+
ГЕНДЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАКТИКИ В РЕЛИГИОЗНЫХ СООБЩЕСТВАХ
стр.7-16
Каким образом конструируются и воплощаются идеи маскулинности и фемининности, семьи и сексуальности в различных религиозных общинах? Вопросам стратегий и формам дисциплинарных практик членов общин, особенно их гендерной составляющей, уделяется огромное внимание во всех религиозных культурах. Через тему личного благочестия и греха красной нитью проходят предписания надлежащего полового поведения и четкое определение роли каждого гендера в богословском дискурсе. Образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», идеалы отношений и модели семьи конструируются на основе многих нормативов, негласных предписаний и запретов. Пространство гендерных стратегий находится под влиянием социальных и политических условий, экклезиологии, герменевтики и изменяется под давлением конкретных обстоятельств и социальных перемен. Настоящий выпуск журнала посвящен практикам конструирования, легитимации, рефлексии и поддержания гендерных норм и ценностей в религиозных сообществах. Авторы нашего выпуска не только анализируют феминин-ность и маскулинность, сексуальность и семейные отношения в различных религиозных общинах, но и их интерпретацию и регуляцию в рамках «проживаемой религии» (lived religion). Рассматриваются примеры конструирования и рефлексии на тему гендера и семейных отношений в исламе, католицизме, евангелическом протестантизме, православии и иудаизме.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
О ЖЕНЩИНЕ И УСТАМИ ЖЕНЩИНЫ: МУСУЛЬМАНКА В ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ НАЧАЛА ХХ В
стр.17-36
Статья посвящена формированию двух гендерных дискурсов - мужского и женского - на страницах периодических изданий татар-мусульман Российской империи начала ХХ в. Исследование опирается на анализ материалов мусульманских женских журналов «Сююмбике», «Азат ханым» («Освобожденная женщина»), наиболее авторитетного издания российских мусульман «Шура» («Совет»), а также других изданий, затрагивавших «женский вопрос». Важной чертой рассматриваемой дискуссии было то, что в ней активное участие принимали не только мужчины, но и сами женщины, формируя свой собственный дискурс, отличный от мужского. В статье показано, что в рамках мужского дискурса - в ситуации, когда высшей целью был признан «прогресс нации» - подчеркивалось исключительное значение женщины для локального/глобального мусульманского сообщества прежде всего как матери. Данный дискурс демонстрировал установку на объективацию женщины. Женский же дискурс, появившийся позднее, был сконцентрирован вокруг проблем самих женщин, включая насилие со стороны мужчин, а также призывов к независимости от последних. В то же время автор отмечает, что общей чертой обоих дискурсов - мужского и женского - бьиа апелляция к религиозной аргументации.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
БЛАГОСЛОВЕН (НЕ) СОЗДАВШИЙ МЕНЯ ЖЕНЩИНОЙ? ФЕМИНИСТСКИЙ ПОВОРОТ В ИУДАИЗМЕ И ИУДАИКЕ
стр.37-76
Статья представляет собой обзор появившихся за последние полвека академических текстов, составляющих феминистский поворот в иудаизме и иудаике, и анализ причин и основных тенденций этого явления, в том числе практики совмещения академических исследований и общественного активизма. Первая часть обзора посвящена феминистской критике иудаизма и феминистскому теоретизированию, нацеленному на гендерную реформу современного иудаизма. Во второй части анализируются исследования, возвращающие женщин в историю библейского, талмудического и средневекового иудаизма. Заключительный раздел посвящен феномену «вернувшихся» в ультраортодоксальную общину женщин и рецепции этого явления в феминистских исследованиях.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЦИЗМЕ
стр.77-104
