Современные проблемы сервиса и туризма
2019. — Выпуск 3
Содержание:
В статье рассматривается религиозный туризм как одно из наиболее динамично развивающихся направлений туризма. Исследовательская гипотеза заключается в предположении о том, что термин «религиозный туризм» устарел, и сегодня целесообразно говорить о понятии «духовный туризм». Духовный туризм - понятие более широкое, охватывающее и традиционные религиозные поездки (в том числе и паломничество), но также учитывающее и все иные важные мотивы туристов, в т.ч. формирующие так называемую категорию около(псевдо)религиозных видов туризма. Последние сформировались в условиях постмодерного мира на основе интеграции компонентов самых различных сфер, относящихся к духовным практикам. Для проверки актуальности и содержания гипотезы в статье предпринят анализ современных трендов паломнического, религиозного и светского туризма, изучены взгляды на объект исследования российских и иностранных ученых, рассмотрены мотивы современных религиозных путешественников, предпринята попытка определить нишевую дифференциацию религиозного туризма, а также рассмотрены отдельные особенности сакральных объектов и объектов религиозного туризма. На основе модельного подхода методом бальной оценки экспертно-аналитическим путем выделены 26 разновидностей религиозного туризма в зависимости от факторов мотивации путешественников и их массовости. Выделены 5 типов (групп) сакральных и религиозных объектов по степени и возможности вовлечения их в туристскую деятельность. В результате сделан вывод о роли и возможностях духовного туризма для обоих его агентов - религиозной сферы и туриста.
Ключевые слова
В работе проанализированы особенности организации религиозного туризма евреев хасидского направления в Украине. Акцентированы особенности локализации сакральных мест хасидов, которые приурочены в основном к местам захоронений еврейских праведников и проповедников. Детально охарактеризованы хасидские религиозные святыни г. Умань (могила цадика Нахмана), пгт. Меджибож (могила основателя хасидизма Баал-Шем-Това), а также прочие крупные еврейские религиозные дестинации, расположенные на Подолье, Закарпатье, западной Украине и т.д. Отдельно рассмотрены центры паломничества евреев к местам массового уничтожения населения в период Холокоста и немецко-фашистской оккупации. Детально рассмотрены современные религиозные центры еврейской общины, созданные для проведения религиозно-культовых мероприятий. Определены основные проблемы развития хасидского религиозного туризма в Украине. Среди них следует особо выделить отсутствие серьезных научных исследований, касающихся выявления, определения ценности и демаркации еврейских сакральных мест паломничества, а также недостаточно развитую законодательную базу, которая бы обеспечила надлежащую правовую защиту и охрану объектов еврейского паломничества. Среди серьезных угроз развития еврейского религиозного туризма можно также выделить опасность полного уничтожения и застройки сакральных мест и объектов паломничества, использование их территории в хозяйственных или иных нерелигиозных целях, вандализм. Также возникают дополнительные угрозы исчезновения сакральных мест в результате природных процессов запустения, эрозии, выветривания. Также, среди общих проблем туризма еврейскими сакральными местами в Украине можно выделить отсутствие развитой туристской инфраструктуры соответствующего уровня, плохую транспортную доступность недостаточное экскурсионное обеспечение. Насущной проблемой остается наличие религиозных и этнических конфликтов. Для решения насущных проблем, следует выполнить целый ряд задач общегосударственного и регионального характера. Среди них ключевое значение имеет поиск еврейских сакральных мест на территории Украины и определение религиозной ценности. Необходима также передача прав собственности на объекты паломничества представителям региональных еврейских религиозных общин, заключение соглашения о поддержке данных мест в надлежащем состоянии. Для развития еврейского религиозного туризма нужно создать соответствующую инфраструктуру надлежащего уровня, которая бы удовлетворяла потребности туристов и паломников, а также разработать программы по созданию культурно- просветительских центров на базе этих мест.
Ключевые слова
В статье рассмотрены перспективные направления внедрения инноваций в сферу религиозного туризма, который является одним из потенциально привлекательных направлений развития бизнеса. Предметом исследования является экскурсионное обслуживание в религиозном туризме. Цель - выявление перспективных направлений применения инновационных технологий экскурсионного обслуживания, направленных на удовлетворение исторического и познавательного интереса, связанного с посещением религиозных объектов. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение инноваций будет способствовать росту спроса на услуги религиозного туризма и позволит привлечь платежеспособный спрос в лице семей с детьми, отдых которых направлен на получение новой информации и знаний о регионе присутствия. Основные методы исследования: системный и ситуационный подход, моделирование социально-экономических процессов, формально-логический анализ. Результаты работы заключаются в исследовании статистических показателей туризма в России и спроса на услуги историкокультурного направления, который может быть увеличен в случае активизации внедрения цифровых технологий в экскурсионное обслуживание. Основные направления будущих исследования связаны с разработкой теоретико-методических основ религиозного туризма как вида деятельности, имеющего социальное и культурное значение для развития регионов страны.
