Государство, религия, церковь в России и за рубежом
2022. — Выпуск 4
Содержание:
Статья представляет собой обзор основных результатов исследований роли религии для рождаемости за последние пять десятилетий, когда эта тема стала одной из центральных в мировой демографии. Охарактеризованы три основные гипотезы о связи рождаемости с религией: гипотеза характеристик, гипотеза норм и гипотеза меньшинств. Обсуждаются эмпирические данные, послужившие основой для трех гипотез при их первоначальном выдвижении. Далее в свете этих гипотез систематически рассматриваются исследования влияния религии на рождаемость в странах Европы и Северной Америки во второй половине XX - начале XXI в. Показано, что фокус исследований роли религии для рождаемости существенно изменился в процессе так называемого Второго демографического перехода. В этом контексте интерес исследователей сместился от различий по рождаемости между конфессиями к роли факторов личной религиозности для репродуктивного поведения. Рассматриваются результаты количественных исследований, анализирующих роль этих факторов как для реальной рождаемости, так и для репродуктивных намерений.
Ключевые слова
Статья посвящена влиянию религиозных факторов на рождаемость среди мусульманского населения разных регионов мира на современном этапе. В первом разделе описаны основные тенденции рождаемости в странах с преобладанием мусульманского населения во второй половине XX - начале XXI в. Показано, что, хотя рождаемость в этих странах в указанный период значительно снижалась, в большинстве стран она не достигла низких уровней, характерных для стран Европы и Северной Америки на рубеже веков. Далее предлагается обзор исследований по рождаемости среди мусульманского населения. Основное внимание уделяется исследованиям, которые анализируют рождаемость с точки зрения трех основных гипотез о влиянии религии на репродуктивное поведение - гипотезы норм, гипотезы характеристики и гипотезы меньшинств. Рассмотренные исследования, в частности, показывают, что нормы ислама как таковые не являются фактором, повышающим рождаемость. Однако в сообществах, отличающихся жестким следованием тому или иному варианту религиозной идеологии, рождаемость нередко выше, чем в других сегментах социума. С другой стороны, «традиционность» семейного уклада в ряде случаев объясняет относительно более высокую рождаемость среди мусульман, однако связь «традиционности» с более высокой рождаемостью наблюдается и у представителей других религий. Во втором разделе предлагается case-study факторов рождаемости в одном из регионов РФ, в котором преобладает мусульманское население, - Карачаево-Черкесской республике. На базе проведенного в этом регионе в 2018 г. количественного опроса женщин проведен статистический анализ, показывающий, что личная религиозность женщины коррелирует с более высокой рождаемостью. Рассматривается и роль иных факторов, значимость которых для рождаемости среди мусульман была подтверждена для других стран или регионов.
Ключевые слова
С момента распада Советского Союза в России возросла доля верующих, а также практикующих верующих среди молодежи. Все четыре традиционных для России религиозных течения - христианство, ислам, буддизм и иудаизм - поощряют рождение детей. Хотя данные официальной статистики не позволяют оценить уровень рождаемости в зависимости от вероисповедания, это представляется возможным сделать на основе данных выборочных социальнодемографических обследований населения. Авторы использовали два таких исследования, репрезентирующих население России: «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (проведено в 2004 году) и «Человек, семья, общество» (проведено в 2017 году). Мы анализируем различия в числе когда-либо рожденных детей среди женщин в поколениях 1930-1989 гг. рождения в зависимости от вероисповедания и религиозной активности. Результаты показывают, что рождаемость среди мусульманок в когортах 1940-1979 гг. рождения близка или выше уровня простого воспроизводства. Рождаемость среди православных и неверующих стабильно находится на уровне около 1,7 ребенка на женщину. Вариативность репродуктивного поведения в зависимости от личной религиозности православных была характерна для женщин из когорт 1930-х гг. рождения, но для женщин из когорт 19401969 гг. рождения она отсутствует. Анализ вероятности наступления событий выявил, что и православные, и неверующие женщины будут чаще оставаться бездетными по сравнению с их предшественницами, однако этот процесс будет ярче выражен у неверующих. Наши результаты также демонстрируют, что появилось слабое влияние личной высокой религиозности на шансы женщин из когорт 1980-1989 гг. рождения стать многодетными матерями.