В данной статье проводится анализ трансформации гендерного дискурса в современном католицизме после II Ватиканского собора. Основываясь на примерах французского и американского кейсов, автор показывает, как на нынешнем этапе развития католического учения актуализируются многочисленные дискуссии в среде католических интеллектуалов и на уровне рядовых католиков о гендерном равенстве, роли женщин в церковном предании, отношении к сексуальным меньшинствам и иным аут-группам, исторически подвергаемым дискриминации в рамках традиционно-консервативного подхода. Особое внимание уделено сравнительному анализу интерпретации концепта гендера со стороны нерелигиозных и религиозных теоретиков. Трансформация гендерного дискурса в католической мысли носит глубинный характер, связанный как с развитием научного знания, так и с изменением ценностных ориентаций, отражая качественные сдвиги религиозной и политической идентичности. Подробно анализируя актуальные дискуссии в католическом сообществе, связанные с призванной отразить традиционное понимание гендера католической теорией комплементарности, автор заостряет внимание на ее критическом осмыслении с позиций позднейшей гендерной теории, в частности, развиваемой в трудах Д. Батлер. Автор показывает, какие дискурсивные формы приобретает полемика консервативных католических мыслителей с современной квир-теорией, развиваемой в трудах Д. Батлер. Предпринимается попытка указать на взаимосвязь изменений в восприятии гендерной тематики среди католиков с процессами демократизации. Для подтверждения данного тезиса приводятся данные глобального исследования ценностей среди католиков. Наконец, автор проводит сравнительный анализ дискуссий о концепте гендера, существующих в условно «консервативном» и условно «либеральном» спектре католических мыслителей. В статье отмечается особая роль французской и американской католической мысли в имплементации идей гендерного мейнстриминга.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРИЗВАНИЕ ВО ПЛОТИ: ГЕНДЕР И ТЕЛЕСНОСТЬ В РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО КАТОЛИЦИЗМА
стр.105-130
В ранней и средневековой христианской традиции гендеризированная телесность понималась как препятствие на пути культивации добродетелей и как потенциальная среда для греха. Современная католическая антропология предлагает иной взгляд на тело субъекта и связанные с ним чувства и желания. Данная статья посвящена проекту пастырской поддержки призваний, реализуемому в российских католических приходах, и его риторике, делающей на гендеризированной телесности особый акцент. На материалах включенного наблюдения и интервью с «призванными» католиками автор анализирует стратегии производства подлинности и убедительности призвания к безбрачию. За счет включения гендера и сексуальности в концепт целомудрия эта риторика позволяет не только представить посвященную Богу жизнь привлекательной, более понятной и реальной, но и распространить знание о правильных образах мужественности и женственности. Несмотря на предписанное церковной дисциплиной телесное одиночество, в этом построении оно не уподобляется статусу бестелесного и бесполого ангела. Наоборот, апеллируя к гендеру и телесности, религиозные специалисты стремятся подчеркнуть их фундаментальность для призвания к жизни в целибате, тем самым противостоя и раннехристианскому видению тела, и секулярным представлениям о конструируемом гендере.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАКЕ И БРАЧНЫЕ ПРАКТИКИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ВЕРУЮЩИХ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ В 1940-1980-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБЩИН ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА)
стр.131-162
