В статье рассматривается специфика формирования понятия бытия в ранней греческой философии. Проводится сопоставление рациональных и мифо-религиозных составляющих в исследуемом историческом этапе философии. Мифологическая и религиозная составляющая имплицитно присутствует в философских построениях ранних греческих философов. Миф представляет собой поэтическую восприимчивость человека к изначальной тайне, тому, что невыразимо. Образ тайны показывает особое познавательное отношение к бытию, в рамках которого в человеческой практике посредством мифологических и религиозных дефиниций, философских категорий познающий субъект стремится коснуться Истины. Для мифологического отражения реальности характерна образно-символическая оппозиционность. Для философского мировосприятия - это наличие бинарных оппозиций. В натурфилософии милетской школы появляется представление о едином живом мироздании, субстанциальной основой которого полагается субстратное первоначало, либо беспредельный апейрон. Элеаты мыслили чистое бытие, соотнося с законами мышления; Пифагор и Гераклит в основе истинного бытия видят упорядочивающий закон в форме числовой пропорции, либо универсального Логоса. Полемизируя с религиозными представлениями, в античной философской традиции появляется идея Бога как универсального разумного начала, где Абсолют неотделим от вечного несотворён-ного космоса (Ксенофант). В статье показано, как дефиниции, имплицитно присущие мифо-религиозному восприятию реальности, проявляются в философском дискурсе, в рамках которого они получают рациональное истолкование.
Гуманитарный вектор. Серия Философия, культурология
2015. — Выпуск 2
Содержание:
Роль, которую играют различные идеологии и концепции в политическом дискурсе современности, имеет большое значение для понимания многих процессов, характеризующих сегодняшнюю социально-политическую реальность. Немаловажным является и анализ оснований этих идеологий и концепций в историко-философском контексте, поскольку такой анализ указывает на преемственность социально-политических проблем, а значит - позволяет лучше распознать их сущность и, возможно, предугадать их нежелательное появление. Статья раскрывает предпосылки возникновения в философских системах Древнего мира такого социально-политического учения, как анархизм - теории бесклассового и безгосударственного общества, основанного на началах взаимопомощи и самоуправления. Если древняя мысль, апеллирующая к позитивному образу государства как основе общественного порядка, изучена достаточно глубоко, то мысль, умаляющая роль государственности или полностью её отрицающая - явление, на взгляд автора, малоизученное или же недостаточно анализированное с точки зрения изучения социальной философии анархизма. В статье рассматриваются наиболее значимые с точки зрения рассматриваемой темы философские концепции и социальные теории отдельных мыслителей Древнего Востока и Античности. Кроме того, раскрывается роль анархизма (протоанархизма) в политическом сознании древности, а также даётся представление о системе политического сознания как такового.
Ключевые слова
Статья посвящена проведению сопоставительного анализа концепций социального финализма двух выдающихся русских мыслителей - Н. А. Бердяева и Н. Ф. Фёдорова. Современные социальные реалии наглядно показывают, что на сегодняшний день концепции социального финализма превратились в средства манипуляции как индивидуального, так и общественного сознания. Эсхатологические учения, получившие наибольшее распространение в России конца XIX - начала XX в., являются предтечей сегодняшних фина-листических концепций. Этим обусловлен интерес автора к работам вышеназванных философов. Обе концепции, представленные в исследовании, являются религиозными, но так как философия Бердяева принадлежит экзистенциальному направлению, а учение Фёдорова русскому космизму, то они достаточно ощутимо расходятся в своём понимании условий и средств, необходимых для достижения следующего (идеального) уровня социального бытия. Основой финалистической концепции Бердяева является учение Канта о нуменах (ноуменах) и феноменах. Анализируя работы мыслителя за разные годы, автор выделяет в философии Бердяева три эсхатологические перспективы - индивидуально-личную, национально-историческую и универсально-историческую. Для достижения поставленных целей (финала) человек должен стать творцом, преобразователем. Концепция Фёдорова не предполагает выхода за пределы мира объектов. Цель человечества - преодоление смерти, воскрешение умерших отцов («патрофикация»), за счёт этого достижение всеобщего бессмертия. Эсхатологическая перспектива у Фёдорова только одна - соборная, так как спасение («воскрешение») человечества возможно лишь коллективно (соборно). Анализ данных концепций позволит создать методологическую и теоретическую основу для изучения современных финалистических учений.
