Современные проблемы сервиса и туризма
2016. — Выпуск 2
Содержание:
Статья посвящена теоретическим и вытекающим из них прикладным проблемам наук о туризме. Автор подчеркивает разобщенность методологических подходов к пониманию туризма, отсутствие общей эпи- стемологии, несогласованность вопросов истории происхождения феномена туризма, конфликт между ком- мерческими и социальными целями исследований туризма. Господство «бизнесс-центричной» парадигмы при- вело к тому, что туризм воспринимается и изучается сугубо как индустрия, а не как древнейший социальный институт. Коммерческий туризм преимущественно чувствителен к спросу, оставляя остальные составля- ющие этого феномена незамеченными. Такой подход привел к ориентированию исследований на стандарты потребления турпродуктов, полностью игнорируя антрополоцентрические корни туризма как явления. Автором проведен обзор и подробный анализ работ европейских и латиноамериканских ученых с целью вы- явления основных подходов к пониманию туризма и, исходя из этого, найти корни существующих методо- логических проблем наук о туризме. Если взять за основу тот факт, что основные существующие теории в туризме могут быть разделены на шесть групп (согласно A. Santana-Talavera) - коммерческое гостепри- имство, инструмент демократии, подкультура отдыха, форма культурного выражения, процесс аккуль- турации, фактор усиления колониальной зависимости между центром и периферией, - то заметно, что социальная и антропоцентрическая сущность туризма остается в тени исследований о туризме. Поэтому в статье подчеркивается важность таких исследований. Актуальный вопрос, которому автор уделяет особое внимание в своем исследовании, - это корни туризма как явления, истоки и предпосылки его возникновения. На этот вопрос нет однозначного ответа: многие авторы, понимающие туризм как бизнес-индустрию, считают, что туризм развивается с сер. ХХ в., т. е. после окончания Второй мировой войны, ученые же, трактующие туризм как социальное явление, говорят о первых проявлениях туристской деятельности в древних цивилизациях. Автор не согласен с точкой зрения первых, он также приводит аргументы против теории «стагнации» туристской деятельности в Средние века и склоняется к тому, что туризм - это древнейший социальный институт, направленный на удовлет- ворение базовых человеческих потребностей в отдыхе. Автор в ходе своего исследования выявил следующие понимания туризма: 1) бизнес-индустрия; 2) способ повышения производительности труда; 3) священный тотем для индустриального общества; 4)«потерян- ный рай», на поиски которого отправляется человек, совершая туристическую поездку; 5) метафора со- временного мира; 6) древний социальный институт. Также автор приводит тезис о том, что туризм - это ритуал, и его первоначальная функция заключается в пространственно-территориальной и личностной дислокации. Это позволяет людям почувствовать себя в других социальных ролях и в другом статусе. Ту- ризм - это также функция мечты, попытка порвать с рутиной или правилами повседневной жизни. То есть, такой кратковременный побег из повседневной реальности, издавна приятый практически почти во всех культурах, позволяет обществу сохранять свою устойчивость и функциональность путем психического равновесия своих индивидуумов. При этом автор подчеркивает, что европейская модель туризма с макси- мизацией удовольствия и фокусировкой на финансовой выгоде не может быть принята как единственно верная, а туризм не должен быть рассмотрен только как ритуал путешествия с целью потратить на досуг заработанные деньги, также необходимо рассматривать и другие модели и понимания туризма. Ведь в племенах, не знакомых с концепцией «работа ради отдыха», тоже можно наблюдать специфические фор- мы туризма. Этот пример подчеркивает значимость антропоцентричной модели развития туризма. Одной из важных методологических проблем в системе наук о туризме является территориальная и куль- турно-языковая разобщенность мирового научного сообщества. За прошедшие десятилетия латиноаме- риканскими учеными накоплен значительный массив знаний, который практически не известен европей- ским исследователям. При этом латиноамериканская наука испытала значительное влияние европейской, и большинство представителей первой приняли «евроцентричное» понимание туризма. Автор выступает с критикой подобного подхода и настаивает на том, что именно антропоцентричная модель позволит вос- полнить существующие теоретически пробелы, сократить разрыв между различными областями знаний, изучающих туризм, и способствовать консолидации и оформлению науки о туризме в единую самодоста- точную дисциплину.