Предмет настоящего исследования - опыт развития брачно-семейных представлений в контексте религиозной субкультуры на примере движения евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) в послевоенный период советской истории. Анализируя специфику вероучения русских баптистов о брачном вопросе, которое в послевоенное время транслировалось со страниц печатного органа баптистского союза «Братский вестник», и сопоставляя официальные позиции со сведениями, обнаруженными в государственных архивах и полученных в общинах евангельских христиан-баптистов Тамбовской, Воронежской и Липецкой областей, автор проводит попытку реконструировать модель и практики брачно-семейных отношений, бытовавших в среде евангеликов в прошлом. Результаты исследования репрезентуют систему нормативных установок и предписаний, специфику дисциплинарных практик регулирования приватной сферы, действующих в общинах ЕХБ, практики церковных священнодействий. Комплексный анализ материалов, привлеченных в исследование, помогает представить учение советских баптистов о браке и семье, гендерном порядке, вопросах планирования семьи как динамично развивающуюся систему взглядов, пережившую влияние социально-политического контекста времени, и одновременно как свод особых установок, которые в их практической реализации противопоставляли жизненные миры баптиста и простого советского человека.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
БОГОСЛОВИЕ ПРИЛИЧИЯ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ О ВНЕШНЕМ ВИДЕ ЖЕНЩИН В ПОЗДНЕИ ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
стр.163-191
В настоящей статье поставлена задача на материалах устной истории изучить воспоминания евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) о требованиях к внешнему виду христианина как отражении его благочестия. В статье показывается на материалах воспоминаний о позднесоветском периоде, как требование благочестивого поведения постепенно стало адресоваться преимущественно женщинам. Исторические, теологические и социальные основания внешнего вида, проанализированные в статье, показали преобладание буквалистского прочтения Писания и ностальгию как мужчин, так и женщин в евангельских общинах по «патриархальным» vs «советским» порядкам прошлого. Анализ внешнего вида верующих на серии фотографий 1940-70-х гг. показывает масштабы трансформации социальной памяти современных верующих о «советском прошлом». Авторы приходят к выводу, что кардинальные изменения в социальном порядке в целом и в женской моде в частности в постсоветский период усилили тенденции в сообществе к отделению себя от аморального внешнего мира. Для женщин следование принятым нормам во внешнем облике становится маркером их веры и видимым знаком благочестия, к тому же одобряемым сообществом.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ПЕТР И ФЕВРОНИЯ И ДЕНЬ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ: ПРОНАТАЛИЗМ И НЕСТАБИЛЬНЫЙ ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
стр.194-220
В статье рассматривается роль Дня семьи, любви и верности в рамках реализации государственной семейной политики России с 2006 года. В ней утверждается, что праздник символизирует скорее отношения сотрудничества, чем полной гармонии между государством и Церковью в продвижении пронатализма и так называемых «традиционных семейных ценностей». Кроме того, статья показывает как публичный дискурс вокруг праздника сознательно преуменьшает роль внутренних противоречий в доминирующих семейных идеологиях обеих институций. Рассматривая эти противоречия, статья анализирует способы, которыми государство задействует определенный сегмент учений Церкви о браке, гендере и семье, продвигая официальную пронаталистскую повестку, но отвергая наиболее консервативные способы борьбы с демографическим кризисом, такие как запрет абортов. Наконец, статья исследует проблемы использования агиографии Петра и Февронии - основы Дня семьи, любви и верности - для пронаталистских целей. В качестве основного аргумента рассматривается то, как несоответствие идеала семейной жизни, изображенного в агиографии, и целей праздника, отмечаемого в честь святых, указывает на общую несовместимость православной матримониальной теологии и государственной политики стимулирования рождаемости.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ГЕНДЕРНЫЙ ПОРЯДОК И РУМЫНСКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЖЕНЩИНЫ В ИТАЛИИ: СОЦИО-РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
стр.221-247
Джордан Д., Гульельми М., Бреская О.