Ключевые слова
Начало XX века ознаменовало собой переход от классического типа мышления эпохи модерна к неклассическому, а в дальнейшем и к постнеклассическому. Переход общества, науки и культуры в качественно новое состояние стал посылом для появления нового термина, который мог бы охарактеризовать произошедшие перемены. Таким образом, на Западе во второй половине XX века в ходе попытки переосмыслить новые тенденции зародилось понятие «постмодернизм». В наши дни, в связи с неопределённостью дальнейшего мирового развития, изучение феномена постмодерна вновь приобретает актуальность, обращая внимание всё большего числа учёных на проблемы постмодернизма. Целью данной статьи является экспликация понятия «постмодернизм» и анализ различных подходов к оценке данного философского и культурного течения, обозначившихся в современной отечественной науке. Автор кратко излагает историю понятия «постмодернизм», уделяет внимание основным отличиям российского варианта постмодернизма от Западного. В статье показана неоднозначность отношения к постмодернизму различных отечественных исследователей, таких как И. П. Ильин, В. Н. Курицын, Ю. Н. Давыдов, П. К. Гречко, М. Н. Эпштейн и др., и сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова
Автор предлагает рассматривать явление синкретизма в качестве фактора, способствующего формированию и развитию определённых сфер социального бытия. Указывая на необходимость исследования синкретизма как самостоятельного феномена через выявление причин его зарождения, структурных особенностей и механизмов воздействия на социальную реальность, акцентируется внимание на роли процессов синкретизации в различных сферах социума. В статье обосновывается результативность данного подхода. Синкретизм в своём развитии прошёл несколько этапов - от нерасчленённости определённых элементов социальных явлений и процессов в первобытнообщинную эпоху, через неорганизованное, искусственное единство разнородных элементов к их хорошо структурированному интеграционному единству. Исследуя этапы развития синкретизма, предпринимается попытка выявить специфические особенности, присущие синкретизму на каждом из этапов. Отмечается, что синкретизм может проявляться не только в культуре и религии, но и затрагивать практически все сферы социума. Одной из важнейших особенностей синкретизма является его функционирование в качестве процесса, приводящего к трансформациям, гибели одних и формированию других, новых систем. Одновременно синкретизм выступает результатом данного процесса. Выявление и исследование причин проявления синкретизма в различных сферах социального бытия необходимо для всестороннего понимания структурных особенностей синкретичных систем, возможности прогнозирования их трансформаций, дальнейшей эволюции и предотвращения негативных воздействий на индивида и социальные группы.
Ключевые слова
Целью данной статьи является выявление социокультурных условий кризиса выражения смысла, что выступает отражением социальных особенностей бытия смысла в современном обществе. Кризис выражения смысла обусловлен появлением новых форм и средств идентичности, децентрализацией знаково-сим-волической системы, плюрализацией социальных норм, либерализацией доступа к социокультурным ресурсам общества. Неадекватное отражение на новом этапе развития социума состояния социальных структур, отношений, поведения человека знаковыми системами индустриального общества, а также противоречие культурных текстов и их форм с трансформирующейся инфосферой явились социальными основаниями кризиса выражения смысла. Понятие «кризис выражения смысла» отражает ситуацию конфликта смысла: невозможность его соответствующего выражения в имеющихся культурных текстах, несовпадение интенций субъекта смысла и предлагаемых обществом стратегий социального поведения. Кризис имеет самые разнообразные формы своего проявления: трансформация жанровой системы, кризис книжной культуры, расширение семантических возможностей традиционных семиотических систем и становление новых семи-отик, расширение функций культурных текстов и ряд других. Общим основанием всех изменений является необходимость повышения эффективности культурных кодов, культурных текстов и знаковых систем в условиях интенсификации развития всех сфер информационного общества.
Ключевые слова
В статье отмечается, что праздник является феноменом, основанным на суггестии. Сущностью праздника является самосохранение группы. Показано, что групповому человеку необходимы два праздника, или две стороны праздничного действа - строгого официального и весёлого карнавального. Официальные праздники преследуют задачу показать единство группы, карнавальные - отделить чужих путём демонстрации «неправильного» поведения. Карнавальный смех автор объясняет тем, что смеющиеся радовались единству своей группы и одновременно высмеивали то, что является потенциально опасным для группы. Поступая заведомо неправильно, участники действа своим смехом показывали, что они понимают неправильность и тем самым ещё более утверждали правильное поведение. Неправильное поведение разрешалось, но строго ограничивалось. В карнавальные праздники разрешение нарушать правила было кратким по времени, в случае с шутами и юродивыми было сокращение по количеству субъектов, которым разрешено вести себя подобным образом. Отмечается, что карнавальная составляющая праздника в настоящее время стала устойчивой частью праздника в целом, однако её вторичная роль подчёркивается тем, что место ей отводится всегда после официального праздника.
