между собой, но и со стороны новых форм образования. Это приводит к появлению новых требований к образовательному процессу, что непосредственно отражается на системе оценивания. Внимание переносится с университета, где даются знания и формируются необходимые компетенции, на субъект образовательного процесса. Студент и выпускник рассматриваются как основные показатели качества образовательной программы. Оценивание качества осуществляется с позиции их социокультурной успешности и состоятельности после окончания вуза. Сейчас наблюдается острая конкуренция не между вузами, а между отдельными образовательными программами по определённому направлению, что в будущем потребует выработки систем оценивания не университета в целом, но конкретных образовательных программ. В связи с этим в статье поднимается вопрос о необходимости построения особых критериев оценивания образовательных программ на творческих факультетах.
Ключевые слова
В нашем нестабильном настоящем вопрос оценки исторического прошлого народа и влияния исконных духовно-нравственных ценностей на социально-политические процессы будущего является чрезвычайно актуальным. Начавшийся в XIX в. как спор западников и славянофилов, он продолжается до сих пор. Ещё П. Я. Чаадаев предложил русскому обществу отказаться от ветхого прошлого отечества, от его духовной базовой ценности - православия и заменить на духовные ценности западноевропейской цивилизации как единственно верной модели развития человечества. Резкая критика позиции Чаадаева всеми мыслящими людьми российской общественности (включая самых близких его друзей) стала ответом на его концепцию развития России. Крайности в оценках никогда не могут стать основой конструктивной критики. Автор утверждает, что недовольство действительностью не может инициировать отказ от исторического прошлого своей страны, а идеализация чужой культуры и модели развития, преклонение перед всем иностранным со временем разобьётся о факты действительности, и тогда станет ясно, что только «умалишённый» может хотеть спасения своей родины через поругание традиционных для отечества ценностей, унижение других народов ради вхождения в состав якобы самой прогрессивной человеческой цивилизации.
Ключевые слова
В статье рассматривается процесс воспитания через призму соотношения в нём суггестии и объяснения. Отмечается, что в традиционном воспитании преобладала суггестия. С развитием логического мышления возникает и становится ведущим объяснение в процессе образования. В воспитании же роль суггестии остаётся огромной даже в эпоху цивилизации, а на ранних этапах развития ребёнка - единственной. Автор считает, что убеждение может быть основано как на знаниях, полученных в результате логического мышления и логического объяснения, так и на внушённых представлениях. Поэтому суггестия как метод воздействия противопоставляется объяснению. А результат суггестии - внушённые представления противопоставлены пониманию. Однако поскольку посредством суггестии можно внушить как ложную или ошибочную информацию, так и истинную, внушённые представления, отражающие истину, могут быть впоследствии осознаны, и убеждение становится логически оправданным. Именно в этом, с точки зрения автора, должно состоять воспитание. По мнению автора, современное общество должно не полностью отказываться от традиционных методов, а сохранять их в воспитании тех детей, которые ещё не обладают таким уровнем логического мышления, который необходим для самостоятельной личности. Но в то же время этими методами не следует злоупотреблять в воспитании старших детей, несмотря на их большую эффективность. В статье сравнивается соотношение традиционных и цивилизованных методов воспитания в американской и советской практике на основе данных У. Бронфенбреннера, опубликованных в его работе «Два мира детства: Дети в США и СССР».
