Вводная статья к тематическому блоку посвящена фундаментальным вопросам современных исторических, антропологических и религиоведческих исследований «русского сектантства» XVIII и XIX веков. Русских религиозных диссидентов этого периода вряд ли можно было рассматривать как однородную или интегрированную религиозную культуру как в историческом, так и в социальном плане. Однако изучение этих движений, а также их репрезентация в различных дискурсивных и идеологических контекстах может многое рассказать нам о религии в России в «синодальный период». В статье обсуждаются ключевые аспекты русского сектантства с точки зрения сенсуальных форм, медиальных режимов, моральной экономики, истории конфессионализации и харизматического лидерства в народной религиозной культуре.
Государство, религия, церковь в России и за рубежом
2020. — Выпуск 3
Содержание:
В данной статье предполагается рассмотреть процесс становления секты хлыстов. Привлечение ранее не использовавшихся при изучении этого движения источников (следственные документы стрелецких бунтов, дело царицы Евдокии и майора Глебова и др.) позволяет более детально представить себе среду формирования сектантского движения и структурировать раннюю историю секты в виде последовательного поэтапного процесса. В статье делается попытка рассмотреть формирование экстатических и пророческих практик в рамках радикального старообрядчества в «Вязниковских лесах»; смещение центра раннесектантского движения в Москву и образование московской хлыстовской общины в связи со стрелецкими бунтами; конфессионализацию секты, конкуренцию между хлыстовскими общинами и выделение локальных культовых центров. Кроме того, в статье предполагается осветить роль разных лидеров в истории секты, использование экстаза в практике самосожжений, роль эсхатологических представлений в учении христововеров, сходство хлыстовщины и нетовщины.
Ключевые слова
Статья посвящена костромской общине христоверов XVIII века. В основе ее - дело о купце Крупенникове 1747 года, сохранившееся в документах Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, в Российском государственном историческом архиве. Одна из героинь этого дела - крестьянка Костромского уезда Анна Степанова, которую «почитали за Богородицу». Цель статьи - ввести в научный оборот архивные материалы и рассказать о религиозной практике членов гетеродоксальных общин в Костроме XVIII века и о местных легендах о «христах» и «богородицах».
Ключевые слова
Объектом исследования являются иудаизирующие религиозные движения эпохи Нового времени: русское субботничество и трансильванское саббатарианство. Работа представляет первую в отечественной историографии попытку компаративного анализа этих движений, а также выявления двух моделей иудаизантизма с характерными для них признаками. Сравнительное изучение течений обнаруживает немало общего в их происхождении, развитии, социальном составе, в религиозных представлениях и практиках сектантов, их взаимоотношениях с властями. Оба феномена возникли в эпоху раннего Нового времени в христианских странах. Генезис сомбатошок неотделим от европейской Реформации, русское иудаизантство зародилось в атмосфере антицерковного движения «протестантствующих». Течения имели ультрарадикальный для своего времени характер. Оба варианта субботничества распространялись по преимуществу среди крестьянства. Религиозные представления и практики иудействующих формировались на основе Ветхого Завета, что сочеталось с вниманием - большим или меньшим - к новозаветным текстам. Сектанты подвергались гонениям со стороны властей, формировали аналогичные стратегии выживания, имели схожую идентичность; со временем течения испытали дехристианизацию и сильнейшее воздействие иудейской традиции. Однако между двумя явлениями прослеживаются и серьезные различия. Исключительная роль в зарождении и ранней истории саббатарианства принадлежит представителям европейской интеллектуальной и социальной элиты. Русское иудаизантство, возникшее в низших социальных слоях, изначально относилось к числу народных движений. Различия в генезисе, культурно-исторических и политических контекстах, в которых развивались оба феномена, обуславливали определенную разницу в доктрине, практиках и исторических судьбах субботников. Исследование позволяет говорить о двух типологически близких, но имеющих свою специфику моделях иудаизантства. Русская «ветхозаветная вера» - это автохтонное, развивавшееся спонтанно простонародное движение. Трансильванское саббатарианство до некоторой степени представляет собой своеобразный «конструкт», созданный и отчасти управляемый образованными и деятельными представителями европейской религиозной мысли XVI-XVII вв.
