Обсуждение перспектив концептов «биоэтики» и «христианской биоэтики» американского профессора Х. Т. Энгельгардта в России требует системного междисциплинарного анализа. Это связано с реалиями медицинской практики, культурно-исторической спецификой социальных вызовов и историей понятий и ценностей. Для российского общества в целом характерна определенная сложность постановки этических проблем в публичном пространстве. Современная актуализация биоэтики, рост участия Церкви в публичных дискуссиях по вопросам медицины и биотехнологий формируют основы для восприятия идей американского профессора Х. Т. Энгельгардта по христианской биоэтике. В данной статье предлагается проанализировать эволюцию научного поиска и личностной трансформации Х. Т. Энгельгардта от врача - «логического позитивиста» через исследования взаимовлияния континентальной философии и истории медицины, католицизма и биоэтики к созданию собственной концепции христианской биоэтики, основанной на православии. Предложенный в статье анализ позволяет расширить привычные для российского академического дискурса теоретические подходы к обсуждению моральных дилемм, находящихся на пересечении медицины, религии и философии.
Государство, религия, церковь в России и за рубежом
2020. — Выпуск 4
Содержание:
Рождение, страдание, болезни и смерть, благодаря успехам медицины, оказались в ряду вызовов, кажущихся новыми и требующих новых ответов. Светская биоэтика сформировалась как ответ на требования новых биомедицинских технологий в контексте культуры, фрагментированной моральным плюрализмом. Несмотря на то, что она обещала объединить людей, разделенных разными религиозными взглядами и моральными ценностями, это обещание оказалось невыполнимым. Разум в одиночку не может обеспечить общепринятое («каноническое») содержательное моральное руководство или создать нравственную общность, способную объединить всех людей. Христианская биоэтика как часть образа жизни, основанного на подлинной религии, предлагает понимание, содержание и смысл там, где светская биоэтика потерпела неудачу. Для христиан разрешение биоэтических противоречий будет найдено не в обращении к основополагающим рациональным аргументам или отдельным цитатам из Священного Писания, но лишь в христианской общине, объединенной подлинной верой.
Ключевые слова
Термин «культурные войны» используется для описания глубоких, казалось бы, неразрешимых разногласий между группами на протяжении многих лет. В современном дискурсе данное понятие отсылает к полемике в отношении важных моральных вопросов, которые обсуждаются в публичном пространстве и в отношении которых, как представляется, нет никакого способа достичь консенсуса или компромисса. Одно из противостояний касается столкновения между теми, кто придерживается традиционных христианских убеждений, и неверующими. Христианская биоэтика опирается на совокупность метафизических и моральных представлений, которые входят в противоречие с доминирующей секулярной культурой. В результате возникает разрыв между подходом к моральной жизни и к биоэтике, сформированном перед лицом трансцендентного Бога и последнего суда, и подходом к биоэтике, который определяется тем, что мир не имеет высшего смысла, а смерть является концом личного бытия. Эти подходы разделены моральной и метафизической пропастью, которая указывает на несовместимые жизненные миры и несовместимые понимания биоэтики. Попытки преодолеть эту пропасть усилиями секулярного разума безрезультатны, поскольку не существует общего понимания разума или правил доказательства. Попытки использовать государство для навязывания определенных метафизических и моральных убеждений, секулярных или религиозных, приводят к публичным дискуссиям, похожим на войну.
Ключевые слова
В настоящей статье представлены основные положения концепций германского теолога Фрица Яра (1895-1953) об отношении к живому и его понятия Bio-Ethik и обсуждаются причины устойчивого интереса к его наследию. Популяризация трудов Фрица Яра вписывается в специфический контекст конфликтного развития биоэтики в Центральной Европе на рубеже ХХ-XXI вв. Обращение к идеям Фрица Яра в сфере биоэтики позволяет оценить исторический опыт вклада христианских мыслителей в артикуляцию биоэтической проблематики и поставить вопрос о том, почему в современной биоэтике, пытающейся конструировать свои установки на универсальных, внерелигиозных ценностях, оказалось востребовано обращение к теологическим трудам протестантского пастора. В статье дается характеристика отношения к биоэтике в Германии на рубеже 1980-90-х гг., идейный конфликт движения «антибиоэтиков» и того контекста, в котором появление работ Фрица Яра было включено в формирование дискурса глобальной интегративной биоэтики.