Ключевые слова
Татья посвящена вопросам вовлечения культурного наследия народов Российской Федерации в туристскую деятельность. Приводится краткая характеристика материального и немате- риального культурного наследия России. Констатируется, что страна обладает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, который слабо используется в ту- ристской сфере. Между тем, сближение культуры и туризма есть условие повышения аттрак- тивности и конкурентоспособности дестинаций для жизни, путешествий, работы и инве- стирования. Раскрываются причины отложенного спроса на культурно-познавательные туры в России. Отмечается тенденция в развитии современной российской культуры - повышение интереса к музеям, прежде всего, к тем, которые осуществляют хранение аутентичных об- разцов художественного, историко-культурного и природного наследия. Выделяется два типа достопримечательностей - культовые и флагманские, рассматриваются особенности их ис- пользования в туристских целях и делается вывод о необходимости их сочетания для устойчи- вого развития дестинации. Приводятся международные принципы взаимодействия культуры и туризма, в которых приоритет отдается локальному контексту. Для эффективного взаи- модействия культуры и туризма предлагается создание специальных платформ и механизмов, основанных на партнерских отношениях среди широкого круга заинтересованных сторон. В ка- честве актуальной формы взаимодействия культуры и туризма рассматриваются событий- ные мероприятия. Характеризуется государственная политика в области культурно-познава- тельного туризма в России, показано поэтапное ее становление и современные особенности, в частности, переход от формирования точек роста в сфере туризма к созданию глобальных межрегиональных туристских маршрутов на основе культурного наследия. Теоретические по- ложения иллюстрируются примерами из отечественной и зарубежной практики на националь- ном, региональном и локальном уровнях.
Ключевые слова
В материалах статьи сувенирная продукция рассматривается в контексте выстраивания коммуникаций с посетителями музеев - туристами, в том числе и эмоционального характера. Таким образом, процесс формирования ассортимента сувенирной продукции рассматривается как деятельность, совокупность средств и конкретные действия по поиску, анализу, генерации и распространению информации о музее, значимой для туриста, потенциального музейного по- сетителя и самого музея - объекта туристского показа. Автором предлагается к рассмотре- нию несколько кейс-практик, которые могут быть использованы частными, корпоративными и народными музеями в качестве банка идей при формировании линейки сувенирной продукции или при осуществлении мониторинга имеющегося ассортимента. Также в статье уделено вни- мание вопросу изменения роли музеев в современном обществе, их представлению как объектов туристского показа современного формата. Упоминается опыт Российского государственного университета туризма и сервиса по реализации проекта «Содружество народных и независи- мых музеев». В качестве обобщения автор указывает на ключевые тенденции развития вопро- сов проектирования, производства и реализации сувениров для туристов.
Ключевые слова
В статье рассматривается сравнительно новое явление в современной туристкой и музейной отраслях явление - музеи легенд и мифов. Это класс новых, «нетрадиционных» музеев, где этот жанр народного фольклора выходит за рамки присущей любому музейному учреждению мистики и становится отдельным объектом туристского показа. Базовые постулаты статьи основаны на двух утверждениях: 1) музеи легенд - это репрезентанты туристских легенд, то есть форма их представления современному туристу; 2) легенды и мифы - это часть народного фольклора, вовлеченная в туристскую деятельность, все «экспонируемые» в «музеях легенд» легенды являются туристскими. Исходя из этого, авторы формулируют собственное определение такого музейного учреждения. Музеи легенд - это учреждения музейного типа, в которых легенда выступает основным объектом показа, сохранения и изучения. При этом мифологическое пространство, частью которого является туристская легенда, представляется опосредовано, через материальные артефакты, а также с помощью интерактивных и театрализованных форм музейной коммуникации. Музей легенд - это форма сохранения, представления и вовлечения туристских легенд и иных форм народного фольклора в туристскую деятельность. В статье сформулированы основные признаки и приведена типология музеев легенд по ряду признаков: форме организации музея, способу представления информации, способу организации экспозиции, формам преобладающей музейной коммуникации, объектам музеефицирования. В ходе выявления и изучения музеев легенд авторами составлен рейтинг ТОП-20 таких учреждений по популярности (упоминаемости на тематических туристских сайтах, в блогах, отзывах туристов) и посещаемости. Рассмотрены примеры наиболее интересных и привлекательных музей легенд в мире. Сделан вывод о том, что музеи легенд в современных условиях - это неотъемлемая составляющая туристской отрасли, которая заслуживает самого пристального внимания как туристов, так и исследователей в сфере территориального туристского маркетинга.