Ключевые слова
В статье рассмотрен феномен скандала в контексте средневековой культуры. Автор показывает, что в эпоху Средневековья место для скандала как ненормативного феномена могло найтись лишь на полях официальной культуры: на периферийном пространстве, где господствующее мировоззрение сталкивалось с чем-то непривычным, а культура переходила в антикультуру. Внешние временные границы Средневековья проходили по линиям разлома между христианской цивилизацией, античностью и Новым временем. Автор показывает, что период упадка античности и эпоха Ренессанса изобиловали скандальными ситуациями. Что же касается самого периода Средневековья, то на всём его протяжении скандалы были явлением редким. Внутренние (календарные) временные границы Средневековья пролегали между циклично сменявшими друг друга периодами официальной и праздничной жизни. На границах официального времени оформился феномен карнавала, который был интегральной частью средневековой жизни, а скандальность являлась частью карнавала, обеспечивавшей его динамику и изменчивость. Внешние пространственные границы культуры Средневековья проходили по линиям столкновения с чужими традициями. Обычаи и образ жизни народов далёких стран описывались в фантастических образах, а поведение соседей описывалось как аморальное - распущенное и агрессивное. Внутренние границы культурного пространства проходили по линиям столкновения догматов официальной культуры с иномыслием. Еретики и ведьмы обвинялись в связях с нечистой силой, тайных заговорах против истинной веры и т. д. Автор делает вывод, что для традиционной культуры граница - единственно возможное пространство для появления нового, изменения и развития. На ней постоянно сталкиваются смыслы и разрушается всякая определённость. Только на маргиналиях скандал имел право на существование. Именно здесь он и мог реализоваться в полной мере, поскольку всякий скандал, по своей сути, является провокацией и трансгрессией - нарушением официально предписанных границ.
Ключевые слова
В статье рассматривается проблема реальности в её сопряжённости с проблемой сознания. Отмечается, что в классической эпистемологии реальность трактовалась как существующее независимо от сознания. В современной эпистемологии, обозначаемой как неклассическая, обозначились два подхода: фундаменталистский, претендующий на познание независимой от сознания реальности; и конструктивистский, суть которого заключается в идее, что мы не знаем и не можем знать независимую от сознания реальность как таковую, но знаем лишь эмпирическую реальность, которую мы в некотором смысле конструируем в результате взаимодействия с непознаваемым внешним миром. В современном естествознании произошёл поворот от предметно ориентированного познания к познанию реальности, понимаемой как взаимосвязи, отношения, от реальности вещной, визуально наблюдаемой, к реальности, конституируемой в сознании. Акцент в познании законов реальности сместился к проблематике смыслообразования. Что означает, что познание недостаточно истолковывать как интеллектуальное производство, смысл познания в том, что объект конструируется в интеллектуальном и культурном пространстве деятельности человека. Современная философия науки видит в науке не только систему теоретических положений, но интерпретативную практику, укоренённую в жизненном мире. Обращение к практике, нравственно-этическая нагруженность, гуманизация характеризуют новые научные построения. Адекватное теоретическое осмысление такой реальности неотделимо от ментальных и коммуникативных процессов. Онтология мира в новой научности раскрывается через психологию человека. Мы учимся видеть мир не только через приборы, но и через человека. В этом проявляется релятивизации научного познания, но не отказ от научного реализма как важнейшего параметра научного мировоззрения и не отказ от объективности как ценности науки.
Ключевые слова
Наука способна составить технологическую основу благополучия современного человека, несмотря на то, что процесс научного познания кардинально менялся в различные эпохи. В современном обществе первичны ресурсные запросы, несмотря на популярность рассуждений о возникновении ноосферного мышления и потенциальной возможности достижения устойчивого развития. В условиях расширения обитаемой территории планеты возникает настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу, исходя из допустимых границ её изменения. Научный смысл изучения такого рода заключается в том, что взаимная зависимость географических компонентов и реальность образуемых ими сложных материальных комплексов, или систем, проявляется в сопряжённых изменениях компонентов от места к месту, т. е. в их взаимной приуроченности. География, в современном понимании, устанавливает законы развития целых комплексов (экосистем, геосистем, ландшафтов) и составляющих их элементов; её актуальные задачи состоят в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства, установлении закономерностей взаимодействия общества и географической среды. Объектом комплексной географической характеристики является конкретная территория, отображающая предметы как естественного происхождения, так и созданные человеком, и процессы их функционирования и взаимодействия с учетом местной их специфики (непосредственными и опосредствованными различиями от места к месту). В основу такой работы должно быть положено благополучие человека, реалистично понимаемое как материальное обеспечение его основных потребностей: основные (обеспечение достаточным количеством пищи, кровом, одеждой и доступом к другим благам); здоровье (поддерживаемое в условиях здоровой физической среды, чистого воздуха и чистой воды); нормальные социальные отношения, безопасность и свобода выбора и действий.