Ключевые слова
Один из ведущих французских специалистов по биоэтике рассматривает дебаты вокруг вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, вопрос о законодательно закрепленном доступе к таким технологиям одиноких женщин и однополых пар. Автор предлагает свой подробный - и, в целом, критический комментарий к рекомендательным документам по этим вопросам, изданным Национальным консультативным комитетом по этике - специальным органом, созданным для публичного обсуждения вопросов законодательства по биоэтике. (В августе 2020 года, через три года после написания данной статьи, Национальное собрание Франции утвердило проект закона по биоэтике в новой редакции, он и обсуждается в статье.)
Ключевые слова
В статье оцениваются биоэтические проблемы суррогатного материнства (СМ) с христианской точки зрения и возможность ее применения при усыновлении криоконсервированных эмбрионов в современном социокультурном контексте. В данном случае процедура беременности усыновившей женщины будет аналогична процедуре СМ. Однако при видимом техническом сходстве, смысловое наполнение и цель данной беременности принципиально отличны от СМ. В связи с этим в работе мы вводим новый термин - усыновление криоконсервированных эмбрионов. В исследовании оценивается этическая дилемма: вторжение в супружеские отношения при СМ в случае усыновления эмбриона и потенциальная смерть эмбриона при невостребованности последнего. С точки зрения христианской антропологии, человек как личность появляется с момента зачатия, поэтому уважение достоинства его личности включает сохранение его жизни и здоровья на эмбриональной стадии даже в криоконсервированном состоянии, а также возможность усыновления после зачатия. Кроме того, при усыновлении криоконсервированных эмбрионов вторжение в супружеские отношения является этически значительно менее значимым, чем потенциальная смерть эмбриона. Таким образом, СМ может быть этически оправданно для спасения криоконсервированных эмбрионов в случае, если суррогатная мать усыновит эмбриона и после родов будет воспитывать рожденного ребенка.
Ключевые слова
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с профессией кормилицы. Во-первых, рассматривается вопрос выбора кормилицы. Данные пособий по уходу за младенцем показывают, что врачи рекомендуют матерям учитывать не только физические аспекты, но и этический момент (возможность устройства собственного ребенка кормилицы), однако на практике этический момент явно отступал на второй план. Общество осознавало этические проблемы, встающие в связи с институтом кормилиц, однако кормилицы были знаком социального статуса. Они присутствовали практически во всех семьях, достигших определенного материального и социального положения. В качестве оправдания того, что мать сама не кормит своего младенца, использовались рекомендации врачей. Поскольку такие рекомендации получали практически все женщины, имеющие определенное социальное положение, речь здесь шла не о реальных медицинских проблемах, а том, что рекомендации медиков служили для оправдания этически сомнительной общественной практики. Наиболее серьезной медицинской проблемой, связанной с кормилицами, было распространение через кормилицу сифилиса. Многие кормилицы начинали свою работу с приютов и воспитательных домов, где заражались сифилисом от инфицированных младенцев-подкидышей. Поскольку диагностика сифилиса на ранних этапах была невозможна, инфицированная кормилица сама становилась носителем заболевания и при устройстве в семью заражала ребенка работодателей. В статье рассматривается опыт организации работы кормилиц в Одесской губернии, где кормилицы не заражались от больных детей-подкидышей, а дети кормилиц не пополняли сиротские приюты.