Ключевые слова
В статье, написанной на основе литературных, мемуарных, публицистических, опубликованных полевых источников, комплексно исследуется монгольская лошадь в войнах и культуре монгольского народа. Актуальность обоснована малой изученностью данной породы лошадей с точки зрения её боевых качеств, поведения в бою, а также отражения в культуре Монголии; возрастающим интересом, связанным с пересмотром средневековой монгольской истории; наращением поголовья лошадей в современном азиатском постсоветском пространстве по экономическим соображениям у ординарных сельчан. Выдвигается гипотеза: монгольская лошадь - один из важных элементов культурного наследия Монгольской империи. Выявляются причины и характеристики её особости, позволившие войти в мировую историю как участнице больших победоносных кровопролитных войн средневековья и XX в. Есть мнение о её происхождении от лошади Пржевальского. Сохранение породы со времён Чингисхана состоялось, возможно, благодаря определённой изолированности страны, а также традиционализму монголов, сберегающих кочевой образ жизни. Лошадь удерживает ведущее положение в хозяйственной, праздничной жизни. Рассматривается специфика использования лошадей в средневековых войнах монголов: лёгкая, ударная и тяжёлая кавалерия - каждая со своими функциями: при переправе через большие реки; для тактического военного обмана. Всё это требовало особой оснащённости верховых лошадей, некоторые имели конские доспехи. Приводится их описание. Во время Великой Отечественной войны и Советско-японской войны 1945 г. лошади в составе конно-ме-ханизированных войск взаимодействовали с тяжёлой артиллерией. Образ лошади находит яркое отражение в культуре монгольского народа. Здесь рассмотрены национальный герб Монголии, некоторые конные скульптуры и конные скачки на празднике Наадам. Результат исследования: проведённый анализ достоверных материалов позволяет считать подтверждённой выдвинутую гипотезу и признать её неопровержимым фактом.
Ключевые слова
Основной идеей философии общего дела Н. Ф. Фёдорова является идея всеобщего родства (супрамо-рализма), восходящая к христианской эсхатологии и экклесиологии. Супраморализм рассматривается мыслителем как идеальное состояние мира, которое недоступно человечеству в силу утраты чувства родства и забвения пятой заповеди Декалога о почитании родителей. В качестве средства к восстановлению всекос-мического и всечеловеческого единства мыслитель рассматривает осуществляемое соборными усилиями человечества всеобщее воскрешение предков, которое невозможно в условиях «городской» («обезземеленной») культуры, построенной на «неродственности» и взаимной вражде. Философские идеи Фёдорова созвучны современным тенденциям в науке. Во-первых, они антропо-логичны: философская интерпретация Фёдоровым идей христианской теологии и библейских заповедей позволила ему открыть новые перспективы в осмыслении человека, его места и назначения в мире. Во-вторых, они вполне вписываются в контекст характерных для постнеклассической философии представлений о непротиворечивости религиозного и естественнонаучного. Актуальность представленного в статье исследования объясняется тем, что наследие русской религиозной философии ХІХ-ХХ вв., которое многие десятилетия было в нашей стране закрыто для изучения по идеологическим соображениям, по сей день остаётся исследованным недостаточно и нуждается в особенно пристальном внимании и осмыслении с позиции современности. Анализ первоисточников позволил сформировать авторское понимание философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретации библейской заповеди о почитании родителей и сделать интересные выводы о том, что эта заповедь является скрепой эсхатологических и экклесиологических идей в теоретических построениях русского мыслителя.
Ключевые слова
Статья представляет первую попытку культурологического осмысления творчества забайкальского поэта Вячеслава Александровича Вьюнова. Поэт отнесён к культурному явлению, названному «чистым искусством». Появление подобного культурного типа связано с периодами «усталости» от общественно-политических мятежей, выступлений, деклараций и сознательной смены эстетической программы творчества. Культурный мир поэта наполняется образами красоты, знаками «безмолвия», отражёнными картинами бы-тия-иномирия, неба-земли, внутреннего-внешнего. Десятые годы ХХ! в. становятся наиболее плодотворными для появления поэтов «чистого искусства». Начало было положено Ф. Тютчевым и А. Фетом, продолжением стали поэтические миры Серебряного века, и возрождение наступает сейчас. Культурный тип человека и поэта Вьюнова соотносится с культурным типом русского поэта и богатого помещика-коннозаводчика Фета. Обе фигуры в отношениях к жизни и поэзии амбивалентны. Оба с интересом рассуждают о ведении сельского хозяйства и с таким же интересом говорят о тонких эстетических материях. Для современников - это загадочные фигуры, жизнь и творчество которых мыслятся раздельно и кажутся несовместимыми. Культурно-поэтический мир В. Вьюнова раскрыт на фоне медленно текучего русского бытия со всеми его культурными знаками. Лирика Вьюнова философична, закодирована в символы, метафоры, образы. Духовные смыслы её репрезентируются из русской классической поэзии и актуализируются для «своего» читателя. В культурном мире забайкальского поэта возрождаются и сохраняются традиционные ценности народа, которые эстетизируются в его сознании и передаются читателю в образах Красоты, Добра и Истины. Культурное двоемирие Вьюнова комфортно сосуществует в грубом крестьянском труде и тонком лиризме поэтического вдохновения. Подобная амбивалентность - парадоксальный знак нового культурного явления.
