Современные проблемы сервиса и туризма
2018. — Выпуск 1
Содержание:
Искусство вызывает желания чувствовать его духовную красоту снова и снова. Поэтому повышение эффективности музейных организаций следует проводить на базе развития искусства: их художественного оформления, сервиса посетителей, организации экспозиций. Этим обусловлена актуальность исследования ориентиров развития искусства музейной организации. Исследование проведено в соответствии с метатеоретическим подходом к определению музейного искусства. Реализован авторский метод выбора синтаксиса метатеоретических характеристик, детерминации их семантики, формулирования вербальной функции и синтеза категории музейного искусства. Для проведения системно-позитивного анализа использованы работы отечественных и зарубежных учёных. На основе этого синтезированы характеристики и категория музейного искусства. Определены императивы развития искусства музейной организации. Выявлено, что музейное искусство целесообразно сосредотачивать на красоте и эстетике памятников истории, поселений прошлого, предметов быта, прикладного искусства, орудий труда, народных промыслов и ремёсел, на доброте исторических традиций, на эмоциональных импровизациях мифов, легенд, сказок, на творческих элементах обрядовых артефактов, предметов декоративно-художественного искусства, национальной одежды. Показано, что музейное искусство способствует формированию экспозиций музеев как культовых достопримечательностей, являющихся символами культурного сознания страны. Такие экспозиции порождают неисчерпаемые желания людей посещать и чувствовать духовную красоту музея безгранично вновь и вновь. Синтезированная категория и императивы развития музейного искусства отражают основные направления и принципы актуального совершенствования музейных организаций.
Ключевые слова
В статье определяется роль мифологизации в создании музейного и туристского образа достопримечательностей. Музейные и туристские практики предполагают мифологическую репрезентацию прошлого в настоящее. Автором выделены два уровня мифологической деятельности: мифологизация при формировании музейного и туристского образа и использование мифологем при осмыслении музейного и туристского опыта. Мифы в туристской сфере рассматриваются как продукт мифологического мышления в виде текстов легендарного характера в туристских и музейных практиках и как принцип смыслообразования. Примерами использования мифологем при осмыслении музейного и туристского опыта являются мифологемы пути, прозрения, откровения. Ведущим мифологизированным концептом музейной и туристской сфер выступает аутентичность. Бинарная оппозиция «подлинность, аутентичность - копия» - одна из значимых в смысловом поле музея и туризма. Концепт-мифологема «Весь мир - театр» в музейных и туристских практиках используется как основание «драматургического подхода», когда объекты показа «презентуются» в «театральном» формате. Оппозиция «сцена - закулисье» основывается на мистификаторском подходе к туристской презентации, разграничении того, что демонстрируется («передний план»), и того, что скрывается от туриста («задний план»). Истолкование мифологических мотивов, символов и метафор, их органичное использование в практике является непременным условием позитивной динамики в музейно-туристской сфере. Теоретические конструкты, основанные на мифологемах-концептах, мифологизации, способствуют образному символическому обобщению музейного и туристского опыта и позволяют соотносить его с социальной реальностью.
Ключевые слова
Статья посвящена актуальным направлениям вовлечения музейного дела в экономическое пространство современного туризма. Значимость культурно-исторического наследия в жизни современного общества находит отражение в структуре потребительских предпочтений путешественников, создавая устойчивую мотивацию туристской деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики отеля-музея как инновационного формата гостиничного продукта, позволяющего максимизировать психологический опыт туриста за счёт получения впечатления от условий проживания. Выделены причины и факторы трансформации традиционных функций музеев, определены основные пути повышения эффективности музейной деятельности на рынке туристских услуг. Рассмотрены тенденции развития музейного туризма как ключевой сферы деятельности музеев в рамках рыночной модели функционирования, сделан вывод об усилении аттрактивной роли музеев в туристских центрах. Обоснован тезис о необходимости и преимуществах интеграции музейного пространства в сферу гостиничной деятельности. Выявлены актуальные современные форматы услуг средств размещения, получившие развитие на рынке гостеприимства, проведена их сравнительная характеристика. Проанализированы тенденции развития отелей-музеев в России и за рубежом, определено их место в классе концептуальных отелей. Дано определение термина «отель-музей» как средства размещения, предоставляющего особый формат гостиничной услуги, который позволяет туристу получить впечатления от условий проживания благодаря сочетанию функции услуги размещения и музейного объекта. Сделан обзор наиболее известных отелей-музеев в России и за рубежом. Выделены характерные признаки, функциональное назначение и конкурентные преимущества отелей-музеев, классифицированы их основные типы.