Ключевые слова
Исследование влияния религиозности на репродуктивное поведение россиян, представленное в статье, основано на данных двух социологических опросов: «Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения», проведенного Росстатом в 2012 г. (10 тыс. человек в 30 регионах России), и «Демографическое самочувствие регионов России» (руководитель - д-р социол. наук, проф. Ростовская Т. К.), проведенного в октябре 2019 г. - марте 2020 г. в 10 регионах (5,6 тыс. человек). Религиозность в обоих опросах оценивается на основе ответов на вопрос о том, как часто человек читает молитвы (обращается к Богу с молитвами). Используются также ответы на вопрос о том, к какому вероисповеданию человек себя относит. Предварительный анализ показал, что ответы на вопрос о том, считает ли человек себя верующим, не информативны. В зависимости от религиозности анализируются различия в репродуктивных ориентациях (прежде всего, желаемое и ожидаемое число детей), распространенности ориентаций на многодетность, мотивах рождения третьих детей, значимости детей в сравнении с другими жизненными ценностями. Связь репродуктивных намерений и религиозности подтвердилась в части влияния на формирование предпочитаемых чисел детей. Анализ восприятия условий жизни с точки зрения их влияния на репродуктивное поведение в зависимости от религиозности показал, что и верующие, и неверующие одинаково осознают важность социально-экономических условий жизни семьи для реализации репродуктивных намерений.
Ключевые слова
Статья начинается с рассмотрения теоретической взаимосвязи религии и рождаемости через призму процессов модернизации. Развитие концепций репродуктивного поведения представлено в русле общих социальных теорий. Религиозность в современном мире, с одной стороны, выступает одним из факторов ценностной подоплеки репродуктивного поведения, а с другой - влияет на социальное поведение в более широком смысле (на способы реагирования на возрастающую неопределенность жизни, на осуществление жизненного выбора в множестве доступных альтернатив и так далее). Вместе с тем не до конца ясно, в какой мере одно лишь религиозное сознание, не подкрепленное соблюдением религиозных практик, может оказывать влияние на поведение человека. Автор уделяет внимание методологии исследований, задаваясь вопросом о том, как искать связь между рождаемостью и религией, когда понятие религиозности стало весьма размыто. Эмпирическая часть работы построена на серии глубинных интервью с мирянами Русской Православной старообрядческой Церкви, а также на экспертных интервью со священнослужителями выбранной конфессии. Интерес автора к этой конфессии обусловлен тем, что для старообрядцев характерно совмещение современного образа жизни и традиционного религиозного поведения, в частности, строгого соблюдения основных религиозных предписаний. В статье кратко представлены особенности конфессии и формируемого ею сообщества. Автор сопоставляет видение старообрядцами своего жизненного пути с современными сценариями их жизни. Обсуждается вопрос о том, в какой мере информанты сохраняют и воплощают в своей жизни идеал многодетности, какова в этом роль религии и сообщества. Показано, каким образом старообрядцы решают такую типичную задачу современного человека, как поиск баланса между родительством и другими сферами жизни. Исследуется трансформация традиционного отношения к семье среди мирян и духовенства под влиянием внешних, светских нормативных представлений о ней.
Ключевые слова
Статья посвящена влиянию исламских фундаменталистских взглядов на семейные отношения. Основной поставленный в статье исследовательский вопрос состоит в том, можно ли считать, что исламский фундаментализм способствует закреплению традиционализма в семейных отношениях, либо, напротив, ведет к их модернизации. Проводимый анализ основывается на двух основных источниках. Во-первых, на результатах длительных полевых исследований исламской фундаменталистской среды на Северном Кавказе, а также в зарубежных мигрантских сообществах выходцев из российских регионов. Во-вторых, на данных интернет-опросов мусульман - дагестанцев, чеченцев и ингушей. Исследование продемонстрировало, что, несмотря на общность религиозных первоисточников, различные группы исламских фундаменталистов очень по-разному понимают требования религии в отношении семейной жизни. Соответственно, фундаменталистская семья может строиться на сугубо архаичных принципах, воплощая жесткие поколенческие и гендерные иерархии, практикуя семейное насилие. А может приближаться к консервативной модели современной семьи, где, хотя и существует определенное гендерное неравенство и гендерное разделение функций, женщины имеют возможность получать образование и работать, в браке супруги ищут душевной близости, а отношения с детьми основываются на взаимопонимании. Возможно также смешение архаичных и современных элементов: так, отношения между супругами могут строиться на гендерном равноправии, а в воспитании детей родители в большей мере могут ориентироваться на традиционные подходы. Кроме того, не все в организации семейной жизни определяется религией, также играют роль этнические традиции, социальная среда, влияние родительской семьи.