Ключевые слова
В статье рассматривается понятие «справедливость» как социально-философская категория и выясняется его значение для наказания. Цель статьи заключается в рассмотрении вопросов: Что же такое справедливость? Какое значение она имеет для наказания? Авторы с философских позиций размышляют над вопросами о причинении страдания преступнику посредством наказания, обращая внимание на то, что нельзя человека наказывать слишком сурово за мелкий проступок. Вместо этого должна существовать определённая идея пропорциональности: чем более тяжкое преступление, тем более суровое наказание. В статье анализируются существующие как в различных религиозных учениях, так и в светской этике подходы к оценке тяжести того или иного поступка и ответственности за него. По мнению авторов, цель наказания не состоит в простом обречении на страдания. Страдания, причиняемые в процессе наказания, должны иметь более высокую задачу - отвратить преступника от повторного совершения преступления и удержать других от совершения подобных актов. Наказание, таким образом, заключается не в исправлении, а в удержании преступника от совершения новых преступлений. Вместе с тем авторами справедливо отмечается, что применение смертной казни к преступнику, т. е. убийство в качестве возмездия, не является правильной позицией, поскольку она исключает возможность человека измениться. Авторы на конкретных примерах доказывают точку зрения о недопустимости мести при осуществлении справедливости. Особый интерес представляет вывод о том, что само понятие о справедливости основано на сострадании. Важный момент, касающийся принципа сострадания как основы для осуществления справедливости, состоит в том, что оно направлено не на преступление, а на преступника. Сострадание требует того, чтобы осуждались неправильные действия, но при этом поддерживалось доброе отношение к тому, кто эти действия совершает, так как по мнению авторов - все люди способны измениться.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу некоторых идеологем потребительского общества, нашедших отражение в виртуальном нарративе. Рассмотрены «политические» идеологемы потребительского общества, связанные с геополитическими реалиями современности, желанием доминирования стран Запада, и их отражение в виртуально-игровом нарративе. Подвергается критике распространённая идеологема «Запад-Восток», идеологема постапокалиптического будущего как результата противоборства супердержав современности. Проанализирована идеологема потребления как «бесконечного процесса», понимаемая в качестве потребления и извлечения пользы, увеличения полезности, что изоморфно самой логике экономики в условиях расширенного воспроизводства и возвышения потребностей современного индивида-потребителя. Выделяется и исследуется идеологема «внутреннего рынка», представляющего собой часть геймплея, в рамках которой герой игрока вынужден следовать логике рынка, покупать и продавать товары для успешного прохождения игры. Данная идеологема изоморфна потребительскому поведению в реальном мире. Делается вывод о зыбкости границы, разделяющей виртуальный и реальный рынки, потребительское общество и виртуальный нарратив. В статье проанализированы некоторые гендерные идеологемы виртуального наррати-ва, рассмотрено ярко выраженное выделение гендерных черт успешных мужчин, красивых независимых женщин, что изоморфно рекламным и маркетинговым императивам социокультурной ситуации современного мира.