Ключевые слова
Рост численности научных исследований в области теории и практики музейного дела в наше время обусловлен повышением интереса со стороны государственных органов, общественных и культурных организаций и отдельных граждан к проблемам поиска, восстановления, сохранения и систематизации культурно-исторического достояния, этнического и религиозного наследия, как собственного народа, так и других народов мира. Изучению теоретических и прикладных аспектов развития музейных учреждений стран мира посвящены труды многих ученых. Однако комплексного географического анализа региональных особенностей развития музейных учреждений мира по отдельным континентам, странам и регионам еще детально не проводилось. Именно поэтому объектом данного исследования является музейные учреждения различных регионов мира, а предметом - региональные особенности их формирования и развития, локализация и уровень обеспеченности музейными учреждениями стран мира. Целью исследования является региональный анализ современного развития музейных учреждений мира. В работе поставлена конкретная задача: проанализировать особенности распределения музейных заведений мира по отдельным странам, регионам, континентам, а также исследовать особенности обеспеченности музейными учреждениями стран мира, определить основные пропорции и соотношения численности музеев различного типа и профиля в отдельных странах и регионах мира и разработать рекомендации по оптимизации развития в них музейного дела. Источником данных для подготовки статьи стали статистические бюллетени ЮНЕСКО. В работе использованы статистические, аналитические, сравнительно-географические, описательные, литературные, картографические методы исследования.
Ключевые слова
Статья отражает современные тенденции в музеологии и научных направлениях, связанных с историко-культурным туризмом. Она строится на пересечении нескольких дисциплин, занимающихся интерпретацией древних архитектурных памятников, - теории и истории пространственных искусств, гражданской (политической) истории Древнего Рима, истории римской религии и градостроительства. Для современного гида и музейного работника статья будет полезной как выражение актуального на сегодняшний день подхода, который направлен не столько на изучение памятников и коллекций, сколько на установление взаимодействия с аудиторией, т.е. с современными горожанами. В этом взаимодействии экскурсант рассматривается в качестве полноправного участника коммуникации, а не пассивного получателя научных сведений и эстетических впечатлений. Музейный экспонат, в свою очередь, описывается с точки зрения коммуникации между экскурсантом и реальной вещью, сформированной градостроительной, политической, религиозной и художественной логикой древней культуры. Для апробации действенности такого подхода авторы выбрали алтарь Августова Мира в Риме. При описании алтаря предпринимается попытка восстановления городского контекста этого сооружения (ныне утраченного ввиду разрушения алтаря после падения империи и позднейшей застройки Марсова поля, а также его дальнейшего перемещения). В целях наглядности делается сопоставление пропагандистских приёмов, используемых в древних культовых сооружениях и в памятниках тоталитарных эпох. Анализ строения и иконографической программы алтаря Мира призван помочь экскурсанту раскрыть в себе собеседника древних памятников архитектуры и скульптуры, а экскурсоводу - восстановить и представить музейный объект в контексте жилой среды, пусть на сегодняшний день и полностью или частично утраченной. Этот подход может быть использован при работе с объектами in situ.
