Государство, религия, церковь в России и за рубежом
2018. — Выпуск 1
Содержание:
Статья посвящена анализу работ православных священнослужителей (миссионеров, приходских священников, преподавателей учебных заведений), посвященных исследованию религиозных представлений народов Российской империи. Все эти сочинения, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, можно условно разделить на пять основных групп: работы по истории авраамических религий; работы, посвященные мировым и национальным религиям; работы, посвященные религиозному разномыслию (христианскому сектантству и иудаизантам); труды, раскрывающие особенности традиционных верований коренного населения Поволжья, Урала, Сибири и Кавказа; работы по народной религиозности. Статья в основном фокусируется на последних двух группах исследований, а также отчасти затрагивает проблему религиозного разномыслия, которая актуализировалась в конце столетия, чему в ряде регионов (Алтай, Поволжье) способствовали процессы этнокультурной самоидентификации, приведшие к образованию новых синкретических религиозных движений (кугу-сорта, бурханизм). Рассматриваемые исследования очень неоднородны в плане отношения исследователя (священника) к объекту исследования. Но в целом, несмотря на то, что перед священнослужителями ставились прежде всего прикладные задачи христианизации и катехизации населения, некоторые из них стремились не только к тщательному исследованию религиозных представлений своей паствы, но и к изучению народных религиозных обычаев и практик, благодаря чему смогли внести значительный вклад в отечественную науку.
Ключевые слова
В статье на основе ранее не опубликованных документальных материалов из Российского государственного исторического архива, касающихся службы в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий чиновников особых поручений В.В. Вашкевича (1865-1902) и С.Д. Бондаря (1902-1917), показано, что обязанности чиновников данного департамента носили разнообразный характер и сводились не только к контролю за религиозной жизнью страны и ее правовому регулированию. В стенах Департамента как на основе регулярных донесений и ответов на запросы чиновников в различные ведомства и губернии Российской империи, так и как следствие высокой командировочной активности его сотрудников, накапливалась обширная информация, позволявшая его служащим проводить работу по анализу данных о текущем состоянии представленных в России неправославных церквей, религиозных организаций и миноритарных религиозных групп, делать выводы об особенностях российского вероисповедного законодательства, выявлять возникающие на практике трудности в области его правоприменения, а также проводить исследования. Результаты этих исследований находили отражение в многочисленных научных публикациях, тематика которых охватывала широкий спектр вопросов, связанных с историей, социологией и антропологией религии.
Ключевые слова
В статье дается обзор публикаций петербургских востоковедов и фольклористов о различных аспектах месопотамской религии. В каждом случае определяется место работы в современной науке. В результате исследования удалось выделить несколько стадий и методов в изучении религии древней Месопотамии: 1) исследование религии вавилонян по сирийским и арабским источникам как частный метод библейской критики; 2) рассмотрение религии шумеров, вавилонян и ассирийцев при изучении социальной истории и истории литературы древнего Востока; 3) привлечение месопотамских примеров для социологических теорий Н.Я. Марра; 4) изучение месопотамских религиозных текстов методами фольклористики (историкогенетический и сравнительно-типологический анализ текстов).
Ключевые слова
Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX - начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии - противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфес-сионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е. Крымский). Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А. Машанова, Н.П. Остроумова, П.К. Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.
Ключевые слова
В статье, построенной на использовании архивных материалов ПФА РАН, РГИА, ОР РНБ, рассматривается вопрос том, какие формы и методы поддержки еврейского меньшинства можно выделить в работе Д.А. Хвольсона (1819-1911). Даже неспециалисту известны усилия Д.А. Хвольсона по борьбе с кровавым наветом, относящиеся к 1861-1911 гг. Помимо них следует указать на попытку Д.А. Хвольсона организовать доцентуру по еврейским предметам (1896-1897), документы о которой сохранились в архивном фонде Хвольсона в ПФА РАН. Эта несостоявшаяся доцентура была отдаленным предшественником «Высших курсов востоковедения», которые будут позднее открыты в Петербурге учеником и почитателем Д.А. Хвольсона бароном Д.Г. Гинцбургом. В особенности же важной следует счесть работу Д.А. Хвольсона в русле Wissenschaft des Judentums. Продолжая линию своего наставника Абрахама Гейгера (1810-1874), направленную на деколонизацию изучения иудаизма и на преодоление конфессионально-христианской искажающей линзы в изучении иудаизма, активно отстаивая необходимость использовать иудейские источники для интерпретации Нового Завета и раннего христианства, Д.А. Хвольсон предвосхищал то развитие науки, которое во второй половине ХХ века станет мейнстримным.