Ключевые слова
Статья посвящена проблеме межкультурного диалога между Россией /Советским Союзом, Китаем и Монголией. По мнению автора, формировавшиеся на протяжении нескольких веков культурно-диалогические отношения между этими странами обусловлены сложными и противоречивыми межгосударственными отношениями. Российско-китайско-монгольское трансграничье рассматривается как пространство, в котором исторически пролонгированно формировались благоприятные условия для плодотворного культурного взаимодействия, взаимовлияния и взаимообмена. Сравнительно-исторический подход и теория культурной трансляции, используемые в статье, позволяют автору обосновать интересные, представляющие несомненную научную новизну, выводы о результатах межкультурного взаимодействия России /Советского Союза, Китая и Монголии. В частности, указывается, что культурный диалог этих стран представляет собой способ адаптации к изменениям траектории культур-но-цивилизационного развития, к появляющимся в результате этих изменений новым историческим реалиям; что история взаимоотношений трёх стран всегда была противоречивой и сопровождалась кардинальными изменениями в расстановке и перевесе сил; что результативность межкультурного диалога во многом определяется коммуникативными возможностями конкретной культуры, её готовностью заимствовать и адаптировать чуждый культурный опыт, делиться своим - именно к такого рода культурам автор относит те, которые составляют так называемый культурный треугольник «Россия - Китай - Монголия».
Ключевые слова
Статья посвящена изучению трансграничного культурного пространства, выявлению содержания и механизмов трансграничного позиционирования Байкальского региона. В работе рассмотрено понятие «трансграничье», применяемое учёными различных сфер деятельности, изучены и проанализированы особенности трансграничья и её взаимодействия. В статье рассмотрены особенности, задачи, современные критерии оценки имиджевой привлекательности региона при создании имиджевой политики России. Выявлены механизмы и содержание трансграничного позиционирования, способствующие созданию органами власти имиджевой политики региона. В работе созданы и предложены такие бренды, как: бренд малых городов, культурные кластеры и культурно-туристические бренды. Создание культурных брендов направлено на стимулирование развития сферы культуры, а также экономическое, научно-техническое, социальное, инновационное развитие страны в целом. В статье выявлена необходимость интеграции усилий правительства Забайкальского края и министерств: международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма; образования, науки и молодёжной политики; культуры; спорта; территориального и экономического развития; природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края; СМИ по созданию, реализации и продвижению Стратегии имиджевой политики регионального развития, которая включает формирование «культурных индустрий, культурных брендов, оптимизацию стратегий культурной политики, бренд-культуры, бренд-планирования, методику оценки культурных брендов, разработку проектов по продвижения культурных брендов». Ключевые слова: трансграничье, трансграничное социокультурное пространство, трансгр
Ключевые слова
Метод идеализации в географии чаще получает воплощение в географических картах. Построение географических идеальных моделей, которые получили название географических анаморфоз, или дистор-сий, - это качественно более высокий уровень идеализации, так как идеализации подвергаются уже идеализированные модели - географические карты. Естественно, что этот приём не получает широкого применения, разделяя географическое сообщество на два лагеря: географов-инвентаризаторов, обобщение которых завершается географическим картированием, и географов-идеализаторов, выходящих на качественно более высокий уровень обобщения - построение идеальных моделей. Приграничные территории восточного стыка границ России, Монголии и Китая можно представить в виде диалектического взаимодействия двух идеальных моделей: параллельно-перпендикулярной, отражающей направления горных хребтов и дорожную сеть, образующих квадратно-ячеистую структуру, и дуго-лучевой, отражающей дуговидность рек, некоторых хребтов, отклоняющихся от линейности к дуговидности. Каждая модель, по сути, является концентрической. Квадратно-ячеистая структура может восприниматься как набор вписанных друг в друга квадратов, а дуго-лучевая как вписанных друг в друга окружностей, дополняемых радиальными линиями. В центре обеих моделей находится стык границ трёх стран. При этом в параллельно-перпендикулярной модели проявляется концентричность квадратов, вписанных друг в друга, а в дуго-лучевой - кругов. Концентричность обеих моделей выражается в концентрическом уменьшении высоты местности по мере движения к стыку границ трёх стран. В результате дополнительности двух моделей возникает третья модель - квадратно-круговая, сочетающая элементы первых двух, именно она наиболее адекватно отражает географическую реальность.
