+
ПОСЛЕ ТЕОДИЦЕИ: ПРОБЛЕМА ЗЛА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ
стр.7-17
В статье представлен краткий очерк генеалогии современных дискуссий по проблеме зла в аналитической философии религии. Показывается, что они восходят еще к античному обсуждению вопросов о происхождении зла и о его месте в общем порядке вещей, а также к двойной классификации благ и зол (благо-зло-безразличное и душевное-телесное-внешнее благо/зло). Однако особенность современной формулировки проблемы зла заключается в том, что она представлена исключительно атеистическими аргументами. Важное общее место в рассуждениях аналитических философов религии по проблеме зла состоит в том, что она обсуждается в контексте авраамических религий или, как говорят сами аналитические философы, это - проблема для теизма. Одна из главных тенденций в развитии этих дискуссий заключается в преодолении устоявшихся теистических практик теодицеи и защит.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРОБЛЕМА ЗЛА: МЕТАЭТИКА И ПРИВАЦИОННАЯ ТРАКТОВКА ЗЛА
стр.18-35
В современной философии религии принято выделять две основные формулировки проблемы зла: логическую и индуктивную (вероятностную). Однако у проблемы зла имеется и аксиологическая (метаэтическая) формулировка. Статья посвящена рассмотрению в контексте аксиологической формулировки проблемы зла привационной трактовки зла - одного из самых древних ответов на аргумент от зла. В первой части статьи эксплицируется метаэтический ракурс проблемы. Во второй реконструируется одна из версий привационной трактовки зла на основе текстов Августина Гиппонского и Фомы Аквинского. Показывается, что у Августина и Аквината одним из основных смысловых элементов привационной трактовки зла выступает понятие порядка (ordo), а метафизическая трактовка зла как недостатка блага дополняется ими присущим западной теологической традиции учением о двух видах зла: о грехе (peccatum) и наказании за грех (poenapeccati) у Августина, о зле наказания (malum poenae) и зле вины (malum culpae) у Аквината. Также эксплицируются основные положения привационной трактовки зла. В третьей части раскрываются метаэтические предпосылки привационной трактовки зла. В области моральной онтологии привационной трактовке блага наиболее соответствует реализм, в моральной эпистемологии - когнитивизм и фундаментализм, а в моральной психологии - одна из версий мотивационного интернализма.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН ЗЛА, НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА И ТЕОРИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЙ
стр.36-50
Натуралистическая ошибка, о которой говорил Дж. Мур, наиболее очевидным образом эксплицирует проблему концептуализации понятий добра и зла. В статье предлагается рассмотреть эту проблему в контексте истории философии. В частности, вопреки представлениям самого Дж. Мура, его подход к определению «добра» не является новым, поскольку схожая проблематика имеется уже у Платона и Аристотеля. Тем не менее вопрос, который предполагает «натуралистическая ошибка», указывает на то, что в современной культуре прогрессирует кризис основопонятий. В задачу настоящей статьи входит, во-первых, рассмотрение указанного кризиса и, во-вторых, попытка наметить выход из сложившейся ситуации. Этот выход автор связывает с теорией трансценденталий.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЕ АДА?