Ключевые слова
В статье рассматривается формирование базы данных частных и корпоративных музеев Рос- сии, создаваемой научными сотрудниками ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса». Рассмотрены три этапа формирования базы данных: 1) определение функ- циональных возможностей базы, 2) разработка меню базы с предварительной подготовкой ис- ходных данных, 3) сбор информации и внесение данных в базу. Перечисленные этапы включают разработку основных требований, предъявляемых к базе данных, определение ключевых инфор- мационных блоков с описательной частью их составляющих, формирование вспомогательных таблиц для разработки меню базы, описание ее функциональных возможностей (выпадаю- щие списки, фильтры, календарь и т. д.) с указанием используемых инструментов и функций MS Office Excel, сбор информации о негосударственных музеях от туристско-информационных центров и администраций субъектов Российской Федерации, проверку полученных данных, их актуализацию и непосредственное внесение в базу данных. Также в статье приведен пример выборки и полученные на ее основе данные по количеству негосударственных музеев субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации. В статье рассматривается определение понятия «музейный сервис», описано назначение функций «Проверка данных», «Диспетчер имен» программы MS Office Excel, а также определе- ны значимость выпадающих списков в описываемой базе данных. Созданная база данных него- сударственных музеев является уникальной, не имеющей аналогов в России, и может являться основой для проведения аналитических исследований.
Ключевые слова
Санкт-Петербург выступает центром музейной жизни России, где постоянно действуют более 200 объектов историко-культурного наследия - исторических, географических, прикладных, от- раслевых музейных комплексов и архитектурных памятников. История музейного дела в городе насчитывает более 300 лет. В статье рассмотрены основные отличия корпоративного музея, предопределяющие интерес со стороны бизнес-туристов. Раскрыты цели и формы взаимодействия корпоративных музеев и делового туризма в регионе. Представлена отраслевая классификация основных ведомствен- ных музеев Санкт-Петербурга. Выявлены факторы предпочтения и установлен рейтинг пяти наиболее востребованных корпоративных музеев города. Рассмотрены формы и признаки вза- имодействия корпоративных музеев Санкт-Петербурга в призме развития делового туризма. Предложены информационно-образовательные технологии как фактор привлечения деловых туристов в регион и развития корпоративных музеев. Описаны основные этапы создания кор- поративного музея с целью привлечения бизнес-туристов. Раскрыты основные принципы проек- тирования деловых встреч на основе потенциала отраслевых корпоративных музеев. Выявлены основные негативные моменты в организации взаимодействия бизнес-туризма с корпоратив- ными музеями и предложены меры по их нейтрализации.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области. Автор приводит информацию о количестве, направлениях и формах рабо- ты этих музеев. Важнейшим инструментом развития деятельности музеев образовательных организаций определены интерактивные формы работы, среди которых мастер-классы, квест- игры (игры-расследования), познавательные деловые игры, интерактивные инсценировки. В ста- тье охарактеризованы вышеназванные формы работы музеев образовательных организаций Ярославской области. Информативным материалом для написания статьи стали результаты ежегодных семинаров для руководителей музеев образовательных организаций Ярославской об- ласти, которые проводит Государственное образовательное учреждение дополнительного об- разования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГОУ ДО ЯО «ЦДЮТурЭК»), а также практические разработки Центра и многолетний опыт руководителей музеев образовательных организаций региона. В статье отдельное внимание отводится зна- комству читателя с опытом музеев, работа которых эффективна на сегодняшний день и ис- пользуется в качестве источника не только музейной педагогики, но и с целью развития школь- ного образовательного туризма в регионе. Это прежде всего музеи Мокеевской, Великосельской средних школ и СОШ № 20 г. Рыбинска. В заключении перечисляются основные преимущества использования интерактивных форм в музее образовательных организаций, что позволяет со- вершенствовать музейную работу и использовать музей при образовательном учреждении как важнейший ресурс развития музейной педагогики и образовательного туризма региона.
Ключевые слова
Статья посвящена изучению современного состояния и перспектив развития культурного и му- зейного туризма в странах «Арабской весны». Представлен социально-экономический и поли- тический анализ, приведен краткий обзор развития сирийского культурного туризма в част- ности. В статье рассматривается целесообразность применения кластерного подхода в сфере культуры и туризма; структура, специфика и условия формирования культурных туристиче- ских кластеров в Арабском регионе. На основе обобщения мирового опыта в области развития культуры и туризма автором предложены следующие направления: активизация деятельно- сти некоммерческих организаций (НКО); международное вмешательство гуманитарного тури- стического значения; формирование «музеев мира» в целях развития пацифистского (как формы культурного) и музейного туризма; формирование экомузеев; интеграция музеев различных ви- дов и создание музейной сети под названием «Арабский музейный мир». В работе раскрыта роль туризма в решении межнациональных и межэтнических конфликтов, укреплении дружеских отношений между народами и обеспечении мира в регионе. Данный опыт актуален не только для государств Арабского региона, но и для всех горячих точек мира в сло- жившейся кризисной ситуации.