Ключевые слова
В статье рассматривается, как в условиях формализации российского законодательства в эпоху Николая I актуальной проблемой в приходской жизни становится обнаружение церковным причтом фактов «отступничества» православных прихожан в старообрядчество, растет количество соответствующих следственных дел. «Уклонение в раскол» становится проблемой: российские власти обнаруживали несовершенство собственной системы надзора за православными прихожанами в условиях кризиса религиозной терпимости по отношению к старообрядцам. В работе будет показано, что в указанный период времени активное возбуждение следственных дел против «отступников» привело к противоположному результату: вместо возвращения «отступников» в православную церковь религиозная жизнь таких старообрядческих согласий, как Спасово, Рябиново, Поморское стала еще более интенсивной. В результате местные власти были вынуждены признать их как самостоятельные религиозные сообщества. Статья содержит также анализ межконфессиональных браков между православными и старообрядцами, который показывает ограниченные возможности вмешательства властей в повседневную жизнь верующих. Законные правила заключения таких браков часто пренебрегались как супругами, так иногда и самими православными священнослужителями.
Ключевые слова
Статья ставит целью исследовать точки пересечения двух доныне существующих групп «старого русского сектантства», для которых ожидание земного тысячелетнего царства было центральным пунктом вероучения - молокан-прыгунов и еговистов-ильинцев. Дореволюционные, советские и современные религиоведы обычно не замечали связи между этими движениями. Однако в определенный исторический момент эта связь была весьма существенной как в доктринальном, так и в практическом смысле. Основным материалом для статьи послужили собранные автором во время полевых исследований рукописные, машинописные и неофициально изданные материалы, в том числе письма Ильина последователям и другие его произведения, а также воспоминания молоканских старцев и исторические сочинения, бытующие среди молокан в Армении и США.
Ключевые слова
Изучение влияния вероучительных положений на социальное поведение и повседневную жизнь последователей тех или иных религиозных течений занимает значительное место в религиоведческих исследованиях. В статье изложены результаты анализа особенностей демографического поведения постников (последователей одного из направлений «старого русского сектантства») в Тамбовском регионе начала XX века. Существенное подспорье в подобной работе авторы статьи видят в возможностях использования реляционной базы данных, которая и была создана в ходе предпринятого исследования. Систематизированные по определенному принципу однообразные статистические сведения, дополненные иными архивными источниками, позволяют найти новый ракурс в исследовании особенностей религиозной жизни приверженцев указанного течения. На основе имеющихся данных составлена половозрастная пирамида, которая показывает глубокое различие в сравнении с «обычными» православными крестьянами губернии. Столь же разительные отличия имеются в уровне детности и других сравниваемых параметрах. Проведенная работа дает авторам возможность обоснованно утверждать, что эти особенности демографического поведения не были обусловлены внешними факторами (голод, бедность и т. п.), а вызваны мировоззренческими установками постников. Названные особенности делали возможным сохранение и распространение постничества, главным образом при помощи активного прозелитизма.
Ключевые слова
В статье рассмотрены закономерности повседневной жизни старообрядцев-странников на территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии. На основе новых архивных материалов церковного и светского происхождения, а также ряда значимых трудов миссионеров - современников событий исследованы основные аспекты истории страннического толка. Изучены особенности мировоззрения странников, формы и способы их проповеднической деятельности, структура сообществ. Основу вероучения странников составляло эсхатологическое мировоззрение, обусловившее полный разрыв с миром Антихриста. Подробно изложены бытовые особенности жизни странников: условия и обстоятельства включения в их число, требования к повседневному поведению и внешнему облику адептов, старообрядческие «паспорта», специфические черты погребальных обрядов. Причина стабильности общин странников заключалась в том, что они состояли из покинувших мир адептов веры и странноприимцев, оказывающих бегунам всестороннюю поддержку. Важным обстоятельством жизни страннических общин стали стабильные и интенсивные связи между территориями страны, где присутствовали их единоверцы. Особое внимание уделено проблемам взаимовосприятия и противостояния между бегунами и представителями власти (полицией и духовенством). Выявлено, что деятельность странников не только не приводила к изоляции от общества, но и обусловливала существенную интенсификацию контактов с внешним миром.