стр.51-71
В традиционном понимании существование рая и ада представляется необходимым условием божественной справедливости. В упрощенном виде такое понимание посмертной жизни утверждает, что люди, которые вели праведный образ жизни, получат вознаграждение в виде вечного блаженства, способного компенсировать любые временные страдания, которые им пришлось пережить в земной жизни, а люди, совершившие зло, но не раскаявшиеся в нем и не возместившие его в этой жизни, понесут вечное наказание в жизни будущей. В современной аналитической теологии и философии религии такое понимание посмертного воздания ставится под сомнение. Особой мишенью для критики является концепция «вечного ада», поскольку многим вечные мучения кажутся несовместимыми с божественной благостью. В статье рассмотрены аргументы известного аналитического теолога Т. Тэлботта против совместимости «вечного ада» с безусловной любовью Бога ко всем людям. Показано, что его аргументы опираются на концепцию любви, в которой любовь мыслится как отношение между индивидами, тогда как понимание любви как субстанции не ведет к противоречию между существованием вечного ада и безусловностью божественной любви ко всем людям. Также рассмотрен аргумент Д. Льюиса, утверждающий аморальность Бога, творящего мир, который предполагает существование вечного ада. Показано, что ответ на этот аргумент, данный современным томистом Дж. Леймонтом, убедительно демонстрирует, что он базируется на предпосылках, которые сторонники традиционного учения о вечном аде не обязаны принимать.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
БЕСПОЛЕЗНАЯ СВОБОДА И ПРОБЛЕМА АДА
стр.72-91
В статье на примере теории жесткого инкомпатибилизма Д. Перебума рассматривается проблема социальной и практической значимости веры в свободу воли. В первой части статьи описываются основные идеи теории жесткого инкомпатибилизма Д. Перебума. В частности, приводятся доводы Перебума в пользу того, что отказ от веры в свободу воли не имел бы для общества значимых дурных последствий, а в некоторых аспектах был бы полезен; описывается проспективная теория моральной ответственности Перебума и его концепция замещения ответных установок, основанных на вере в свободу воли. Во второй части эксплицируется общая логика оценки моральной оправданности практик, которая лежит в основе подхода Перебума. Демонстрируется, что, вопреки тезисам Перебума, последовательное развитие данной логики влечет тезис о том, что вера в свободу воли не имеет принципиального значения для оценки общей оправданности практик моральной ответственности, то есть отказ от веры в свободу воли или сохранение этой веры не могут изменить моральный статус конкретной практики. В третьей части кратко описывается так называемая проблема ада. Демонстрируется, что концепция ада трудно совместима с логикой оценки моральной оправданности практик, на которую опирается Перебум, поскольку существование ада в ней оказывается, очевидно, не оправданным, что влечет либо отказ от концепции ада, либо отказ от указанной логики, а также принятие альтернативной концепции моральной оправданности, в которой понятие свободы воли приобретает решающее значение.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ФЕНОМЕН ЗЛА В АТЕИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: ИЛЛЮЗИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
стр.92-106
В статье рассматривается аргумент, сформулированный рядом современных философов (Г. Оппи, П. Дрэпер), о наличии у атеизма своеобразного эвристического преимущества в объяснении феномена зла, позволяющего в дискуссиях между теизмом и натурализмом обосновать рациональный выбор теоретической (мировоззренческой) позиции в пользу последнего. Автор обращается также к анализу соответствующей секулярной литературы, констатируя, с одной стороны, периферийность проблемы зла для нетеистического мышления, с другой стороны, все более оформляющуюся в современной философии тенденцию, в рамках которой осознается необходимость артикуляции и концептуализации проблемы зла в рамках секулярного мышления. Кратко рассматриваются натуралистические и скептические попытки элиминировать тему зла из проблемного поля секуляризма. Вместе с тем делается вывод о процессе конституирования отдельной предметной области, своего рода секулярных evil-studies, оценка эвристического потенциала и продуктивности которых станет возможной только по мере дальнейшего развития данного проблемного поля. При этом ставится вопрос о проблематичности предпосылки тождественности описания механики осуществления зла его объяснению, что часто подразумевается в секулярных концепциях и представлениях о зле. Делается вывод о том, что точка зрения, в соответствии с которой зло рассматривается как проблема, актуальная исключительно для теистического мышления, представляет собой результат своеобразной инерции, свойственной интеллектуальной истории, и объяснение зла является одним из уязвимых проблемных узлов самого атеистического (и говоря более широко, секулярного) дискурса, без плодотворного разрешения которого не представляется возможным говорить об эвристическом преимуществе атеизма в контексте проблемы зла.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОПРАВДАНИЕ МОРАЛИ КАК ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ИММАНУИЛА КАНТА