Ключевые слова
В статье обозначена проблема музейного и туристического сотрудничества России и зарубежных европейских стран по линии тематики отечественной истории. Как практический образец поставленной проблемы рассматривается использование периода конца XVIII века отечественной истории в её процессуальном ходе на территории Европы и Оттоманской империи с фокусированием на личность великого русского полководца А.В. Суворова. Это блистательные победные походы русского полководца во время русско-турецкой войны, в Северной Италии, Швейцарии. Безусловно, имя А.В. Суворова связано и с другими европейскими странами: Германией, Польшей, Швецией, Финляндией, Австрией, Великобританией, Чехией. Среди перечисленных стран есть те, в которых он не воевал, но влиял на их военную позицию. Для рассмотрения поставленной проблемы были выбраны наиболее информационно обильные музейные комплексы и туристические маршруты в Болгарии, когда она была частью Оттоманской империи, Северной Италии, Швейцарии. Заслужил внимание автора также дом-музей А.В. Суворова в Винницкой области Украины в с. Тимановка недалеко от Тульчина. Именно здесь полководец написал настольную книгу всех русских полководцев «Наука побеждать». Музеи, посвящённые А.В. Суворову, особенно в Северной Италии и Швейцарии совместно с туристическими маршрутами, повторяющими ход армии А.В. Суворова, охватывают довольно большую территорию указанных стран, и на это обращается внимание как на опыт расширения содержания музеев. Во время жизни русского полководца его имя «победно гремело» по Европе как освободителя. Поэтому рассмотрение музейных комплексов с сопровождающими их туристическими маршрутами подводит к важному выводу современности: русская армия с её военным искусством выполняет миссию мира.
Ключевые слова
В статье представлен историко-географический анализ сети музеев под открытым небом в Германии. Анализ базируется на информации Национального атласа Германии и авторском опыте исследований периода 2000-х гг. на примере земли Баден-Вюртемберг. Музейная сеть Германии за последние годы значительно расширилась и сейчас представляет собой пространственное сочетание музеев с экспозициями всех основных хронологических периодов - каменного и бронзового веков, раннего железного века, раннего и позднего средневековья, а также нового времени. Это расширение временных рамок музейных экспозиций позволяет моделировать экскурсионные маршруты с центрами (музеями) посещения в хронологическом порядке. В статье представлен пример хронологического ряда музеев под открытым небом на примере земли Баден-Вюртемберг. Представлена общая оценка культурно-исторических ресурсов Германии для организации музеев под открытым небом. Предложено различать две группы музеев по основной тематике (и ресурсу) - музеи поселенческого типа и отраслевые (функциональные) музеи (транспорта, науки, техники и культуры). Основой многочисленных музеев-поселений часто являются научные реконструкции на базе археологических памятников поселенческого типа. Варианты размещения и формы организации таких музеев очень разные. Особое значение имеет сеть региональных музеев сельской культуры, где представлена типичная застройка (жилая и хозяйственная), восстановлены сады и луга со старинными сортами, проводятся экспериментальные исследования по восстановлению старых пород домашнего скота. Такие музеи «живой истории» - это научные центры и центры культуры, а также крупные туристские центры со значительным потоком туристов. Выполнено сравнение немецких и российских музеев под открытым небом. Отмечено сходство в тематической структуре - развитие трёх основных направлений (сельская культура, история (и археология), отрасли хозяйства (и техника). Общей является ведущая тематика музеев - сельская культура. При этом немецкие музеи создаются как научные реконструкции древних и старых поселений (в т.ч. на базе археологических раскопок), а российские музеи - это в основном коллекции сохранившихся старых жилых домов и церквей - преимущественно памятников деревянного зодчества. Археологические памятники поселенческого типа - слабо освоенный богатый культурно-исторический ресурс для организации музеев под открытым небом в России. Основой музейной деятельности должно оставаться сочетание научного и культурно-познавательного направлений при ведущей роли науки.