Ключевые слова
Научная рациональность постпозитивистского познания - конструктивистская идентификация, обеспечиваемая «вычленением» отдельных структур, в которых сохраняется общность элементов субъективной реальности, эволюционно отображающая адаптационное становление «хозяйствующего человека», сейчас не способна выразить дихотомию природного (естественного) и искусственного (культурного) в полной мере. Развитие теоретических идей наук о природе, культуре и обществе, их синтез на основе герменевтики ландшафта позволяет существенно расширить смысл популярного тезиса, констатирующего: «для понимания целого необходимо понять его части, но для понимания частей, необходимо иметь представление о целом». Также посредством соприкосновения с этим ограничением мы постигаем, что любой проект человеческого бытия существует в многомерном пространстве возможных альтернатив, реализаций и разнообразных изменений «текста воплощений». И если культура локализуется представляющей её функцией - сохранения традиции и диффузии инноваций, то другой конец нашей умозрительной линейки - «искусственное - естественное», будет неизбежно представлен противоположностью - начало начал, неуправляемым и неорганизованным человеком хаосом, дикой природой. Геоконцепт «дикая природа» - это миф, идея, образ, символ, индекс, территория. Во всём своём единстве многозначия таковой не получил должного внимания и отображения в научном дискурсе культурной географии России.
Ключевые слова
Использование метода аналогии в гуманитарных науках довольно часто сопровождается заимствованием схем, приёмов и закономерностей из естественных наук. Естествознание, благодаря разумному применению этого метода, предполагающего отсечение ложных аналогий, выступает как неиссякаемый источник нового знания для гуманитарных наук, в том числе и для гуманитарной географии. В трансграничных исследованиях автором были использованы природоподобные аналогии. В исследовании территориальной организации трансграничного природопользования на стыке границ трёх стран аналогия термодинамической диаграмме воды, а слоистая организация населения и фортификационных структур в формате двухстороннего трансграничного региона - аналогия слоистости атмосферы. В исследовании трансграничья метод аналогий позволяет: объяснить процессы самоорганизации, а точнее взаимной организации по обе стороны границы или на трёх сторонах (в случае с трёхсторонними участками) природы, населения и хозяйства; следуя выявленным тенденциям, избежать противоестественного территориального планирования, ведущего к ущемлению интересов сопредельных государств; избежать приграничных и трансграничных конфликтов.
Ключевые слова
Приграничная территориальная общественная система Забайкальского края складывалась эволюционным путём, центральное географическое положение города Нерчинска в ней подкреплялось политической центральностью столичного статуса. Перенос столицы в Читу в 1851 г. привёл к смещению политического центра региона относительно географического центра. С переносом столицы в город Читу Нерчинск не утратил центральности в транспортно-расселенче-ской структуре и в традиционных потоках межселенных сообщений. Не изменилась и ценность его культурного наследия, выраженного в объектах архитектуры и исторических событиях, свидетельствующих об историко-политической центральности. Нерчинский район, административным центром которого является Нерчинск, имеет центральное географическое положение в современной системе муниципальных районов Забайкальского края. Построение центрально-ориентированных по отношению к Чите и Нерчинску картографических анаморфоз позволило оценить географическое положение этих городов в транспортно-расселенческой структуре: для Читы как окраинно-моносекторное и центрально-полисекторное - для Нерчинска. Столичная реликтовость (инерционность столичных функций) может стать для Нерчинска мощным фактором его позиционирования - изменения экономико- и культурно-географического положения в регионе. Диалектика столичных позиций двух городов выражается не только в противостоянии, но и дополнительности их функций в транспортно-расселенческих структурах.