Ключевые слова
В статье, представляющей результаты междисциплинарных исследований, предпринята попытка расширить понятие «религиозный туризм», определить цели и содержание дополненного варианта религиозного туризма. Предложен авторский термин «духовно-культурный туризм» и дано описание этого вида туризма, который активно развивается в России в рамках внутреннего и въездного туризма. Дальний Восток - территория, обладающая туристической привлекательностью, перспективная для посещения иностранными туристами, в первую очередь из сопредельных государств и близлежащих стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Географическое положение, мощная рекреационная, историческая и культурная база региона стали основой для привлечения зарубежной аудитории. В статье описываются разноплановые значимые объекты духовно-культурного туризма в регионах Дальневосточного федерального округа. Полиэтничность и конфессиональное многообразие регионов Дальнего Востока рассматриваются в статье как благоприятные исторические факторы для развития духовно-культурного туризма. Устанавливается взаимосвязь между духовно-культурным туризмом на Дальнем Востоке и укреплением отношений России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона на основе политики мягкой силы, наращиванием мягкосилового потенциала страны, реализацией культурной дипломатии как части публичной и общественной дипломатии. Несмотря на большое количество объектов духовно-культурного наследия на Дальнем Востоке, духовно-культурный туризм на данной территории в настоящее время представлен не в достаточной мере, поэтому в результате исследования сформулированы перспективы развития духовно-культурного туризма в регионах Дальнего Востока.
Ключевые слова
Статья посвящена развитию религиозного туризма в Самаре, который в настоящее время является одним из распространённых видов туризма во всём мире. Выявлены теоретические основы религиозного туризма, который представляет собой самостоятельный вид туризма, предполагающий организацию путешествия с религиозными целями. Определены и описаны его разновидности: культурно-познавательный, паломнический, событийный, круизный. Показаны основные этапы развития религиозного туризма в России. Дано ёмкое и чёткое описание каждого исторического этапа развития религиозного туризма. Охарактеризованы ресурсы религиозного туризма в Самаре: архитектурные памятники, музеи, монастыри, памятники святым и выдающимся личностям, подвижникам веры, не только в настоящее время, но и в историческом прошлом. Обозначено влияние самарского купечества на формирование ресурсной базы религиозного и паломнического туризма в прошлом. Активная деятельность самарского купечества способствовала формированию культурного религиозного пространства города. Благодаря их меценатской деятельности в городе уже в начале ХХ века появились шедевры конфессиональной архитектуры, которыми и в настоящее время гордится город. Показаны возможности использования культурного наследия для развития религиозного и паломнического туризма в Самаре как важный фактор туристской привлекательности и туристского имиджа территории.
Ключевые слова
В статье рассматриваются основные вопросы паломнического туризма Ярославской области. Приводится определение понятия «паломничество» и рассматривается его происхождение, выявляются основные мотивы совершения паломничества. Анализируются возможные объекты паломнического туризма на территории Ярославской области, связанные с этим тематические событийные мероприятия. В статье приводятся имена выдающихся уроженцев Ярославского края, чтимых в связи со священными подвигами. В статье обозначаются основные объекты паломничества Брейтовского, Даниловского, Угличского, Ростовского, Тутаевского районов и города Ярославля, по территориям которых проходят туристские маршруты паломнического отдела Ярославской епархии РПЦ. Также в статье описаны возможности использования в паломнических маршрутах особого методического приема - экскурсионного сторителлинга. Предложено определение понятия, основные составляющие и примеры «паломнических» экскурсий, в сюжетной линии которых включены технологии сторителлинга. В статье приведены кейсы экскурсионного сторителлинга в составе экскурсионных продуктов на базе религиозных объектов г. Ярославля (Свято-Введенский Толгский женский монастырь, Федоровский кафедральный собор, Крестобогородская церковь, Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь, церковь Николы на Меленках), г. Тутаева (Воскресенский собор), г. Ростова (Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь, Аврамиев Богоявленский монастырь), а также маршрута в село Годеново к Животворящему кресту. Подчеркивается значимость приема сторителлинга для экскурсантов. В заключение приведены выводы о многообразии экскурсионных объектов паломнического туризма Ярославской области.
Ключевые слова
Развитие туризма в регионах, повышение имиджевой составляющей локальных туристских объектов, рост эффективности региональных брендов являются одними из стратегических задач современной экономической реалии. Религиозный и паломнический туризм играют немаловажную роль в этом направлении. Статья посвящена формированию туристского и паломнического интереса на примере Тверской области. Рассматриваются разные точки зрения на паломничество и поездки с целью знакомства с религиозными святынями. Подробно исследуется история появления и современный образ православных Крестных ходов как самобытного явления, а также их влияние на культурно-исторический и духовный потенциалы Верхневолжья. Соотнесены возможности познавательного и религиозного начал в привлечении потенциальных туристов и паломников. Уделено внимание местам размещения туристов как весомому аргументу в заинтересованности гостей из других регионов нашей страны и зарубежья. Проанализирована структура этих мест (гостиницы, отели, хостелы и т.д.) и номерной фонд по ключевым объектам на примере XX Большого Волжского Крестного хода, который включает в себя знаковые места для прихожан и верующих. Статистически изучены количественные показатели временных рядов участников одного из наиболее известных Крестных ходов Тверского региона (Крестного хода по берегам реки Тьмы). В завершающей части статьи предлагаются пути повышения интереса к Тверской Земле во всём её туристском многообразии и социальноэкономических возможностях.