Ключевые слова
В статье на основе материалов Государственного архива Оренбургской области реконструируется биография, особенности религиозных взглядов и практик крестьянина Петра Маклакова, «отпавшего из православия в секту субботников» и активно пропагандировавшего еврейскую веру среди жителей Оренбургского уезда в конце XIX - начале XX века. Особенное внимание уделяется причинам «уклонения в секту жидовствующих», способам распространения еврейской веры среди крестьян, особенностям дискуссий между приверженцами субботничества и православия, основаниям и обстоятельствам привлечения сектанта к юридической ответственности. Наиболее ценной представляется возможность проследить эволюцию религиозных практик Петра Маклакова и его ближайшего окружения. Поскольку он дважды попадал в поле зрения светских и церковных властей с промежутком в десять лет, в архивных документах отражается постепенный переход сектанта-субботника от стихийно реконструированной по христианским источникам «еврейской веры» к ортодоксальному иудаизму и его нормативным практикам, в первую очередь, молитве на иврите по сиддуру. Сделан вывод о несколько противоречивом характере субботнического миссионерства - отрицание роли наставничества в «исправлении веры» при приоритете самостоятельного исследования текста в сочетании со стремлением активно распространять эту веру, по видимости, помогая другим «дочитаться» самим и прийти к тем же выводам из священных текстов, каковых придерживались русские иудействующие.
Ключевые слова
В «Сборнике летописей» (Джāми‘ ат-тавāрӣ╟) Рашӣд ад-Дӣна (1249/50- 1318) - разностороннего ученого, врача и влиятельного служащего при дворе ильханов, - составленном с использованием трудов придворного историка Абӯ-л-╒āсима ╒āшāнӣ (ум. после 1323/4), содержится «История Индии» (Тāрū╟ ал-Хинд ва-с-Синд), а в ней - пространный раздел, посвященный Будде и буддизму. Среди арабских источников по буддизму это произведение Рашӣд ад-Дӣна является наиболее обстоятельным. Одна из глав этого раздела представляет собой адаптированную для мусульманского читателя версию известной буддийской сутры, в которой буддийское учение и этические принципы изложены в виде вопросов-загадок небесного существа и ответов на них Будды. В статье предлагается обзор версий этого произведения, бытовавших в средние века в буддийских культурах, сопоставление мусульманского и буддийского прочтения этой сутры, содержащейся в арабской версии «Сборника летописей», а также представлено издание арабского текста, выполненного по единственной сохранившейся рукописи лондонского собрания Khalili MSS 727, и его русский перевод.
Ключевые слова
В статье на примере взглядов епископа Андрея (Ухтомского) затрагивается малоизученная проблема отношения представителей российского православного духовенства к теории и практике русского национализма конца XIX - начала XX в. Проведен анализ представлений церковного иерарха о национальном самоутверждении народов, политическом национализме, «инородческом» вопросе; показано влияние его славянофильских воззрений на восприятие современного ему русского национализма. Рассматриваются причины сотрудничества архиерея с правыми партиями и союзами, а также обстоятельства, приведшие епископа Андрея (Ухтомского) к разочарованию в этих политических силах. Впервые в научный оборот вводятся материалы публицистической полемики епископа Андрея с правыми политическими деятелями по национальному вопросу (1910 г.), приведшей, по мнению авторов, к окончательному размежеванию архиерея с черносотенцами и изменению его взглядов на национализм, исповедуемый в России правыми. На основе публицистического наследия Андрея (Ухтомского), охватывающего период с 1899 по 1917 гг., авторы приходят к выводу, что архиерей, считая себя патриотом и признавая за русским народом право на национальное самоутверждение, никогда не позиционировал себя как националиста. Появление в русском национализме ксенофобских, расистских и секулярных черт заставило епископа выразить ему свое презрение как явлению антихристианскому. В итоге, оставаясь сторонником русской национальной идеи в ее православно-славянофильском понимании, епископ Андрей (Ухтомский) к 1917 г. стал убежденным противником русского политического национализма.