Данная статья предлагает, во-первых, краткий обзор современных теоретических подходов в социологии религии к изучению гендерного порядка и религии. Мы развиваем их, добавляя к анализу перспективу столкновения религии с (западной) модерностью и применяем изложенную методологию к изучению православия. Во-вторых, мы проводим краткий анализ официальной позиции Румынской Православной церкви относительно гендерного порядка в семье и обществе в целом. В-третьих, после описания религиозной ситуации, связанной со значительным ростом православных приходов в Италии, мы представим результаты пятнадцати глубинных интервью, проведенных с румынскими православными женщинами в Италии. Мы рассматриваем отдельные элементы различий между румынским и итальянским гендерным порядками на основе сравнения женского восприятия румынского и итальянского обществ и семей, а также стратегии их нивелирования, конструируемые на основе женского опыта миграции. В заключение мы предлагаем выводы об использования социологического концепта диаспоры для анализа ключевых проблем взаимодействия религии, гендера и современности.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ИСЛАМ В ВОСПРИЯТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
стр.248-271
В России, в отличие от Западной Европы, не существует политического рынка, на котором было бы востребовано негативное отношение к исламу и отторжение от мусульман. Формированию такого рынка препятствуют как «автохтонный» характер ислама для России, так и специфика российской политической системы. В силу этих обстоятельств появление на политическом поле партий и движений с исламофобской повесткой маловероятно, а артикуляция негативного отношения к исламу на уровне гражданского общества затруднена. Вместе с тем для России характерны общественно-политические напряжения вокруг ислама, которые наблюдаются и в западноевропейских странах. Несмотря на официальную риторику межконфессионального согласия, российское общество достаточно сильно поляризировано, а культурно-символическое пространство поделено на негласные зоны влияния. В регионах, в которых мусульмане составляют меньшинство, возникают конфликты по поводу присутствия в публичном пространстве символов исламской идентичности (ношение хиджаба в государственных школах, строительство новых мечетей). В регионах с преобладанием мусульманского населения де-факто действуют другие правила поведения, чем в остальной части России. Что касается исламской составляющей постсоветских миграций, то до недавнего времени она не являлась темой общественных дебатов. Среднеазиатские мигранты воспринимались скорее в этнических, чем в конфессиональных терминах. Смещение в восприятии произошло (а) благодаря отражению в российских медиа западной политической повестки; (б) растущей «видимости» мигрантов-мусульман на фоне местного населения (не в последнюю очередь по причине дефицита мест для совершения культа), (в) в результате нескольких резонансных случаев, связанных с вовлечением выходцев из среднеазиатских государств в террористическую активность.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
ЗАЩИЩАЯ ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ ОТ РАДИКАЛЬНОГО: ДИСКУРС ИСЛАМОФОБИИ В РОССИЙСКИХ СМИ
стр.272-299
Многие работы, посвященные современной социологии ислама, исходят из якобы не требующей доказательства посылки о доминировании негативного образа ислама или же о «проблемном» характере ислама. Большинство авторов так или иначе связывают образ ислама с терроризмом, насилием и миграцией. То есть секьюритизация ислама происходит не только на уровне СМИ, но и на уровне академических исследований посредством воспроизводства ориенталистского подхода к выстраиванию «образа другого». Несмотря на то, что данный нарратив исламофобии прочно закрепился во многих типах дискурса об исламе, без ответа, как правило, остается простой вопрос: как это происходит? В данной работе предпринята попытка ответить на этот вопрос, изучив материалы российских СМИ. Каковы механизмы формирования дискурса исламофобии? Как формируется пространство противостоящих друг другу идентичностей традиционного и радикального ислама? И насколько важно учитывать, кто формирует экспертную повестку наших знаний по исламской проблематике? Основная цель данной работы состояла в том, чтобы продемонстрировать востребованность и гегемонистский характер дискурса исламофобии в российском коммуникативном пространстве.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