Ключевые слова
Развитие гуманитарного подхода в географических науках способствовало становлению информационной географии. Это направление изучает «пространство в культуре» - реальное и информационное освоение территории, отражение в информационном пространстве (информосфере) территориальных систем и структур. Уровень информационного освоения определяется в относительных и абсолютных показателях (объём, разнообразие, степень систематизации информации о территории). Новый источник информационной географии - фотохостинги, ассоциированные с геосервисами (Google, «Маршруты.Ру». «Яндекс.Карты» и др.). В статье исследовано информационное освоение территории России пользователями фотохостинга Panoramio, которые размещают на сервисе фотографии, сделанные в месте проживания, во время ближних и дальних поездок. На геоизображении ссылки на фотографии (метки) образуют скопления различной конфигурации, которые можно изучать методом картографирования. Плотность меток определяет уровень визуализации территории, который зависит от концентрации объектов фотографирования и количества снимков каждого объекта. Визуализация территории России согласуется с социально-экономическими показателями, данными по развитию сети Интернет, уровнем туристско-рекреационного освоения территорий. Высокий и средний уровень визуализации отмечен в Европейской части страны (Центр, Северо-Запад, Поволжье), в отдельных регионах Кавказа, на Алтае и Камчатке. Регионы Сибири отличаются крайней неравномерностью распределения точек фотофиксации. Повсеместно охвачены фотофиксацией элементы гидросети, опорного каркаса расселения, культовые сооружения и объекты. Крупные города выступают в качестве ядер информационного освоения. Низкий уровень визуализации отмечен в зонах, примыкающих к административным границам и государственной границе вне пограничных переходов.
Ключевые слова
Статья посвящена актуальной проблеме преемственности русской культуры, репрезентации духовных смыслов православной религиозной живописи в современном изобразительном искусстве. Последовательное обращение современных художников к православному канону автор считает закономерным в свете культурообразующей роли православия для русской культуры. Целью статьи является исследование возможностей творческого осмысления современными православными художниками элементов художественного языка иконы на примере индивидуальных особенностей художественного стиля современного автора Елены Черкасовой. Используя феноменологический и семиотико-герменевтический методы, автор статьи выявляет в картинах Черкасовой композиционно-образные элементы, репрезентирующие целостные духовные смыслы иконы, определяет связь её творчества с исихастской традицией (философским источником канона в православной иконописи) и молчальничеством как частью исихастского метода познания Бога. В качестве наиболее ярких особенностей языка творчества Е. Черкасовой выделяются «замыкание уст» персонажей (согласно авторскому замыслу лишённых рта) и наполнение пространства картин священными текстами. Убедительное художественное выражение христоцентричности и синергической боговдохновен-ности творчества Черкасовой способствуют сохранению русской культурной традиции, преодолению нравственного кризиса современного социума и конфликта интерпретаций между его культурными поколениями, обусловленного прерыванием религиозной традиции в нескольких генерациях людей, что позволяет определить автора Е. Черкасову в рамках религиозного направления современной живописи как современного православного художника.
Ключевые слова
Статья посвящена процессам восстановления духовных ценностей народов в их историческом развитии, вопросам, связанным с изучением исторического пути развития литературы кочевых народов, выявлением накопленных ею художественных традиций. Литературное творчество монголоязычных народов России, отражая художественные ценности кочевой культуры, обогащает и историческое, и художественное самосознание народа. Назрела необходимость научного осмысления творчества тех писателей, для которых национальная самобытность является основополагающим фактором, способствующим эволюционным преобразованиям в индивидуально-творческом становлении и развитии. Литература монгольских народов увековечила в себе ценности кочевой культуры, особенности мировоззрения, морально-эстетические понятия, разнообразие образов и философских учений, являющихся бесценным интеллектуальным наследием человечества. Литературное наследие монгольских народов несёт в себе не только ценности кочевой культуры, но и влияние древнейших цивилизаций Востока. В этой связи следовало бы отметить, что стихи известных монголоязычных поэтов вобрали в себя национальные ценности кочевой культуры. Они обогатили поэзию монгольских народов только им присущими образными средствами, превратив замечательные традиции прошлого в развитую современную систему исконно неувядаемого художественно-эстетического словесного мастерства. Поэтому в настоящее время актуальной становится проблема научного осмысления творчества тех писателей, для которых национальная самобытность способствует становлению и развитию их художественного мировоззрения.