Ключевые слова
В социальных науках обсуждаются разные типы взаимосвязи параметров религиозности и рождаемости, при этом участники обсуждений опираются преимущественно на результаты количественных опросов «среднестатистического населения». Получаемые таким образом результаты о сильной, слабой или вовсе отсутствующей связи между этими параметрами имеют довольно абстрактную интерпретацию о работе тех или иных социальных норм без попыток анализа их смысловой наполненности и вне связи с определенными источниками этих смыслов. В предлагаемой статье реализована другая стратегия. Для анализа связи религиозности и рождаемости на базе глубинных интервью изучаются представления о рождаемости семей священников (мужей и жен), которые выступают носителями и медиаторами норм и смыслов для верующих людей. Опираясь на методологию обоснованной теории (“grounded theory”), выделены категории осознания рождения детей и логики обоснования для препятствия рождению. Для демонстрации логик обоснования связи рассматриваются три различных кейса, показывающих, как священники и их жены предъявляют разнообразные типы описания своих позиций касательно деторождения. Первый тип обозначен как «открытый-доверяющий», второй - «промежуточный», третий - «планирующий-рациональный». В первом случае религиозность, описываемая через категории «доверие Богу» и «жизнь вопреки», коррелирует с отношением человека к рождению детей. Человек, который использует контрацепцию, оценивается как «не доверяющий Богу», его связь с Богом ослабевает. Другой тип рефлексии отношения к рождению детей связан с признанием контрацепции допустимой, но характеризует ее использование как «маловерие» и как то, что выходит за пределы религиозной «нормы». В третьем кейсе респонденты высказывались о влиянии религии на обыденность с помощью категорий «высокая степень поддержки» и «счастье», которые связаны с открытым к деторождению отношением. Ими же высказывается идея об использовании контрацепции как о действии, относящимся к сфере индивидуального выбора. С помощью категорий «зрелость», «разумность», «ответственность» и пр. респонденты описывают ситуацию их семейной жизни, связанную с жилищными условиями, сложностями воспитания первого ребенка и др. По итогам проделанного исследования делается обобщение и предлагается дискуссия о значении полученных результатов для анализа типа связи между религиозностью и рождаемостью.
Ключевые слова
В то время как бесплодие стимулирует рост вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), религиозно мотивированная оценка репродуктивного донорства и привлечения в процесс рождения третьих лиц влияет на потребителей ВРТ в индивидуальном порядке и на индустрию ВРТ в национальном масштабе. В статье приведен обзор существующих исследований того, как религиозные убеждения различных субъектов - правительств и законодательных органов, медицинских учреждений, доноров и реципиентов, - влияют на их отношение к репродуктивному донорству. Были выбраны три страны, в которых есть доминирующие конфессии, и, что более важно, конфессии, которые имеют четко сформулированные взгляды на репродуктивное донорство: Израиль, Турция и Польша. Хотя все эти страны придерживаются пронаталистских взглядов, у них есть свои собственные интерпретации того, как должны быть достигнуты пронаталистские цели. Иудаизм и израильское общество положительно оценивает воспроизводство и размножение народа, поэтому они предлагают надежную коллективную поддержку репродуктивным технологиям и донорству. В Турции влияние ислама на правовую и этическую оценку репродукции непрямое, но сильное. Ислам допускает лечение бесплодия только в отношении официально женатых пар. Польские католики активно политически выступают за ограничения ВРТ и публично осуждают либерализацию репродуктивных прав.
Ключевые слова
Статья посвящена обзору взглядов на суррогатное материнство в мусульманской среде Ближнего Востока и России. На основании анализа имеющихся исследований, а также высказываний религиозных деятелей в статье обозначаются современные тенденции, характерные для отношения мусульманского населения и мусульманских лидеров к проблеме суррогатного материнства. Хотя представители суннитского ислама на Ближнем Востоке выступают преимущественно против суррогатного материнства, а общественное мнение в целом продолжает считать его неприемлемой формой вспомогательных репродуктивных технологий, некоторые авторы выступают за изменение отношения к нему. Шиитский ислам в Иране допускает гестационное суррогатное материнство как метод преодоления бесплодия и способствует внедрению данной репродуктивной технологии, что в целом имеет поддержку населения страны. В России, несмотря на преобладание среди мусульманского населения ислама суннитского толка, негативное отношение к суррогатному материнству не столь категорично, как в странах Ближнего Востока. Духовные лидеры допускают использование суррогатного материнства в исключительных случаях, когда это единственная возможность завести детей. Наличие ограничений в применении репродуктивных технологий в условиях достижений в области науки и техники в сочетании с процессами глобализации провоцирует развитие «туризма» в области репродуктивного здоровья.