стр.107-124
В данной статье анализируются предпосылки постановки проблемы оправдания морали, а также ее значение а) в этической системе Канта, б) в процессе трансформации этических смыслов (от Канта - к Ницше). На первом этапе выявляются предпосылки проблемы оправдания морали в этической теории. На втором этапе анализируется вопрос о месте данной проблемы в этической системе Канта и о предложенном способе ее решения. Постулирование Кантом бытия Бога и бессмертия души трактуется как специфический способ оправдания морали. На третьем этапе реконструируется историческая судьба учения о постулатах - в частности, его преломление в мысли Ницше и Достоевского. Проведенный анализ позволяет а) установить значение учения о постулатах практического разума как необходимой части этической системы Канта, защищающей мораль от обесценивания, б) сопоставить решение проблемы оправдания морали в мысли Канта и в поэзии Лермонтова, в) выявить логику перехода от этической системы Канта к мысли Ницше и Достоевского. Показано: религиозные постулаты Канта, с одной стороны, обеспечивают единство и целостность морального опыта, но, с другой стороны, делают это вопреки логике мысли Нового времени. Выявлена закономерность перехода от этического абсолютизма Канта к радикальному сомнению в морали в мысли Достоевского и Ницше. Сделан вывод о том, что в рамках логики мысли Нового времени решение проблемы оправдания морали не представляется возможным.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
РЕЛЯЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЛА И МИСТИЧЕСКАЯ ТЕОДИЦЕЯ
стр.125-141
В данной статье автор рассматривает проблему зла с точки зрения проекта антитеодицеи, основанной на критике традиционных формулировок и подходов к решению проблемы зла. В статье демонстрируются основания проекта антитеодицеи и предлагается оригинальная идентификация экзистенциального измерения проблемы зла в рамках религиозной жизни, специфика которой выражается в концепции «теологического реляционного потрясения». С точки зрения этого подхода, экзистенциальный корень проблемы зла в рамках религиозной жизни состоит в обнаружении неспособности личности находиться с Богом в отношениях любви. Автор демонстрирует зависимость теоретического рассмотрения проблемы зла от экзистенциального уровня проблемы. Более того, в статье предлагается два решения проблемы зла, которые основаны на том, что, при определенных допущениях, можно охарактеризовать как мистический опыт. Автор выделяет феноменологические свойства рассматриваемого мистического опыта и демонстрирует, что он обеспечивает решение экзистенциальной проблемы зла в «антитеодицейном» духе.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
БИОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДИСКУССИИ
стр.142-168
Бесплодие затрагивает седьмую часть репродуктивного населения, поэтому к методам вспомогательной репродукции обращается все большее количество православных христиан. Однако двойственная позиция «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) по этому вопросу не давала верующим четких этических ориентиров, чтобы определить, какие репродуктивные методы приемлемы. Кроме того, односторонняя трактовка ОСК привела к формированию положения о совершенной недопустимости экстракорпорального оплодотворения православной церковью. Межсоборное присутствие РПЦ разработало проект документа, который призван прояснить двусмысленность позиции ОСК относительно репродуктивных технологий. В феврале 2021 г. проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» опубликован на официальном сайте. В данной работе идет речь о дискуссиях, имевших место как до, так и после этой публикации. Автор показывает, что противники ЭКО используют для подтверждения своих аргументов выборочные данные, не отражающие данные медицинской науки. Анализируя соответствующие возражения, автор обращает внимание на то, что гибель эмбрионов при ЭКО происходит в силу естественных причин, а потому ЭКО не может быть приравнено к убийству. Также утверждается, что в случае ЭКО уровень врожденной патологии детей, если и превышает заболеваемость обычных детей, то в абсолютном выражении остается на уровне долей процента и потому не может делать ЭКО этически неприемлемым. В статье ставятся под вопрос опасения, касающиеся вреда, который ЭКО причиняет беременным женщинам.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПИШИТЕ ХОТЬ ПАПЕ РИМСКОМУ. ПИСЬМА ВЕРУЮЩИХ ИЗ СССР РИМСКОМУ ПОНТИФИКУ: ФОРМИРОВАНИЕ И БЫТОВАНИЕ ТРАДИЦИИ