Ключевые слова
Статья посвящена обсуждению содержания книги академика РАН ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А. С. Запесоцкого «Культура: взгляд из России», выпуск которой был посвящён юбилею её автора. В тексте рецензии отмечен блестящий полемический стиль, задор, обращение к жизненным реалиям, характерные для данного издания, которые выводят его за рамки строго научных монографических произведений и вовлекают читателя в диалог с автором, в котором ему приходится отвечать на острые и чаще всего не имеющие однозначных решений вопросы. Автор статьи попытался отразить содержание дискуссии, инициированной А. С. Запесоцким в отношении статуса и методологии культурологии как научной дисциплины. Результатом проведённого анализа является убеждение в неоднозначном характере данного издания, для которого характерно стремление к интеграции различных видов знаний, увязанное со стремлением к реализации в практике всего, что кажется автору наиболее продуктивным. Автор рецензии показывает, что при обсуждении становления культурологии, как особого самостоятельного вида научного знания, исключительную важность приобрёл экзистенциально-бытийный фактор, направленный на обоснование правомочности научно-исследовательской деятельности направления русской гуманитарной культурологии. Как полагает рецензент, благодаря дискуссионному характеру содержания и необычной структуре построения работы, наличию проблем, связанных с необходимостью разработки оснований статуса и методологии культурологии, и вызываемым в связи с этим вопросам, сборник трудов А. С. Запесоцкого представляется актуальным, важным и, самое главное, интересным изданием, которое вносит существенный вклад в теоретическое обоснование и развитие культурологического знания и должно быть рекомендовано для чтения бакалаврам, магистрантам, специалистам, исследователям, преподавателям, и всем тем, кто интересуется проблемами развития и исследования культуры.
Ключевые слова
В основу научного исследования положена концепция фрактальной географической трихотомии. Доказывается, что на микроуровне у стыков границ трёх стран в различных частях мира формируются специфические географические структуры, для которых характерно центростремительное ужесточение режима хозяйственного природопользования и симметризации территориальных структур. Рассматривается приграничное положение Забайкальского края в трансграничном трёхзвенном регионе восточного стыка границ России, Монголии и Китая. В результате философско-географической идеализации выдвигаются две региональные модели территориальных структур природы, населения и хозяйства - ортогональная и радиальная. В соответствии с моделями предложены две картографические анаморфозы Забайкальского края, отражающие роль приграничного положения в территориальной организации населения и хозяйства. С помощью расчётов коэффициента плотности транспортно-расселенческих структур автор доказывает уменьшение влияния приграничного положения: в соответствии с ортогональной моделью - по мере удаления от участка российско-китайской границы; в соответствии с радиальной моделью - по мере удаления от стыка границ трёх стран. Монография предназначена для географов-обществоведов, экономистов, специалистов в области приграничного регионального управления и трансграничной интеграции.
Ключевые слова
Данный текст предлагается автором в качестве постановочно-проблемного рассуждения. Если, вообще говоря, этику интересует то, как выстраиваются межсубъектные отношения - люди друг другом восхищаются, впадают в оторопь, вступают в полемику, друг к другу придираются, проявляют коварство и многое другое - не мешало бы целостно описать и осмыслить многомерную матрицу этих взаимоотношений. Статья посвящена одному конкретному фрагменту указанной многомерной матрицы - плевку. Плевок вполне может быть рассмотрен как манифестируемое нравственным субъектом уничижительное отношение к фрагменту действительности, или даже к миру в целом. Это не просто состояние, но и (пусть не очень культурный) инструмент общения. Зафиксировав укоренённость плевка в ткань повседневности, автор констатирует: существует пёстрая картина ситуаций, в которых фигурирует плевок как поступок. Рассмотрев обобщённую ситуацию, в которой происходит плевок: СУБЪЕКТ-АДРЕСАТ-КОНТЕКСТ-МОТИВЫ-ВОСПРИЯТИЕ-РЕЗУЛЬ-ТАТ - автор кратко характеризует каждый из указанных параметров. Итоги размышлений формулируются следующим образом: Мир - многоцветный, разнозвучный, благоуханный, своими динамичными хитросплетениями превышающий все познавательные наши способности - заслуживает того, чтоб его осмысливать и описывать. Заслуживаем ли мы того, чтобы жить в этом мире? Способны ли мы проявлять себя в нём как бы то ни было более позитивно, нежели человек плюющийся?