Ключевые слова
В статье проводится попытка анализа методологической базы современных китайских публикаций, посвящённых исследованию этнической культуры в Китае. Авторы выделяют ряд концептов, характерных для китайского этнологического дискурса, такие как «единая китайская нация», «национальность», «малая национальность», «срединное государство», на основании чего доказывают, что этнология в Китае является элементом информационной стратегии государства. Сравнительный анализ показывает, что инструментальное применение этнологического знания базируется на распространении двух типов образов этнической культуры. Одни из них направлены «вовне» и распространяют образы полиэтничного государства, служащие целям популяризации образа на мировой арене. Другие направлены «вовнутрь» страны и служат целям создания образа «единого» государства, сплочённого вокруг идеи «единой китайской нации». Выводом статьи является доказательство того, что специфика китайской науки о народах заключается в том, что она является инструментом формирования этноса и используется в целях централизации государства, и поэтому представляется не только этнологическим анализом, но и предметом анализа. Содержание и выводы статьи способствуют лучшему пониманию основ методологии китайской этнологической науки и сущности политики Китая в отношении этнических культур на современном этапе, так как указывают на то, что этнологическая наука в Китае понимается как наиболее корректный, легко понимаемый и эффективно действующий метод убеждения населения, нацеленный на конструирование мировоззренческих взглядов и этнических идеалов.
Ключевые слова
Статья посвящена осмыслению ресурсного потенциала культуры России в историко-доминантной ретроспективе. Ресурсы культуры предстают в виде совокупности сопряжённых между собой возможностей, используемых для производства культурного продукта, культурных благ или услуг, а также фактора самой культуры как условия и средства реализации социально-экономических проектов. Концентрация ресурсного потенциала в моделях культурной среды, мировоззренческой матрицы, в формах культурного капитала, этнонациональной психологии, в механизмах культурной памяти раскрывает ценностно-смысловую основу устойчивой социокультурной динамики общественной жизни. В данном контексте выделяются ступени ресурсного потенциала культуры (дохристианская, христианско-секулярная, современная), уточняется их векторная конфигурация. Прослеживается взаимосвязь культуры и православия, выделяются смысловые доминанты культурного процесса каждой исторической эпохи. На основе единства методов эмпирического и теоретического, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, социокультурной рефлексии установлена историчность и подвижность ресурсов культуры. Отмечается, что ослабление внутренней ресурсной базы культуры влечёт за собой уменьшение её влияния на обустройство жизни людей. Автор приходит к выводу, что ресурсный потенциал культуры, обеспечивая закон преемственности её развития, сохранения культурно-исторической памяти народа, служит вектором современных общественных трансформаций.
Ключевые слова
В статье рассматривается появление китайских кварталов в российских дальневосточных городах на примере знаменитой владивостокской «Миллионки», влияние этого «Маленького Китая» и его феноменов -уличных зрелищ - на формирование городской культурной (и в частности музыкальной) среды. Показано значение деятельности китайских артистов и музыкантов в праздничной и повседневной жизни дальневосточного русского города и воздействие многочисленной китайской общины на формирование образа Владивостока, складывавшегося у современников в течение второй половины XIX - первых десятилетий XX вв. В центре авторского внимания важный ритуал (для азиатов) и одновременно грандиозное праздничное зрелище (для всех горожан) - Новогоднее шествие с драконом по улицам Владивостока и Хабаровска, представляемое артистами и музыкантами Китайского театра. А также бытовые зарисовки повседневности -уличные представления китайских артистов (жонглёров, акробатов, шпагоглотателей и проч.), прозванные русскими очевидцами «восточными забавами». Большое значение для современников изучаемых событий имел тот факт, что оценки своего восприятия зрелищ Восточного уличного театра высказывали литераторы, журналисты, учёные на страницах столичной и местной печати, мемуаров, исследований, способствуя, таким образом, возрастающему интересу со стороны российского общества к культуре стран Дальневосточной цивилизации.