АНТИИУДЕЙСКАЯ ПОЛЕМИКА В СОБЕСЕДОВАНИЯХ ИЛИИ, МИТРОПОЛИТА НИСИВИНА, И ВЕЗИРА АБӯ-Л-ḲāСИМА АЛ-МАГРИБӢ
стр.300-314
В настоящей работе предлагается рассмотрение одного из аспектов, а именно антииудейской полемики, примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в., «Собеседований» Илии, митрополита Нисивина (975-1046), с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Магрибӣ (981-1027). Изложение содержания «собеседований» Илии и Абӯ-л-Ḳāсима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая - в «Послании» митрополита к везиру. Различие редакций затрагивает и рассматриваемый в статье аспект. Антииудейская полемика в «Послании» носит более личный и непосредственный характер, тогда как в «Книге собеседований» она фактически сведена к цитатам из Корана и из его толкования знаменитого ат-Табарй (839-923), приведенным, к тому же, по другому поводу. В связи с этим рассматривается вопрос о соотношении редакций «Собеседований» в целом. Перенеся логику редакции, превратившей «Послание» Илии везиру в его «Книгу собеседований», на разворачивание антииудейской полемики в «Послании» и ее сворачивание в «Книге», автор статьи приходит к выводам, что роль иудеев в межрелигиозных отношениях была одним из предметов, вызывавших интерес Абӯ-л-Ḳāсима ал-Магрибӣ, и тот факт, что наиболее яркие антииудейские пассажи из «Послания» при его обработке после смерти везира были Илией удалены, свидетельствует о том, что в ряду важных для него апологетических тем, вне связи с личным интересом Абӯ-л-Ḳāсима, антииудейская полемика не была представлена, но использовалась как тема, позволявшая сблизиться с везиром.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
МОСКОВСКИЕ ПРИХОДЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.: СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА, УЧАСТВОВАВШИМИ И НЕ УЧАСТВОВАВШИМИ В ТАИНСТВАХ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЯ
стр.315-342
В настоящей работе рассматривается соотношение между православными жителями города, участвовавшими и не участвовавшими в таинствах исповеди и причастия в московских приходских церквях в конце XIX - начале XX в. Цель работы состоит в том, чтобы выяснить, какую долю в общем массиве православных горожан составляли те люди, которые хотя бы единожды в год посещали приходскую церковь для совершения исповеди и причастия. Основу работы составляют выборки данных о числе прихожан, полученные из исповедных и клировых ведомостей, хранящихся в фондах Центрального государственного архива города Москвы. Нами были выявлены значительные различия между числом людей, отраженным в документах исповедного учета за промежуток времени между 1897 и 1913 гг., и общим числом православного населения. Так, в начале рассматриваемого периода доля населения, зафиксированная в документах исповедного учета, составляла в среднем 30% от общей численности православного населения города, сократившись к концу до 15%. Хотя это снижение во многом было обусловлено ростом населения города, проведенные статистические тесты продемонстрировали наличие значимых различий между выборками в сторону понижения числа прихожан.
Загружаем данные из библиотечной системы...
Ключевые слова
+
PETROS VASSILIADIS, NIKI PAPAGEORGIOU AND ELENI KASSELOURI-HATZIVASSILIADI (EDS) (2017) DEACONESSES, THE ORDINATION OF WOMEN AND ORTHODOX THEOLOGY. CAMBRIDGE SCHOLARS PUBLISHING. - 610 P
стр.343-348
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
LENA GEMZöE, MARJA-LIISA KEINäNEN AND AVRIL MADDRELL (EDS) (2016) CONTEMPORARY ENCOUNTERS IN GENDER AND RELIGION: EUROPEAN PERSPECTIVES. CHAM: PALGRAVE MACMILLAN. - 364 P
стр.348-354
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
РОЛЬ ТЕКСТА И КОНТЕКСТА В СТАНОВЛЕНИИ НАУКИ О РЕЛИГИИ РЕЦЕНЗИЯ НА: ARIE L. MOLENDIJK (2016) FRIEDRICH MAX MüLLER AND THE SACRED BOOKS OF THE EAST. NEW YORK: OXFORD UNIVERSITY PRESS. - 230 P
стр.354-363
Загружаем данные из библиотечной системы...
+
КНИГА, В КОТОРОЙ ЧЕГО ТОЛЬКО НЕТ ФЛЫГИН Ю.С. ЗНАТОК ВОСТОКА: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКАДЕМИКА ВАСИЛИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА БАРТОЛЬДА. ТАШКЕНТ: TORON ZAMIN ZIYO, 2016. - 80 С
стр.364-370
Загружаем данные из библиотечной системы...