Ключевые слова
Статья раскрывает актуальную тему развития регионального туризма Томской области, а также рассматривает роль музеев в формировании конкурентоспособной туристической среды, которая способна привлечь интерес не только жителя родного региона, но и оказать влияние на рост посещения города Томска гостями из соседних регионов и стран. Указанный процесс исследуется через опыт работы частного музея Томска - Первого музея славянской ми- фологии, обладающего уникальным потенциалом - оригинальными работами художников-сла- вянистов, чьи творческие потенции были направлены на изучение и воспроизведение истории, культуры и традиций славянского народа. Пространство творческой мастерской музея позво- ляет приобрести каждому посетителю частный опыт, к чему апеллируют многие современ- ные тенденции, связанные с развитием сферы туризма. Первый музей славянской мифологии, в свою очередь, адаптирует свою деятельность в соответствии с интересами посетителей, находит каналы для установления диалога, посредством которого реализует социально-адап- тационные и воспитательные функции. Также в своей деятельности музей славянской мифо- логии ориентируется на туризм как особую форму работы с аудиторией разных возрастов и социальных групп. Интерактивный характер реализующихся на базе музея проектов отве- чает современной тенденции развития не только культурно-досугового, но и туристического пространства города. В статье дано описание некоторых значимых для развития туризма выставок. Данные проекты направлены на формирование бренда города как привлекательного культурно-туристического центра Сибири. В статье даны оценки деятельности музея в рам- ках указанного направления
Ключевые слова
В последнее время значительно расширилась сфера туристических услуг, предоставляемых для людей с особыми потребностями по зрению (слепым и слабовидящим). В статье представлен двенадцатилетний опыт музея «Огни Москвы» по работе с людьми, имеющими проблемы со зрением. Сотрудники музея разработали методику проведения экскурсий для данной группы посетителей. В настоящее время совместно со Спортивно-реабилитационным гостиничным комплексом Всероссийского общества слепых реализуется программа «Изобретатели», в рам- ках которой туристы из других городов смогут не только посетить музей «Огни Москвы», но и совершить увлекательную экскурсию по городу, познакомившись с изобретениями, которые делают комфортной жизнь горожан. На примере частного музея «Огни Москвы» наглядно по- казана важнейшая для современного общества социальная функция музейного учреждения, по- зволяющая делать жизнь людей с особыми потребностями более яркой, эмоциональной, дарить радость бытия и открывать для них возможности сферы туризма и путешествий.
Ключевые слова
Возросший в последнее время туристический интерес к Сибири и Дальнему Востоку обуслов- лен богатейшими историей и культурой восточных регионов России, наследием и традициями коренных народов, красивыми городами и старинной архитектурой, уникальными природными достопримечательностями и достижениями знаменитых сибиряков. Немалый вклад в форми- рование устойчивого внимания к сибирской тематике у жителей разных поколений Москвы, Под- московья, регионов Центральной России вносит новый частный музей, открывшийся в 2015 г. - Московский музейно-выставочный центр «Музей Сибири, Севера и Дальнего Востока». В данной статье рассмотрена история основания музея, опыт межрегионального сотрудничества с си- бирскими музеями (частными и государственными), учреждениями образования и науки, органа- ми власти, общественными организациями и местными жителями.