стр.169-199
Авторы исследуют практику апелляции к зарубежным религиозным лидерам, прежде всего к Папе Римскому, со стороны верующих советской России, причем не столько католиков, сколько православных. Такая практика зародилась в годы Гражданской войны и, меняя свой характер, просуществовала до конца советского периода. В конце 1910-х и в 1920-е гг. авторами таких обращений были в основном православные иерархи. В начале 1930-х гг. эта практика приобрела более массовый характер, а в послевоенный период к ней прибегали в основном активисты и диссиденты. Причиной появления этой традиции было убеждение, что давление религиозных и политических лидеров Запада может принудить советское руководство изменить свою политику преследования верующих. В 1923 г. это убеждение оформилось в своеобразный «синдром ультиматума Керзона», поскольку именно с появлением этого меморандума британского правительства верующие связывали освобождение из-под ареста патриарха Тихона. Эффективность обращений к западным религиозным лидерам для довоенного периода вызывает большие сомнения, тогда как обращение активистов и диссидентских групп в Ватикан в 1960-1980-е гг. можно признать вполне эффективной стратегией. Папа Римский был одним из главных лидеров религиозного мира Запада; как объект советской контрпропагандистской кампании, он стал частью массового сознания, и потому обращение к нему в условиях холодной войны стало для церковных диссидентов одним из способов заявить о себе и своей программе, и тем самым включиться в международный процесс защиты прав человека.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ДУХОВНОЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ В XVII-XIX ВВ
стр.200-221
Категория «духовное» имеет большое значение для формирования современной общественно-политической дискуссии в России. Такие понятия, как «духовные ценности», «духовная культура» используются на самом высоком политическом уровне, а выражение «быть духовным» ассоциируется с богатством внутреннего мира и личностным потенциалом. В то же время лексикон, связанный с историей Русской Православной Церкви, сохранил специфическое институциональное понимание «духовного», сохранившееся в таких выражениях, как «духовная семинария», «духовное сословие», «духовенство». В этой статьей предпринимается реконструкция развития категории «духовное» в период раннего модерна - второй половины XVII - первой половины XIX в. В этот период идет становление «институционального» понимания «духовного», которое инициировалось властью. Параллельно этому категория «духовное» получает развитие в рамках аскетического церковного дискурса, в котором категория «духовное» противопоставлялась «мирскому», и была реакцией на становление секулярной культуры. В рамках собственно секулярной культуры также формулировалось свое понимание «духовного», во многом опирающееся на западную мистическую традицию, предполагающую доступ к божественному. Наконец, сами представители духовенства осмысляют эту проблему и формулируют свое представление об «истинно духовном», уже отталкиваясь от нового светского понимания.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ О ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ В ПЕРИОД АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КАМПАНИИ Н. С. ХРУЩЕВА (CASE-STUDY: Г. КИНЕШМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
стр.222-247
Целью данной работы является изучение уникальных источников - 38 школьных сочинений «Кто сейчас ходит в церковь?», написанных в городе Кинешма Ивановской области в 1964 году. В центре исследования - вопрос о том, была ли советская атеистическая пропаганда эффективной и в какой степени антирелигиозная риторика оказывала влияние на молодых людей в советской провинции. Применение методологии истории эмоций и социологических методов обработки нарративных источников позволило выделить ключевые составляющие образа верующих с точки зрения советской молодежи: противопоставление верующих социалистической модерности и прогрессу, виктимизацию женской и детской религиозности, а также социальную стигматизацию верующих.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ОСПАРИВАЯ ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА: КОРРЕЛЯЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ГРАЖДАНСКО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СРЕДИ ЧИЛИЙСКИХ ЕВАНГЕЛИКОВ
стр.247-278
Федякова Е., Эспиноса В., Фернандес В.