Ключевые слова
Строительство КВЖД и приток русских эмигрантов вызвали быстрый рост города Харбина, привели к усложнению его культуры. Эмигранты, которые занимали важное место в структуре населения города, оказали значительное влияние на харбинскую жизнь, внося в неё элементы русской культуры. В статье показано, как влияние русской культуры прослеживается в одежде, в кулинарии, в украшении жилищ, в наименованиях улиц и районов Харбина, в архитектуре, в градостроительстве, в распространении смешанных браков и в других сферах. Одновременно происходил прямо противоположный по направленности процесс освоения эмигрантами китайской культуры. Харбин как крупный город Китая, центр культуры, в основе которой лежало ханьское начало, также оказывал глубокое влияние на культуру русской диаспоры. В статье делается вывод о том, что в результате образовалась городская культура, вобравшая в себя китайские и русские компоненты. Эта смесь различных культур придала харбинской городской культуре уникальность и неповторимость. Со временем, в силу исторических обстоятельств, именно обратное влияние китайской культуры стало приобретать определяющий характер. Окончательно процесс «китаезации» завершился при жизни китайско-российских потомков, появившихся в результате смешанных браков, которые со временем стали равноправными членами китайского общества и гражданами китайского государства. Этот процесс может служить одним из примеров культурной интеграции в человеческой истории. В статье используются методы исторического исследования, сравнения и сопоставления, семиотического подхода, абстрагирования и идеализации.
Ключевые слова
Статья посвящена историческому фольклору якутов. Анализируется формирование исторического жанра в якутском фольклоре в исторической панораме от XVII до XX вв. Данный жанр тесно связан с повседневными и историко-культурными событиями якутов, что проявляется в использовании конкретных эпизодов и реальных персонажей истории Якутии в фольклорных историях. Однако до сих пор не существует систематического изучения жанра, что объясняет определенные пробелы в интерпретации этого фольклорного материала. По этой причине исторический жанр выступает важным источником реконструкции исторического прошлого. Связь этой формы литературного творчества с фольклором проявляется в устном характере трансляции. Темы исторического жанра отражают основные события истории Якутии: легенды о прародителях, освоение территории Северо-Востока Сибири, классовая борьба бедных против байского произвола, эпизоды гражданской войны посвящены важным вехам якутской истории. Исторические предания и легенды в большинстве случаев рассказывают о прошлом народа более или менее достоверно, поскольку при длительном изустном бытовании в них могли появиться отступления от первоначальной основы. Неясность ряда сюжетных линий, этногенетического родства персонажей с тюркскими или монго-лоязычными корнями, соотнесения с реальными историческими событиями требует привлечения дополнительного исторического материала и интенсификации междисциплинарного анализа.
Ключевые слова
Статья предлагает к рассмотрению поставленную в названии публикации проблему канонизации в культурологическом аспекте. Канонизация рассматривается автором работы как процесс культуротворчества, в результате которого создаётся целостный феномен, связанный с почитанием святого как в собственно церковных, так и художественных формах. Предлагается также рассматривать канонизацию не как единовременный акт, закрепляющий за святым право его существования в религиозной культуре, а как растянутый в исторической жизни общества процесс, испытывающий трансформации в соответствии с историко-культурной парадигмой. В своём исследовании автор также исходит из известного, но мало и фрагментарно разработанного представления о том, что в истории канонизации и почитания святых отражается как местная, так и общерусская социокультурная специфика, раскрывающая многие стороны русского менталитета. Поэтому образ святого соответствует скорее реалиям, представлениям и ценностным установкам, существующим в обществе в момент его создания, чем реалиям, связанным с жизнью исторического лица, канонизированного в образе святого. Таким образом, процесс канонизации может быть идентифицирован как художественная деятельность по созданию произведений искусства, совершаемая на основе канона, который, в свою очередь, объединяет закономерности различных сфер духовной деятельности, являясь как религиозным, так и художественным нормативом. Рассмотрение исторических источников и истинных параметров личности будущего святого показывает, что канон облекает в образ святости реального человека в соответствии с религиозными и политическими реалиями уже иной, чем время его жизни, эпохи; облик святого подвергся значительной идеализации; жизнеописание святого во главу угла ставит как сакральные ценности - молитвенность, преданность вере, пост, милостыню, так в отдельных случаях и его светские (мирские) черты. Это может быть и местный патриотизм, и забота о городе и его жителях, воинские доблести. Канонизированное изображение (иконографический образ) подвергается дальнейшей трансформации в сторону более полной и подробной характеристики его добродетелей - того набора качеств, которые были наиболее актуальными для своего времени и связывались с народными представлениями о святости.