Ключевые слова
В статье рассматриваются подходы различных христианских конфессий к пониманию статуса человеческого эмбриона в контексте развития современных биомедицинских технологий, вызовы, с которыми сталкивается каждая из представленных позиций, и аргументы, выдвигаемые сторонниками указанных взглядов. Опираясь на документы и богословские тексты представителей различных конфессий, можно выделить по крайней мере три специфические позиции в отношении морального статуса человеческого эмбриона: консервативную, либеральную и неопределенную. Далее дается анализ позиций сторонников либерально-протестантского подхода, таких как Т. Петерс, Р. Кол-Тернер и Дж. Полкинхорн, и представлена критика их взглядов; показаны сильные и слабые стороны позиции Римскокатолической церкви; выделены особенности православно-христианского подхода к рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова
В статье рассматриваются ключевые аспекты различий между традиционной христианской биоэтикой и светскими моральными размышлениями, доминирующими в современной биоэтике. Например, в отличие от традиционной христианской морали, установившаяся светская биоэтика рассматривает внебрачные половые отношения между лицами одного и того же или разного пола, по крайней мере, как морально допустимые, подтверждает сексуальную свободу детей, признает их способность развивать свою собственную сексуальную идентичность, а также считает легко-доступность абортов и детоубийства правом и свободой женщин. Светская биоэтика стремится отделить детей от власти их родителей, наделяя самих детей полномочиями выносить свои собственные суждения о приемлемом образе жизни, включая сексуальное поведение. Однако, как я утверждаю, в отсутствие Бога не существует никакой точки зрения вне нашего собственного культурного социального и исторического понимания, с которой можно было бы объединить более глубокую перспективу реальности или биоэтики. Следовательно, светская биоэтика, вместо того чтобы постигать нравственную истину, лишь утверждает свою собственную культурную социо-исторически обусловленную идеологическую перспективу, социально-политическое мировоззрение, лишенное определенной моральной основы и независимого морального авторитета.
Ключевые слова
Сегодня основное противоречие в этой сфере - противоречие между секулярной и религиозной моралью, а тогда главными оппонентами были новая коммунистическая идеология и традиционно настроенное общественное мнение. Последнее основывалось на религиозной системе ценностей, но зачастую уже было равнодушно к собственно религии, однако чувствительно к покушениям на привычные церковные обряды. Следование православным традициям могло быть и выражением религиозности, и попыткой обрести моральную опору в эпоху перемен. Идеологический посыл власти тоже противоречив: с одной стороны, в нем присутствует идея свободы сексуальных отношений, а вступление в брак и развод облегчены и изъяты из религиозного контекста, женщин призывают трудиться, участвовать в общественной работе и получать образование. С другой стороны, все эти свободы мало обеспечены с точки зрения социальной, финансовой, медицинской. Одним из последствий такого расшатывания традиционной семьи является рост числа легальных и подпольных абортов. Но это вызывает беспокойство у врачей и деятелей санитарно-просветительной пропаганды, отсюда распространенные призывы не делать абортов, а рожать новых граждан Страны Советов, несмотря на все трудности. Источники показывают, что «маленькие» люди понимали: многодетность обрекает семью на нищету и болезни. При почти полном отсутствии доступной контрацепции единственным средством регулирования рождаемости оказывается аборт. С одной стороны, несмотря на усилия пропаганды, он воспринимается как неприятная, но неизбежная часть повседневности. С другой, он с высокой степенью вероятности связан с травмой, как моральной, так и физической, поэтому не может по-настоящему стать частью нормы повседневности. Автор приходит к выводу, что общественный консенсус по этому вопросу не был достигнут, да и был в принципе невозможен.
Ключевые слова
В настоящей работе исследуется проблема изменений литургических практик римо-католиков в Советской России в 1920-1930-е гг. Вводятся в научный оборот девять документов из зарубежных архивов, в которых отражается процесс изменения норм, тем или иным образом связанных с литургией и ее совершением, по запросам представителей российских католиков. В этих документах затрагиваются такие дисциплинарные вопросы, относящиеся к совершению таинства Евхаристии, как вопрос о времени совершения мессы, о продолжительности и строгости евхаристического поста, о разрешении мирянам переносить Святые Дары, о денежных вознаграждениях за мессы. Отмечается, что Святой Престол с готовностью смягчал канонические требования. В результате на рубеже 1920-1930-х гг. время совершения мессы стало вариативным, все чаще сдвигаясь на вечерние часы, ослаблялись правила евхаристического поста для духовенства и мирян, что открывало им возможность регулярного причащения на вечерних мессах, миряне получали право переносить и преподавать причастие, практика денежного вознаграждения за мессы становилась инструментом финансовой поддержки духовенства со стороны Святого Престола в кризисных ситуациях. В исследовании показано, что основной причиной изменения литургических практик была антирелигиозная политика советской власти: репрессии против католического клира, социальная сегрегация духовенства и верующих, разрушение традиционного праздничного календаря («непрерывная рабочая неделя»). Также отмечается факт регулярной коммуникации между священниками в СССР и Ватиканом по самым разным темам, что говорит о перспективности дальнейшего поиска следов подобных коммуникаций, могущих пролить свет на те аспекты религиозной жизни в Советской России, что не нашли отражения в сохранившейся государственной и партийной документации.