Ключевые слова
В статье актуализируются научные исследования и деятельность Национального музея Республики Бурятия в контексте развития музейного дела и развития туризма в Байкальском регионе. Использование особо ценных объектов культурного наследия - археологического наследия эпохи хунну, буддийских религиозных предметов, этнографических коллекций и декоративно-прикладного искусства Республики Бурятия, стало одним из стратегических концептов для достойного представления Восточной Сибири в отечественных и международных проектах. В работе уделено внимание роли национальных музеев в сохранении как культурного наследия, так и нематериального наследия. Сохранение музейных коллекций и создание соответствующих условий для их хранения, бережное отношение к исторической памяти и историко-культурному наследию народов, населяющих Республику Бурятия, их грамотное использование для развития будущего, для достойного воспитания подрастающего поколения - вот основные постулаты современных музеев. Актуализация музейного наследия через призму развития туризма и туристской инфраструктуры как никогда оказывает огромное влияние на развитие азиатской части России, где Центральноазиатская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути, происходило слияние духовных культур различных племён и этнических групп.
Ключевые слова
В статье на примере Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ) рассматриваются возможности развития культурно-познавательного туризма региона. Авторами на основе конкретных данных анализируются предпосылки, позволившие открыть в Казани музей изобразительного искусства, исследуется генезис развития музея, выявляются наиболее значимые факты из истории его функционирования. Важным фактором, влияющим на интерес к музею, является его представление как уникального памятника зодчества, построенного в начале XX века. ГМИИ РТ является хранилищем уникальных произведений мирового (русского, европейского) изобразительного искусства, а также искусства тюркских и других народов, проживающих на территории Республики Татарстан. В статье дается анализ мероприятий, организуемых музеем (выставки, лектории, образовательный центр, музыкальные фестивали), которые влияют на туристскую привлекательность музея. Авторами обозначены некоторые проблемы, препятствующие развитию музея как объекта культурно-познавательного туризма. Теоретико-методологическую основу работы составили труды по теории развития туристских дестинаций, исследования по истории Казани, путеводители по историческим памятникам зодчества, сохранившимся на территории города Казани, а также труды по истории татарского изобразительного искусства, публикации, посвящённые творчеству отдельных художников и др. Сделан вывод о роли и вкладе ГМИИ РТ в развитие туристско-экскурсионной сферы столицы Республики Татарстан - тысячелетней Казани.
Ключевые слова
Целью исследования является разработка новых экскурсионных программ в ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры». Для решения заявленной цели использовались общенаучные и специальные методы исследования. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития музейного туризма в регионе, определены социокультурные функции досуга как основополагающего элемента при разработке новых экскурсионных программ. Предложено авторское видение понятий «музейный туризм» и «квест-экскурсия». Авторами утверждается, что посещение музея как вида досуговой деятельности служит развитию личности удовлетворяет познавательные, эстетические и другие потребности; на институциональном уровне создаёт благоприятную атмосферу. В процессе исследования авторами определены типы, предлагаемых в Белгородской области экскурсионных туров: исторические экскурсионные туры, природные экскурсионные туры, экологические экскурсионные туры; основные действия, связанные с формированием экскурсионных услуг, представление культурного наследия региона. Выделены факторы формирования развития сферы туристско-экскурсионных услуг, детально раскрывается значимость объектов культурного наследия Белгородской области. Представлены результаты опроса экскурсантов, способствующие дать объективную оценку популярности экскурсионных объектов Белгородской области на основе изученной информации. Рассмотрены способы вовлечения различных категорий населения в культурно-познавательный туризм, авторами разработана программа квест-экскурсии на базе Белгородского государственного музея народной культуры. Основным направлением квест-экскурсии является возрождение и сохранение культурных традиций Белгородского края. Основными потребителями разработанной квест-экскурсии «Истоки» являются учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, а также обучающиеся ВУЗов и СУЗов г. Белгорода. К потребностям представленной целевой аудитории отнесено расширение знаний о традиционной культуре своего края и России в целом.