Ключевые слова
Музей истории сберегательного дела Поволжского банка ПАО «Сбербанк» расположен в истори- ческой части Самары, в бывшем доме купца Аржанова, и представляет коллекцию экспонатов, документов, фотоархива за 170 лет существования Сбербанка. История России и история Сбер- банка неразрывно связаны. Поэтому концепция музея - проследить, как развивалась история отечественных денег, сберегательного дела и банковского бизнеса в целом в контексте нашей страны через призму времени. Музей приглашает на экскурсии и квест-туры по Самаре жителей и гостей города. В статье рассматривается история сберегательного дела в Поволжье, особен- ности формирования экспозиции музея, экскурсионные и интерактивные программы работы с по- сетителями, разработанные сотрудниками музея. В сезоне весна-лето 2016 г. будет работать выставка «Копилка» в офисах Сбербанка, с посеще- нием которой можно узнать о том, как копили и на что тратили сбережения наши предки. Со- вместно с самарским интернет-изданием «Другой Город» музей запускает программу «Прогулки со смыслом» по улицам «Денежной Самары». В помощь туристам разрабатываются специаль- ные туры на платформе мобильного приложения izi.TRAVEL. Кроме обзорных экскурсий и викто- рин в стиле модного сегодня storytelling, музей удивляет посетителей «невидимой выставкой» в полной темноте, приоткрывая тайны элементов защиты банкнот банка России и зарубежных стран, хранящихся в кошельках граждан. Музей регулярно готовит новые выставки, в частности, одними из последних новинок - выставки редких изданий из фондов Самарской областной универсальной библиотеки по истории банков, денег и кредита в купеческой Самаре рубежа XIX-XX вв.; деньги независимых государств-бывших республик СССР (в память 25-летия распада Союза) из частного собрания. Музей истории сбере- гательного дела в Самаре и все его более 2000 единиц хранения всегда рады предстать перед гостями в увлекательной экскурсии и событийных мероприятиях.
Ключевые слова
В статье представлен опыт создания крупнейшего и не имеющего аналогов в России макета территории целой страны - России, в формате национального шоу-музея. Музей представля- ет собой своеобразный художественный образ регионов страны от Калининграда до Камчат- ки, расположенный на общей площади 800 кв.м. Является самым большим макетом в России и вторым по величине в мире (после Miniatur Wunderland в Гамбурге), при этом является самым большим в мире макетом страны. На макете представлена модель повседневной российской действительности, реализованной через множество минисюжетов. Житейские ситуации де- монстрируют различные виды человеческой деятельности: труд, отдых, спорт, учёба, военная служба, дачная жизнь, путешествия, массовые гуляния и даже попытка побега из мест лишения свободы. Природный и культурный ландшафт макета состоит из морей, рек, озер, гор, пляжей, жилых домов, вокзалов, аэропортов, музеев, стадионов, военных баз, вокзалов, железных дорог и многого другого. Наземный транспорт представлен легковыми и грузовыми автомобилями разных типов, трамваями, автобусами, железнодорожными поездами, образцами сельскохозяй- ственной, строительной и военной техники. У посетителей есть возможность самостоятель- но запускать движение на макете благодаря интерактивным кнопкам, расположенным по пери- метру макета. В 2014 г. музей «Гранд Макет Россия» вошёл в ТОП-10 самых фотографируемых мест Петербурга, а в 2015 г. - в пятёрку лучших музеев России. В статье описан опыт возведения макета, этапы его создания, раскрыта специфика функцио- нирования такого объемного и сложного инженерного сооружения, охарактеризованы особен- ности маркетинговой деятельности.
Ключевые слова
Впервые публикуется история и описание кукольного народного художественного промысла «Потешный промысел», который официально зарегистрирован в Санкт-Петербурге в начале 1990-х гг. и продолжает активно развиваться и распространяться сегодня. Приводится крат- кий обзор традиционного игрушечного декоративно-прикладного искусства на территории С.-Петербурга и Ленинградской области, обозначены особенности и факторы его возникновения, описаны характерные отличительные признаки. В статье демонстрируется производствен- но-технологический процесс изготовления сувенирных кукол и показывается организационная структура, концепция и принципы работы компании. Раскрываются этапы ее становления и расширения. Поднимается вопрос эффективного применения выпускаемой продукции, ее ути- литарных и эстетических функций. Особое внимание уделяется учреждению Петербургского музея кукол, созданного на базе производства и ставшего гарантом его сохранения и дальней- шего качественного роста. Санкт-Петербург как крупная, многогранная туристская дестинация международного уровня, богатая привлекательными культурно-историческими объектами, является мощнейшим им- пульсом в проектировании туристических продуктов. К ним относятся в том числе сувенирные изделия местного производства, характеризующие образ города, его стиль и ментальность. Фарфоровые куклы «Потешного промысла» в национальных, военных и других исторических ко- стюмах, выполненные в стиле и традициях региона, представленные в экспозиции Петербург- ского музея кукол и главных магазинах подарков, создают необычную новую легенду и оригиналь- ный туристский бренд «Город кукол - Петербург».