В данной статье анализируется роль чилийских евангелических и пятидесятнических церквей в создании социального капитала, рассматриваются его формы, а также его влияние на социально-политическое развитие гражданского общества и качество демократической жизни. Многообразие мира евангельских церквей в Чили требует тщательного анализа взаимодействия евангеликов с политикой и обществом. Наши результаты показывают, что по сравнению с католическим населением евангелики и пятидесятники в гораздо большей степени вовлечены в добровольные ассоциации, при сравнительно меньшем интересе к политике. Однако евангелики ожидают, что их лидеры могут играть активную роль в политической сфере. Полученные результаты в некоторой степени противоречат теории социального капитала, которая предполагает, что вовлеченность в религиозную деятельность приводит к повышению гражданского участия в целом. Данные для исследования получены на основе национальной выборки (n=754).
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРАВЕДНЫЙ РАЗУМ: ДЖОНАТАН ХАЙДТ В ПОИСКАХ МОРАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ПОЛИТИКИ
стр.279-312
В статье дается развернутый обзор ключевых аргументов книги «Праведный разум» Джонатана Хайдта и анализ интеллектуального контекста возникновения его влиятельной теории моральных оснований, получившей международное признание и породившей серию эмпирических исследований в США и в десятках стран мира. Авторы реконструируют намерение Хайдта и коллег предложить оригинальный способ осмысления и преодоления резко обострившихся в ХХ! в. «культурных войн» в американском обществе с помощью указания на разное понимание объема морали консерваторами и либералами. В работе последовательно разбирается противопоставление интуитивистских (Юм) и рациональных (Кант) подходов к морали в социальной психологии, сложное соотношение биологических, эволюционных и социокультурных механизмов по Хайдту, а также его обращение к теории “homo duplex” Эмиля Дюркгейма, осмыслявшего коллективную, надличностную идентичность в терминах сакрального. В заключительной части авторы показывают, что наиболее уязвимые для критики аспекты теории моральных оснований связаны не с ошибочно вменяемым Хайдту биологическим редукционизмом, а с недостаточной обоснованностью выбора конкретных оснований и с вопросом о противоречивом характере намерения Хайдта расширить моральную палитру либеральных коллег и сограждан силой рациональных аргументов, одновременно доказывая невозможность рациональной коррекции интуитивных по своей природе моральных реакций.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЗЛО, БЛАГОЙ БОГ И ДИЛЕММА ВАГОНЕТКИ. РЕЦЕНЗИЯ НА: JAMES P. STERBA. (2019) IS A GOOD GOD LOGICALLY POSSIBLE? PALGRAVE MACMILLAN. - 209 PP
стр.313-319
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
ЭТИКА БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОБСТВЕННАЯ ЭТИКА БОГА. MARK C. MURPHY. (2017) GOD’S OWN ETHICS. NORMS OF DIVINE AGENCY AND THE ARGUMENT FROM EVIL. OXFORD UNIVERSITY PRESS. - 210 PP
стр.320-326
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
БОГ В ПОИСКАХ ВЫХОДА. КОНАЧЕВА С. А. БОГ ПОСЛЕ БОГА. ПУТИ ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. М.: РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2019. - 242 С
стр.327-333
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
ШТЫРКОВ С. А. РЕЛИГИЯ, ИЛИ УЗЫ БЛАГОЧЕСТИЯ. СПБ.: ИЗД-ВО ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 2021. - 172 С
стр.334-340
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
НАДИРОВ И.И. ДЖАХИЛИЙА И ИСЛАМ: ОЧЕРК ДЕМОНОЛОГИИ. СПБ.: ИЗД-ВО РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА, 2021. - 440 С., С ИЛЛ
стр.341-347
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ (К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОТОПОПА АВВАКУМА) / ОТВ. РЕД. ЗАХАРОВ В. Н. М.: ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ РАН, 2020. - 572 С
стр.347-354
Загружаем данные из библиотечной системы...