Ключевые слова
В статье рассматриваются перспективы вовлечения малых городов в развитие внутреннего туризма и роль музеев в создании привлекательных турпродуктов. Сделан вывод, что креативный комплексный подход к нетрадиционному музейному показу помогает привлечь все возрастные и социальные группы. Благодаря этому аудитория муниципальных музеев может расти и создавать дополнительные возможности для развития малых российских городов. Музеи могут вносить существенный вклад в формирование потребительского опыта в малом городе и в создание запоминающихся впечатлений при взаимодействии туриста с предлагаемым туристским продуктом. Пример Владимирской области показывает, что участие музеев в разработке интерактивных программ и мероприятий, включенных в региональный событийный календарь, может способствовать росту интереса к малым городам России как туристическим направлениям, вносить серьезный вклад в наращивание и распределение турпотока. Учитывая ограниченные ресурсы малых городов и муниципальных музеев, необходим поиск эффективных сочетаний разных элементов музейного и туристского продукта; освоение интерактивных подходов; формирование ценностного предложения малого города и доступность информации о нем для всех целевых аудиторий; обеспечение транспортной доступности; создание удобной системы покупки туристских и музейных услуг. В этой связи высока роль различных форм поддержки, способствующих привлечению стейкхолдеров туристской дестинации к совместному созданию турпродуктов и развитию туристской инфраструктуры.
Ключевые слова
Музеи играют незаменимую роль в поддержании и развитии национального самосознания людей, а также воспитании чувства патриотизма. Новым этапом развития музейного дела стало активное вовлечение их в туристское пространство региона. Статья посвящена единственному частному музею Истории казачества в Анапском районе Краснодарского края Российской Федерации. Как правило, создатели частных музеев - это настоящие сподвижники, увлеченные и бескорыстно преданные идее вовлечения широкого круга людей в знакомство с историей и традициями своей родины. Создатель музея - член Российского военно-исторического общества, потомственный казак и предприниматель Владислав Брусник. За короткий срок музей уже отмечен несколькими грамотами, в нём побывали тысячи посетителей. Экспозиция музея посвящена древней истории региона, казачеству, Великой Отечественной войне, а также истории вооружённых сил России. Почти вся его экспозиция представлена предметами частной коллекции В. Брусника. В планах развития музея - создание во дворе реконструкции передовой линии фронта с окопами, блиндажами, походной кухней. В. Брусник считает, что знакомство с этой интерактивной площадкой будет очень полезным для патриотического воспитания анапских школьников и туристов из других регионов страны.
Ключевые слова
В статье представлено исследование, раскрывающее влияние музея Г.Н. Журавлёва на развитие туризма в Самарской области. Музей Г.Н. Журавлёва находится в селе Утёвка Нефтегорского района Самарской области. На примере творческой деятельности Г.Н. Журавлёва, уроженца села Утёвка, у которого с рождения были атрофированы руки и ноги, показана сила человеческого духа и стремление быть полезным не только его современникам, но и будущим поколениям. Григорий Журавлёв закончил земскую школу, экстерном - мужскую гимназию в Самаре, взял несколько уроков живописи и, обладая невероятным трудолюбием и упорством, сумел развить свой талант, создавая в истинном смысле нерукотворные произведения искусства - иконы, портреты, фрески. В статье раскрыты этапы становления музея Григория Николаевича Журавлёва, показано влияние К.Е. Данилова и А.С. Малиновского на формирование фондов музея и его продвижение. Проанализированы многие проекты, в которых музей Г.Н. Журавлёва выступал инициатором и активным участником. Деятельность музея не только происходит в с собственных стенах, но и за пределами. Музей создал востребованный экскурсионный проект, который реализуется на территории села Утёвка и включает в себя места, связанные с жизнью и деятельностью Г.Н. Журавлёва. Активная проектная деятельность, в которой участвует музей, даёт в перспективе возможность развития различным видам туризма.
Ключевые слова