Ключевые слова
Статья посвящена исследованию научной и общественной деятельности трех российских ученых - Н.В. Брюлловой-Шаскольской, С.А. Ратнер-Штернберг и В.Н. Харузиной - в контексте истории отечественного религиоведения середины XIX - начала XX в. Их научные труды в области этнографии и истории стали одними из первых отечественных исследований, созданных в рамках новой науки о религии. Н.В. Брюллова-Шаскольская была среди первых, кто применил методы сравнительного антропологического исследования при изучении религии Древнего Рима. С.А. Ратнер-Штернберг собрала и систематизировала материалы по верованиям североамериканских индейцев. В.Н. Харузина внесла неоценимый вклад в науку, посвятив свои университетские лекции основным теоретическим вопросам религиоведения. Изучение деятельности первых женщин-ученых на рубеже XIX и XX веков, в один из самых сложных периодов истории России, открывает возможности для рассмотрения целого ряда важных вопросов: о женском образовании, о вхождении женщин в науку и научное сообщество, о взаимоотношении науки и власти. Все это позволяет не только реабилитировать забытые имена талантливых исследовательниц в истории отечественной науки, но и сформировать образ эпохи в контексте интеллектуальной истории страны.
Ключевые слова
В статье рассматривается психологическое направление российской науки о религии рубежа XIX-XX вв. В психологических подходах к изучению религиозного в России этого периода можно выделить два основных направления: философско-психологическое (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Л.М. Лопатин и др.) и естественно-научное (В.М. Бехтерев, А.А. Токарский, В.Ф. Чиж, А.Ф. Лазурский, А.И. Яроцкий и др.). Исследователи первого направления занимались общими теоретическими вопросами психологии религии, находясь под значительным влиянием работ В. Вундта и У. Джеймса; в рамках направления велись дебаты о психологической интерпретации понятия души, критиковались позиции физиологического монизма и параллелизма, формировалась доказательная база спиритуалистической гипотезы понятия души. Исследователи второго направления основывались в том числе на методологии, предложенной в экспериментальной психологии, и фокусировали свое внимание не столько на общих вопросах, сколько на более конкретных явлениях; при этом влияние Вундта, Джеймса и др. западных исследователей на их работы также велико. Область религиозного относилась в России к сложным для исследования темам, и научная психология больше интересовалась другими направлениями психологии, нежели религией. При этом русская естественно-научная психология этого периода достигла значительных успехов и признания в мировой науке. Общий высокий уровень психологических исследований в России обусловил и высокий уровень дореволюционной отечественной психологии религии, что выразилось, среди прочего, в том, что российская наука о религии в ее психологическом направлении по ряду вопросов опередила свое время.
Ключевые слова
Статья посвящена выявлению основных тенденций в развитии науки о религии в России в конце XIX - первой четверти ХХ века. Одной из причин сравнительно позднего оформления науки о религии в России было отсутствие теологических факультетов в университетах и сосредоточение изучения религии исключительно в пределах духовных школ. К концу 1916 г. в России сложилось достаточно благоприятная ситуация для дальнейшего развития науки о религии, начали складываться собственные российские научные школы в рамках востоковедения, антиковедения, а также этнографии, которые поддерживали тесные академические контакты с зарубежными учеными. В наиболее сложных условиях находились исследователи истории христианства и библеисты. К началу ХХ века существовало два направления изучения религии - конфессиональное и основанное на методах критического научного анализа. Второе направление развивалось в русле европейской науки: эволюционный антропологический подход становился привычным, постепенно все более привлекательными оказывались социологические теории.
Ключевые слова
Этнограф, лингвист и историк религии Владимир Германович Богораз (Тан) (1865-1936) в 1934-1936 гг. написал книгу «Стадии развития шаманства». Книга никогда не была опубликована, ее рукопись хранится в Государственном музее истории религии. Читателю представлен фрагмент из второй части книги, которая называется «Идеология шаманства», посвященный дуалистической мифологии, в основном связанной с космогоническим представлениями у разных народов.
Ключевые слова
В статье приводится описание этнографических коллекций, собранных Е.М. Шиллингом для Центрального антирелигиозного музея на Кавказе во время экспедиций в период с 1934-го по 1940 г. Она содержит не только подробную классификацию и техническое описание материала, имеющего отношение к традиционным верованиям народов Кавказа, но и ценные антропологические, культурно-исторические и библиографические сведения. Введение их в научный оборот не только позволит дать более точную атрибуцию предметов повседневной культовой практики, хранящихся в музеях России, но и прольет новый свет на особенности традиционной религиозности народов Восточного Кавказа.
Ключевые слова
Статья посвящена начальному периоду истории армянского протестантизма в Российской империи. Охарактеризованы основные принципы российской конфессиональной политики в отношении армянской диаспоры - поддержка Армянской Апостольской церкви и противодействие католической и протестантской пропаганде среди армян. Выявлены истоки армянского протестантского движения - деятельность американских миссионеров в Османской империи и Базельского миссионерского общества в российском Закавказье. Показана история образования протестантской общины в г. Шемахе Бакинской губернии и обстоятельства ее легализации в качестве прихода Евангелическо-Лютеранской церкви. Рассмотрены вопросы о мотивах обращения части шемахинских армян в протестантизм и о возможных связях протестантов Шемахи с зарубежными религиозными организациями. Проанализированы соображения и подходы, которыми руководствовались чиновники МВД и Кавказского наместничества при урегулировании конфликта между армянами-протестантами и духовными властями Армянской Апостольской церкви. Автор приходит к выводу, что религиозный кризис в Шемахе был разрешен властями на основании принципов имперского бюрократического конфессионализма и ограниченной веротерпимости, существовавшей в России до 1905 г.