Ключевые слова
Статья посвящена характеристике взаимосвязи принятых в религиозной группе эсхатологических представлений и исповедуемых ее участниками этических и социальных идеалов. В статье показано, что участники рассматриваемого Московского спиритического кружка смотрели на свое объединение как на религиозную эсхатологическую общину. Эсхатологический проект этой религиозной группы может быть охарактеризован одновременно и как катастрофический миллениализм, и как прогрессивный. Социально-эсхатологический проект Московского спиритического кружка предполагал снятие границы между миром земным и миром духовным и переход к эгалитарной модели общества после радикального обновления мира. Эсхатологическая община стремилась реализовать эти идеалы, не дожидаясь Апокалипсиса, «здесь и сейчас», среди ее участников. Анализ материалов кружка показывает, что, согласно вероучению кружка, человек является активным участником эсхатологического процесса. Эсхатологический процесс и человеческая жизнь описываются как инициация через катастрофы и испытания. В соответствии с катастрофическим мировоззрением участников кружка, в мире разворачивается финальная битва сил добра и зла, в которую вовлечены и духи, и люди. В преддверии Апокалипсиса вопросы этики обретали решающее значение, поскольку реализация этических идеалов рассматривалась членами кружка как условие спасения. Участники кружка выстраивали свои отношения с окружающим миром в соответствии с эсхатологической ситуацией, предполагавшей «гонение на праведников». Сознавая себя носителями нового откровения, они воспринимали окружающий мир как враждебную среду и стремились к учреждению границ между общиной и охваченным «болезнью» миром.
Ключевые слова
Тема русского неоязычества - или, как его нередко называют, родноверия - в последние годы стала популярной в научной периодике. Но отражает ли эта популярность темы популярность неоязычества в российском обществе? К сожалению, исследователи этого религиозного движения не в состоянии убедительно ответить на вопрос о численности его приверженцев. Данные социологических исследований слишком фрагментарны и противоречивы, и потому при оценке численности неоязычников велик соблазн опереться на данные, собранные в интернете. Некоторые авторы уже предпринимали попытки оценить численность последователей русского неоязычества посредством подсчета количества неоязыческих сообществ в социальных сетях и численности подписчиков таких сообществ. Однако какой-то определенной методологии таких подсчетов выработано не было, и потому неясно, насколько можно полагаться на их результаты. Данное исследование призвано оценить надежность подобных расчетов. В рамках исследования на протяжении нескольких лет проводился мониторинг интернет-сообществ неоязыческой, православной, мусульманской, буддистской и атеистической направленности в популярных в России социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». Фиксировались количество таких сообществ и численность подписчиков самых крупных из них. Показано, что оценка численности русских неоязычников на основе данных соцсетей малоэффективна и легко может привести к ошибкам. Реальное количество последователей русского неоязычества было и остается неизвестным даже приблизительно.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению соотношения политического и религиозного в современном российском обществе. Авторы анализируют материалы опроса «Социально-политические предпочтения российского общества» (количество респондентов, идентифицирующих себя как православных верующих N=2735), в рамках которого было выявлено, что как минимум 21,1% попавших в выборку православных верующих при принятии решения о своем электоральном выборе находятся под непосредственным влиянием священников и общинников. Авторы отвечают на вопрос о том, какие политические силы являются бенефициарами воздействия религиозного фактора на выбор православных избирателей. В работе устанавливается, что главным бенефициаром проводимой духовенством и прихожанами агитации является партия «Единая Россия». Однако эффективность оказываемого ими воздействия во многом зависит от того, на какой ступени воцерковления находятся подпадающие под агитационное воздействие верующие. Выявлено, что для партии «Единая Россия» более эффективным методом проводимой духовенством агитации является не публичное выражение священнослужителем мнения по политическим вопросам во время проповеди, а точечное воздействие на взгляды неопределившихся верующих, по собственному желанию обратившихся к священнику с вопросом политического содержания. Однако наибольшим по эффективности для партии «Единая Россия» оказывается воздействие общинников, с которыми верующие обсуждают вопросы своего электорального выбора.
Ключевые слова