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию паломнических практик русских эмигрантов в Святую Землю после Второй мировой войны. Автор анализирует феномен восстановления групповых паломничеств в Святую Землю из Русского Зарубежья как процесс переизобретения паломнической традиции, получившей массовое распространение на рубеже XIX-XX вв. преимущественно в крестьянской среде. Ежегодные паломнические поездки, организованные епископом Кампанским Мефодием Кульманом из Франции, послужили основой для развития целого паломнического движения и формирования сообщества «сопаломников», объединившего русских православных эмигрантов из Западной Европы, Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии. Воспринимаемое в качестве романтического идеала массовое крестьянское паломничество в Палестину стало источником новых смыслов для паломников второй половины ХХ века. В статье подробно рассматривается процесс постепенной ритуализации и формализации поездок, реконструкции русской ментальной карты Святой Земли, появления новых смыслов «старых» практик (например погребения с использованием савана и земли), а также особенностей формирования паломнического движения как способа преодоления тоски по утраченной Родине и поиска аутентичности посредством воспроизведения институтов прошлого. Делается вывод, что обновленная традиция паломничества в Святую Землю представителей русского зарубежья, выстроенная на основе традиции массового крестьянского паломничества в Палестину и трактуемая в качестве духовного идеала, стала одним из способов консолидации эмигрантов из России в условиях рассеяния.
Ключевые слова
В статье предложена реконструкция социальных идеалов русского спиритуализма. В качестве основных источников использованы тексты, раскрывающие представления спиритуалистов об устройстве «духовного мира», свидетельства об устройстве и характерных особенностях спиритических кружков, а также литературные произведения спиритуалистов, отразившие их социальные идеалы. Социально-политические взгляды русских спиритуалистов были консервативными, однако их онтологические взгляды демонстрируют их стремление к социальным инновациям. По критерию их отношения к институту церкви, христианской теологии и представлениям об устройстве духовного мира предложено деление спиритуалистов на два типа - рационалистический и традиционалистский. Все спиритуалисты критически характеризовали общество как организм, охваченный социальной болезнью. Рационалистический спиритуализм критически относился к христианской догматике и практике и, хотя его сторонники выступали за сохранение социально-политического status quo, они возлагали надежду как на постепенные социально-политические преобразования, так и на обретение искомых социальных идеалов в духовном мире. Традиционалисты, несмотря на свою приверженность монархизму и православной церкви, ожидали скорого наступления милленаристского переворота и в этом отношении бросали вызов социально-политическому порядку. Спиритуалистический социальный проект в основных чертах близок коммунитарным социальным проектам, основанным на идеологии христианского братства.
Ключевые слова
В статье на примере полемического сочинения Хасан-Гата Габаши «Нур ал-хакика» (1886 г.) рассматривается мусульманская реакция на миссионерский вызов. Анализируется внутренний защитный механизм исламского дискурса, который срабатывает для защиты вероучения (‘акида) от внешнего «чуждого» влияния и связан с очерчиванием охранительных границ. В качестве тактики защиты используется стратегия опровержения ложной идея или учения из науки ‘илм ал-калам. В свете этого рассматривается тематика сочинения и его сценарий, система аргументации и поведение действующих акторов. В ходе реализации своего «охранительного» проекта Габаши осмысляет и критикует христианские идеи и представления в категориях собственного дискурса. Как мусульманский автор, Габаши не отвергает все христианское учение и всю Библию, он критикует лишь то, что, на его взгляд, искажено, то есть противоречит исламу.
Ключевые слова
Статья содержит обзор двух англоязычных трудов, в которых исследуется религиозная ситуация в постсекулярном Вьетнаме. Книга американского антрополога Шона Маларни «Культура, ритуал и революция во Вьетнаме» (2002 г.) посвящена исследованию трансформаций религиозных практик и норм морали, вызванных коммунистической революцией 1945 г. Сборник «Религия, место и эпоха модерна: пространственное выражение религии в Юго-Восточной и Восточной Азии» (2016 г.) рассматривает, в рамках «антропологии пространства», религиозный бум последних десятилетий и появление новых «секулярных» религий во Вьетнаме.