Ключевые слова
В статье рассматривается эсхатологическое направление дискуссии о сохранении священства в согласии беглопоповцев (часовенных) Урала и Сибири. В качестве методологической основы использованы подходы урало-сибирской археографической школы, сочетающей изучение истории старообрядческих обществ и деятельности их духовных лидеров с исследованием литературного творчества староверов. Работа включает в себя обзор основных тенденций полемики о судьбах «истинной» иерархии в XVIII-XIX вв. В центре внимания находится оригинальное сочинение неизвестного старообрядческого автора «Разсуждение о временах века сего», которое было создано в последней четверти XIX в. для предотвращения принятия часовенными Белокриницкой иерархии. Сравнение «Разсуждения» с уже известными сочинениями этого периода подобной тематики выявило важные совпадения и существенные отличия - в образной системе аргументации, языке и т. д.
Ключевые слова
В статье дается феноменологическое истолкование эсхатологического опыта участников движения, охватившего во второй половине 1932 г. Кунгурский и Ординский районы современного Пермского края. Его центром стала небольшая деревня Подавиха. К моменту ликвидации движения органами ОГПУ руководство Кунгурской епархии и приходское духовенство так и не смогло определить свою позицию по отношению к произошедшему. Кем-то было запущено в оборот название «ивановская секта» - по имени духовного лидера протоиерея Ивана Котельникова. Согласно другой точке зрения, участники движения остались в пределах церкви, «разделения нет». На основе источников, хранящихся в Пермском государственном архиве социально-политической истории (ПермГАСПИ), показано, что ядро эсхатологического мироощущения обитателей Подавихи сложилось из двух элементов: опыта победоносной борьбы с «обновленческим расколом» в 1924 г. и травмы, нанесенной процессом коллективизации.
Ключевые слова
Статья представляет собой критический комментарий российского исламоведа на недавний тематический выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный междисциплинарному изучению современного ислама в России и за рубежом. Основываясь на богатом опыте архивной и полевой работы среди мусульман на российском Северном Кавказе, автор обсуждает сильные и слабые стороны современной научной литературы о реформаторстве в исламе. Основное внимание обращено на ее нарративы и языки научного описания. Похоже, что ученые преувеличивают значение сопротивления, модернизации и реформирования мусульманских обществ. Тематический репертуар ислама в модерном историческом контексте в действительности намного богаче. Более того, заявленные в номере проблемы обычно продолжают рассматриваться согласно ошибочным эссенциалистским постулатам времен колониализма и «холодной войны». Автор доказывает, что нарратив исламской реформации, предложенный Ириной Стародубровской, не подходит для исследования проблем современных мусульманских обществ в России и за рубежом. Он лишь декларирует междисциплинарный диалог, но не находит поддержки у большинства специалистов, занимающихся мусульманской проблематикой нового и новейшего времени. Вместо конструирования новых метанарративов автор предлагает коллегам искать альтернативные и не столь эссенциалистские теоретические модели, в которых следует обращать больше внимания на самих мусульман как активных игроков в современном глобализированном мире, изучать конкретно их религиозные дискурсы, практики и социальные сети.
Ключевые слова
Статья является ответом на рецензию В. Бобровникова на выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный исламской реформации. Дискуссия с рецензентом строится вокруг двух различных сюжетов. Во-первых, это подходы к организации междисциплинарного диалога, его цели, правила и условия успеха. Автор статьи считает, что подобный диалог не должен вести к всеобщему согласию с каким-либо единым концептом, но представляет собой постоянный обмен мнениями, поиск точек соприкосновения при соблюдении этических принципов взаимодействия и уважении оппонентов. Во-вторых, это возможность изучения происходящего в современном исламском мире, используя метанарративы вообще и модернизационную парадигму в частности. В статье объясняется разница между теориями модернизации в широком и узком смысле, проясняется методологическая ценность ранних модернизационных теорий и обосновывается тезис об особой роли постсоветского периода в разрушении традиционной культуры на Северном Кавказе.
Ключевые слова
Конференция «Религия и русская революция» прошла в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в течение трех полных дней, 26-28 октября 2017 г. На ней были представлены 52 доклада, с которыми выступили специалисты из 11 стран и многих российских городов. Важнейшие доклады будут опубликованы позднее в специальном номере нашего журнала (на русском) и в сборнике в одном из американских издательств (на английском). Главной задачей конференции было показать не только влияние Революции 1917 г. на старые религиозные институты, не только интеллектуальные и культурные реакции на события, но и попытки создать новые типы «сакрального», которые бы обосновывали меняющийся социальный порядок и ведущее к нему революционное насилие. Сайт конференции: http://conferences.msses.ru/religion.
Ключевые слова