Ключевые слова
В статье освещаются основные этапы становления и современные направления деятель- ности музея-усадьбы П.И. Чайковского в г. Воткинск. Музей-усадьба композитора П.И. Чайков- ского в г. Воткинск открыта в 1940 г. на базе построенного в 1806 г. дома горного начальника И.П. Чайковского - отца великого композитора. П.И. Чайковский родился в этом доме и жил до достижения им 8 лет. С момента открытия и до сегодняшнего дня музей пережил несколько научных реставраций, последняя из которых была завершена в 2015 г., в год 175-летия со дня рождения великого композитора. На сегодняшний день, кроме мемориального дома, возрожден полный усадебный комплекс, включающий 6 зданий, воссоздан дворянский парк, перед домом установлен памятник П.И. Чайковскому известного скульптора О. Комова. В музее работают постоянные и сезонные экспозиции, на его базе с 1958 г. проводится ежегодный музыкальный фестиваль «На родине П.И. Чайковского». В музее проводятся традиционные и интерактивные экскурсии, праздники, музыкальные вечера. Музей-усадьба П.И. Чайковского является объектом культурного наследия федерального значения, привлекательным туристским объектом, ко- торый рассматривается как основа разработки и реализации проекта туристского кластера «Чайковский» в г. Воткинск. Базисом исследования выступила реконструкция событий на основе архивных источников с использованием целого ряда исторических методов исследования. Кроме того, использовались методы анализа и синтеза, сравнительный, описательный. Результаты исследования позволяют проследить последовательность действий, которые позволили почти из разрушенного состояния привести музей к статусу объекта федерального значения и все- мирной известности.
Ключевые слова
Истринский район - наиболее аттрактивный в Ближнем Подмосковье благодаря выгодному гео- графическому положению. Эффективным представляется использование его территории для рекреационных целей - обустройства эколого-познавательных троп, краеведческих маршрутов и создания общедоступных народных парков. В статье предлагается проект создания и ком- плектации эколого-образовательного центра, общественного музея природы и народного парка в бассейне реки Малая Истра. Создание такой территории необходимо не только для эколого- образовательных, но и для лечебно-оздоровительных и рекреационных целей. Предварительно проведены социально-экологический мониторинг процесса субурбанизации, оценка и инвентари- зация природных ресурсов и объектов в бассейне р. Малая Истра с целью выявления наиболее ценных в природоохранном, лечебно-оздоровительном, эколого-эстетическом и учебно-просве- тительском отношении территорий. Реализация проекта позволит резко поднять рекреаци- онно-туристический потенциал Истринского района и в то же время сохранить участки наци- онального ландшафта центра Русской равнины, обладающие высокими эколого-эстетическими и оздоровительными функциями. Кроме того, привлечет инвестиции в этот быстро развива- ющийся сектор экономики, что создаст новые рабочие места для местного населения. В даль- нейшем возможно создание рекреационно-туристического кластера, нацеленного на развитие сельского (в том числе и этнографического) туризма на территориях Истринского, Рузского, Можайского, Шаховского, Лотошинского и Волоколамского районов. Полученный результат может быть использован в дальнейшем в Российской Федерации для тиражирования положи- тельного опыта обустройства территорий вблизи крупных городов, обладающих высоким ле- чебно-оздоровительным, эколого-эстетическим и рекреационным потенциалом, для развития социально ориентированных общедоступных видов туризма.
Ключевые слова
В статье рассматриваются особенности организации и предоставления услуг историко-куль- турного туризма на примере историко-культурного комплекса «Остров-град Свияжск». В насто- ящее время историко-культурный туризм является одним из самых массовых и популярных видов туризма, включающий в себя посещение географических, исторических и культурных достопри- мечательностей. Историко-культурный туризм в Республике Татарстан - один из наиболее пер- спективных для развития видов туризма. Услуги историко-культурного туризма, оказываемые в историко-культурном комплексе «Остров-град Свияжск», включают в себя экскурсии, туры вы- ходного дня, интерактивные мероприятия, народные гуляния, организацию выставок и др. Для сохранения и повышения эффективности развития историко-культурного комплекса, поддержа- ния спроса на услуги историко-культурного туризма целесообразно использовать весь существу- ющий в отечественной и зарубежной практике арсенал организационно-экономических механиз- мов. Наиболее значимыми из этих механизмов являются: 1) взаимодействие с федеральными государственными органами в сфере охраны и использования историко-культурного наследия; 2) выделение в качестве отдельной статьи финансирования при экономическом планировании задачи сохранения историко-культурного наследия; 3) развитие международного и регионально- го сотрудничества в направлении сохранения историко-культурного наследия; 4) научно-исследо- вательская деятельность по выявлению и охране историко-культурного наследия; 5) градостро- ительное регулирование деятельности на территории острова Свияжска, и др.
Ключевые слова