Ключевые слова
Актуальность проблем, составляющих предмет исследования автора данной статьи, обусловлена в первую очередь тем, что они являются индикаторами соответствия современной культуры принципам гуманизма. Автор пишет об уязвимости детской жизни и здоровья, о необходимости защиты детства в условиях рисков, порождаемых болезнями, материальным неблагополучием, невежеством и жестокостью взрослых; указывает на медицину как на сферу, в которой ребёнок должен быть максимально ограждён от всего, что может нанести ущерб его жизни, здоровью и благополучию. Анализ представленной в статье проблематики осуществлён на примере ряда произведений русской литературы, в которых соединяются темы медицины и детства. Использование автором метода анализа литературного текста объясняется тем, что выбранные литературные произведения шире и глубже своей материальной оболочки, то есть собственно литературного текста: они репрезентируют социокультурную действительность, вызывают культурно-исторические ассоциации и являются своего рода моделью культурного пространства. Благодаря эстетико-художественным средствам и писательскому мастерству авторов, представленная в их текстовой ткани проблематика, ставшая предметом анализа в статье, актуализируется. Она воспринимается читателями не как литературно отвлечённая, а как в полной мере отражающая реальные ситуации, обстоятельства и отношения. Русская литература рассматривается в статье как источник формирования чётко сформулированной и юридически закреплённой только в ХХ веке идеи о том, что медицина должна быть гарантом детской безопасности.
Ключевые слова
Основными задачами исследования, поставленными автором, являются: анализ сформировавшегося на стыке философии и социологии понятия «образ жизни ребёнка» и проблемы формирования образа жизни ребёнка в семье; обоснование ключевого для данной статьи тезиса о том, что формирование образа жизни ребёнка является главной целью родительства. Решение указанных задач обеспечивается посредством применения деятельностного подхода - именно этот методологический приём составляет главную новизну исследования и позволяет вывести педагогическую, психологическую, социологическую проблематику из узкодисциплинарного контекста в трансдисциплинарное исследовательское поле философии. Трансдисциплинарный взгляд на анализируемые проблемы усиливает социальную и научную злободневность статьи. Деятельностный подход трактуется в статье как совокупность способов и методов исследования, скрепляющей основой которой является категория «деятельность», рассматриваемая автором как ключевая в научно-философском анализе осуществляемого родителями процесса формирования образа жизни ребёнка. Под деятельностью в статье понимается специфическая форма отношения людей к окружающей их действительности, к другим людям и самим себе, направленная на целесообразное преобразование мира, общественного и индивидуального сознания. Не менее важным для понимания проблемы формирования образа жизни ребёнка родителями, как отмечается в статье, является исследование понятия «условия жизни», а также близкородственных понятий «уровень жизни», «качество жизни» и «стиль жизни».
Ключевые слова
В статье излагаются основные концептуальные подходы к исследованию человеческого потенциала в истории науки. Даны определения понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал» различных учёных-исследователей; выведены свои определения. Отмечено, что в современных условиях человеческий потенциал выступает одним из главных ресурсов социально-экономического развития общества. Так как в настоящее время политика развитых государств ориентирована на развитие образования, культуры, здравоохранения, т. е. на сферы жизни, которые в большей степени оказывают влияние на развитие человека, раскрытие его потенциала, подчёркивается важность оценки уровня человеческого потенциала и степени его развития. Выделены структурные компоненты человеческого потенциала, сделан вывод о том, что оценить человеческий потенциал можно путём оценки его структурных компонентов. Рассмотрены методики оценки человеческого потенциала через оценку качества жизни: оценка качества жизни с использованием ВВП и ВНП, системы национальных счётов, индекса развития человеческого потенциала. Приведено место России в рейтинге стран, формируемом по итогам индекса человеческого развития, предложенного Программой развития ООН. Перечислены критерии оценки качества жизни в исследованиях отечественных учёных. Указаны недостатки и преимущества приведённых методик оценки качества жизни.
Ключевые слова
Одной из популярных концепций, описывающих будущее развитие цивилизации, является постиндустриализм. Большое значение создатели различных вариантов концепции уделяли качеству жизни. Решение вопросов качества жизни было объективно обусловлено социально-экономическим развитием США, заказом на разработку данного понятия президентами США. Это было время, когда был осуществлён переход от качества товара, качества человека к качеству жизни. Достижение достойного качества жизни возможно, по мнению авторов концепции, только в постиндустриальном обществе. Научная разработка проблемы качества жизни впервые в истории научного знания была начата в теориях постиндустриализма (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Э. Тоффлер, У. Ростоу и др.). Дж. Гэлбрейт в развитии общества выделяет стадию качества жизни, которая характеризуется повышением роли интеллектуальных технологий, образования. В его статье описываются основные направления исследования качества жизни в творчестве учёных: определение качества жизни, роль экономического развития, становление новой социальной структуры, формирование новой социальной группы - группы интеллектуалов, развитие сферы услуг, появление новых секторов производства. Особое внимание авторы концепции уделяли индикаторам оценки качества жизни. Впервые индикаторы для оценки результатов развития социальной сферы были разработаны Д. Беллом в «Системе социальных счётов». Анализируются определения качества жизни в концепции постиндустриализма.