Ключевые слова
В статье рассматриваются изображения «безголовых зверей» из Пещеры Зверей (Wadi Sura II) в скалах Гильф Кебира, Сахара. На основании сравнения более чем 30 практически идентичных рисунков «зверей» делается вывод, что центральная белая фигура не может считаться антропоморфным прообразом древнеегипетской богини Нут, как это однозначно утверждает чешский египтолог Мирослав Барта. Тем не менее, подсмотренный им мифо-ритуальный комплекс действительно обнаруживает внутреннее родство и ряд общих черт с религией Древнего Египта. Ввиду наблюдений В. Я. Проппа об обрядах инициации и египтологических данных проводятся параллели с более поздней египетской традицией, лежащие, однако, не столько в плане образности, сколько в области сходных культурных и религиозных принципов. Делается предположение, что трудноидентифицируемый зверь может быть жирафом.
Ключевые слова
Статья посвящена анализу церковно-политических воззрений митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). На протяжении почти шестидесяти лет в царствование трех императоров святитель Филарет рассматривался как ведущий церковный деятель. Авторы привлекают ряд сюжетов истории церковно-государственных отношений в правление Александра I, Николая I и Александра II, в которых был активно задействован митрополит Филарет и анализируют занимаемую им позицию. Выявляется, что собственные взгляды святителя зачастую противоречили господствующим в ту или иную эпоху политическим идеям. Отстаивая необходимость перевода Библии на русский язык при Александре I, попав под пристальное внимание III Отделения при Николае I, он выступил сторонником телесных наказаний и противником либерализма в эпоху «великих реформ». Считая, что Церковь должна определять течение общественнополитической жизни, он не согласился с предложением включить епископат в Государственный совет. Тем не менее, святитель Филарет всегда оставался авторитетным богословом, входил в круг лиц, определявших церковную политику. Православное учение, творчески осмысляемое святителем Филаретом применительно к современным проблемам, оставалось востребованным, несмотря на перемены во внутриполитическом курсе страны.
Ключевые слова
Тема обожения (theosis) является одной из самых актуальных сегодня для православного богословия, причем не только в России. Достаточно упомянуть о готовящейся к выходу в 2023 г. The Oxford Handbook of Deification, чтобы подтвердить сказанное. Между тем, в истории русского богословия есть немало лакун, до сих пор по разным причинам не привлекавших внимание исследователей. Одна из них связана с именем выдающегося русского патролога начала ХХ в., И. В. Попова, который в своих статьях, посвященных проблеме обожения, первым в русском богословии дал ее концептуальное освещение. Причем, трижды возвращаясь к этой теме на разном материале, Попов не повторял себя, но вносил важные - иногда принципиальные - изменения в свою концепцию. В частности, только в последней из своих работ он сформулировал тезис о бытующих в древней Церкви двух формах обожения: «реалистической» и «идеалистической». Интерес представляет, однако, не только эта эволюция сама по себе, но и ее контекст, связанный с именами старших современников Попова: А. Гарнака и В. С. Соловьева. Проведенный в статье анализ показывает, что, не определяясь полностью ни одним из указанных выше влияний, Попов в конечном счете стремился встроить концепцию обожения в собственные представления об идеале христианской жизни.
Ключевые слова
В статье раскрывается история развития практик христианского примирения в США во второй половине XX - начале XXI в. как результат сочетания ряда факторов, в первую очередь, активности протестантских церквей и деятельности юристов-христиан, распространения системы альтернативного разрешения споров и особенностей толкования судами Первой поправки к Конституции. Автор подробно анализирует структуру и основные направления деятельности ведущих организаций по христианскому примирению: Института христианского примирения и организации RW360. Особое внимание уделяется процедурам религиозного примирения, медиации и арбитража, а также образовательной деятельности по подготовке христианских миротворцев и их сертифицированию. В США есть как сторонники, так и противники практик христианского примирения. Первые рассматривают данный механизм как часть свободы вероисповедания и инструмент совершенствования социальных отношений, снижения конфликтности в обществе, вторые же настаивают на необходимости их запрета или ограничения как нарушающих права человека. По мнению автора, система христианского примирения, несмотря на свои достоинства, уязвима к проникновению недобросовестных практик из юридической сферы, медиаторы и арбитры могут обходиться несправедливо с рядовыми верующими в угоду интересам религиозных организаций. Тем не менее, институты христианского примирения в США служат примером того, как религиозные объединения, используя предоставляемые светской правовой системой возможности, расширяют свое влияние в обществе и актуализируют традиционные функции религии по урегулированию споров на новом уровне.
Ключевые слова