Ключевые слова
В статье обозначены проблемы организации религиозного и паломнического туризма в России и в её регионах. Паломнические туры как направление туризма - явление относительно новое, несмотря на то, что паломнические путешествия люди начали совершать еще в глубокой древности. Башкортостан - многонациональная республика. Самыми многочисленными верующими в республике являются православные христиане и мусульмане. Рассмотрена история возникновения и основные объекты православного и мусульманского паломничества в Башкортостане. Несмотря на растущую популярность паломничества, большинство поездок по святым местам Республики Башкортостан носят частный характер. Проведен анализ деятельности турфирм по организации православных паломнических поездок, который показал, что в настоящее время в Башкирии нет туристских фирм, которые бы серьезно занимались разработкой, продвижением и реализацией паломнических туров, особенно по внутренним направлениям. Некоторую деятельность по организации поездок к святым местам ведет оператор экологического туризма на Южном Урале - некоммерческое партнерство «Экологическое объединение Тенгри». Несмотря на то, что у этого оператора нет паломнических туров как таковых, «Тенгри» все же дает верующим возможность совершить поездку к наиболее почитаемой святыне республики - месту явления иконы Табынской Божией матери в рамках нескольких туров по Республике Башкортостан. Выяснилось также, что на сегодняшний день в достаточной степени развито паломничество лишь в два монастыря - Богородице-Табынский женский монастырь и Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Эти монастыри в республике являются самыми известными и популярными православными обителями среди верующих. Они обладают богатейшей историей, а святыни этих мест являются одними из наиболее почитаемых в регионе. Между тем, туристские ресурсы для осуществления паломнических поездок в республике представлены в достаточном количестве.
Ключевые слова
В статье анализируются вопросы развития религиозного туризма в Донецком регионе (ДНР). Указывая на значительный потенциал для развития религиозного туризма в регионе в целом, внимание акцентируется на православном христианском направлении, так как оно преобладает в религиозной палитре Донецкого края. Авторы исследуют историю указанной проблематики. Анализируя различные теоретические трактовки, подходы к определению дефиниции «религиозный туризм», под последним они понимают путешествие с религиозно-познавательной целью, при котором турист в большей степени интересуется «внешней стороной» той или иной религии, того или иного религиозного объекта или явления. Подчеркивается непреходящая актуальность развития религиозного туризма для повышения духовно-нравственного уровня общества. На широком фактическом материале доказывается, что Донецкий регион имеет солидную базу для развития данного вида туризма. В исследуемом регионе на 01.01.2019 г. выдано 247 свидетельств о легализации приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, из которых 15% приходится на г. Донецк. В регионе расположено большое количество православных храмов, которые имеют значительную аттрактивность для туристов. Особый потенциальный интерес представляют места, связанные со святым Преподобным Илией Макеевским, источники в с. Коньково Тельмановского района, в п. Ремовка (г. Снежное), монастырь Касперовской иконы Божьей Матери в п. Грузско-Ломовка (г. Макеевка), монастырь Иверской иконы Божьей Матери (г. Донецк). Указанный потенциал во многом нивелируется сложной военно-политической и социально-экономической обстановкой, несмотря на которую в регионе увеличивается количество религиозных объектов. Данный факт способствует увеличению количества туристов, путешествующих с религиозно-познавательной целью, причем не только внутренних, но и международных. Решение острых общественно-политических вопросов должно стать основой для налаживания нормального развития всех видов туризма, включая религиозный.
Ключевые слова
В статье речь идет о том, что в современном мире наблюдается рост количества путешествий к местам жизни и смерти известных личностей. Примечательно, что данный рост основывается преимущественно на лицах, которые осознанно выбирают посещение места или мест, связанных со знаменитостью, как главную цель своего путешествия. Известность и значимость знаменитостей приводят к тому, что их статус в глазах определенной части поклонников становится похожим на святых. Основной целью статьи является ответ на вопрос, возможно ли рассматривать путешествия, прямо или косвенно мотивированные звездой, как относящиеся к новому типу религиозного туризма, тем самым признавая факт того, что для определенного сегмента людей поклонение знаменитости подобно религии, или это просто тренд времени. В статье делается попытка исследования феномена паломничества к знаменитостям одновременно с изучением психологии, социологии и досуга, чтобы понять мотивационные факторы, которые вовлекают и подталкивают отдельных паломников/туристов к местам, связанным со знаменитостями. В статье делается вывод, о том, что понятие знаменитости, природа паломничества и выбор места и способа путешествия связаны друг с другом посредством использования концепции личной мотивации, озвученной Грэйамом Данном в 1977 году. Гипотеза исследования заключается в том, что знаменитости действуют так, чтобы одновременно подталкивать и притягивать путешественников к себе или к местам, связанным с их жизнью, посредством сложного набора культурных, исторических, психологических и личных факторов, которые схожи с факторами, управляющими людьми при совершении паломнических поездок в классическом понимании данного явления.